Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Дорожимъ ли мы Омофоромъ Пречистой?

Дѣва днесь предстоитъ въ церкви, и съ лики святыхъ невидимо за ны молится Богу... (Кондакъ праздника Покрова).

Неужели это правда? Неужели Сама, «Вышшая небесъ и чистшая свѣтлостей солнечныхъ», всякое прошеніе Которой исполняется Божественнымъ Сыномъ Ея, принимаетъ участіе въ нашей церковной молитвѣ?

Неужели Она, бывшая Сама «одушевленнымъ храмомъ Небеснаго Царя», входитъ въ наши убогіе, рукотворенные храмы и молится здѣсь вмѣстѣ съ нами и подобно намъ за насъ, грѣшныхъ?

Да, это такъ! Въ этомъ удостовѣряютъ насъ многія событія изъ жизни святыхъ и, въ особенности, замѣчательное событіе, воспоминаемое 1-го октября по ст. ст. — въ день праздника Покрова Пресвятыя Богородицы.

Давно это было — около тысячи лѣтъ тому назадъ. Во Влахернскомъ храмѣ въ Константинополѣ, гдѣ хранились великія святыни — риза Богоматери, Ея омофоръ, или головное покрывало, спускавшееся на плечи, и часть пояса, — совершалось всенощное бдѣніе. На бдѣніи присутствовалъ великій праведникъ того времени блаженный Андрей, Христа ради юродивый, вмѣстѣ съ своимъ ученикомъ Епифаніемъ. И вотъ, въ 4-мъ часу ночи имъ представилось дивное зрѣлище. Отъ царскихъ вратъ шествовала величественная Жена, окруженная страшной свитой. Честный Предтеча Господень и Апостолъ Іоаннъ Богословъ поддерживали Ее подъ руки, а множество святыхъ въ бѣлоснѣжныхъ одеждахъ окружали Ее, воспѣвая гимны и священныя пѣсни.

Когда Она приблизилась къ амвону, блаженный Андрей, какъ бы не довѣряя очамъ своимъ, спросилъ Епифанія: «Видишь ли Госпожу и Царицу міра?» — «Вижу, отецъ мой духовный», отвѣчалъ тотъ: «вижу и ужасаюсь». И вотъ, пока они смотрѣли, Она, преклонивъ колѣна, молилась долго-долго, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончивъ здѣсь молитву, подошла затѣмъ къ престолу — молилась и тутъ столь же горячо за предстоящій въ храмѣ народъ. По окончаніи молитвы, Она сняла съ Себя блиставшее на подобіе молніи, великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой Главѣ Своей, и, держа его съ великой торжественностью Своими пречистыми руками, простерла его надъ всѣмъ стоящимъ въ храмѣ народомъ.

И долгое время, пока видима была Пресвятая Богородица, видно было и это распростертое надъ народомъ покрывало, излучавшее изъ себя молніевидную славу Господню...

Такъ наглядно, по изволенію Божію, было показано людямъ покровительство Божіей Матери всему христіанскому роду, а наипаче — молящимся въ храмѣ.

Много и другихъ подобныхъ видѣній и случаевъ извѣстно, изъ коихъ мы со всею очевидностью убѣждаемся, что Пречистая Матерь Божія — дѣйствительно Покровительница наша, а, въ особенности, покровительствуетъ Она всѣмъ любящимъ церковную молитву и никогда не оставляетъ безъ Своей помощи и всесильнаго заступленія всѣхъ усердно молящихся въ храмѣ Ея.

Вникнемъ въ это по-глубже, братіе!

Сама Пречистая Дѣва съ безчисленными ликами Святыхъ входитъ въ наши храмы, когда мы совершаемъ въ нихъ богослуженія, и молится съ нами и за насъ, окаянныхъ грѣшниковъ.

Разумно ли, послѣ этого, пренебрегать храмомъ и чуждаться молитвы церковной?

Сама Царица небесе и земли до того снисходитъ къ намъ, грѣшнымъ, что приходитъ въ наши убогіе храмы и проливаетъ за насъ горячія слезы материнской молитвы, содѣйствуя тѣмъ и нашимъ собственнымъ молитвамъ невозбранно возноситься къ престолу Божію. Она простираетъ надъ нами чудодѣйственный омофоръ Свой, показывая этимъ Свое особенное покровительство и заступничество всѣмъ, кто любитъ молиться въ храмѣ, а мы такъ часто оказываемся столь черствыми и неблагодарными, столь безчувственными и слѣпыми, что не цѣнимъ этой великой любви Богоматери къ намъ, сквернымъ грѣхолюбцамъ, пренебрегаемъ молитвой церковной, и въ тѣ дни и часы, когда въ храмѣ совершается богослуженіе, даже въ дни воскресные и великихъ праздниковъ, предпочитаемъ иногда пойти куда-угодно, но только не въ храмъ Божій на церковную молитву.

Вдумайтесь въ это, братіе, по-глубже и по-внимательнѣе, и вы, если еще не совсѣмъ потеряли вѣру и совѣсть, ужаснетесь, до чего мы, люди, называющіе себя христіанами, безконечно легкомысленно относимся къ величайшему и спасительнѣйшему для насъ дѣлу церковной молитвы, враждуемъ точно противъ самихъ себя и наивно, капризно и глупо по-ребячески, какъ упрямыя, непослушныя дѣти, отвращаемся отъ чудеснаго Покрова Пречистой, пренебрегая Ея всесильною за насъ молитвою!

И послѣ этого — надо ли удивляться, если въ жизни у насъ все идетъ прахомъ, если постигаютъ насъ всякаго рода бѣдствія и неудачи и если ни въ чемъ не находимъ мы духовнаго удовлетворенія, мира, спокойствія и душевной отрады, которыхъ не купишь на землѣ ни за какую цѣну. Безъ молитвы, и особенно молитвы церковной, невозможно быть истинному христіанину.

«Христіанинъ безъ церкви», говоритъ нашъ великій всероссійскій праведникъ и молитвенникъ св. Іоаннъ Кронштадтскій: «какъ рыба безъ воды, не можетъ жить истинною жизнью; церковь — его стихія».

У каждаго изъ насъ въ жизни бываетъ много горестей и печалей, порою столь болѣзненныхъ и мучительныхъ, что кажется иной разъ, и перенести ихъ нѣтъ силъ. Но кто искренно вѣруетъ въ Покровъ и заступничество Матери Божіей, кто любитъ молиться Ей и поспѣшаетъ въ храмы Ея, чтобы быть ближе къ Ней, гдѣ Сама Она предстоитъ съ нами невидимо передъ престоломъ Божіимъ и молится за насъ Богу, — тотъ не можетъ не ощущать дивнаго вѣянія благодати Божіей, изливающейся на него отъ распростертаго надъ нами омофора Пречистой: всѣ горести и печали мірскія далеко-далеко отлетаютъ прочь, и является радостная и непоколебимая увѣренность въ своей безопасности, возникаютъ нежданно-негаданно откуда-то появившіяся силы къ борьбѣ съ превратностями этого лежащаго во злѣ грѣховнаго міра, и главное — удивительно-блаженное чувство полнаго успокоенія, мира, радости и духовной отрады.

«Все обаяніе, вся прелесть страстей», говоритъ о такой молитвѣ св. праведный Іоаннъ Кронштадтскій въ своемъ замѣчательномъ дневникѣ: «исчезаютъ; я какъ бы умираю для міра и міръ для меня со всѣми своими благами; я оживаю въ Богѣ и для Бога, для единаго Бога, и весь Имъ проникаюсь; я дѣлаюсь, какъ дитя, утѣшаемое на колѣняхъ матери; сердце мое тогда полно пренебеснаго, сладкаго мира; душа просвѣщается свѣтомъ небеснымъ; все свѣтло видишь, на все смотришь правильно, ко всѣмъ чувствуешь дружество и любовь, къ самымъ врагамъ, и охотно ихъ извиняешь и прощаешь. О, какъ блаженна душа съ Богомъ!»

Горе тѣмъ, кто, увлекаясь суетными и злыми помыслами пренебрегаетъ Покровомъ Божіей Матери и бѣгаетъ отъ него: это — безуміе, которому нѣтъ равнаго. Кто чуждается церкви и не принимаетъ участія со всѣми вѣрующими въ церковной молитвѣ, — тотъ духовно умираетъ.

Знаетъ это врагъ рода человѣческаго, и чего-чего только не придумаетъ, лишь бы только отвести христіанина отъ церкви. А въ нашъ матеріалистическій вѣкъ эгоизма, самолюбія и служенія своему чреву и изнѣженной плоти — это особенно легко ему удается. И службы въ церкви, молъ, слишкомъ продолжительныя — выстоять ихъ невозможно, нѣтъ времени и вредно для здоровья: то слишкомъ тепло, то слишкомъ холодно, то увидишься въ церкви съ тѣмъ, кого не желаешь видѣть, то хозяйственныя дѣла дома нельзя бросить, то какія-то экстренныя дѣла мѣшаютъ и т. д. и т. д., то-есть тысячи предлоговъ всегда найдутся лишь бы оставить насъ безъ церковной молитвы и лишить спасительнаго Покрова Пречистой.

Не такъ было въ прежнія времена! Тогда еще были истинные христіане, духомъ горящіе, которыхъ дѣйствительно «ничто не могло отлучить отъ любви Божіей во Христѣ Іисусѣ» — «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота ни глубина, ни другая какая тварь» (Рим. 8, 38). Всенощныя бдѣнія продолжались, какъ это и показываетъ самое ихъ названіе, всю ночь, и никто не тяготился этимъ, никакія домашнія дѣла и хозяйство не могли отвлечь отъ всецѣлаго посвященія Богу седьмого дня по заповѣди. А всякая взаимная вражда и недоброжелательство въ храмѣ забывались. Горяча была вѣра, несокрушимо упованіе, пламенна любовь и всѣхъ обнималъ, окрылялъ и согрѣвалъ всесильный, чудодѣйственный Покровъ Пречистой, подъ Которымъ ничто не было страшно вѣрующему христіанину, и онъ съ радостью готовъ былъ идти на всякія лишенія, даже на муки и лютую смерть за Имя Христово.

Дорогіе о Господѣ братіе и сестры! «Дѣва днесь предстоитъ въ церкви»: какъ тогда, такъ и сегодня, такъ и всегда, Она, преклонивъ колѣна, «невидимо за ны молится Богу», обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице.

И о чемъ Она больше всего плачетъ?

Она, конечно, плачетъ о нашемъ неразуміи, о нашей холодности, о нашемъ маловѣріи, невѣріи и окамененномъ нечувствіи, чтó для насъ всего губительнѣе. Она всѣхъ насъ хотѣла бы обнять Своей Материнскою Любовью, въ знакъ чего простираетъ надъ нами Свой дивный свѣтящійся омофоръ. Не будемъ же тупыми, упрямыми, неблагодарными дѣтьми: отзовемся всѣмъ сердцемъ на Ея любящій призывъ, на Ея горячія молитвы за насъ, такою же благодарной, горячей молитвой и будемъ всегда, усердно посѣщая храмы Ея, взывать къ Ней:

«Радуйся, Радосте наша, покрый насъ отъ всякаго зла честнымъ Твоимъ омофоромъ!»

«Въ храмѣ стояще славы Твоея, на небеси стояти мнимъ, Богородице, дверь небесная, отверзи намъ двери милости Твоея!» Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 214-219.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0