Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Жены-мѵроносицы — примѣръ для насъ.

Въ минувшій воскресный день — вторую недѣлю по Пасхѣ — разсѣявшееся, какъ дымъ, невѣріе Апостола Ѳомы убѣждало насъ въ истинности Воскресенія Христова, сегодня же — въ третью недѣлю по Пасхѣ — удостовѣряютъ дѣйствительность этого великаго событія тѣ люди, которые сами удостоились быть свидѣтелями погребенія Христова и затѣмъ — преславнаго Воскресенія Его изъ мертвыхъ.

Эти люди — св. праведный Іосифъ Аримаѳейскій, Никодимъ, тайный ученикъ Христовъ, приходившій къ Нему ночью (Іоан. 3, 2), и жены-мѵроносицы, отъ которыхъ и вся эта третья недѣля по Пасхѣ именуется «недѣлею св. женъ-мѵроносицъ».

Первые два, по преданію, бывшіе членами высшаго іудейскаго судилища — синедріона, но не пожелавшіе принять участія въ осужденіи Господа на смерть, и особенно св. жены-мѵроносицы, невольно приковываютъ къ себѣ наше вниманіе своей необыкновенно-трогательной и самоотверженной любовью къ своему Божественному Учителю.

Въ самомъ дѣлѣ.

Іосифъ Аримаѳейскій и Никодимъ не побоялись мести своихъ злобныхъ собратій и рѣшились испросить у Пилата тѣло Господа для честнаго погребенія, чего лишались обыкновенно распинаемые на крестѣ преступники, тѣла которыхъ дѣлались добычей хищныхъ птицъ.

Въ то время какъ Апостолы, страшась за свою жизнь, покинули Господа, взятаго въ Геѳсиманскомъ саду подъ стражу, и разбѣжались въ разныя стороны, а Петръ, клявшійся Ему въ вѣрности до смерти, даже трижды отрекся отъ Него, жены-мѵроносицы безстрашно слѣдовали за Нимъ на Голгоѳу, созерцали Его страданія, стоя у креста, и неусыпно слѣдили за всѣмъ происходящимъ, вплоть до самаго погребенія Господа, «зряще, гдѣ Его полагаху» (Марк. 15, 47).

Это были Марія Магдалина, Марія Іаковля, Саломія, Марія Клеопова, Іоанна, Сусанна и другія богатыя женщины, о которыхъ говоритъ Евангелистъ, что «онѣ служили Господу отъ имѣній своихъ» (Лук. 8, 3).

И вотъ, едва минулъ день субботняго покоя, когда запрещено было іудеямъ что-либо дѣлать, онѣ немедленно купили ароматы, которыми обычно умащали тогда тѣла умершихъ, и «еще сущей тьмѣ», ранѣе восхода солнца, поспѣшили на гробъ, чтобы отдать послѣдній долгъ любви своему возлюбленному Учителю — помазать Тѣло Его благовонными мастями, какъ это было принято у іудеевъ, тѣмъ болѣе, что Іосифъ и Никодимъ спѣшили, погребсти Тѣло Господа до захода солнца, ибо наступалъ великій день іудейской субботы, совпадавшей тогда съ праздникомъ Пасхи, и только на скорую руку успѣли обмыть Тѣло и умастить Его смирной и алоемъ.

Неутомимыя жены ничего не боялись — ни ночного мрака, ни мести іудеевъ, но движимыя единственно чувствомъ преданной любви къ своему Божественному Учителю, онѣ спѣшили на гробъ, чтобы воздать Ему послѣднія почести, помазавъ драгоцѣннымъ мѵромъ Его святое Тѣло.

За эту неустрашимую любовь и самоотверженную преданность онѣ и удостоились высочайшей награды. Первыми сподобились онѣ услышать отъ Ангела радостную вѣсть о воскресеніи Господа, а затѣмъ и лицезрѣть Самого явившагося имъ Воскресшаго Учителя. Великой радости сподобились онѣ, и въ то же время великой чести удостоились отъ Господа — быть провозвѣстниками этой радости для самихъ Апостоловъ. Изъ нихъ св. Марія Магдалина, воодушевленная этой великой вѣстью, прошла потомъ съ проповѣдью о воскресеніи Христовомъ весь тогдашній міръ и дошла даже до царственнаго града Рима, гдѣ предстала предъ лицемъ самого императора — мрачнаго Тиверія, и поднесла ему красное яичко со словами пасхальнаго привѣтствія: «Христосъ Воскресе!» За это св Церковь удостоила ее наименованія «равноапостольной».

Такъ всегда вознаграждаетъ Господь любящихъ Его!

И кто больше любитъ Господа и самоотверженно служитъ Ему, того и бóльшая ожидаетъ радость, тотъ бóльшей чести и славы сподобляется отъ Него.

Да и само по себѣ самоотверженное и искреннее служеніе Господу-Спасителю нашему, преданная любовь къ Нему есть источникъ самой высшей, чистой и святой радости, съ которой ничто не можетъ сравниться на землѣ. Кто всѣмъ сердцемъ своимъ любитъ Господа, и въ жизни своей полагаетъ главнымъ дѣломъ самоотверженное служеніе Ему, и только Ему Одному (а не «двумъ господамъ»!), тотъ полнъ этой чистой небесной радости, и ему уже не страшны никакія скорби земныя: онѣ не могутъ глубоко затронуть его души.

И наоборотъ: земное «счастіе», земныя «радости» — сами въ себѣ, уже носятъ сѣмена скорби, скорби зачастую безотрадной и безутѣшной, нерѣдко приводящей на дно адово тѣхъ, кто всю свою душу отдавалъ этимъ обманчивымъ призрачнымъ радостямъ, забывая о Богѣ и не помышляя о служеніи Ему.

Увы! плохо понимаютъ это современные люди, даже носящіе имя «христіанъ», зачастую и сами священнослужители, только формально отбывающіе свою должность, но чýждые подлиннато духа жизни во Христѣ. Стыдно сказать, какъ часто многіе въ наше время не жалѣютъ себя и своихъ силъ для какихъ-нибудь мірскихъ дѣлъ, для своей корысти, для своихъ суетныхъ интересовъ, забавъ, пустыхъ занятій и развлеченій, а для Бога — лѣнь, какъ говорится, «и пальцемъ пошевелить» или лишній шагъ ступить, иные и креститься-то какъ слѣдуетъ не даютъ себѣ труда научиться, а, стоя въ храмѣ, точно боятся, какъ бы лишнихъ пяти минутъ не удѣлить Богу, спѣша скорѣе-скорѣе уйти изъ храма хотя часы и часы готовы безразсудно тратить на глупости и на дѣла, глубоко противныя Богу и губительныя для нашей души.

Гдѣ же въ такомъ случаѣ наша любовь къ Спасителю нашему и Господу, если мы торгуемся съ Нимъ изъ-за каждой лишней проведенной на свиданіи съ Нимъ въ храмѣ Его минуты? Гнусно и гадко становится на душѣ, если серьезно вдуматься въ такое неразумное наше настроеніе! Необходимо рѣшительно бороться съ такимъ потемнѣніемъ нашего разсудка, съ такимъ отупѣніемъ внутреннимъ и очерствѣніемъ сердца. Надо понять, что оно исходитъ отъ врага нашего діавола, жаждущаго оторвать насъ отъ любви Божіей и погубить насъ.

А еще ужаснѣе, что находятся въ наше время люди, которые не только не слѣдуютъ примѣру Іосифа Аримаѳейскаго и Никодима, мужественно заявившихъ свой протестъ въ синедріонѣ противъ неправеднаго осужденія Господа и подвергшихъ самихъ себя злобной мести этихъ нечестивыхъ судей, а наоборотъ: ради славы и, чести, ради личной корысти и выгоды, готовые вести дружбу съ этими нечестивыми судьями-богоборцами, поддакивать имъ во всемъ и услужливо угождать имъ, предавая нашего Господа и Спасителя на смерть, подобно Іудѣ Искаріотскому!

Если только мы настоящіе христіане и не напрасно носимъ это имя, высокимъ примѣромъ для насъ во всей нашей жизни должны служить эти преданные ученики Христовы и Его ученицы — святыя жены-мѵроносицы.

Особенно для нашихъ женщинъ-христіанокъ воодушевляющимъ примѣромъ должны служить святыя жены-мѵроносицы въ ихъ всецѣлой любви и преданности нашему Господу и Спасителю. Не увлеченіе суетной мірской жизнью съ ея развлеченіями, удовольствіями и наслажденіями, не пустые наряды и украшеніе себя побрякушками, не разодѣваніе по послѣдней модѣ, ставшей столь неприличной въ послѣднее время, чуть не до полнаго обнаженія, не раскрашиваніе себя кричащими красками едва ли не во всѣ цвѣта радуги для привлеченія къ себѣ развратныхъ взоровъ — страшно сказать до чего дошли современныя женщины-христіанки, позволяя себѣ даже въ храмахъ Божіихъ появляться въ такомъ непристойномъ, безобразномъ видѣ! — нѣтъ, нѣтъ и нѣтъ, но трепетное благоговѣйное служеніе нашему Господу и Спасителю въ благоприличномъ видѣ, съ кротостью, смиреніемъ, цѣломудріемъ и страхомъ Божіимъ.

Какое благодатное поприще можетъ быть и въ современной жизни для нашихъ женщинъ-христіанокъ, если онѣ проникнутся благодатнымъ духомъ и святой возвышенной настроенностью св. женъ-мѵроносицъ! Сколько подлинной святой, чистой любви могутъ внести онѣ въ нашу церковную жизнь! Мать, жена и дѣва — христіанки сколько подлиннаго Христова добра могутъ онѣ сдѣлать, какъ возвысить, облагородить и очистить нашу современную жизнь, ставшую такой грубой, циничной, жесткой и черствой, порой до ужаса невыносимо-пошлой, низменной и гадкой!

И служеніе Церкви для нихъ въ извѣстной мѣрѣ открыто: какое широкое поле благодатной церковной дѣятельности передъ ними въ такъ называемыхъ «церковныхъ сестричествахъ»: и забота о благолѣпіи и благоукрашеніи храма и богослуженій въ немъ, и чтеніе и пѣніе на клиросѣ, и преподаваніе въ церковно-приходской школѣ, и воспитаніе дѣтей, и посѣщеніе больныхъ на дому и въ больницахъ! Необходимо тутъ вспомнить, сколько добра дѣлали такія женщины-христіанки, подлинныя «жены-мѵроносицы», у насъ на Родинѣ въ Россіи, для находившихся въ бѣдственномъ положеніи и заключенныхъ въ тюрьмахъ священнослужителей! Онѣ же нерѣдко, не боясь безбожниковъ, отстаивали наши святые храмы отъ захвата ихъ модернистами — «живцами» и «обновленцами». Непочатое поле дѣятельности для нашихъ женщинъ, если онѣ желаютъ слѣдовать высокому примѣру св. женъ-мѵроносицъ, и въ миссіонерствѣ среди современнаго обезбоженнаго и расчеловѣченнаго міра, уже открыто начавшаго поклоняться сатанѣ — какъ много и тутъ могутъ сдѣлать именно женщины! Да и много, чего не въ состояніи бываютъ сдѣлать мужчины, могутъ сдѣлать женщины, если есть у нихъ настоящая христіанская настроенность, цѣломудріе и страхъ Божій, по свойствамъ самой своей природы и складу душевному.

Женщины-христіанки! Не пренебрегайте зовомъ Божіимъ въ наше ужасное злокозненное время Отступленія: слѣдуйте высокому примѣру св. женъ-мѵроносицъ, послужите дѣлу Евангелія и Святой Церкви, дѣлу спасенія душъ человѣческихъ, и этимъ Вы проявите Вашу любовь Самому нашему Господу и Спасителю; послужите Ему, какъ евангельскія мѵроносицы!

Но и всѣ мы — и мужчины и женщины — не должны гоняться за призрачінымъ земнымъ счастіемъ, болѣе чѣмъ когда-либо въ наше время обманчивымъ, за призрачными и обманчивыми земными радостями, но подобно женамъ-мѵроносицамъ, возлюбимъ всѣмъ сердцемъ своимъ Единаго Господа и Спасителя нашего и посвятимъ себя всецѣло на служеніе Ему, поставивъ главнымъ дѣломъ жизни своей угожденіе Ему, и тогда удѣломъ нашимъ будетъ подлинное вѣчное счастіе, вѣчная радость, съ которой ничто не можетъ сравниться на землѣ. Радость эта полна и безгранична, ибо это — та радость, о которой сказалъ Самъ Господь еще на Тайной Вечери, утѣшая Своихъ учениковъ: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ» (Іоан. 16, 22).

Необходимо постоянно возгрѣвать въ себѣ любовь Божію, воспоминая страданія Христовы за насъ, грѣшныхъ, и ни съ чѣмъ земнымъ несравнимую возвышенную свѣтлую радость о Воскресшемъ Господѣ — радость пасхальную, которая и должна быть свѣточемъ всей нашей жизни.

Больше искренней любви и преданности Господу, братіе и сестры! Будемъ служить Ему отъ всего сердца, не какъ наемники-рабы чрезъ силу и съ неохотой, а какъ любящіе сыны и дщери Его, какъ жены-мѵроносицы! Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 74-79.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0