Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Реформація въ Православіи — Іудино предательство.

Бодрствуйте, стойте въ вѣрѣ, мужайтеся, утверждайтеся! (1 Кор. 16, 13).

Содержите Христіанство все, какъ оно есть и хранится въ Церкви Христовой, и твердо стойте въ немъ, не покушаясь измѣнять, или отмѣнять что въ немъ, а   с е б я   непрестанно совершенствуйте по образцу его! (Еп. Ѳеофанъ — «О Православіи».)

Приближается къ концу св. Четыредесятница — время подвига, время покаянія. Послѣ поклоненія Кресту св. Церковь приводитъ намъ на память два дивныхъ образа — преп. Іоанна Лѣствичника и преп. Маріи Египетской.

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ съ его замѣчательной «Лѣствицей» внушаетъ намъ, что истинное христіанство заключается въ непрестанномъ стремленіи къ христіанскому совершенству, въ полномъ согласіи со словами-увѣщаніемъ Христа Спасителя: «Будите убо вы совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть» (Матѳ. 5, 48). А его «Лѣствица, возводящая на небо», указываетъ путь къ этому совершенству чрезъ непрестанную борьбу съ своими грѣховными страстьми и похотьми и чрезъ насажденіе въ своей душѣ противоположныхъ имъ добродѣтелей.

Преп. Марія Египетская для всѣхъ грѣшниковъ являетъ высокій примѣръ истиннаго и дѣйственнаго покаянія, которое способно изглаждать всѣ грѣхи, сколь бы велики и тяжки они ни были, и также открывать путь къ тому же христіанскому совершенству для тѣхъ, кто, казалось бы, столь далекъ былъ отъ него.

И вотъ, послѣ дивнаго чуда Воскрешенія Лазаря и торжественнаго Входа Господня въ Іерусалимъ, Церковь вводитъ насъ въ святые и великіе дни Страстной седмицы, когда вспоминаются послѣдніе дни земной жизни Господа нашего Іисуса Христа, Его крестныя страданія, «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія», и погребеніе.

И тутъ, сверхъ замѣчательныхъ событій, совершившихся въ эти поистинѣ пречестные дни, и исключительныхъ по глубинѣ и силѣ послѣднихъ рѣчей и наставленій Господа, св. Церковь обращаетъ наше вниманіе на страшный, зловѣщій образъ одного изъ ближайшихъ учениковъ Господа, удостоившагося избранія въ число Двѣнадцати, но ставшаго   п р е д а т е л е м ъ  — Іуды Искаріотскаго. Какихъ только краснорѣчивыхъ словъ и выраженій ни употребляетъ она въ своихъ пѣснопѣніяхъ въ эти дни, чтобы ярче и наиболѣе отталкивающимъ образомъ охарактеризовать его мрачную личность!

«Дыша же благодать Твою ученикъ неблагодарный, сію отлагаетъ, и смрадомъ одѣвается, сребролюбіемъ продая Тебе»... такъ поетъ Церковь въ Великую Среду на утрени: «Іуда льстецъ, сребролюбія рачительствуяй, предати Тя, Господи, Сокровище живота, лестно поучашеся»...

«О, слѣпотнаго сребролюбія, нечестиве... отчаяніемъ бо самъ себе удавилъ еси, вжегся, предателю!...»

«Іуда рабъ бываше врагу...»

«О, Іудина окаянства! зряше блудницу, цѣлующую стопы, и умышляше лестію преданія цѣлованіе. Оная власы разрѣши, а сей яростію вязашеся, нося вмѣсто мѵра злосмрадную злобу...»

«Простре блудница власы Тебѣ, Владыце, простре Іуда руцѣ беззаконнымъ: ова убо пріяти оставленіе, овъ же взяти сребренники».

«Нравъ сребролюбія, и образъ твой безумія исполненъ, несмысленный Іудо... заключилъ еси жестокаго твоего сердца утробу», такъ восклицаетъ Церковь въ Великую Среду на повечеріи:

«Лобызаеши и продаеши, Іудо, цѣлуеши и не стыдишися, лестію притекій. Кто ненавидя лобызаетъ, преокаянне, кто любя продаетъ на цѣнѣ? Лобызаніе твоего безстуднаго злосовѣтія обличаеть произволеніе».

«Іуда злочестивый сребролюбіемъ недуговавъ омрачашеся, и беззаконнымъ судіямъ Тебе Праведнаго Судію предаетъ. Виждь, имѣній рачителю, сихъ ради удавленіе употребивша! Бѣжи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшія!...», такъ поетъ Церковь въ день Великаго Четвертка и дальше:

«Хлѣбъ пріемъ въ руцѣ предатель, сокровенно тыя простираетъ, и пріемлетъ цѣну создавшаго Своима рукама человѣка, и неисправленъ пребысть Іуда рабъ и льстецъ».

«...тому обаче добро бы врата житія пройти никогдаже: сего, иже бѣ предатель, являше Богъ отецъ нашихъ».

«Законныя дружбы злоименитый Искаріотъ волею забывъ, яже нозѣ умы, уготови на преданіе: и Твой ядый хлѣбъ, Тѣло Божественное, воздвиже ковъ на Тя, Христе...»

«Пріимаше рѣшительное грѣха Тѣло безсовѣстный, и Кровь изливаемую за міръ Божественную, но не стыдяшеся пія, юже продаяше на цѣнѣ, о злобѣ же не негодова...»

«Іуда беззаконный, Господи, омочивый на вечери руку въ солилѣ съ Тобою, простре къ беззаконнымъ руцѣ пріяти сребренники».

«Іуда предатель льстивъ сый, льстивнымъ лобзаніемъ предаде Спаса Господа и Владыку всѣхъ, яко раба продаде іудеемъ...»

«Іуда рабъ и льстецъ, ученикъ и навѣтникъ, другъ и діаволъ отъ дѣлъ явися...»

«Днесь Іуда нишелюбія сокрываетъ лице, и лихоимства открываетъ зракъ... течетъ ко іудеомъ, глаголетъ беззаконнымъ, что ми хощете дати, и азъ вамъ предамъ Его? О, сребролюбія предателя!»

«Нравъ твой льсти исполняется, беззаконный Іудо... аще бо богатство любилъ еси, почто ко учащему о нищетѣ пришелъ еси?»

«...никтоже отнюдь яко Іуда льстивно да приступитъ къ трапезѣ... образомъ убо сый ученикъ, вещію же сый убійца... ненавидя лобызаше, лобызая же продаваше...»

«Рожденіе ехидновъ воистину Іуда... сей злочестивый на Спаса предательство содѣла. О, нрава несытнаго и дерзости безчеловѣчныя!...»

«Лобзаніемъ льстивнымъ Іуда тогда уста распираше Тебѣ, имиже Тѣло Твое, Слове, недостойно омакаше, вопія Тебѣ: радуйся Учителю, лобзатель и предатель, рабъ и льстецъ».

«О, лестнаго лобзанія! Радуйся Учителю, Христу Іуда глаголетъ, вкупѣ со словомъ предаетъ на заколеніе...»

«Лобзаніе твое льстивное и цѣлованіе горькое, кому зовеши лестче?»

А въ Великій пятокъ на утрени, живописуя все происходившее тогда, Церковь восклицаетъ по адресу Іуды многократно: «Беззаконный же Іуда не восхотѣ разумѣти».

«Днесь Іуда оставляетъ Учителя, и пріемлетъ діавола, ослѣпляется страстію сребролюбія, отпадаетъ свѣта омраченный...»

«Днесь Іуда притворяеть богочестіе, и отчуждается дарованія, сый ученикъ бываетъ предатель! во обычномъ лобзаніи лесть покрываегь, и предпочитаетъ Владычнія любве, несмысленно работати сребролюбію, наставникъ бывъ соборища беззаконнаго...»

«Ученикъ Учителя соглашаше цѣну, и на тридесятихъ сребреницѣхъ продаде Господа лобзаніемъ льстивнымъ, предая Его беззаконникомъ на смерть».

«Кій тя образъ, Іудо, предателя Спасу содѣла?.. о, коликихъ благъ непамятливъ былъ еси! И твой убо неблагодарный обличается нравъ...»

Можно было бы и еще много мѣстъ привести изъ нашего Богослуженія въ дни Страстной седмицы, гдѣ обличается Іуда, но и этого болѣе чѣмъ достаточно! Много было попытокъ въ прошломъ такъ или иначе оправдать предательство Іуды, суть дѣла ясна изъ Евангелія, и св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ еще болѣе ясно и углубленно обрисовываетъ намъ отвратительный образъ ученика-предателя!

Іуда представляется здѣсь, какъ сребролюбецъ, нечестивецъ-лицемѣръ, неискренній «льстецъ» (обманщикъ), способный на притворство, жестокосердый и безсовѣстный, ни передъ чѣмъ не останавливающійся для достиженія своихъ цѣлей и удовлетворенія гнусной страсти. Страшный этотъ образъ сталъ синонимомъ особенно-гнуснаго предательства и вошелъ въ поговорку.

Но существуютъ и до сего времени не оскудѣваютъ «Іуды-предатели» въ собственномъ смыслѣ слова. Это тѣ, кто предаютъ Церковь врагамъ Ея, ибо Церковь есть Тѣло Христово, Глава Котораго Самъ Христосъ, а потому предающій Церковь предаетъ Христа. Въ полномъ смыслѣ «Іудами-предателями» являются особенно тѣ, которые дѣлаютъ это за деньги или вообще за какія-либо земныя блага и цѣнности, за карьеру, высокое положеніе въ обществѣ, за удовольствія и наслажденія. Точными копіями «Іуды» будутъ эти люди, въ особенности тогда, когда они льстивно, притворно и лицемѣрно состоятъ сами въ Церкви и занимаютъ въ ней то или иное высокое іерархическое положеніе. Безсовѣстно и безстыдно, какъ настоящій Іуда, даютъ и они теперь льстивое лобзаніе Христу, кощунственно скверня святыню и недостойно причащаясь Св. Христовыхъ Таинъ, «воздвигаютъ ковъ» на Христа и на Его Святую Церковь, «ненавидя лобзая» и «нося въ сердцѣ злосмрадную злобу».

Къ таковымъ «Іудамъ» естественно относятся всѣ тѣ, которые покушаются сдѣлать Церковь Христову «солью обуявшей» черезъ Ея мнимое «обновленіе», которое въ наши дни усиленно пропагандируется и противники котораго ими всячески дискредитируются, вплоть до обливанія ихъ грязью.

По существу то, чего они хотятъ и чего добиваются, это — настоящая   р е ф о р м а ц і я   въ чисто-протестанскомь духѣ, которая должна обезличить и уничтожить подлинное Православіе и нашу Св. Церковь.

Въ своей неистовой злобѣ они договорились до того, что «изъ православія не надо дѣлать идола», что есть якобы какое-то «православіе черносотенное, злобное, человѣконенавистническое» (это, у кого-то злоба, какъ не у нихъ самихъ!), что «современное православіе» будто бы «представляетъ изъ себя сосудъ заржавленный», что «на православіи налипла тысячелѣтняя плѣсень» и даже «грязь» (??!!)...

Страшно даже читать такія слова!

А гдѣ же Христосъ, не смогшій будто бы уберечь отъ всей этой «плѣсени» и «грязи» Церковь Свою, о Которой сказалъ и Которой далъ такое великое обѣтованіе: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ Ей» (Матѳ. 16, 18)?

И неужели ошибся св. Апостолъ Павелъ, когда писалъ своему любимому ученику Тимоѳею: «Церковь Бога жива — столпъ и утвержденіе истины» (1 Тим. 3, 15)?

До сихъ поръ, къ несчастію, живъ еще іудинъ духъ «живоцерковниковъ» и «обновленцевъ», такъ нагло боровшійся у насъ на несчастной родинѣ, подпавшей лютому игу богоборцевъ, съ помощью этихъ самыхъ богоборцевъ, съ нашей исконной исторической Русской Церковью, въ лицѣ лже-митрополита Александра Введенскаго, Антонина, Евдокима, Красницкаго, Боярскаго и другихъ противъ подлинныхъ исповѣдниковъ Православія и новыхъ священномучениковъ Россійскихъ — Святѣйшаго Пагріарха Тихона, Петроградскаго Митрополита Веніамина и всего остального сонма іерарховъ и священниковъ, оставшихся до конца, «даже до смерти», вѣрными Христу-Спасителю и Его истинной Церкви.

Этотъ іудинъ духъ измѣны и предательства истинной Церкви иногда любитъ прикрывать себя разными будто бы «высокими» мотивами своего «обновленчества», но весьма часто на практикѣ онъ прорывается открыто, обнаруживая свою подлинную сущность.

Въ самомъ дѣлѣ. Нуждается ли наша св. Церковь въ такомъ «обновленіи», при которомъ священнослужители ея могли бы вести вполнѣ свѣтскій образъ жизни, нося вмѣсто рясы пиджаки и брюки, а порою и рубашки нараспашку, дымили бы папиросами и сигарами, посѣщали бы театры, балетныя представленія и балы, танцевали бы, ухаживали бы за женщинами, купались бы на общемъ пляжѣ и позволяли бы себѣ все то, о чемъ «не лѣть и глаголати» и что безъ зазрѣнія совѣсти позволяютъ себѣ современные «христіане»-міряне? Нуждается ли наша Церковь въ сокращеніи Богослуженія до такой степени, когда отъ него почти ничего самого умилительнаго, назидательнаго и существеннаго не остается, и оно сводится къ какой-то теплохладной проформѣ, ничего и никому духовно не дающей?

Нуждается ли наша Церковь въ упраздненіи постовъ и монашества, бывшихъ всегда во всѣ времена мощными духовными опорами подлинной духовной жизни въ христіанскомъ обществѣ и оплотомъ самой Церкви? Нуждается ли наша Церковь въ томъ, чтобы мы слѣпо подражали во всемъ давно-отступившимъ отъ истиннаго Православія римо-католикамъ и протестантамъ?

Но именно этого-то и хотятъ мнимые «обновители» нашей Церкви, якобы «застывшей въ параличѣ»! Конечно, многіе изъ нихъ запротестуютъ, утверждая, что у нихъ самыя высокія стремленія, — но на дѣлѣ-то они сами себя выдаютъ, обнаруживая своимъ поведеніемъ свои подлинныя настроенія и стремленія.

Правда, и раньше были и теперь встрѣчаются въ нашей Церкви нежелательныя явленія, порою даже весьма отрицательныя и нетерпимыя.

Но развѣ въ этомъ Церковь виновата?

Не сами ли люди въ этомъ виновны, не желающіе жить по заповѣдямъ Евангелія, по канонамъ Святыхъ Отцевъ и по уставамъ Церкви?

Церковь Христова неизмѣнна и не должна ни въ чемъ измѣняться, а вотъ люди мѣняются — и въ одну и въ другую сторону: могутъ становиться святыми праведниками, а могутъ и грѣшить и даже весьма тяжко грѣшить, уготовляя себѣ въ будущей жизни вѣчныя адскія муки.

Слѣдовательно, что надо обновлять?

Не Церковь надо обновлять, а самихъ себя!

«Бѣгайте новинъ въ дѣлахъ вѣры и благочестія!» — Такъ наставлялъ болѣе 100 лѣтъ тому назадъ великій россійскій святитель, богословъ и наставникъ духовной жизни Епископъ Ѳеофанъ и предостерегалъ уже тогда отъ появившихся при немъ пропагандистовъ церковнаго «обновленія», взывая:

«Блюдитеся отъ этихъ лживыхъ пророковъ, которые приходятъ въ одеждахъ овчихъ, внутрь же суть волцы хищницы, — проразумѣвайте ложь, кроющуюся въ привлекательныхъ словахъ льстецовъ, ищущихъ растлить васъ подъ видомъ доброжелательства» («О Православіи» стр. 17).

Вотъ эти «лживые пророки» использовали безбожный революціонный переворотъ въ нашей несчастной Россіи, чтобы широко развить свою разлагающую «дѣятельность». Теперь они «работаютъ» и въ средѣ нашей русской эмиграціи во всѣхъ странахъ міра, облекаясь въ «одежды овчія», а духомъ ихъ заразились многіе и въ иныхъ помѣстныхъ православныхъ церквахъ, гдѣ теперь готовятся будто бы къ восьмому «вселенскому собору», долженствующему «обновить» всю Православную Церковь.

Всѣхъ противниковъ этого мнимаго «обновленія» они награждаютъ кличками «черносотенцевъ», «ретроградовъ» и «мракобѣсовъ» — точно такъ, какъ это дѣлали революціонеры, подготовившіе въ Россіи торжество безбожія, въ отношеніи всѣхъ подлинныхъ русскихъ патріотовъ, любившихъ до самозабвенія свое отечество — Историческую Россію, Святую Русь.

Трудно повѣрить, чтобы вся эта «работа», ведущаяся для разложенія Церкви Христовой, велась чисто идейно и вполнѣ безкорыстно. И мы знаемъ, что «кѣмъ-то» на нее ассигнуются деньги и, порою, немалыя, конечно, въ соотвѣтствіи съ «искусствомъ» и «успѣхами» «работниковъ».

Именно эти люди и добились расколовъ въ нашей Русской Православной Церкви заграницей и теперь ведутъ «работу» на полное ея уничтоженіе, дабы ничто имъ больше въ мірѣ не мѣшало, какъ мѣшала прежде Историческая Православная Россія, бывшая въ теченіе ряда вѣковъ мощнымъ и сильнымъ оплотомъ истинно-христіанской вѣры для всего міра.

Они располагаютъ большими матеріальными средствами и имѣютъ въ современномъ богоотступническомъ мірѣ мощную поддержку всякаго рода. Мы — наоборотъ: бѣдны, порою до полной нищеты, и ни отъ кого здѣсь на землѣ никакой поддержки не имѣемъ, да и не ждемъ.

Но отъ этого отнюдъ не слѣдуетъ падать духомъ, ибо съ нами Самъ Христосъ, если только и мы съ Нимъ, а не съ Его врагами! Не будемъ бояться и цѣлаго полчища современныхъ «іудъ-предателей», памятуя, что и у Христа-Спасителя былъ Іуда; но онъ безславно погибъ, наложивъ на себя руки, а Христосъ со славою воскресъ изъ мертвыхъ.

А если иной разъ и начнетъ грызть насъ скорбь отъ естественно-горькаго чувства нашей оставленности, нашего одиночества въ этомъ во злѣ лежащемъ мірѣ, вспомнимъ для бодрости замѣчательный отвѣтъ, который далъ «обновленцамъ» великій святитель нашей Россійской Церкви Архіепископъ Ѳеофанъ Полтавскій, когда они пришли къ нему на Московскомъ Соборѣ 1917-1918 г.г. съ льстивыми предложеніями перейти на ихъ сторону.

«Мы чтимъ Васъ, Владыко», обратились они къ нему: «знаемъ Вашу церковную мудрость... Но волны временъ текутъ стремительно, мѣняя все, мѣняя насъ, приходится уступать имъ. Уступите и Вы, Владыко, нагрянувшимъ волнамъ... Иначе съ кѣмъ Вы останетесь? Одинъ останетесь!» —

— «Я съ кѣмъ останусь?» — кротко отвѣтилъ имъ Владыка: — «Я останусь со св. Владиміромъ, Просвѣтителемъ Руси. Съ Антоніемъ и Ѳеодосіемъ, чудотворцами Печерскими. Со святителями Московскими и чудотворцами. Съ преподобными Сергіемъ и Серафимомъ и со всѣми святыми мучениками, преподобными и чудотворцами, въ Землѣ Русской просіявшими. А вотъ вы-то, братіе, съ кѣмъ останетесь, если и при вашемъ многолюдствѣ отдадитесь на волю волнъ времени? Они уже снесли васъ въ дряблость керенщины, и скоро снесутъ подъ иго жестокаго Ленина, въ когти краснаго звѣря».

Церковные модернисты молча отошли отъ Владыки, не имѣя дальше, что сказать.

Такъ и мы должны быть настроены. И авторитетами для насъ въ наше лукавое время должны быть не мнимо-православные богословы — Владиміръ Соловьевъ, Флоренскій, Булгаковъ, Бердяевъ и ихъ ученики и послѣдователи, столь напористо-рекламируемые современными модернистами, стремящимися «обновить» Православіе, а подлинные столпы чистаго и безкомпромисснаго Православія и наставники православнаго благочестія — Епископъ Игнатій (Брянчаниновъ), Епископъ Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ, и св. праведный Іоаннъ, Кронштадтскій чудотворецъ. Ихъ духовному опыту и наставленіямъ и будемъ слѣдовать!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 58-66.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0