Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)
Почему должны мы поститься?

Постное время свѣтло начнемъ!.. (стихира на вечернѣ).

Многіе въ наше время задаютъ этотъ вопросъ: «почему Церковь требуетъ, чтобы мы постились?» Одни — вообще не зная и не понимая, для чего установленъ постъ, и пренебрегая имъ совсѣмъ, другіе — свысока и высокомѣрно отвергая его и смотря на постящихся, какъ на какихъ-то «отсталыхъ людей», чуть-ли не изувѣровъ.

Между тѣмъ, постъ — чрезвычайно-важное установленіе нашей св. Церкви, нужное и высоко-полезное и для души и для тѣла.

И всегда это такъ было, а въ наше нездоровое время особенно — нѣтъ людей вполнѣ здоровыхъ и душою и тѣломъ. Мы всѣ — люди больные, въ большей или меньшей степени, а постъ — это курсъ лѣченія для нашихъ больныхъ душъ, а въ то же время — и для тѣла. Нужно только правильно понимать его смыслъ и значеніе и разумно пользоваться имъ.

Мы всѣ унаслѣдовали больную природу отъ нашихъ прародителей, осмѣлившихся дерзко нарушить данную имъ заповѣдь Божію и впавшихъ въ двойной грѣхъ — непослушанія и невоздержанія чрезъ вкушеніе запрещеннаго плода, и сами продолжаемъ такъ же грѣшить, омрачая свою душу и разстраивая одновременно здоровье тѣла, тѣсно связаннаго съ душою.

Величайшая ошибка и заблужденіе — считать себя вполнѣ нормальными и идеально-здоровыми людьми!

Мы — больны, и больны при томъ самымъ злѣйшимъ недугомъ — грѣхомъ, происходящимъ отъ гордости и самолюбія, который поражаетъ и душу и тѣло. Надо понять это и глубоко сознать всю бѣдственность такого нашего состоянія, ибо вѣдь отъ грѣха и первоисточника его бѣсовской гордости — все зло на землѣ, а въ будущей жизни онъ уготовляетъ намъ вѣчныя нескончаемыя муки.

Какъ же не желать намъ вылѣчиться?

Да и какой больной хотѣлъ бы постоянно болѣть безъ всякой надежды когда-либо выздоровѣть?

Вотъ попечительная мать наша св. Церковь и предлагаетъ намъ необходимый курсъ лѣченія — Великій постъ, какъ своего рода «духовную санаторію». И всякій, кто проходитъ этотъ курсъ лѣченія, добросовѣстно исполняя предписанія Церкви и совѣты своихъ духовныхъ врачей не можетъ не почувствовать сколь великую пользу и облегченіе онъ приноситъ — вплоть до поднаго выздоровленія.

Черезъ непослушаніе и невоздержаніе въ лицѣ нашихъ прародителей мы пали и лишились райскаго блаженства — черезъ добровольно принимаемый на себя подвигъ послушанія и воздержанія, съ отверженіемъ своей гордыни и самолюбія, мы можемъ снова возстать и возвратить себѣ утраченное райское блаженство.

Надо только помнить, что истинный постъ, какъ учитъ Церковь, состоитъ не только въ одномъ тѣлесномъ воздержаніи отъ извѣстныхъ родовъ пищи, какъ мяса, молока, сыра и яицъ, но и въ воздержаніи отъ всякаго зла, — что истинный и разумный постъ есть двоякій: тѣлесный и духовный.

«Постящеся, братіе, тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ», поетъ Церковь, причемъ одинъ тѣлесный постъ безъ духовнаго не имѣетъ никакой цѣны: «ничтоже есть», по выраженію нашего великаго россійскаго святителя Тихона Задонскаго, но и духовный постъ безъ тѣлеснаго не можетъ быть успѣшнымъ. Тѣлесное воздержаніе необходимо для того, чтобы ослабить слишкомъ сильную плоть, освободить духъ отъ власти плоти, ибо, по ученію Слова Божія, — а каждый самъ можетъ провѣрить это на собственномъ опытѣ, — плоть всегда желаетъ противнаго духу. Мудрованіе плотское есть смерть, говоритъ св. Апостолъ Павелъ, оно есть вражда на Бога, закону бо Божію не покаряется (Рим. 8, 6-7).

Поэтому, чтобы поститься «постомъ пріятнымъ, благоугоднымъ Господеви» и достичь должнаго успѣха въ этомъ пощеніи, необходимо разумно сочетать постъ духовный съ постомъ тѣлеснымъ, памятуя что, какъ человѣкъ состоитъ изъ дупш и тѣла, такъ и совершенный постъ долженъ быть двоякій: духовный и тѣлесный.

Въ чемъ же состоитъ постъ духовный?

Это ясно выражено въ церковной стихирѣ, которая поется въ первый же день Великаго поста на вечернѣ:

«Истинный постъ есть злыхъ отчужденіе», то-есть: отчужденіе себя отъ всякаго зла, «воздержаніе языка, ярости отложеніе, похотей отлученіе, оглаголанія, лжи и клятвопреступленія. Сихъ оскудѣніе, постъ истинный есть, и благопріятный».

Отсюдя ясно, что если кто-нибудь воздерживается отъ яденія мяса, молока, сыра и яицъ, но не воздерживается отъ дѣланія зла ближнимъ, не удерживаетъ своего языка отъ злословія и празднословія, не обуздываетъ своей ярости (раздражительности и злобы на ближняго), не пресѣкаетъ своихъ похотей, не отказывается отъ наговоровъ (сплетенъ), лжи и клятвопреступства, — постъ такого человѣка не можеть почитаться постомъ истиннымъ и угоднымъ Богу. «Что толку», говоритъ одинъ изъ наставниковъ христіанскаго благочестія: «что толку, если ты не ѣшь мяса, а ближнихъ твоихъ угрызаешь?»

Вотъ какъ учитъ Церковь о постѣ, и совершенно напрасно невѣрующіе и враги Церкви приписываютъ ей, будто она требуетъ только одного тѣлеснаго поста, и въ немъ видитъ весь смыслъ пощенія!

Наоборотъ: Церковь никогда не требовала и не требуетъ строгаго тѣлеснаго воздержанія отъ больныхъ и немощныхъ, считая, какъ выражается одинъ изъ великихъ подвижниковъ преп. Варсануфій, что «болящему Богъ вмѣняетъ его болѣзнь, вмѣсто поста — тому, кто переноситъ ее съ терпѣніемъ и благодаритъ Бога. Если и десять разъ въ день будешь ѣсть, не печалься, ты не будешь осужденъ за это», ибо «не отъ немощныхъ тѣломъ требуетъ Богъ поста, но отъ сильныхъ и здоровыхъ» (Вопросы 168 и 169).

Само собой разумѣется, если болѣзнь есть дѣйствительная болѣзнь, а не мнимая и воображаемая, почему въ такихъ случаяхъ надо испрашивать совѣта и благословенія своего духовника.

Правило Апостольское 69-ое, требующее отъ всѣхъ соблюденія установленныхъ Церковью постовъ, освобождаетъ, однако, отъ необходимости поститься тѣхъ, у кого есть препятствіе со стороны «немощи тѣлесной». Повторяемъ еще разъ, что никакихъ льготъ православный христіанинъ не долженъ допускать себѣ самъ, самовольно, а всегда обращаться за всѣми совѣтами, касающимися духовной жизни, къ своему духовнику.

Замѣчательно сильно и вразумительно говорятъ многіе Святые Отцы о значеніи поста.

«Постъ — колесница, возносящая на небо», учитъ преп. Ефремъ Сиринъ: «постъ — доброе предохраненіе для души, надежный сожитель тѣлу. Постъ — оружіе доблестнымъ, училище подвижниковъ. Постъ — путь къ покаянію».

«Постъ — отверженіе всего, что услаждаетъ вкусъ», учитъ самъ величайшій постникъ преп. Іоаннъ Лѣствичникъ: «погашеніе тѣлеснаго разжженія, истребленіе лукавыхъ помышленій, чистота молитвы, свѣтило души, храненіе ума, истребленіе сердечной безчувственности, дверь умиленія, радостное сокрушеніе, удержаніе многословія, причина безмолвія, стражъ послушанія, облегченіе сна, здравіе тѣла, виновникъ безстрастія, врата рая и небесное наслажденіе».

«Постъ — время небеснаго врачеванія», говоритъ св. Амвросій Медіоланскій: «время пробужденія души отъ грѣховнаго сна и преступной безпечности о своемъ спасеніи. Въ это время душа каждаго изъ насъ, человѣка грѣшнаго, какъ бы пробуждается отъ дремоты, находясь въ которой она забыла о своемъ спасеніи, была болѣе чѣмъ равнодушна къ нему... Всматриваясь, она видитъ вокругъ себя мглу, застилающую отъ нея лучи божественной благодати. Св. Церковь приходитъ на помощь къ смущенной душѣ: «Пріиде постъ, мати цѣломудрія, обличитель грѣховъ, проповѣдникъ покаянія!...» «Постъ есть время, въ которое мы можемъ очистить всю скверну пороковъ и уврачевать всѣ язвы беззаконій, усердно прося Врача душъ нашихъ, чтобы Онъ помогъ намъ соблюсти заповѣди, трудныя для соблюденія...»

«Примите пость, бѣдные», такъ взывалъ св. Василій Великій: «онъ раздѣлитъ съ вами и обитель и трапезу. Примите его, богатые: онъ уврачуетъ васъ отъ вреда, причиняемаго пресыщеніемъ. Примите его, больные: это — мать здоровья. Примите его здоровые: это — хранитель вашей тѣлесной крѣпости. Польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянію тѣла. Радостно примемъ постъ!»

«Постящійся», говорить св. Іоаннъ Златоустъ: «легокъ, глубоковнимателенъ, молится трезвенно, лукавыя вожделѣнія погашаетъ, умилостивляетъ Бога, душу смиряетъ...» «Моляшійся и постящійся имѣетъ два крыла, легчайшія самыхъ вѣтровъ; молящійся съ постомъ не зѣваетъ, не потягивается, не бываетъ неповоротенъ, какъ многіе этимъ страдаютъ, но бываетъ подвижнѣе и сильнѣе огня, выше земли, а таковый, по преимуществу, бываетъ врагомъ и ратникомъ бѣсовъ...»

Интересно, какъ говоритъ св. Златоустъ о тѣхъ, которые по немощи не могутъ поститься: «Если не можешь поститься, то можешь не наслаждаться, — а это уже немалое любомудріе, недалеко отъ поста отстоящее...»

«Видишь ли, что дѣлаетъ постъ», говоритъ св. Аѳанасій Великій: «болѣзни врачуетъ, мокроты изсушаетъ, лукавые помыслы удаляетъ, бѣсовъ прогоняетъ, сердце дѣлаетъ чистымъ. Еслибы кто даже одержимъ былъ нечистымъ духомъ, да будетъ ему извѣстно, что сей родъ, по слову Господа, изгоняется только молитвою и постомъ».

«Каждый долженъ поститься столько», говорить преп. Іоаннъ Кассіанъ: «сколько нужно для укрощенія плотской брани. Полезно и непремѣнно должно соблюдать каноническія правила касательно постовъ, но если послѣ поста не будетъ сохранена умѣренность въ употребленіи пищи, то соблюденіе ихъ (т. е. правилъ) не доведетъ до чистоты. Сущность же воздержанія состоитъ не въ томъ только, чтобы соблюдать время употребленія пищи, и не въ качествѣ только пищи, но прежде всего — въ разсудительномъ употребленіи оной».

«Будемъ держать воздержаніе», наставляетъ насъ великій подвижникъ преп. Ѳеодоръ Студитъ: «не только въ ѣдѣ и питьѣ: это недостаточно, но будемъ воздерживаться отъ сластолюбія въ сердцѣ, отъ срамныхъ воображеній, отъ зависти, гнѣва и неудовольствія на ближняго, отъ необузданности языка, отъ блудныхь воззрѣній ока, отъ слушанія дурныхъ рѣчей. — Постъ требуетъ смиренія нелицемѣрнаго, благоговѣинства сокрушеннаго, молитвы непрестанной, стенанія глубокаго, вѣры непреткновенной, надежды непостыждающей, безропотности благодушной, и воздержанія всесторонняго: и отъ слова сопротивительнаго и отъ реченій оскорбительныхъ, отъ задорности, брани и самочинія» — Вотъ что такое постъ!

Мы могли бы безъ конца продолжать эти высокоавторитетныя свидѣтельства Святыхъ Отцевъ о важности и значеніи поста, но и этого достаточно.

Къ сожалѣнію, въ послѣднее время у насъ широко распространились протестантскія и сектантскія воззрѣнія на постъ, какъ на что-то совсѣмъ ненужное и безполезное. За это, понятно, съ удовольствіемъ хватаются всѣ плотоугодники, оправдывая такими воззрѣніями свое нежеланіе поститься.

Чаще всего любятъ ссылаться на слова Христа-Спасителя, сказанныя книжникамъ и фарисеямъ: Не то, что входитъ въ уста, оскверняетъ человѣка, но то, что выходитъ изъ устъ, оскверняетъ человѣка (Матѳ. 15, 11). Но вѣдь это было сказано совсѣмъ не о постѣ, а по поводу фарисейскаго обычая умывать руки передъ принятіемъ пищи. Мы постимся вовсе не потому, что боимся оскверниться пищей, а для того, чтобы подвигомъ воздержанія обуздать свои грѣховныя страсти и послужить Богу, оказавъ послушаніе Церкви, установившей постъ. Грѣхъ нарушенія поста — не въ оскверненіи пищей, а въ непослушаніи Церкви.

Протестанты и сектанты, якобы признающіе только одно Священное Писаніе, увѣряютъ, что Священное Писаніе ничего не говоритъ о необходимости поста.

Какая это неправда!

«Соблюдайте заповѣдь о постѣ», говоритъ св. Василій Великій: «почтите сѣдины поста, ибо онъ такъ же старъ, какъ родъ человѣческій».

И дѣйствительно, мы видимъ, что постъ установилъ Самъ Господь Богъ еще въ раю, когда далъ нашимъ прародителямъ Адаму и Евѣ заповѣдь о невкушеніи ими плодовъ отъ древа познанія добра и зла (Быт. 2, 16-17).

И за нарушеніе ими этой заповѣди, то-есть за нарушеніе поста, они были изгнаны изъ рая, и этотъ ихъ первородный грѣхъ повлекъ неисчислимыя бѣдствія для всего человѣчества.

Послѣ потопа Ною тоже Самимъ Богомъ была дана заповѣдь о постѣ: Только плоти съ душою ея, съ кровью ея не ѣшьте (Быт. 9, 3-4).

Черезъ весь Ветхій Завѣтъ проходитъ подвигъ пощенія, — какъ же можно отвергать постъ?

Св. Пророкъ и Боговидецъ Моисей на Синаѣ не ѣлъ хлѣба и не пилъ воды сорокъ дней и сорокъ ночей, послѣ чего лишь удостоился предстать предъ Богомъ и получить скрижали съ десятью заповѣдями Закона Божія (Исх. 24, 18). Испрашивая у Господа Бога прощенія грѣховъ народу еврейскому, Моисей, «повергшись предъ Господомъ, молился и, какъ прежде, сорокъ дней и сорокъ ночей хлѣба не ѣлъ и воды не пилъ за всѣ грѣхи» (Втор. 9, 18).

Великій ревнитель славы Божіей св. пророкъ Илія сорокъ дней и сорокъ ночей оставался безъ пищи и питія, во время своего путешествія къ горѣ Хориву, послѣ чего Господь удостоилъ Илію явить ему Свое присутствіе (3 Цар. 19, 8. 11-12).

Израильтяне, страшась нашествія Ассирійцевъ съ Олоферномъ во-главѣ, испросили милость и помощь отъ Господа, молясь и постясь «много дней предъ святилищемъ Господа Вседержителя» (Іудиѳ. 4, 13).

Передъ нашествіемъ Моавитянъ, Аммонитянъ и другихъ народовъ іудейскій царь Іосафатъ объявилъ постъ по всей Іудеѣ (2 Пар. 20, 3).

Неемія, услышавъ о бѣдствіи іудеевъ и разрушеніи іерусалимской стѣны, заплакалъ, постился и молился нѣсколько дней (Неем. 1, 4).

По возвращеніи изъ Вавилонскаго плѣна, израильтяне, давая обѣтъ Господу поступать впредь по закону, данному чрезъ Моисея, постились, читали священныя книги и исповѣдывались во грѣхахъ своихъ (Неем. 9, 1-3).

Великій городъ Ниневія избѣжалъ кары Божіей, изреченной ему св. пророкомъ Іоною, наложивъ на всѣхъ жителей его, по повелѣнію самого царя, строгій постъ: за покаяніе, соединенное съ постомъ, Господь пощадилъ этотъ великій городъ.

Ездра, молясь за беззаконія іудеевъ, кромѣ скорби и сѣтованія, проводилъ время въ постѣ (1 Ездр. 10, 6).

Іудиѳь, удостоенная Богомъ спасти израильтянъ отъ грознаго Олоферна, постилась всѣ дни вдовства своего, кромѣ дней предъ субботами и субботъ (Іудиѳ. 8, 6).

Но самымъ выдающимся примѣромъ строгаго воздержанія въ пищѣ отъ животныхъ, запрещенныхъ закономъ Моисея, служитъ мученическая кончина Елеазара и семи братьевъ Маккавеевъ съ матерью ихъ Соломоніею, отъ царя Антіоха, незадолго до притествія Христа-Спасителя (2 Макк. 6, 18 до конца и 7 глава).

Важность и необходимость святыхъ постовъ утверждается и на основаніи книгъ Священнаго Писанія Новаго Завѣта.

Великій угодникъ Божій, Пророкъ и Предтеча Господень Іоаннъ, по свидѣтельству Самого Христа-Спасителя, «величайшій изъ рожденныхъ женами», велъ жизнь, исполненную строгаго воздержанія въ жилищѣ, одеждѣ и пищѣ: жилъ въ пустынѣ, одѣвался въ жесткую одежду изъ верблюжьяго волоса, питался акридами и дикимъ медомъ, не пилъ ни вина ни сикера (Матѳ. 3, 1-4).

Самъ Господь Іисусъ Христосъ, предъ Своимъ выходомъ на великое дѣло служенія роду человѣческому, сорокъ дней и сорокъ ночей провелъ въ пустынѣ въ строгомъ постѣ.

Въ Нагорной проповѣди Онъ далъ наставленіе, какъ нужно поститься: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не передъ людьми, но предъ Отцемъ твоимъ, Который въ тайнѣ, и Отецъ твой, видящій тайное, воздастъ тебѣ явно (Матѳ. 6, 17-18).

Разрѣшая недоумѣніе Апостоловъ, почему они не могли изгнать бѣса изъ приведеннаго къ нимъ отрока, Господь сказалъ: Сей же родъ изгоняется только молитвою и постомъ (Матѳ. 17, 21).

Возражая книжникамъ и фарисеямъ на ихъ укоръ, почему ученики Его не постятся, Христосъ-Спаситель сказалъ, что они не постятся, какъ сыны чертога брачнаго, когда съ ними женихъ. Но придутъ дни, когда отнимется отъ нихъ Женихъ, и тогда будутъ поститься въ тѣ дни (Марк. 2, 19-20). Очевидно, что подъ днями, когда «отнимется Женихъ» надо понимать время страданій и крестной смерти Господа и затѣмъ вознесеніе Его на небо. И дѣйствительно, въ книгѣ Дѣяній Св. Апостоловъ мы находимъ не мало указаній, что ученики Христовы неоднократно постились и во время поста удостаивались особенныхъ даровъ Святаго Духа. Такъ было, напримѣръ, предъ избраніемъ и возложеніемъ рукъ на Варнаву и Савла: Когда они служили Господу и постились, Духъ Святый сказалъ: отдѣлите Мнѣ Варнаву и Савла на дѣло, къ которому Я призвалъ ихъ. Тогда они, совершивши постъ и возложивши на нихъ руки, отпустили ихъ (Дѣян. 13, 2-3).

Вообще, при рукоположеніяхъ, какъ сами Апостолы, такъ и рукополагаемые постились. Рукоположивше же имъ пресвитеровъ къ каждой церкви, они помолились съ постомъ и предали ихъ Господу, въ Котораго увѣровали (Дѣян. 14, 23).

Обращенный св. Апостоломъ Петромъ ко Христу Корнилій-сотникъ о видѣніи имъ ангела говоритъ такъ: Четвертаго дня я постился до теперешняго часа и въ девятомъ часу молился въ своемъ домѣ, и вотъ сталъ предо мною мужъ въ свѣтлой одеждѣ и говоритъ: Корнилій, услышана молитва твоя (Дѣян. 10, 30-31).

Полагаемъ, что и этихъ немногихъ мѣстъ достаточно для утвержденія насъ въ той истинѣ, что святые посты вполнѣ согласны съ ученіемъ Слова Божія, душеспасительны и Богу пріятны.

Какъ же можно послѣ этого отвергать посты?

Но вотъ, что замѣчательно, такъ это данныя современной медицины, свидѣтельствующей, насколько посты полезны не только для души, но и для тѣла.

Въ современной медицинѣ можеть считаться вполнѣ установленнымъ фактомъ, что большинство нашихъ тѣлесныхъ болѣзней происходитъ отъ невоздержанія — отъ того, что мы злоупотребляемъ пищей и питіемъ — ѣдимъ и пьемъ гораздо больше, чѣмъ это нужно для подкрѣпленія нашего тѣла и его силъ, а часто ѣдимъ и пьемъ то, что приноситъ нашему тѣлу несомнѣнный вредъ, ѣдимъ для услажденія вкуса (грѣхъ гортанобѣсія) или для наполненія нашего чрева (грѣха чревобѣсія, или чревоугодія), а не для утоленія естественнаго чувства голода, и для укрѣпленія силъ. Вся эта излишняя, потребляемая нами пища и питіе, служатъ причиной самыхъ разнообразныхъ болѣзней нашего тѣла, вызываетъ преждевременное одряхленіе и приводитъ къ смерти. Но говоримъ уже о пишѣ и питіи, которыя кажутся намъ пріятными на вкусъ, но приносятъ явный вредъ, служатъ какъ бы отравой для нашего тѣлеснаго организма и медленно, но вѣрно насъ убиваютъ.

Весьма интересна ставшая въ послѣднее время модной система лѣченія голоданіемъ, причемъ голоданіе продолжается 40 дней, какъ наши многодневные посты.

Одинъ изъ выдающихся русскихъ врачей засвидѣтельствовалъ, что гигіена и медицина вмѣстѣ съ медицинской статистикой не только не относятся отрицательно къ христіанскому посту, но напротивъ того — вполнѣ подтверждаютъ его величайшую пользу въ отношеніи тѣлеснаго здоровья человѣка. Статистика показывала, что въ прежней дореволюціонной Россіи наибольшимъ здоровьемъ и наибольшой продолжительностью жизни отличалось именно духовенство и монашество, какъ наиболѣе строго выполнявшіе всѣ посты, установленныя Церковію («Голосъ Истины» № 4 за февраль 1913 г. статья Др. Пясковскаго).

Обо всемъ этомъ мы пишемъ только потому, что современные безбожники любятъ кричать о вредѣ поста для тѣлеснаго здоровья человѣка. Честная современная медицина опровергаетъ это утвержденіе. Но для насъ, христіанъ, рѣшающее значеніе имѣетъ, конечно, ученіе о постѣ нашей св. Церкви. Повторяемъ, что постъ долженъ представлять собой разумное сочетаніе поста духовнаго и поста тѣлеснаго, безъ всякихъ чрезмѣрныхъ крайностей и перегибовъ въ одну или другую сторону.

Милостью Божіею, мы и въ нынѣшнемъ году дожили до Великаго поста, когда все такъ располагаетъ насъ къ покаянію и обновленію жизни. Не будемъ же пренебрегать этимъ временемъ, столь благопріятнымъ для нашего вѣчнаго спасенія. Кто знаетъ, сподобитъ ли насъ Господь дожить до слѣдующаго Поста? Отложимъ же всякія сомнѣнія и колебанія, которыя навѣваетъ на насъ врагъ нашего спасенія, лишь бы отвлечь насъ отъ покаяннаго постнаго подвига, и послѣдуемъ призыву Св. Церкви:

«П о с т н о е   в р е м я   с в ѣ т л о   н а ч н е м ъ!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 36-45.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0