Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 19 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Блудные сыны! Не пора ли вернуться въ домъ отчій?

Во вторую приготовительную къ Великому посту недѣлю св. Церковь приводитъ намъ въ назиданіе притчу о блудномъ сынѣ. Этой притчей внушается намъ, что всѣ мы, люди — грѣшники блудные сыны, ушедшіе изъ отеческаго дома нашего любящаго Отца-Бога «на страну далече» и переживающіе тяжкія бѣдствія отъ всевозможныхъ лишеній, а также и то, что любящій насъ Господь всегда готовъ простить насъ и принять къ себѣ, если только мы образумимся, сознаемъ бѣдственность своего положенія вдали отъ Бога, «придемъ въ себя» (Лук. 15, 17) и обратимся къ Нему съ словами (и, конечно, не съ одними словами, а и съ соотвѣтствующими чувствами!) искренняго покаянія: «Отче, согрѣшихъ на небо и предъ Тобою, и уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ Твой: сотвори мя, яко единаго отъ наемникъ Твоихъ» (Лук. 15, 18-19).

Грѣшники, безумно и легкомысленно удалившіеся изъ отеческаго дома въ далекую страну и бѣдствующіе вдали отъ Бога, переживаютъ нѣчто подобное тому, что переживалъ согрѣшившій предъ Богомъ избранный народъ Божій Израиль въ плѣну Вавилонскомъ, тяжко томясь въ неволѣ, въ изгнаніи, и скорбя о своемъ утраченномъ отечествѣ. Вотъ почему и поется на богослуженіи этого дня этотъ скорбный гимнъ іудеевъ, начинающійся словами: «На рѣкахъ Вавилонскихъ тамо сѣдохомъ и плакахомъ, внегда помянути намъ Сіона» (Псал. 136).

Если все это имѣетъ ближайшее отношеніе къ каждому грѣшнику, отошедшему отъ Бога, то не можемъ мы, православные русскіе люди, не чувствовать, какъ особенно близки всѣ эти назидательные образы, воспроизводимые передъ нашимъ мысленнымъ взоромъ св. Церковью передъ началомъ Великаго поста, намъ, русскимъ людямъ, находящимся нынѣ въ плѣненіи и въ изгнаніи за грѣхи наши, подобно древнему Израилю.

И дѣйствительно! какъ много общаго между судьбой ветхаго Израиля, разсѣяннаго за грѣхи свои между всѣми народами земли, и судьбой Новаго Израиля, каковымъ наименованіемъ называлъ себя нашъ народъ въ лицѣ лучшихъ церковныхъ витій нашихъ!

Мы — русскіе люди — блудные сыны, ушедшіе легкомысленно и безразсудно отъ Бога «на страну далече», но до сихъ поръ — увы! — еще не пришедшіе въ себя и не покаявшіеся, почему и остаются пока тщетными наши молитвы о спасеніи Родины, хотя и строимъ мы храмы и даже посѣщаемъ ихъ, но далеко не такъ усердно, какъ бы слѣдовало. Мы не пришли еще въ себя, какъ евангельскій блудный сынъ, отъ того безумнаго угара, который погубилъ насъ и нашу Родину. Хотя и бываютъ нѣкоторые изъ насъ въ храмахъ и даже на исповѣдь къ священнику приходятъ, но все это еще не есть истинное покаяніе, безъ котораго нѣтъ спасенія. Нѣтъ всенароднаго глубокаго покаянія, нѣтъ всеобщаго нравственнаго очищенія и всецѣлаго обращенія къ Богу, къ чему призывалъ насъ нашъ великій всероссійскій пастырь св. праведный Іоаннъ Кронштадтскій. Многіе изъ насъ, несмотря на всѣ пережитые ужасы, скорби и лишенія, продолжаютъ жить все тѣми же настроеніями, которыя привели нашу Родину къ гибели, а насъ обрекли на жизнь въ изгнаніи. Какъ ни печально въ этомъ сознаваться, но мы должны признать, что въ массѣ своей, за эти послѣднія полстолѣтія мы ничему не научились, и самая религіозность наша, у кого она еще не вывѣтрилась окончательно, носитъ скорѣе характеръ фарисейства, подъ покровомъ котораго таится, и безбожный матеріализмъ, и нигилизмъ, и неудержимая злоба, и разнузданное хамство — все то, что такъ характерно для лютыхъ безбожниковъ, отечество наше осквернившихъ и поработившихъ. Произносимъ на торжественныхъ собраніяхъ патетическія рѣчи о своей къ нимъ «непримиримости», а сами-то своей внутренней настроенностью очень мало чѣмъ отъ нихъ отличаемся. И вмѣсто христіанской любви и взаимной братской поддержки зачастую готовы другъ друга поѣдомъ ѣсть!

Вотъ пока этого всего мы честно не сознаемъ, не придемъ въ себя и не покаемся, не только на словахъ формально, а на самомъ дѣлѣ, наивно и тщетно ждать и надѣяться на воскресеніе и спасеніе нашей Родины-Россіи, а съ нею и насъ самихъ и всего міра, ибо все сейчасъ въ полномъ смыслѣ слова осатанѣло и катится въ пропасть, гдѣ уже нѣтъ и не можетъ быть спасенія. Объ этой надвигающейся міровой катастрофѣ все чаще и чаще говорятъ теперь даже многіе свѣтскіе люди, ничего общаго не имѣющіе съ Церковью и христіанской религіей, а только трезвыми очами наблюдающіе, что происходитъ въ современномъ мірѣ.

Вотъ, пока этого всего мы честно не сознаемъ, не вновь призываетъ насъ послѣдовать примѣру евангельскаго блуднаго сына, пришедшаго въ себя и возвратившагося въ отчій домъ.

Буди, буди!..

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 312-314.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0