Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Крестъ Христовъ — наше знамя и оружіе, наша радость и похвала.

Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).

Мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа, имже мнѣ міръ распяся, и азъ міру (Гал. 6, 14).

Въ самой серединѣ Великаго поста, поприще котораго мы сейчасъ проходимъ, св. Церковь предлагаетъ чествованію и поклоненію нашему святый Крестъ Господень. Изображеніе Честнаго и Животворящаго Креста Господня торжественно выносится изъ алтаря среди храма, и передъ нимъ всѣми молящимися совершается троекратное преклоненіе до земли съ пѣніемъ: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресеніе Твое славимъ».

Глубокій смыслъ заключается въ этомъ чрезвычайно-назидательномъ для насъ, вѣрующихъ, уставномъ обычаѣ св. Церкви. Если мы добросовѣстно пропостились всю первую половину Великаго поста, то-есть: скоромной пищи вовсе не вкушали, старались ѣсть меньше и рѣже, въ разнаго рода удовольствіяхъ и развлеченіяхъ себѣ отказывали, честно боролись со своими грѣховными склонностями и привычками, мы не могли не почувствовать нѣкотораго переутомленія и даже упадка силъ отъ необычнаго напряженія воли и тѣлеснаго ослабленія. И когда подумаемъ, что прошла еще только половина поста, кое-у-кого невольно можетъ вырваться вздохъ малодушной ропотливости: «Тяжко! не по силамъ мнѣ это! Когда же конецъ? !»

И вотъ, чтобы подбодрить насъ и укрѣпить нашу волю и духъ къ дальнѣйшему пощенію, св. Церковь устраиваетъ намъ духовное утѣшеніе — выноситъ для всеобщаго торжественнаго поклоненія Крестъ Господень. «Вамъ тяжело — вы ропщете», какъ бы такъ говоритъ она намъ этимъ: «а каково было Господу страдать за васъ, терпя невыразимыя муки на этомъ крестѣ? Или вы думаете, что страданія Его были меньше вашихъ? Однако, Онъ все претерпѣлъ, дабы спасти васъ. Онъ терпѣлъ ради васъ, — потерпите же и вы ради Него и во Имя Его! Тѣмъ болѣе, что это терпѣніе ваше не Ему и никому другому, а именно вамъ и только вамъ нужно и спасительно. Вспомните про Его великую любовь къ вамъ, какую явилъ Онъ, добровольно предавъ себя на распятіе и поносную смерть, — и воспряньте духомъ! Любовь Его и чудодѣйственная сила крестная поддержитъ васъ и поможетъ вамъ до конца совершить все поприще подвига постнаго и приведетъ васъ чрезъ пучину поста къ великой радости свѣтоноснаго праздника Воскресенія».

Иными словами: износимый на середину храма для поклоненія Крестъ Господень — это наше воинское знамя, которое выносится, какъ и въ обыкновенной мірской брани, на поле сраженія для того, чтобы возбудить въ насъ, воинахъ Христовыхъ, бодрость духа и неустрашимое мужество для успѣшнаго продолженія борьбы и окончательной побѣды надъ врагами. Взирая на это славное знамя — знаменіе побѣды надъ діаволомъ, — мы невольно ощущаемъ приливъ новыхъ, свѣжихъ силъ и воодушевляющій насъ на продолженіе подвига подъемъ духа. Всѣ перенесенныя доселѣ скорби и трудности какъ бы забываются, и мы, по слову Апостола, «задняя забывая, въ предняя простираемся» (Флп. 3, 13), съ еще бóльшимъ усердіемъ начинаемъ стремиться къ вожделѣнной цѣли — побѣдѣ надъ грѣхомъ, побѣдѣ надъ діаволомъ, ради достиженія «почести вышняго званія Божія во Христѣ Іисусѣ» (Флп. 3, 14), гдѣ ожидаетъ насъ радость неизреченная и нескончаемая, обѣщанная намъ пострадавшимъ за насъ на Крестѣ Господомъ-Спасителемъ.

Но Крестъ Господень для насъ — не только «знамя», но и «оружіе непобѣдимое», ибо имъ сокрушена власть діавола, какъ поетъ объ этомъ св. Церковь: «Господи, оружіе на діавола крестъ Твой далъ еси намъ: трепещетъ бо и трясется, не терпя взирати на силу его…»

Въ поученіи (такъ наз. «сѵнаксаріи») Крестъ Господень сравнивается съ райскимъ «древомъ жизни», съ тѣмъ древомъ, которое во время сорокалѣтняго странствованія избраннаго народа Божія по пустынѣ было вложено въ горькія воды Мерры для ихъ услажденія, а также — съ сѣнолиственнымъ древомъ, подъ тѣнью котораго находятъ отдохновеніе и подкрѣпленіе силъ путники, ведомые въ обѣтованную землю вѣчнаго наслѣдія.

«Сраспинаеми насъ ради Распеншемуся, умертвимъ вся плотскія уды въ постѣхъ и молитвахъ и моленіяхъ» — такъ взываетъ къ намъ въ эти дни поклоненія Кресту Господню св. Церковь, увѣщевая насъ бодренно продолжать подвигъ святаго поста, мысленно взирая на Распятаго за насъ Господа.

Вмѣстѣ съ тѣмъ, это изнесеніе Креста Господня для поклоненія среди св. Четыредесятницы напоминаетъ вѣрующимъ о приближающихся великихъ дняхъ воспоминанія Страстей Христовыхъ и о Свѣтломъ Праздникѣ Воскресенія Христова. При торжественной встрѣчѣ побѣдоноснаго военачальника обыкновенно предшествуютъ ему его побѣдные знаки — эмблемы и трофеи: такъ и тутъ — Пасхѣ Христовой — торжественному шествію Побѣдителя грѣха, ада и смерти, — предшествуетъ знаменіе Его побѣды — Животворящій Крестъ. Онъ живо напоминаетъ намъ, что, если мы со Христомъ страждемъ, то съ Нимъ и прославимся — если съ Нимъ умираемъ, то съ Нимъ и воскреснемъ.

Такимъ образомъ, Недѣля Крестопоклонная есть какъ бы предвкушеніе среди поста ожидающей насъ свѣтлой пасхальной радости, почему, прославляя Крестъ Господень, мы одновременно воспѣваемъ и Его Воскресеніе, когда троекратно поемъ: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресеніе Твое славимъ».

Итакъ, Крестъ Господень для насъ, христіанъ, есть наше воинское знамя и одновременно — наше оружіе, поскольку Христосъ-Спаситель пригвоздилъ на крестѣ рукописаніе грѣховъ нашихъ и, поправъ власть діавола, даровалъ намъ жизнь вѣчную. Онъ поэтому есть и «сущія радости знаменіе», какъ именуетъ его св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ — и похвала наша — единственное, чѣмъ мы можемъ и должны благодарно хвалиться, какъ учитъ о семъ св. Апостолъ Павелъ: «Мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о Крестѣ Господа нашего Іисуса Христа, имже мнѣ міръ распяся, и азъ міру» (Гал. 6, 14).

Крестъ сталъ для насъ источникомъ, обильно истекающей на насъ изъ него, спасительной благодати Божіей. Но каждый изъ насъ, христіанъ, становится причастникомъ этой спасительной силы Креста Господня не иначе, какъ чрезъ несеніе своего собственнаго креста. Объ этомъ ясно учитъ насъ нашъ Подвигоположникъ-Крестоносецъ Христосъ: «Иже хощеть по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ кресть свой и по Мнѣ грядетъ» (Марк. 8, 34).

Этотъ «крестъ свой» и есть добровольно-принимаемый на себя христіаниномъ подвигъ жизни христіанской, символомъ которой является постъ, ибо вся истинно-христіанская жизнь и есть, въ сущности, подвигъ постный — подвигъ самоограниченія и всесторонняго воздержанія. Каждый истинный христіанинъ призывается къ тому, чтобы быть подвижникомъ, и безъ подвига нѣтъ и не можетъ быть истиннаго христіанства, ибо для того, чтобы стать христіаниномъ, нужно во всемъ принуждать себя ко всему доброму и отвращаться отъ всего худого, злого, что, собственно, и значить:   «п о д в и з а т ь с я».   Что этого подвига ждетъ отъ насъ Самъ нашъ Господь-Подвигоположникъ, видно, какъ изъ Его вышеприведенныхъ словъ о несеніи креста своего, такъ и изъ Его призыва:   «П о д в и з а й т е с ь   внити сквозѣ тѣсная врата!» (Лук. 13, 24), ибо «широки врата и пространенъ путь, ведущіе въ пагубу, и многіе идутъ ими: потому что тѣсны врата и узокъ путь, ведущіе въ животъ, и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его» (Матѳ. 7, 13-14).

Уже изъ одного этого изреченія Христова ясно видно, какъ далеки отъ истиннаго христіанства всѣ современные модернисты, желающіе «реформировать» нашу Церковь и христіанство вообще, устранивъ всѣ непріятныя для нихъ стѣсненія и ограниченія и дать волю разнузданнымъ страстямъ своимъ и легкой привольной жизни безъ подвига!

Итакъ, Самъ Христосъ-Спаситель далъ намъ заповѣдь подвизаться — входить узкими вратами, то-есть все терпѣть и всячески ограничивать себя, обуздывая свои грѣховныя страсти и вожделѣнія, ибо «Царствіе Божіе силою берется, и лишь употребляющіе усиліе восхищаютъ его» (Матѳ. 11, 12).

А св. Апостолъ Павелъ, въ полномъ согласіи съ этимъ, говоритъ: «Подвизаяйся отъ всѣхъ воздержится» (1 Кор. 9, 25-27), а потому: «Умерщвляю тѣло мое и порабощаю, да не како, инымъ проповѣдуя, самъ неключимъ буду» (ст. 27), то-есть всякій подвизающійся долженъ научиться воздержанію.

Въ этомъ подвигѣ постояннаго всесторонняго воздержанія тѣлеснаго и духовнаго и состоитъ тотъ крестный путь, которымъ надлежитъ идти каждому искреннему послѣдователю Господа Іисуса Христа.

Смиренное перенесеніе всѣхъ скорбей и страданій, выпадающихъ «а нашу долю въ этой земной жизни, непрестанная борьба со своими грѣховными наклонностями и совершенная преданность волѣ Божіей — вотъ личный крестъ каждаго истиннаго христіанина. Кто несетъ этотъ крестъ, тотъ уподобляется Христу-Крестоносцу и становится дѣйствительно Его истиннымъ послѣдователемъ. И какъ Крестъ Христовъ привелъ къ радости Воскресенія, такъ и личный крестъ каждаго изъ насъ приведетъ къ тому же — воскресенію изъ мертвыхъ и вѣчной нескончаемой радости, никакими словами невыразимому вѣчному блаженству въ «невечернѣмъ дни Царствія Христова».

Великій постъ, который мы сейчасъ проходимъ и который приводитъ насъ къ торжественному празднованію Воскресенія Христова, есть не что иное, какъ символъ всего теченія христіанской жизни и, вмѣстѣ съ тѣмъ, ежегодное упражненіе въ подвигѣ христіанской жизни — ежегодное яркое напоминаніе, какъ надлежитъ жить христіанину и какова конечная цѣль его жизни.

Теперь понятно, почему врагъ Божій и врагъ человѣческаго спасенія діаволъ напрягаетъ всѣ свои діавольскія силы для того, чтобы лишить насъ столь великой и спасительной для насъ святыни — Креста Господня и заставить насъ отказаться отъ несенія «креста своего», отклоняя отъ слѣдованія за Христомъ.

Вотъ почему все рѣже и рѣже видимъ мы изображеніе Креста Господня, который почти всюду замѣняется другими символическими изображеніями и эмблемами, стремящимися вытѣснить крестъ, дабы христіане легче забыли о Крестѣ Господнемъ и о заповѣди нести «крестъ свой», данной Распятымъ на крестѣ Господомъ. Даже на зданіяхъ, претендующихъ именовать себя «храмами», мы почти не видимъ креста или видимъ такое изображеніе, которое скорѣе похоже на насмѣшку или надругательство надъ этимъ священнымъ и дорогимъ для насъ знаменіемъ.

Врагъ хочетъ вырвать изъ рукъ нашихъ священное знамя наше, нашу радость и похвалу, дабы обезоружить насъ и полностью овладѣть нами. Горе всякому, кто легко, безъ борьбы, слѣпо отдается въ сатанинскій плѣнъ его, гдѣ его ожидаетъ безысходная, безутѣшная скорбь и мука безконечная! Горе всякому, кто вступаетъ въ содружество съ врагами Креста Христова, угождаетъ имъ и творитъ волю ихъ! Таковой становится измѣнникомъ и предателемъ нашего Господа и Спасителя, и вѣчная участь его: «плачъ и скрежетъ зубовъ» (Матѳ. 8, 12).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 51-56.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0