Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 23 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
«Се Женихъ грядетъ въ полунощи...»

Какъ проникновенно звучитъ это пѣснопѣніе, вводящее насъ въ спасительные дни воспоминаній Страстей Христовыхъ!

«Велегласно, косно и со сладкопѣніемъ», то-есть: «громко, протяжно и съ умилительностью», какъ требуетъ Церковный Уставъ, по три раза повторяется оно за утреней въ первые три дня Страстной Седмицы. Этимъ подчеркивается особая значительность и важность этого пѣснопѣнія и тѣсная связь его съ событіями, воспоминаемыми въ Страстную седмицу.

И кто изъ искренно-вѣрующихъ церковныхъ людей не испытываетъ въ душѣ какого-то особаго трепета, слушая благоговѣйное исполненіе его! Тѣ, кто провели годы эмиграціи въ Болгаріи, помнятъ, что тамъ (вѣроятно, по примѣру грековъ) вся эта служба носитъ названіе: «Послѣдованіе Жениха», чѣмъ это пѣснопѣніе какъ бы поставляется во-главѣ, въ центрѣ ея.

Почему это? Что это значитъ?

Въ послѣдніе дни Своей земной жизни, передъ Своими крестными страданіями, Господь Іисусъ Христосъ особенно много времени посвящалъ бесѣдамъ съ учениками о кончинѣ міра, о Своемъ Второмъ Пришествіи и о Страшномъ Судѣ. Все это и служитъ содержаніемъ нашего богослуженія первыхъ трехъ дней Страстной седмицы. Уходя изъ этого міра, при такихъ горестныхъ обстоятельствахъ торжества человѣческой злобы, Господь хотѣлъ утѣшить и ободрить Своихъ учениковъ надеждой на конечное торжество Правды Божіей — торжество Добра надъ Зломъ. Порукой истинности Его словъ должно было послужить происшедшее вскорѣ за тѣмъ преславное Воскресеніе Его изъ мертвыхъ.

Вотъ потому-то для истинныхъ христіанъ нѣтъ ничего болѣе радостнаго, какъ вѣра въ Воскресеніе Христово — предвѣстникъ всеобщаго нашего воскресенія, Второго Пришествія Христова, окончательной и полной побѣды Божія добра надъ діавольскимъ зломъ и открытія Царства Славы — вѣчнаго блаженства всѣхъ сохранившихъ вѣрность Христу-Спасителю душъ, «емуже не будетъ конца». Надеждою на это только и жили первые христіане, взывавшіе въ своихъ молитвахъ: «Ей, гряди, Господи Іисусе!» (Апок. 22, 20).

Для кого же тогда Второе Пришествіе Христово представляется въ какихъ-то мрачныхъ краскахъ и является событіемъ отнюдь нежелательнымъ, такъ что они хотѣли бы отдалить его на много милліоновъ лѣтъ?

Конечно — и это само собой понятно — только для врага Божіей Правды и врага человѣческаго спасенія діавола и для всѣхъ его вѣрныхъ слугъ и приспѣшниковъ. Они страшатся этого радостнаго для всѣхъ истинныхъ христіанъ событія, чуя въ немъ приближеніе своей гибели и уже заранѣе, теперь, пытаются всѣхъ убѣдить, что оно вовсе и не нужно, ибо можно и такъ устроить счастливую, райскую жизнь здѣсь на землѣ. Пугая людей ужасами, которыми будетъ сопровождаться Второе Пришествіе Христово для упорныхъ, закоренѣлыхъ, нераскаянныхъ грѣшниковъ, и обѣщая имъ земное благоденствіе, діаволъ и вербуетъ себѣ сторонниковъ среди страшливыхъ и малодушныхъ, крѣпко привязанныхъ къ этой грѣшной землѣ.

Но для васъ, христіанъ, поскольку мы — христіане   и с т и н н ы е,   а не мнимые, — Второе Пришествіе Христово есть высшее завершеніе и вѣнецъ всѣхъ нашихъ лучшихъ христіанскихъ чаяній и упованій.

А потому св. Церковь учитъ насъ, уже возставъ отъ сна, не переставать помышлять объ этомъ вожделѣнномъ для насъ событіи, ожидая «пришествія свѣтлаго и явлениаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, въ оньже со славою Судія всѣхъ пріидетъ, комуждо отдати по дѣломъ его: да не падше и облѣнившеся, но бодрствующе и воздвижени въ дѣланіе обрящемся готови, въ радость и Божественный чертогъ славы Его совнидемъ, идѣже празднующихъ гласъ непрестанный, и неизреченная сладость зрящихъ Твоего лица доброту неизреченную...» (Молитва утренняя 5-ая).

Вотъ куда должны быть направлены всѣ мысли и чувства истиннаго христіанина ежедневно съ самаго утра.

Такъ вѣдь и Самъ Христосъ-Спаситель неоднократно училъ: «Итакъ, бодрствуйте, потому что не знаете, въ который часъ Господь вашъ пріидетъ!» (Матѳ. 24, 42).

«Потому и вы будьте готовы, ибо въ который часъ не думаете, пріидетъ Сынъ Человѣческій» (Матѳ. 24, 44). Вслѣдъ за тѣмъ Господь и разсказалъ притчу о вѣрномъ и благоразумномъ рабѣ, ожидающемъ возвращенія своего господина, каковая притча, вмѣстѣ съ другой притчей Господа о десяти дѣвахъ и о приходѣ жениха въ полночь (см. Матѳ. 25, 1-13), и послужила матеріаломъ для составленія этого умилительнаго пѣснопѣнія Страстной седмицы, о коемъ у насъ идетъ рѣчь.

Такъ ли дѣйствительно настроены современные христіане?

Увы! Очень многіе изъ нихъ объ этомъ — самомъ главномъ для насъ — и думать не хотятъ, а, если говорятъ, то часто съ какой-то непонятной усмѣшкой.

О чемъ другомъ это свидѣтельствуетъ, какъ не о крайнемъ оскудѣніи вѣры, что одно уже должно напоминать о близости Второго Пришествія, ибо Христосъ-Спаситель Самъ сказалъ: «Сынъ Человѣческій, пришедъ едва ли обрящетъ вѣру на земли?» (Лук. 18, 8).

И «пріидетъ господинъ раба того въ день, въ который онъ не ожидаетъ, и въ часъ, въ который не думаетъ, и разсѣчетъ его, и подвергнетъ его одной участи съ лицемѣрами. Тамъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ» (Матѳ. 24, 50-51).

Вотъ, что ожидаетъ такихъ легкомысленныхъ псевдо-христіанъ, всѣ взоры и стремленія которыхъ устремлены только на устройство благополучія въ этой временной земной жизни и которые не хотятъ думать о нашемъ главномъ назначеніи — о томъ, чтобы приготовить себя къ участію въ грядущемъ Царствѣ Славы.

«Блюди убо, душе моя, не сномъ отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствія внѣ затворишися!»...

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 263-266.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0