Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Преддверіе Великаго поста.

Самый великій и радостный день въ жизни Святой Христовой Церкви это — «праздниковъ праздникъ и торжество торжествъ» — день Свѣтлаго Воскресенія Христова. Это — день славной побѣды нашего Божественнаго Искупителя надъ злѣйшимъ врагомъ нашего спасенія — діаволомъ и его порожденіями, вѣками угнетавшими падшее человѣчество — грѣхомъ, проклятіемъ и смертью. Ввиду исключительной важности и несравненнаго значенія этого дня, ни одинъ день въ году не празднуется у насъ такъ радостно и такъ торжественно, какъ день Свѣтлаго Воскресенія Христова — день Святой Пасхи.

Желая оттѣнить особенно-великое значеніе этого дня св. Церковь еще задолго подготовляетъ насъ къ нему продолжительнымъ такъ называемымъ Великимъ постомъ. Великимъ онъ называется, какъ по своей большой продолжительности, такъ и по своей чрезвычайной строгости. Начинается онъ еще за семь недѣль до Пасхи и состоитъ изъ св. Четыредесятницы и примыкающей къ ней вплотную Страстной седмицы.

Великій постъ назначается Церковью, какъ преимущественное время   п о к а я н і я.   Для того, чтобы празднованіе св. Пасхи ничѣмъ для насъ не омрачалось и было воистину свѣтлымъ и радостнымъ, необходимо предварительно очистить свою совѣсть, чтобы она ни въ чемъ скверномъ насъ не обличала и этимъ не умаляла бы нашего радостнаго праздничнаго настроенія. Это очищеніе и умиротвореніе совѣсти дается черезъ покаяніе — труды говѣнія, исповѣдь своихъ грѣховъ и причащеніе св. Христовыхъ Таинъ. Подвиги покаянія и должны составлять главную нашу заботу, главное занятіе въ теченіе Великаго поста.

Итакъ, Великій постъ, чрезъ очищеніе нашихъ душъ въ трудахъ покаянія подготовляегъ насъ къ достодолжному празднованію свѣтлаго Воскресенія Христова. Но и къ самому покаянію нужно подготовляться. Должная покаянная настроенность не всѣмъ и не всегда сразу и легко дается. Нужно расположить душу къ покаянному настроенію заранѣе. Учитывая это, св. Церковь, еще задолго до наступленія Великаго Поста, начинаетъ мало-по-малу подготовлять насъ къ покаянному подвигу.

Едва только успѣютъ отойти торжественные дни праздниковъ Рождества Христова и Богоявленія, какъ уже раздается въ храмахъ (въ недѣлю по Просвѣщеніи) призывъ Самого Господа Іисуса Христа, вышедшаго на Свое общественное служеніе человѣческому роду послѣ крещенія: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Матѳ. 4, 17).

Затѣмъ, въ ближайшій воскресный день Евангеліе живописуетъ намъ трогательный образъ покаяшагося грѣшника — начальника мытарей Закхея. Растроганный тѣмъ, что Господь не возгнушался его грѣховностью, но милостиво посѣтилъ его жилище, Закхей, въ душѣ котораго внезапно произошелъ рѣшительный поворотъ къ новой жизни, въ порывѣ глубокаго покаяннаго чувства, воскликнулъ: «Се, полъ имѣнія моего, Господи, дамъ нищимъ, и аще кого чимъ обидѣхъ, возвращу четверицею» (Лук. 19, 8). Въ лицѣ Закхея Церковь указываетъ намъ образецъ истиннаго покаянія, которое не ограничивается однимъ безплоднымъ сожалѣніемъ о содѣянныхъ грѣхахъ, но стремится   з а г л а д и т ь   эти грѣхи противоположными имъ добрыми дѣлами.

Призвавъ насъ къ покаянію словами Самого Господа и научивъ насъ, въ лицѣ Закхея, какимъ должно быть истинное, нелицемѣрное покаяніе, св. Церковь вводитъ насъ въ недѣли приготовительныя къ Великому Посту. Этихъ недѣль (или воскресныхъ дней) всего четыре, и каждая изъ нихъ, въ связи съ евангельскими чтеніями и воспоминаемыми въ нихъ событіями, носитъ свое особое названіе: 1) Недѣля Мытаря и Фарисея, 2) Недѣля Блуднаго Сына, 3) Недѣля Мясопустная (или Страшнаго Суда) и 4) Недѣля Сыропустная (или Изгнанія Адамова), называемая въ просторѣчіи «прощенымъ воскресеніемъ».

Начиная съ недѣли Мытаря и Фарисея, Церковь влагаетъ намъ въ уста умилительное пѣснопѣніе, которое повторяется затѣмъ на каждомъ воскресномъ всенощномъ бдѣніи въ теченіе всего Великаго Поста, послѣ чтенія Евангелія: «Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!» Какой смыслъ имѣетъ это пѣснопѣніе и для чего поется оно въ эти дни?

Великій постъ есть время всеобщаго духовнаго очищенія и освященія. Но это очищеніе и освященіе возможны только подъ условіемъ совершеннаго оставленія грѣха и измѣненія образа жизни, мыслей, чувствованій и желаній. Необходимо полное обновленіе и возрожденіе духовное. А это требуетъ со стороны человѣка подвига — продолжительнаго, тяжкаго, болѣзненнаго, къ которому постепенно нужно возбуждать, нудить и располагать себя. Безъ личнаго подвига, личныхъ усилій самого человѣка это возрожденіе духовное невозможно. Богъ не спасаетъ человѣка помимо самого человѣка, вопреки его волѣ. Онъ, давшій человѣку свободную волю и разумъ, чтобы отвергать худое и избирать доброе, никого насильно не вводитъ въ Царство Небесное. Съ нашей стороны, требуется самоохотная рѣшимость на подвиги ради пріобрѣтенія Царства Небеснаго. Но, съ другой стороны, при крайней поврежденности грѣхомъ человѣческой природы, однѣхъ нашихъ усилій недостаточно: необходимо всесильное содѣйствіе Божественной благодати, которое привлекается усерднымъ, изъ глубины души исходящимъ, болѣзненнымъ молитвеннымъ воплемъ о помощи. Господь, слыша нашу слезную мольбу и видя искренность нашихъ стремленій и нашихъ собственныхъ усилій, подаетъ намъ Свою всесильную помощь —   о т в е р з а е т ъ   намъ «двери покаянія»: сокрушаетъ Своею благодатію наше окамененное нечувствіе и помогаетъ возбудить въ себѣ искреннюю скорбь о грѣхахъ, безъ которой не можетъ быть истиннаго покаянія.

Съ этой же цѣлью — умягчить наши сердца и расположить ихъ къ правильнымъ покаяннымъ чувствамъ — св. Церковь предлагаетъ намъ въ воскресныхъ евангельскихъ чтеніяхъ яркіе назидательные образы изъ Священнаго Писанія.

Въ первую изъ приготовительныхъ недѣль читается евангельская притча о Мытарѣ и Фарисеѣ. Этой притчей св. Церковь учитъ насъ, что въ основѣ истиннаго покаянія должно лежать чувство смиренія — искреннее сознаніе своей грѣховной нечистоты, непотребства и безотвѣтности предъ Богомъ, искреннее сокрушеніе сердечное, исключающее всякое самомнѣніе, самохвальство и превозношеніе, далекое отъ всякой увѣренности въ своей добродѣтели и чуждое упованія на свои добрыя дѣла. Фарисей, хвалившійся своими добрыми дѣлами, но не замѣчавшій своихъ грѣховъ и уничижавшій другихъ людей, мня себя выше ихъ, вышелъ изъ храма посрамленнымъ въ своей гордынѣ, а смиренный мытарь, видѣвшій передъ собою одни свои грѣхи и болѣзновавшій о своей грѣховной нечистотѣ, получилъ оправданіе отъ Бога. Основная идея этой замѣчательно-жизненной притчи выражена въ заключительныхъ словахъ ея: «Всякъ возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется» (Лук. 18, 14).

Смиренное сознаніе своей грѣховности, соединенное съ мольбой о прощеніи, исходящей изъ сокрушеннаго сердца, имѣетъ столь великую цѣну предъ Богомъ, что Богъ прощаетъ каждаго грѣшника, который искренно кается, сколь бы велики ни были грѣхи его. Многіе изъ насъ, предавшись смиреннымъ чувствованіямъ и углубившись въ созерцаніе грѣховныхъ движеній души своей, не могутъ не видѣть, какъ глубоко они пали и какъ они оскорбляютъ любящаго насъ Отца-Бога. Отсюда — недалеко до отчаянія, особенно когда эти грѣховныя движенія успѣли породить великія преступныя дѣянія. Грѣшникъ можетъ оказаться въ опасности потерять всякую надежду на спасеніе и впасть въ бездну отчаянія, откуда уже нѣтъ выхода.

Такъ вотъ, чтобы мы, сознавъ всю тяжесть своихъ грѣховъ, не отчаивались, св. Церковь въ слѣдующую вторую недѣлю евангельской притчей о Блудномъ Сынѣ поучаетъ насъ, что Господь, будучи безконечно милосердъ, никогда не отвергаетъ искренно-кающагося грѣшника, какъ бы низко ни палъ онъ, ибо всѣ мы, люди — возлюбленныя чада одного Отца Небеснаго, и каждаго изъ насъ, заблудшихъ, Господь всегда готовъ принять въ Свои отеческія объятія, лишь бы только мы сами рѣшились оставить грѣхъ и возвратиться къ Нему въ отчій домъ, какъ сдѣлалъ это евангельскій блудный сынъ.

Съ этого воскреснаго дня на всенощныхъ бдѣніяхъ послѣ «Хвалите Имя Господне» поется псаломъ 136: «На рѣкахъ Вавилонскихъ» — скорбный гимнъ іудеевъ, попавшихъ въ Вавилонскій плѣнъ. Скорбное томленіе избраннаго народа Божія въ плѣну Вавилонскомъ было прообразомъ плѣненія грѣшниковъ діаволомъ и отлученія ихъ отъ славы Божіей и своего небеснаго отечества. Всѣ мы, люди, точно такъ же томимся и страдаемъ въ этой земной юдоли за наши грѣхи и беззаконія, а истинное отечество наше, по которому мы сознательно или безсознательно тоскуемъ и къ которому стремимся, «на небесахъ есть», какъ говоритъ Апостолъ: «Жительство наше на небесѣхъ есть» (Флп. 3, 20), «не имамы бо здѣ пребывающаго града, но грядущаго взыскуемъ» (Евр. 13, 14). Скорбь и воздыханія по этому вожделѣнному отечеству небесному, утраченному нами чрезъ грѣхопаденіе, мы и выражаемъ предъ наступленіемъ Великаго поста, когда поемъ: «На рѣкахъ Вавилонскихъ тамо сѣдохомъ и плакахомъ, внегда помянути намъ Сіона».

Но возвращеніе въ это отечество не закрыто для насъ: мы можемъ вернуться въ него дверьми покаянія, если возьмемъ примѣръ съ евангельскаго блуднаго сына, который послѣ долгихъ бѣдствій и тяжкихъ переживаній внѣ отеческаго дома, наконецъ, придя въ себя, рѣшилъ: «Воставъ иду ко отцу моему и реку ему: отче, согрѣшихъ на небо и предъ тобою, и уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ твой: сотвори мя, яко единаго отъ наемникъ твоихъ» (Лук. 15, 18-19). Такъ и сдѣлалъ онъ и былъ принятъ обрадованнымъ отцомъ въ его распростертыя отеческія объятія. Такъ и Господь принимаетъ съ истинно-отеческой любовью искренно-кающагося грѣшника, коль скоро онъ «придетъ въ себя» и сознаетъ всю бѣдственность своего положенія въ отлученіи отъ славы Божіей, въ мрачномъ плѣну у діавола и грѣха — на мысленныхъ «рѣкахъ Вавилонскихъ».

Однако, сама по себѣ эта картина безпредѣльнаго человѣколюбія и милосердія Божія могла бы духовно разслабить насъ и понудить насъ небречь о своемъ спасеніи. «Успѣю еще покаяться, а если и нѣтъ, то вѣдь все равно: Господь такъ безконечно милосердъ и человѣколюбивъ, что проститъ меня», такъ, примѣрно, говорятъ или думаютъ грѣшники, не желающіе исправляться, а нѣкоторые еретичествующіе идутъ имъ навстрѣчу, утверждая, что Господь при кончинѣ міра изречетъ всеобщее прощеніе всѣмъ грѣшникамъ. Если вѣрить этому, то нѣтъ и нужды въ покаяніи, и распущенность людей на землѣ достигла бы еще бóльшихъ размѣровъ, а жизнь бы уподобилась еще болѣе горчайшему аду, чѣмъ это нынѣ видимъ: никто не думалъ бы о необходимости обуздывать свои грѣховныя страсти, надѣясь на всепрощеніе Божіе.

Такъ вотъ, чтобы мы не стали недуговать безразсудной надеждой на безусловную безграничность Божія милосердія и не стали бы съ полнымъ пренебреженіемъ относиться къ дѣлу своего спасенія, въ слѣдующій (третій по порядку) воскресный день св. Церковь поражаетъ нашу душу яркимъ потрясающимъ зрѣлищемъ, образно живописуя передъ нашими мысленными очами грозную картину послѣдняго Страшнаго Суда Божія надъ всѣмъ человѣческимъ родомъ. Эта потрясающая душу картина убѣждаетъ насъ въ томъ, что Господь не только безконечно милосердъ, но и безконечно правосуденъ, что въ Немъ, таинственнымъ и непостижимымъ для нашего ума образомъ, «милость и истина срѣтостася, правда и миръ облобызастася» (Псал. 84, 11). Ученіе о неизбѣжномъ для всѣхъ загробномъ воздаяніи — о вѣчномъ блаженствѣ праведниковъ и вѣчныхъ мученіяхъ грѣшниковъ — проходитъ красной нитію черезъ все Священное Писаніе, и избѣжать праведнаго суда Божія можетъ только тотъ, кто еще въ этой жизни успѣлъ заблаговременно отъ всего сердца покаяться, то-есть обновить свою грѣховную природу духовнымъ возрожденіемъ. Съ этого воскреснаго дня, по уставамъ Церкви, прекращается яденіе мяса, почему эта недѣля Страшнаго Суда называется Недѣлей Мясопустной. Послѣ этой недѣли разрѣшается только вкушеніе сыра, молока, масла и яицъ, отчего вся послѣдующая седмица и называется «сырной», или, въ просторѣчіи, — «масляницей».

Предъ недѣлей Страшнаго Суда, въ «субботу Мясопустную», св. Церковь призываетъ насъ помолиться «о всѣхъ отъ вѣка усопшихъ православныхъ христіанахъ». Это моленіе находится въ тѣсной связи съ воспоминаніемъ Страшнаго Суда. Помышляя о своихъ грѣхахъ, за которые мы должны будемъ дать отвѣтъ Богу на Страшномъ Судѣ, мы по естественному чувству христіанской любви къ своимъ роднымъ, близкимъ и всѣмъ вообще православнымъ христіанамъ, нашимъ братіямъ во Христѣ, не можемъ не обратиться мыслью и къ ихъ загробной участи, желая облегчить ее, чтобы и имъ купно съ нами избѣжать праведнаго осужденія Божія на Страшномъ Судѣ. Въ эту субботу св. Церковь призываетъ насъ молиться особенно о тѣхъ, которые, какъ говоритъ поученіе на этотъ день, «узаконенныхъ псалмовъ и пѣснопѣній памяти не получиша», то-есть о тѣхъ людяхъ, которые, по какимъ-либо трагическимъ обстоятельствамъ ихъ смерти, лишены были христіанскаго погребенія, или за кого некому было молиться.

Вся послѣдняя седмица предъ наступленіемъ Великаго поста, называемая «сырной», или «масляницей», постепенно вводитъ насъ въ спасительныя настроенія близъ грядущихъ дней великопостнаго подвига. Поэтому глубоко противны христіанскому духу тѣ отвратительные мірскіе обычаи, которые, какъ печальное наслѣдіе мрачныхъ временъ язычества, связались съ этой седмицей: всякія разнузданныя увеселенія и развлеченія, скоморошества, балы-маскарады, объяденіе и пьянство.

Сколь неумѣстны въ эти дни такія забавы и несдержанное чревонеистовство и пьянство, видно уже изъ того, что въ сырную субботу св. Церковь празднуетъ память «всѣхъ святыхъ въ постничествѣ просіявшихъ», а въ воскресеніе за ней — воспоминается скорбное событіе изгнанія Адамова изъ рая, которое явилось слѣдствіемъ невоздержанія.

Въ послѣдній (четвертый) передъ началомъ Великаго поста воскресный день, называемый Недѣлей Сыропустной, потому что въ этоть день бываетъ «сыра отпустъ», или прекращеніе яденія сыра, св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ скорбно вспоминаетъ изгнаніе нашихъ прародителей изъ рая и, вмѣстѣ съ тѣмъ, наглядно объясняетъ, чего ради, собственно, обязателенъ для насъ подвигъ постный.

Многіе изъ насъ, грѣшныхъ, немощныхъ людей, слыша призывъ Церкви къ покаянію, исправленію жизни, борьбѣ съ грѣхомъ, и искорененію дурныхъ навыковъ — страстей, въ минуты упадка духовныхъ силъ и мрачнаго раздумія начинаютъ предаваться сомнѣніямъ: «А и въ самомъ дѣлѣ — нужно ли бороться съ грѣхомъ? нужно ли подавлять въ себѣ такъ называемыя страсти? Быть можеть, то, что называютъ грѣхомъ, естественно для насъ, быть можетъ, страсти законны, свойственны нашей человѣческой природѣ, и бороться съ ними — значитъ идти противъ природы, то-есть творить дѣло противоестественное, а потому незаконное и вредное?»

Лже-наука и лукавое житейское мудрованіе тотчасъ же предлагаютъ свои услуги, чтобы укрѣпить такого колеблющагося человѣка въ его сомнѣніяхъ, и торжественно провозглашаютъ всѣ страсти и порочныя наклонности человѣка природными свойствами человѣческаго естества. Совѣсть усыпляется, и человѣкомъ овладѣваетъ грѣховный сонъ, забвеніе, нерадѣніе и окамененное нечувствіе.

Для того, чтобы предупредить это грѣховное усыпленіе, предостеречь отъ него и объяснить намъ, что нынѣшнее наше порочное состояніе не естественно для насъ, а явилось слѣдствіемъ грѣхопаденія нашихъ прародителей чрезъ непослушаніе ихъ волѣ Божіей, св. Церковь въ послѣдній воскресный день передъ наступленіемъ поста вспоминаетъ первоначальное райское блаженство первыхъ людей и образно живописуетъ великую скорбь, пережитую ими послѣ изгнанія ихъ изъ рая. Трогательныя пѣснопѣнія этого дня, изображающія плачъ Адама, скорбный вопль его, многократно повторяемый: «Милостиве, помилуй мя падшаго!» только совершенно безчувственную душу могутъ не растрогать. Они убѣждаютъ насъ въ томъ, что мы — падшее твореніе Божіе, что мы лишились великаго дара Богообщенія и райской сладости чрезъ непослушаніе нашему любящему Отцу-Богу, а такъ какъ паденіе наше въ лицѣ Адама и Евы произошло чрезъ невоздержаніе, выразившееся во вкушеніи запретнаго плода, то и возстановленіе наше можеть произойти только чрезъ добровольное принятіе на себя подвига воздержанія — подвига постнаго.

Изображая картину райскаго блаженства первыхъ людей и ихъ бѣдственное состояніе послѣ грѣхопаденія, Церковь тѣмъ самымъ хочетъ возбудить въ насъ спасительную скорбь объ утраченномъ блаженствѣ и ревность — подвизаться для возвращенія онаго. «Помяни, откуда ниспалъ еси», какъ бы такъ говоритъ она намъ: «и покайся, и прежняя дѣла сотвори» (Апок. 2, 5).

«Поминай первобытное блаженство первозданныхъ», поучаетъ въ этотъ день великій нашъ святителъ Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ: «великое и неописанное, потерянное черезъ паденіе, и тѣмъ раздражай въ себѣ ревность и заботу къ востанію и возвращенію себѣ потеряннаго. Такъ, больной, вспоминая о пріятномъ состояніи здоровья, усерднѣе желаетъ выздоровленія; плѣнный, помня отраду свободы, ищетъ освобожденія; обѣднѣвшій, помня покой довольства, всякіе употребляетъ способы къ тому, чтобы снова обогатиться. Думаю, что не было бы ни одного безпечнаго и нерадиваго о своемъ спасеніи, еслибы не оскудѣвала память: «какъ хорошо было до паденія и какъ худо стало по паденіи» («Въ недѣлю Сыропустную» изъ слова Еп. Ѳеофана «О покаяніи»).

Мы — больны, духовно больны самой злѣйшей болѣзнью — грѣхомъ. Вотъ Церковь и назначаетъ намъ спасительный для насъ курсъ лѣченія — Великій постъ!

Въ этотъ же день — недѣлю Сыропустную — на умилительной вечернѣ Церковь взываетъ къ намъ: «Постное время свѣтло начнемъ!», и для полнаго умиротворенія совѣсти установила обычай, чтобы всѣ вѣрующіе, вступая въ дни постнаго подвига, когда мы будемъ испрашивать у Бога прощенія нашихъ грѣховъ, сами испрашивали бы другъ у друга прощенія.

Такъ, исподволь, мало-по-малу, какъ заботливая Мать, св. Церковь заблаговременно подготовляетъ насъ къ достодолжной встрѣчѣ и провожденію великихъ и спасительныхъ дней св. Четыредесятницы. Наше дѣло — со всѣмъ вниманіемъ отнестись къ богомудрымъ наставленіямъ Матери нашей, впитать ихъ въ себя, чтобы онѣ стали какъ бы нашей плотью и кровью: тогда незамѣтно для насъ самихъ преобразится и оцерковится вся наша жизнь, и мы станемъ другими людьми, а искренняя сердечная исповѣдь Великимъ Постомъ, предваренная усерднымъ говѣніемъ и завершенная причащеніемъ Св. Христовыхъ Таинъ, обновитъ и возродитъ наши души.

Съ обновленной душой и чистой совѣстью свѣтло и радостно встрѣтимъ мы и отпразднуемъ свѣтлый праздникъ Воскресенія Христова, а поступая такъ изъ года въ годъ, въ теченіе всей своей жизни, сподобимся, наконецъ, дастъ Богъ, вкусить вѣчной Пасхи «въ невечернѣмъ дни Царствія Христова» (9-я пѣснь канона Пасхи), гдѣ не будетъ уже никакой печали ни воздыханія, а одна только радость, неизглаголанная и безконечная, и неизреченная сладость «зрящихъ Лица Божія доброту неизреченную» (Утренняя молитва 5-я).

Этого мы непремѣнно сподобимся, если не будемъ преступно пренебрегать постомъ, но будемъ законно подвизаться, слѣдуя во всемъ указаніямъ и наставленіямъ чадолюбивой Матери нашей, Святой Церкви.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 22-30.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0