Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)
Святая Пятидесятница — день рожденія Церкви Христовой.

Пятдесятницу празднуимъ, и Духа пришествіе... (Стихира на «Господи воззвахъ»).

И вотъ это обѣщаніе Свое Господь исполнилъ черезъ 10 дней по вознесеніи, въ 50-ый день послѣ Своего преславнаго Воскресенія изъ мертвыхъ. Обѣщанный Имъ «Утѣшитель» Духъ Святый сошелъ на Апостоловъ, и съ этого момента явилось на землѣ «Царствіе Божіе, пришедшее въ силѣ», о которомъ неоднократно говорилъ раньше Господь (Марк. 9, 1): ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА, которая есть не что иное, какъ сокровищница постоянно пребывающей въ ней благодати Духа Святаго. Вотъ почему Святые Отцы именуютъ нерѣдко день Пятидесятницы днемъ рожденія Церкви Христовой, основать которую еще во время Своей земной жизни обѣщалъ Христосъ, когда говорилъ: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18). Для чего нужна Церковь?

Церковь это какъ бы корабль, который везетъ насъ къ тихому пристанищу вѣчной блаженной жизни, спасая насъ отъ потопленія въ бушующихъ волнахъ житейскаго моря, руководимый дивнымъ, премудрымъ Кормчимъ — Духомъ Святымъ.

Церковь Христова — это Царство Духа Божія. Духъ Божій неизмѣнно пребываетъ въ истинной Церкви Христовой и одухотворяетъ ее, исполняя Собою души всѣхъ истинно-вѣрующихъ.

Вотъ почему такъ великъ и славенъ день Пятидесятницы, который и именуется поэтому «конечнымъ» и завершительнымъ праздникомъ, въ кругу всѣхъ прочихъ праздниковъ христіанскихъ. Не напрасно великій отецъ Церкви св. Златоустъ называетъ его «столицей праздниковъ».

Великъ и славенъ праздникъ Рождества Христова, несравненна слава «праздника праздниковъ и торжества торжествъ» преславнаго Воскресенія Христова, но ни отъ того ни отъ другого не было бы намъ никакой пользы, если бы не сошелъ въ день Пятидесятницы Духъ Святый. Въ этотъ день нисшествіемъ Духа Святаго завершилось все величественное дѣло «домостроительства Божія» — дѣло спасенія падшаго рода человѣческаго отъ грѣха, проклятія и смерти.

А въ этомъ дѣлѣ принимали участіе всѣ три лица Пресвятой Троицы — вся Преестественная, Пребожественная Троица: Отецъ, Сынъ и Святый Духъ. Вотъ почему въ этотъ день мы празднуемъ не только Святому Духу, сошествіе Котораго вспоминается, но всей Преестественной Троицѣ — Единосущной и Нераздѣльной, «Та бо насъ спасла есть», и праздникъ этотъ обычно называется «Троицынымъ днемъ», или «праздникомъ Святой Троицы». «Чему быть благоволилъ Богъ-Отецъ, — что исполнилъ въ Себѣ Сынъ Божій, то присвоить вѣрующимъ снисшелъ Духъ Святый», какъ учитъ нашъ отечественный богословъ Еп. Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ, ибо спасеніе наше, «по прозрѣнію Бога Отца, во святыни Духа, въ послушаніе и кропленіе крове Іисусъ Христовы» (1 Петр. 1, 2). Того ради и «крещаемся во имя Отца и Сына и Святаго Духа», обязуясь «блюсти вся, елика заповѣдалъ Господь» (Матѳ. 28, 19-20).

По словамъ св. Іоанна Златоуста, въ день Пятидесятницы, «мы достигли до самой вершины благъ, вступили въ самую столицу праздниковъ, пришли къ самому плоду обѣтованія Господня... Чрезъ Него (чрезъ Духа Святаго) мы освобождаемся отъ рабства, призываемся въ свободу, вводимся въ усыновленіе, вновь, такъ сказать, созидаемся, слагаемъ съ себя тяжкое и смрадное бремя грѣховъ; чрезъ Духа Святаго мы видимъ лики священниковъ, имѣемъ полки учителей; отъ этого источника и дары откровеній, и дарованіе исцѣленій; и всѣмъ прочимъ, что обыкновенно украшаетъ ее, Церковь снабдѣвается отсюда. И Павелъ взываетъ такъ: «вся сія дѣйствуетъ Одинъ и Тойжде Духъ, раздѣляя властью коемуждо, якоже хощетъ» (1 Кор. 12, 11).

Вотъ почему, кто желаетъ пользоваться благодатными средствами, необходимыми для нашего духовнаго возрожденія — ибо въ этомъ и состоитъ сущность христіанства: стать новою тварью — тотъ долженъ принадлежать къ Церкви, но, конечно, къ   и с т и н н о й   Церкви, а не къ какой-либо созданной людьми организаціи, называющей себя «церковью», каковыхъ сейчасъ много. Безъ благодати Божіей, подаваемой только въ истинной Церкви, невозможно духовное возрожденіе, невозможно и вѣчное спасеніе!

Христосъ-Спаситель сказалъ ясно: «Созижду   Ц е р к о в ь   Мою, и врата адова не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18). Слѣдовательно, Онъ создалъ   о д н у   Церковь, а не много разныхъ церквей, ибо тогда Онъ говорилъ бы во множественномъ числѣ — «церкви». Вотъ почему странно слышать претендующія на авторитетность рѣчи нѣкоторыхъ современныхъ дѣятелей «движенія», именующаго себя «христіанскимъ», будто существованіе въ христіанствѣ различныхъ «церквей»: римо-католической, протестантской и др. есть явленіе положительное, ибо каждый можетъ выбрать для себя «церковь» по своему вкусу, какая больше ему нравится, больше подходитъ. Еще страннѣе было слышать намъ выступленіе одного такого либеральнаго профессора-прогрессиста, который краснорѣчиво развивалъ мысль, что православіе, римо-католичество и протестантизмъ — это одно и то же христіанство, но только «съ разныхъ точекъ зрѣнія»: «все равно, какъ», проводилъ онъ такое сравненіе, «если аэропланъ летитъ надъ городомъ, то съ разныхъ мѣстъ своего полета онъ видитъ городъ въ различныхъ частяхъ его, и городъ поэтому представляется ему по-разному, смотря по тому, откуда на него смотрятъ».

Такое мнѣніе, конечно, въ корнѣ противно ученію Слова Божія, которое ясно учитъ: «Да будутъ вси едино» (Іоан. 17, 11); «Единъ Господь, едина вѣра» (Ефес. 4, 5); «быть въ единомысліи между собою» (Рим. 15, 5); «Будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2, 2); «Будьте всѣ единомысленны» (1 Петр. 3, 8); «Будьте единомысленны между собою, не высокомудрствуйте, не мечтайте о себѣ» (Рим. 12, 16).

Призывъ къ единомыслію и единодушію христіанъ въ Церкви проходитъ красной нитію черезъ все Священное Писаніе, ибо какая «церковь» можетъ быть тамъ, гдѣ каждый мыслитъ и чувствуетъ по-своему, «по своему вкусу». Церковь есть «столпъ и утвержденіе Истины» (1 Тим. 3, 15), а Истина только одна, а потому и истинная Церковь можетъ быть только   о д н а.

Вотъ къ этой-то единой истинной Церкви, основанной Самимъ Господомъ Іисусомъ Христомъ и утвержденной Его святыми Апостолами, мы и должны принадлежать, если хотимъ духовно возродиться и наслѣдовать вѣчное спасеніе.

Но принадлежать къ ней, само собой разумѣется, надо не только формально, а всей душой — всѣмъ внутреннимъ существомъ своимъ: надо   ж и т ь   в ъ   Ц е р к в и,   исполняя ревностно всѣ ея наставленія и предписанія и принимая благодатныя таинства, установленныя для нашего духовнаго очищенія и возрожденія — для возсозданія нашей падшей грѣхомъ человѣческой природы.

Безъ этого одна только внѣшняя принадлежность къ Церкви насъ не спасетъ, а можетъ даже послужить къ большему осужденію — за пренебреженіе къ великому дару Божію, которымъ мы обладали, но презрѣли, не пожелали имъ воспользоваться.

Единая истинная Церковь, къ которой необходимо принадлежать и въ которой надо жить для спасенія, это Церковь Восточная — Православная, которая вотъ уже почти 20 вѣковъ свято и нерушимо хранитъ догматическое и нравственное ученіе Евангелія и весь каноническій дисциплинарный строй, основанный на нравственныхъ требованіяхъ евангельскаго ученія.

Что это дѣйствительно такъ, объ этомъ свидѣтельствуютъ какъ разъ обвиненія, которыя бросаются ей, будто она «закоснѣла», «окаменѣла», «находится въ параличѣ», «противится прогрессу», «не хочетъ идти въ ногу съ временемъ». Всѣ эти обвиненія и заключаютъ въ себѣ высочайшую похвалу для нея, какъ единой истинной Церкви, хранящей неизмѣнно все то, чему училъ Христосъ и Его Святые Апостолы, Имъ наученные.

Но въ наше время, особенно послѣ паденія Православной Россіи, разрушенной врагами христіанства, и въ Православной Церкви появились грозные симптомы Отступленія отъ истинной вѣры.

Это — всякаго рода своеуміе, вольнодумство, раціонализмъ, либерализмъ, модернизмъ, приведшіе, въ концѣ концовъ, всѣ помѣстныя православныя церкви къ такъ называемому «экуменизму», ставящему своей задачей объединеніе всѣхъ вѣроисповѣданій безъ внутренняго ихъ единенія, безъ единомыслія и единодушія, къ которому призываетъ Слово Божіе.

Согласно ли такое единеніе съ первосвященнической молитвой Христовой: «Да будутъ вси едино; якоже Ты, Отче, во Мнѣ, и Азъ въ Тебѣ, да и тіи въ Насъ едино будутъ» (Іоан. 17, 21) — судить не трудно!

Это не единеніе въ Богѣ, а въ комъ-то другомъ, кому нужно всѣхъ крѣпко соединить въ полномъ подчиненіи себѣ для его темныхъ, адскихъ, нечистыхъ цѣлей. Такъ будетъ стремиться объединить всѣхъ въ подчиненіи себѣ противникъ Христовъ — Антихристъ, какъ объ этомъ предрекали еще Святые Отцы первыхъ вѣковъ христіанства.

И вотъ сейчасъ идетъ усиленная работа по внутреннему разложенію Православной Церкви, какъ единственной Церкви истинной, стоящей на пути Антихристу въ осуществленіи имъ своихъ плановъ.

Тамъ, гдѣ колеблются догматы, гдѣ подрывается нравственное ученіе Евангелія и основанный на немъ каноническій строй Церкви, тамъ явна работа слугъ грядущаго Антихриста, какъ бы они себя ни называли и въ какія бы одежды ни облекались.

«Врата адовы» не одолѣютъ Церкви, но они одолѣвали и вполнѣ могутъ одолѣть многихъ мнящихъ себя быть столпами Церкви, какъ свидѣтельствуетъ церковная исторія, посколько они своемудрствуютъ, оставляя единомысліе и единодушіе со всей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью и полагаясь на свои собственные домыслы и соображенія, идущіе вразрѣзъ съ ученіемъ Евангелія, святыхъ Апостоловъ и Отцевъ Церкви.

«Блюдите убо, како опасно ходите!» предостерегало Слово Божіе еще въ Апостольскія времена (Ефес. 5, 15) всѣхъ христіанъ.

Не съ большимъ ли еще правомъ должны мы помнить и всѣмъ и каждому постоянно напоминать это апостольское предостереженіе въ наши дни, которые стали теперь столь «лукавы», какъ никогда прежде?

Будемъ же усердно молить Пресвятую Троицу, да помилуетъ и избавитъ насъ отъ лукавства нашихъ временъ, которое стало уже какъ бы второй природой многихъ. И станемъ хранить свое единеніе съ истинной Церковью Христовой, чуждой всякаго лукавства, моля благаго Утѣшителя:

«Пріиди и вселися въ ны, и очисти ны отъ всякія скверны!..»

«Пріиди къ намъ, Душе Святый, причастники Твоея содѣвая святости!..»

«Пріиди къ намъ, Утѣшителю, Твоего утѣшенія исполняяй!..»

Въ переживаемое нами время общаго оскверненія всѣхъ сторонъ современной жизни, глумленія надъ святостью и постоянныхъ скорбей отъ господства нечестія, мы особенно нуждаемся въ благодатной помощи и утѣшеніи Духа Святаго, ниспосылаемаго намъ Промышленіемъ Всесвятой Троицы въ истинной Христовой Церкви.

«Троице Святая, слава Тебѣ!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 86-92.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0