Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Что такое Православіе?

Въ первый воскресный день Великаго поста наша Церковь празднуетъ торжество Православія — побѣду истиннаго христіанскаго ученія надъ всѣми его извращеніями и искаженіями — ересями и лжеученіями.

Во второй воскресный день Великаго поста какъ бы повторяется и углубляется это торжество Православія въ связи съ празднованіемъ памяти одного изъ величайшихъ столповъ Православія — святителя Григорія Паламы, Архіепископа Ѳессалонитскаго, который своимъ благодатнымъ краснорѣчіемъ и примѣромъ своей личной высоко-подвижнической жизни посрамилъ лжеучителей, дерзнувшихъ отвергать самое существенное въ Православіи — подвигъ молитвы и поста, просвѣщающій душу человѣка благодатнымъ свѣтомъ и дѣлающій его причастникомъ Божественной славы.

Увы! какъ мало въ настоящее время людей, даже среди самыхъ образованныхъ, а порою — даже среди современныхъ «богослововъ» и носителей духовнаго сана, которые бы правильно понимали, что такое Православіе и въ чемъ состоитъ его сущность. Подходятъ къ этому вопросу чисто внѣшнимъ формальнымъ образомъ и рѣшаютъ его слишкомъ примитивно и даже наивно, совсѣмъ не вникая въ глубину его и не видя вовсе всей полноты его духовнаго содержанія.

Вопреки поверхностному взгляду многихъ, Православіе — это не есть только одно изъ многочисленныхъ нынѣ «христіанскихъ исповѣданій» или, какъ здѣсь принято выражаться, «деноминацій»: Православіе — это истинное, не искаженное и не извращенное никакими человѣческими мудрованіями и измышленіями, подлинное ученіе Христово, во всей его чистотѣ и полнотѣ — ученіе о вѣрѣ и благочестіи, то-есть о жизни по вѣрѣ.

Православіе — это не есть только совокупность догматовъ, принимаемыхъ за истину чисто-формально. Православіе — это не одна только теорія, но и практика: это — не только вѣра, но и жизнь, во всемъ согласная съ этой вѣрой.

Истинно-православнымъ является не тотъ, кто по-православному мыслитъ только, но тотъ, кто по-православному чувствуетъ и православно живетъ, — кто истинно-православное ученіе Христово стремится воплотить въ своей жизни.

«Глаголы, яже Азъ глаголахъ вамъ,   д у х ъ   с у т ь   и   ж и в о т ъ   с у т ь»  — такъ говорилъ о Своемъ Божественномъ ученіи Своимъ ученикамъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ (Іоан. 6, 63). Слѣдовательно, ученіе Христово не есть только одна отвлеченная теорія, оторванная отъ жизни, но   д у х ъ   и   ж и з н ь.

И поэтому дѣйствительно-православнымъ можетъ почитаться только тотъ, кто православно мыслитъ, православно чувствуетъ и православно живетъ.

Вмѣстѣ съ тѣмъ, надо знать и помнить, что «Православіе» не есть только то и все то, что   о ф ф и ц і а л ь н о   именуется «Православіемъ», ибо въ наше лживо-лукавое время крайне-печальнымъ, но, къ сожалѣнію, уже несомнѣннымъ фактомъ является появленіе все болѣе и болѣе поднимающаго голову и утверждающагося въ мірѣ   л ж е - православія, которое яро стремится подмѣнить собою Православіе истинное, какъ въ свое время Антихристъ будетъ стараться подмѣнить и замѣнить собою Христа.

Православіе это не есть только какая-то чисто-земная организація, возглавляемая патріархами, епископами, и священниками, несущими служеніе въ церкви, которая оффиціально называется «православной».

Православіе — это мистическое «Тѣло Христово», Глава котораго — Самъ Христосъ (см. Ефес. 1, 22-23 и Кол. 1, 18. 24 и др.) и въ составъ котораго входятъ не одни священнослужители, а всѣ истинно-вѣрующіе во Христа, принявшіе Его всѣмъ сердцемъ, законнымъ путемъ вступившіе въ основанную Имъ Церковь черезъ св. Крещеніе, — какъ еще живущіе на землѣ, такъ и всѣ умершіе въ вѣрѣ и благочестіи.

Православная Церковь — это не какая-то «монополія» или «бизнесъ» духовенства, какъ думаютъ невѣжды и чуждые духомъ Церкви. Это — не «вотчина» того или другого архіерея или священника: это — тѣснѣйшее духовное единеніе всѣхъ истинно-вѣрующихъ во Христа, которые стремятся свято блюсти завѣты Христовы — съ единственной цѣлью — унаслѣдовать уготованное намъ Христомъ-Спасителемъ вѣчное блаженство, а если и грѣшатъ по немощи, то искренно каются и стараются «сотворить плоды, достойные покаянія» (Лук. 3, 8).

Церковь, правда, не можетъ быть совсѣмъ оторвана отъ земли, ибо въ нее входятъ и люди, еще живущіе на землѣ, а потому въ устройствѣ и внѣшней организаціи ея неизбѣженъ извѣстный элементъ «земнаго», но чѣмъ этого «земного» меньше, тѣмъ для вѣчныхъ цѣлей ея лучше, и ужъ во всякомъ случаѣ это «земное» никакъ не должно затмевать и подавлять собою то чисто-духовное — дѣло спасенія душъ для жизни вѣчной, — ради чего Церковь и основана и существуетъ.

Первый и основной критерій, руководись которымъ мы можемъ отличить Церковь Христову истинную отъ лже-церквей (коихъ сейчасъ такъ много!), это — неврежденно-хранимая ею, неискаженная человѣческими мудрованіями   И С Т И Н А,   ибо, по ученію Слова Божія, «Церковь есть столпъ и утвержденіе истины» (1 Тим. 3, 15), а потому въ ней не можетъ быть никакой лжи. То уже не Церковь, если отъ имени ея оффиціально провозглашается и утверждается какая бы то ни было ложь. Не только высшіе служители Церкви, но и рядовые вѣрующіе міряне должны чуждаться всякой лжи, помня наставленіе св. Апостола:

«Тѣмже отложше лжу, глаголите истину кійждо ко искреннему своему» (Ефес. 4, 25) или: «не говорите лжи другъ другу» (Кол. 3, 9). Христіане всегда должны помнить, что, по словамъ Христа-Спасителя, ложь отъ діавола, который «ложь есть и отецъ лжи» (Іоан. 8, 44).

Итакъ, гдѣ ложь, тамъ нѣтъ истинной Церкви Христовой Православной!

Тамъ — лже-церковь, которую такъ живо и ярко изобразилъ въ своемъ Апокалипсисѣ св. Таиновидецъ подъ видомъ «великой блудницы, сидящей на водахъ многихъ», съ которой «блудодѣйствовали цари земные, и виномъ ея блудодѣянія упивались живущіе на землѣ» (Апок. 17, 1-2).

Еще въ Ветхомъ Завѣтѣ у св. пророковъ Божіихъ измѣна Истинному Богу часто представлялась подъ образомъ любодѣянія (см., напримѣръ, у прор. Іезекіиля 16, 8-58 или 23, 2-49). И намъ страшно не только сказать, но и подумать, что въ наши безумные дни приходится наблюдать немало стремленій всю Церковь Христову обратить въ «блудилище» — и не только въ переносномъ, вышеуказанномъ, но и въ прямомъ смыслѣ этого слова, когда такъ легко оправдывается и даже въ грѣхъ не ставится блудъ и всякая нечистота! Примѣръ этого мы видѣли у такъ называемыхъ «живцовъ» и «обновленцевъ» на нашей несчастной родинѣ, а теперь — въ лицѣ всѣхъ современныхъ «модернистовъ», стремящихся свергнуть съ себя благое иго Христово (Матѳ. 11, 30) и измѣнить весь аскетическій строй нашей св. Церкви, узаконивъ всякое беззаконіе и нравственную нечистоту.

Тутъ о Православіи говорить, конечно, никакъ не приходится, хотя бы догматы вѣры и оставались нетронутыми, неповрежденными!

Истинное Православіе, съ другой стороны, чуждо и всякаго мертваго формализма, въ немъ нѣтъ слѣпой приверженности «буквѣ законной», ибо оно есть «духъ и жизнь». Гдѣ съ внѣшней, чисто-формальной, стороны все представляется вполнѣ правильнымъ и строго-законнымъ, это еще совсѣмъ не значитъ, что оно въ дѣйствительности таково. Въ Православіи не можетъ быть мѣста никакой іезуитской казуистикѣ, не можетъ быть примѣнимо и излюбленное изреченіе свѣтскихъ юристовъ: «закона нельзя попирать: его надо обходить».

Православіе — это одна лишь Истина, чистая Истина, безъ всякой примѣси и безъ малѣйшей тѣни какой-либо лжи, фальши, лукавства и обмана!

Самое существенное въ Православіи — это   п о д в и г ъ   м о л и т в ы   и   п о с т а,   который особенно воспѣвается св. Церковью на второй седмицѣ Великаго поста, какъ обоюдуострое «дивное оружіе», которымъ мы поражаемъ враговъ нашего спасенія — темную силу бѣсовскую — подвигъ, который озаряетъ нашу душу благодатнымъ Божественнымъ свѣтомъ, какъ учитъ объ этомъ святитель Григорій Палама, торжественно чествуемый св. Церковью во вторую недѣлю Великаго поста. Прославляя его святую память, Церковь именуетъ этого дивнаго святителя «проповѣдникомъ благодати», «свѣтильникомъ свѣта», «свѣта Божественнаго проповѣдникомъ», «столпомъ Церкве непоколебимымъ».

Самъ Христосъ-Спаситель, подчеркивая все великое значеніе подвига молитвы и поста, когда ученики Его оказались безсильными изгнать бѣса изъ несчастнаго бѣсноватаго юноши, сказалъ имъ ясно, что «сей родъ», то-есть родъ бѣсовскій, «не исходитъ токмо молитвою и постомъ» (Матѳ. 17, 21). Толкуя это мѣсто евангельскаго повѣствованія, нашъ великій отечественный богословъ-подвижникъ святитель Ѳеофанъ Затворникъ спрашиваетъ: «Можно ли думать, что, гдѣ нѣтъ молитвы и поста, тамъ уже и бѣсъ?» И отвѣчаетъ: «Можно. Бѣсы, вселяясь въ человѣка, не всегда обнаруживаютъ свое вселеніе, а притаиваются, изподтишка научая своего хозяина, всякому злу, и отклоняя отъ всякаго добра: такъ что тотъ увѣренъ, что все самъ дѣлаетъ, а между тѣмъ только исполняетъ волю врага своего. Возьмись только за молитву и постъ, — и врагъ тотчасъ уйдетъ, и на сторонѣ будетъ выжидать случая, какъ бы опять вернуться, и дѣйствительно возвращается, коль скоро оставлены бываютъ молитва и постъ» («Мысли на каждый день года» — стр. 245-246).

Отсюда — прямой выводъ: гдѣ постъ и молитва игнорируются, пренебрегаются или вовсе отвергаются, тамъ нѣтъ и въ поминѣ Православія — тамъ царство бѣсовъ, дѣлающихъ человѣка своей жалкой игрушкой.

Вотъ, слѣдовательно, куда ведутъ насъ всѣ современные «модернисты», требующіе «реформъ» въ нашей Православной Церкви!

Всѣ эти либералы-вольнодумцы и ихъ попутчики, стремящіеся умалить значеніе молитвы и поста, сколько бы они ни кричали и провозглашали о своей якобы вѣрности догматическому ученію нашей Православной Церкви, уже не могутъ почитаться Православными, а являются отступниками отъ Православія.

Будемъ всегда помнить, что одна чисто-формальная ортодоксальность никакой цѣны не имѣетъ, если нѣтъ «духа и жизни», а «духъ и жизнь» Православія — прежде всего въ подвигѣ молитвы и поста, причемъ поста настоящаго, о какомъ учитъ Церковь, понимаемаго въ смыслѣ всесторонняго воздержанія, а не одного только отказа отъ вкушенія скоромной пищи.

Безъ подвига вообще нѣтъ истиннаго христіанства, или, что то же, Православія. Вѣдь Самъ Подвигоположникъ-Христосъ ясно сказалъ: «иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ» (Марк. 8, 34).

Христіанинъ истинный — христіанинъ Православный — только тотъ, кто стремится уподобиться Христу въ несеніи креста и готовъ на самораспятіе во имя Христа.

Объ этомъ ясно учили и святые Апостолы. Такъ св. Апостолъ Петръ пишетъ: «Если, дѣлая добро и страдая, терпите, это угодно Богу, ибо вы къ тому призваны, потому что и Христосъ пострадалъ за насъ, оставивъ намъ примѣръ, дабы мы шли по стопамъ Его» (1 Петр. 2, 20-21). Точно такъ же и св. Апостолъ Павелъ неоднократно говоритъ въ своихъ посланіяхъ, что всѣ истинные христіане должны быть подвижниками, и подвигъ христіанина уподобляетъ распятію себя ради Христа: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Излюбленное выраженіе св. Апостола Павла — мы должны   с о р а с п я т ь с я   Христу для того, чтобы и   с о в о с к р е с н у т ь   съ Нимъ. Эту мысль онъ проводитъ въ разныхъ своихъ изреченіяхъ въ рядѣ посланій.

Вотъ, поэтому, кто любитъ только весело проводить время, не думая о самоотреченіи и самоотверженіи и постоянно купаясь во всевозможныхъ плотскихъ удовольствіяхъ и наслажденіяхъ, тотъ вовсе не православный, не христіанинъ.

Объ этомъ хорошо училъ великій подвижникъ христіанской древности преп. Исаакъ Сиріанинъ:

«Путь Божій есть ежедневный крестъ. Никто не восходитъ на небо, живя прохладно (то-есть: привольно, беззаботно, въ свое удовольствіе, безъ подвига). О пути же прохладномъ знаемъ, гдѣ онъ оканчивается» (Творенія, стр. 152). Это — то же, что «путь широкій и пространный», который, по слову Самого Господа, «ведетъ въ погибель» (Матѳ. 7, 13).

Такъ вотъ что такое есть Православіе, или истинное Христіанство!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 45-51.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0