Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Домъ Пресвятыя Богородицы.

Во успеніи міра не оставила еси, Богородице... (Тропарь праздника Успенія).

И дѣйствительно не оставила Пречистая Матерь Божія нашего грѣшнаго міра, столь нуждающагося въ благодатной помощи свыше, послѣ Своего всеславнаго успенія. И не только не оставила, но, можно сказать, даже напротивъ — «преставльшись отъ земныхъ къ небеснымъ», Она стала еще ближе, еще дороже этому утопающему «въ похотехъ прелестныхъ» міру, ибо сдѣлалась всесильной Ходатаицей за насъ предъ престоломъ Божіимъ — «въ молитвахъ неусыпающею» и «въ предстательствахъ непреложнымъ упованіемъ». Какъ много было за всю многовѣковую исторію христіанства дивныхъ видѣній и откровеній, изъ которыхъ видно, что непрестанно предстоитъ Она престолу Божію и умоляетъ Сына Своего и Бога за насъ грѣшныхъ; особенно же замѣчательнымъ было видѣніе, котораго удостоился въ X-мъ вѣкѣ великій праведникъ того времени блаженный Андрей, Христа ради юродивый, въ память чего былъ установленъ праздникъ Покрова Пресвятой Богородицы. Онъ видѣлъ, какъ Пречистая Матерь Божія во Влахернскомъ храмѣ въ Константинополѣ, во время всенощнаго бдѣнія, преклонивъ колѣна, на долгій часъ молилась предъ престоломъ, обливая слезами Свое Пречистое и Боговидное лице, а затѣмъ, снявъ съ Пречистой главы Своей великое и страшное, блиставшее на подобіе молніи, покрывало (омофоръ), торжественно простерла его надъ всѣмъ молящимся въ храмѣ народомъ, знаменуя тѣмъ, что Ея покровъ всегда простертъ надъ людьми и что Она не перестаетъ молиться за всѣхъ людей и покровительствовать имъ Своимъ материнскимъ заступничествомъ.

За всѣхъ людей, искупленныхъ Драгоцѣнною Кровью Сына Ея и Бога, молится Пречистая Матерь Божія и всѣмъ покровительствуетъ, но особенно ярко и ощутительно испытывали на себѣ Ея всесильное заступничество и покровъ православные русскіе люди. Очевидно, какою-то особенною подлинно-материнскою любовью возлюбила Пречистая Матерь Божія народъ русскій, ибо нигдѣ не совершила Она столько дивныхъ знаменій и чудесъ, какъ на нашей Родинѣ. Безчисленное множество чудотворныхъ иконъ явилось на Русской Землѣ, отъ которыхъ постоянно источались эти дивныя чудеса и знаменія, а сколько было случаевъ всесильнаго ходатайства и неожиданной помощи и заступленія русскимъ людямъ въ самыя трудныя минуты ихъ жизни, — и не перечесть! Спасала Она, Всемилостивая Заступница наша, и всю Русскую Землю въ цѣломъ отъ нашествій лютыхъ враговъ и, казалось бы, отъ неминуемой и окончательной гибели, когда неоткуда уже было ждать спасенія. За то и русскій народъ особенно почтилъ Матерь Божію строительствомъ въ честь Ея громаднаго количества храмовъ, разсѣянныхъ по всему лицу земли Русской, въ которыхъ со слезами изливалъ передъ Ней всѣ свои скорби и нужды, всегда получая просимое, никогда не посрамляясь въ своемъ упованіи.

И особенно чтилъ русскій человѣкъ именно праздникъ всеславнаго Успенія Ея, какъ бы сердцемъ своимъ чувствуя, что именно чрезъ это событіе стала Она особенно близка и дорога намъ, сдѣлавшись неусыпающею за насъ молитвенницею какъ воспѣваетъ Ее благодарно въ этотъ день св. Церковь.

Недаромъ въ самомъ сердцѣ Святой Руси, въ первопрестольномъ градѣ Москвѣ, въ священномъ Кремлѣ еще издревле воздвигнѵтъ величественный соборный храмъ въ честь Успенія Пресвятыя Богородицы, гдѣ короновались цари русскіе и принимали настолованіе первосвятители Церкви Русской. И эта древнѣйшая святыня Руси, вмѣстѣ съ находившейся въ ней великой святыней апостольскихъ временъ чудотворной иконой Божіей Матери Владимірской, написанной, по преданію св. Евангелистомъ Лукою на доскѣ того стола, на котрромъ въ юности Христа-Спасителя трапезовало Св. Семейство, утвердила за Русской Землей великое и славное наименованіе «ДОМА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ».

И пусть не иронизируютъ кощунственно надъ этимъ святымъ для сердца каждаго истинно-русскаго человѣка наименованіемъ безбожники и «непомнящіе родства» несчастные заблудившіеся русскіе люди!

Наименованіе это не является чьей-либо безосновательной выдумкой, лишенной смысла и значенія: оно исторически обосновано.

— «Господь, пособившій кроткому Давиду побѣдить Голіаѳа, помогъ и благовѣрному князю нашему постоять за вѣру православную,   з а   Д о м ъ   П р е с в я т ы я   Б о г о р о д и ц ы» — такимъ радостнымъ восклицаніемъ встрѣчали новгородцы св. князя Александра Невскаго, возвращавшагося домой послѣ блистательной побѣды, одержанной имъ надъ ливонскими рыцарями (въ 1242 году).

— «Православные люди! Похотимъ помочь Московскому Государству, не пожалѣемъ животовъ нашихъ. Встанемъ всѣ, какъ одинъ, за Русскую землю,   з а   Д о м ъ   П р е с в я т ы я   Б о г о р о д и ц ы,   заложимъ женъ и дѣтей, но спасемъ Отечество!» — такими словами пламенно взывалъ нашъ великій отечестволюбецъ Косьма Мининъ-Сухорукъ къ русскимъ людямъ, убѣждая ихъ подняться на защиту и спасеніе Родины (въ 1612 году).

И какъ живо свидѣтельствуетъ вся русская исторія, возвышенное наименованіе это не было лишено самаго глубокаго смысла. Всѣ важнѣйшія событія исторической жизни нашего русскаго народа такъ тѣсно связаны съ почитаніемъ Пресвятой Богородицы, Которая въ самые тяжелые и критическіе моменты его историческаго бытія, чудеснымъ образомъ приходила ему на помощь, спасая его отъ враговъ сильнѣйшихъ, что дѣйствительно Родина наша была какъ бы домомъ Ея, въ которомъ Она постоянно обитала, защищая его отъ всѣхъ бѣдъ и напастей.

И это Свое незримое, но тѣмъ не менѣе всегда реальное-ощутимое присутствіе на Русской Землѣ Она являла чрезъ многочисленныя чудотворныя иконы, которыя всегда благоговѣйно чтились не какъ идолы, по наглому утвержденію хулящихъ св. иконы сектантовъ, а именно, какъ видимые знаки, символы Ея незримаго присутствія и покровительства вѣрующимъ русскимъ людямъ. И по горячей вѣрѣ этихъ русскихъ людей, отъ иконъ этихъ часто источались безчисленныя чудеса. А когда гибель угрожала всему русскому народу въ цѣломъ, по усердной молитвѣ передъ этими иконами, Пресвятая Богородица воистину чудесно спасала Русскую Землю отъ страшнаго разоренія, а русскій народъ — отъ истребленія врагами.

Невозможно исчислить всѣ такіе многочисленные случаи чудесной помощи Матери Божіей, но стыдно русскому человѣку не знать хотя бы о главнѣйшихъ изъ нихъ, какъ напримѣръ, о спасеніи Руси, по молитвамъ предъ чудотворной иконой Владимірской, отъ нашествія страшнаго азіатскаго завоевателя Тамерлана въ 1395 г., что вспоминается нашей Церковью 26 августа ст. ст., и о спасеніи отъ ужасовъ и разрухи Смутнаго Времени, по молитвамъ предъ чудотворной иконой Казанской (1613 г.), что вспоминается 22 октября ст. ст.

Стыдно, повторяемъ, не знать русскому человѣку всего этого: стыдно не знать дивнаго покрова Божіей Матери надъ нашей Россіей. Не знать этого — значитъ, не знать подлинной русской исторіи вообще.

Потому-то и чтилъ русскій народъ, послѣ свѣтлаго праздника Воскресенія Христова, больше всего праздникъ Успенія Пресвятыя Богородицы, называя его «Богородичной Пасхой», поскольку уже на третій день, послѣ Своего всеславнаго Успенія, Пречистая Матерь Божія была воскрешена Своимъ Божествейнымъ Сыномъ и взята Имъ въ небесныя обители, гдѣ Она съ тѣхъ поръ неустанно молится и ходатайствуетъ за насъ, грѣшныхъ.

Въ продолженіе болѣе нежели восьми вѣковъ русскій народъ горячо возсылалъ свои моленія «Заступницѣ Усердной рода христіанскаго», и Она немедленно являла ему Свою дивную благодатную помощь, пока подъ дѣйствіемъ темныхъ силъ, подготовляющихъ явленіе въ мірѣ Антихриста, не явились и у насъ на Русской Землѣ страшные неистовые кощунники; безбожники и хулители Пресвятой Дѣвы, обрекшіе тѣмъ самымъ на гибель нашу несчастную Родину.

Пока чтилъ русскій народъ свою Заступницу и Покровительницу, легко и вольготно жилось на Русской Землѣ, которую благоcловилъ Господь всякимъ изобиліемъ, такъ что хлѣбомъ ея кормились едва ли не всѣ народы міра. Росла и ширилась она, укрѣпляясь внѣшне и внутренно, процвѣтала и благоденствовала, восходя отъ силы въ силу. Но позавидовалъ благоденствію русскаго народа врагъ вселукавый, возненавидѣлъ «Домъ Пресвятыя Богородицы» какъ мѣшающій ему въ осуществленіи на землѣ его адскихъ плановъ оплотъ истинно-христіанской вѣры и замыслилъ уничтожить его. Какъ нѣкогда въ раю къ Евѣ, хитро и льстиво подошелъ онъ къ русскому человѣку, соблазнивъ его обманчивыми мишурными благами западной лже-культуры. Постепенно, но настойчиво и систематически, непримѣтно для дѣтски-простодушнаго взора, вливался смертоносный ядъ зміиный въ души русскихъ людей. Все дальше и дальше отводилъ ихъ врагъ отъ вѣры отцовъ, все больше и больше отравлялъ ихъ души матеріализмомъ, невѣріемъ и безбожіемъ, лукаво внушая ему, что это и есть истинныя блага.

Поддался вражьему обольщенію русскій народъ и... отступилъ отъ своего вѣкового историческаго призванія — быть хранителемъ и оплотомъ единой истинной, единой спасающей св. православной вѣры. Отвернулся онъ, въ своемъ безумномъ ослѣпленіи, отъ Богоподобнаго лика Пречистой Заступницы своей и исконной Покровительницы, забылъ всѣ безчисленныя благодѣянія Ея. Страшно сказать, до чего дошли обезумѣвшіе подъ чадомъ врага православные русскіе люди — въ бѣснованіи своемъ они докатились до кощунственной хулы на Пречистую. Вспоминаетъ объ этомъ во второй половинѣ прошлаго столѣтія въ одномъ изъ своихъ писемъ святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ, говоря: «Слѣдуетъ наказать нась: пошли хулы на Бога и дѣла его гласныя. Нѣкто писала мнѣ, что въ какой-то газетѣ «Свѣтъ» № 88 напечатаны хулы на Божію Матерь. Матерь Божія и отвратилась отъ насъ; ради Ея, и Сынъ Божій, а Его ради Богъ Отецъ и Духъ Божій. Кто же за насъ, когда   Б о г ъ   п р о т и в ъ   н а с ъ? — Увы!» (Вып. VII, стр. 206).

Удивительно ли послѣ этого, что Русскую Землю постигли вскорѣ такія страшныя кровавыя бѣдствія?! Слишкомъ ужъ велико было паденіе русскаго народа, поддавшагося обольщенію сатаны! И этотъ тяжкій грѣхъ Богоотступничества и Богоборчества могъ быть очищенъ поистинѣ только огненнымъ испытаніемъ, слезами и кровью.

Вотъ почему и Бѣлое Движеніе и всѣ другія попытки свергнуть иго лютаго безбожія, воцарившееся надъ несчастнымъ заблудившимся русскимъ народомъ, не привели къ желанной цѣли. Мало было одного освобожденія внѣшняго отъ сатанинской власти. Ничего бы не дало оно русскому человѣку, въ душѣ котораго продолжалъ бы жить этотъ ядъ зміиный. Только путемъ такихъ тяжкихъ страданій могъ очиститься русскій народъ отъ этого страшнаго яда. И эти страданія даны русскому народу:   д а н ы   е м у   н а   п о л ь з у!

Мы вѣримъ и надѣемся, что эти страданія промыслительно попущены Богомъ намъ во спасеніе и что Матерь Божія не отступила отъ русскаго народа окончательно, что не предастъ Она его въ бездну паденія, откуда нѣтъ уже выхода, но пошлетъ ему избавленіе, какъ во времена древнія, когда   о б р а т и т с я   о н ъ   к ъ   Н е й   в ъ   с л е з а х ъ   ПОКАЯНІЯ: «Владычице, помози на ны милосердовавше, не отврати Твоя рабы тщи: Тя бо и едину надежду имамы».

Что это такъ и что Матерь Божія не отняла окончательно Своего покрова надъ Русской Землей, объ этомъ видимо свидѣтельствуетъ дивное явленіе послѣдней чудотворной иконы Ея въ самый день отреченія отъ престола Государя Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Божіей Матери Державной. Эта икона представляетъ Божію Матерь въ царской коронѣ, со скипетромъ и державою въ рукахъ, въ красной, какъ бы пропитанной кровью одеждѣ, со взглядомъ очей выражающимъ скорбь. Что можетъ значить это, какъ не то, что Матерь Божія Сама взяла въ Свои руки верховную царскую власть надъ Русской Землей, послѣ того какъ обезумѣвшіе русскіе люди отвергли своего Государя — Помазанника Божія? И Она со скорбью смотритъ на тяжкія страданія русскаго народа, неизбѣжно вызванныя его бѣснованіемъ, и терпѣливо ждетъ, какъ истинная Мать, его покаянія и обращенія къ Богу. Сіе буди, буди!...

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 176-181.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0