Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
«Воскресе Христосъ, и жизнь жительствуетъ».

(Изъ слова св. Іоанна Златоуста на св. Пасху.)

Какъ радостно это торжественно-вдохновенное слово великаго вселенскаго учителя, читаемое по уставу въ концѣ свѣтлой пасхальной заутрени! Но особенно радостно воспринимается оно тѣми, въ комъ, по выраженію его, дѣйствительно «жизнь жительствуетъ», въ душахъ которыхъ живетъ Воскресшій Христосъ и которые поэтому живутъ «надеждой воскресенія и жизни вѣчной» — живутъ жизнью общей для всей Церкви, Которая есть Тѣло Христово.

Истинный христіанинъ — лишь тотъ, кто живетъ въ Церкви и жизнью Церкви, ни въ чемъ не отдѣляя себя отъ нея.

А жизнь Церкви наиболѣе полно и ярко выражается въ ея богослуженіи — суточномъ, седмичномъ и годичномъ богослужебномъ кругѣ съ его праздниками, въ центрѣ которыхъ св. Пасха, съ памятями святыхъ угодниковъ Божіихъ, постами, поминовеніями усопшихъ и т. д. Сколько во всемъ этого назидательнаго, глубоко-поучительнаго, умиляющаго, возвышающаго и облагораживающаго душу, ободряющаго и духовно-укрѣпляющаго.

Наши благочестивые предки нѣкогда всѣмъ этимъ жили, и вотъ почему существовала все-таки Святая Русь, какъ бы ни пытались нѣкоторые современные невѣры отрицать ея существованіе, указывая на темныя стороны въ жизни русскихъ людей. Весь нашъ народный бытъ былъ тѣсно и неразрывно связанъ съ Церковью и ея установленіями, какъ бы пронизанъ церковнымъ духомъ. А во-главѣ всего стоялъ «праздниковъ праздникъ и торжество торжествъ» — Свѣтлое Воскресеніе Христово, которое нигдѣ въ мірѣ не праздновалось такъ необыкновенно радостно, такъ торжественно, какъ у насъ на Родинѣ. До самаго послѣдняго времени обычное привѣтствіе при встрѣчѣ во весь сорокадневный пасхальный періодъ замѣнялось пасхальнымъ привѣтствіемъ: «Христосъ Воскресе! — Воистину Воскресе!» Такъ привѣтствовали другъ друга при встрѣчѣ на Карпатской Руси даже совершенно незнакомые люди.

Сухія календарныя цифры и названія мѣсяцевъ въ обычномъ житейскомъ обиходѣ почти не употреблялись. Говорили, напримѣръ: «Это случилось Великимъ постомъ», а это — «на Страстной» или: «на Пасху» или: «въ канунъ Троицына-дня», или: «на Успеніе» и т п. Трудно даже себѣ представить, чтобы постомъ кто-либо, безъ особой причины или препятствія, не говѣлъ, не причащался св. Таинъ. Въ воскресные и праздничные дни развѣ только дряхлые старики и больные не шли въ церковь.

Но вотъ пришли къ намъ съ Запада иныя вѣянія: началось постепенное расцерковленіе жизни, отходъ отъ Церкви. Къ чему это привело, мы всѣ это хорошо знаемъ, сами были свидѣтелями: началось страшное, злобное, ожесточенное гоненіе на вѣру и Церковь, пролилась кровь многихъ милліоновъ лучшихъ русскихъ людей, многіе погибли отъ голода и холода и заразныхъ болѣзней въ жуткихъ застѣнкахъ и ссыльныхъ лагеряхъ, гдѣ ихъ подвергали мучительнымъ издѣвательствамъ и нечеловѣческимъ пыткамъ и страданіямъ.

Гдѣ первоисточникъ всего этого подлинно сатанинскаго бѣснованія, которое начинаетъ охватывать теперь уже весь міръ?

Для человѣка вдумчиваго и наблюдательнаго это должно быть ясно. Борьбу съ Христовой Церковью за полное расцерковленіе жизни ведутъ Богоотступники — слуги имѣющаго явиться въ концѣ временъ Антихриста, которые ставятъ себѣ задачей создать на землѣ всѣ необходимыя условія и обстановку, благопріятствующую его скорѣйшему приходу и воцаренію надъ міромъ. И это не только у насъ — на нашей несчастной Родинѣ, которая первая пала жертвой этихъ слугъ грядущаго Антихриста.

Тотъ же процессъ идетъ нынѣ и во всемъ мірѣ, такъ называемомъ «свободномъ мірѣ», который давно уже совсѣмъ не свободенъ, послѣ того какъ отпалъ отъ истиннаго христіанства.

Особенно наглядной была видна эта борьба съ Церковью за расцерковленіе жизни въ упраздненіи христіанскихъ праздниковъ и замѣнѣ ихъ другими — «гражданскими», праздниками. Сначала говорилось, что праздниковъ слишкомъ много, что «некогда работать» и подъ этимъ предлогомъ Христіанскіе праздники постепенно отмѣнялись, но на мѣсто ихъ введены свои — гражданскіе праздники. Вмѣсто церковнаго брака введенъ гражданскій бракъ, церковное отпѣваніе умершихъ замѣнено гражданскими похоронами; у насъ на Родинѣ дѣлались даже попытки «крестины» замѣнить «звѣздинами». Чрезвычайно характернымъ явленіемъ нашего времени необходимо признать вытѣсненіе отовсюду знаменія Честнаго и Животворящаго Креста Господня: его мѣсто заняла звѣзда и иныя эмблемы. Даже на многихъ зданіяхъ, претендующихъ именовать себя «христіанскими храмами», нѣтъ креста, на могилахъ порою даже запрещается, подъ разными предлогами, ставить крестъ.

И хотя два главныхъ христіанскихъ праздника въ «свободномъ мірѣ» еще будто бы остались: Рождество Христово и Пасха, такъ какъ, повидимому, трудно было просто ихъ ликвидировать, но изъ нихъ изъято было христіанское содержаніе. Кто-то ловко постарался сдѣлать такъ, чтобы они стали какими-то «сезонными праздниками»: о томъ, что оба этихъ праздника посвящены главнымъ событіямъ жизни нашего Господа и Спасителя Іисуса Христа, всячески замалчивается: главнымъ дѣйствующимъ лицомъ, изображеніе котораго всюду можно видѣть, въ праздникѣ Рождество Христова является «Сантаклосъ» («Дѣдъ-Морозъ»), а въ праздникѣ св. Пасхи — почему-то   з а я ц ъ  (!!)

Вотъ съ какимъ явнымъ успѣхомъ искусно стараются слуги Антихриста отнять у христіанъ Христа-Спасителя и совершенно расцерковить ихъ жизнь! И едва ли не всѣ идутъ у нихъ на поводу, не смѣя открыть рта для возраженій!

Въ послѣднее время идетъ просто бѣшенная работа, терроромъ сметающая всѣ препятствія, въ которой почти всѣ съ какой-то особой лихорадочной энергіей принимаютъ то или иное участіе, по созданію   л ж е - ц е р к в и,   которая замѣнила бы собой Единую Истинную Церковь Христову, приговоренную къ уничтоженію, подъ лукаво-благовиднымъ предлогомъ «соединенія всѣхъ».

Но какъ бы ни старались эти слуги Антихриста, въ рукахъ которыхъ сосредоточились сейчасъ, кажется, уже всѣ бразды правленія въ мірѣ и колоссальныя матеріальныя средства, при всѣхъ ихъ видимыхъ успѣхахъ, дѣла Христова разрушить имъ не удастся. Они только навѣки погубятъ самихъ себя, а вмѣстѣ съ собой — и всѣхъ тѣхъ, кто слѣдуютъ за ними и сотрудничаютъ такъ или иначе съ ними.

Участь ихъ — въ озерѣ, горящемъ огнемъ и сѣрою: это —  с м е р т ь   в т о р а я   (Откр. 21, 8), какъ это было открыто возлюбленному ученику Христову и тайновидцу св. Іоанну Богослову.

Въ нихъ жизнь не будетъ жительствовать, какъ и теперь нѣтъ настоящей жизни, а всѣ они унаслѣдуютъ вѣчную   с м е р т ь   вмѣстѣ съ діаволомъ и звѣремъ-Антихристомъ.

Памятуя это и отдавая себѣ ясный отчетъ во всемъ томъ, чтó совершается сейчасъ въ мірѣ, будемъ хранить въ наше жуткое богоотступническое время всецѣлую вѣрность Христу, Воскресшему изъ мертвыхъ и смертью смерть поправшему, Который даруетъ намъ вѣчную жизнь, и Его Истинной Церкви, не осквернившей себя никакимъ союзомъ или сговоромъ со слугами Антихриста, ни какимъ-либо дружественнымъ общеніемъ съ ними.

Христосъ бо воставъ отъ мертвыхъ, начатокъ усопшихъ бысть. Тому слава и держава во вѣки вѣковъ, аминь (изъ слова св. Златоуста на Пасху).

Всѣ мысли и чувства наши во всякое время да будутъ устремлены къ Нему, Начальнику жизни, сливаясь въ одномъ восторженномъ исповѣдническомъ восклицаніи св. Апостола Ѳомы, который, увидѣвъ Воскресшаго Господа, отъ прежняго своего невѣрія мгновенно перешелъ къ пламенной вѣрѣ:

Г о с п о д ь   м о й,   и   Б о г ъ   м о й!   (Іоан. 20, 28).

И тогда мы радостно восчувствуемъ всю силу словъ: «Воскресе Христосъ, и жизнь жительствуетъ», ибо жизнь, дарованная намъ Воскресшимъ Христомъ, будетъ жительствовать въ насъ вѣчно.

Сіе буди, буди!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 331-335.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0