Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 22 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресеніе Твое славимъ!»

Живоноснаго Твоего Креста, поклонную радость днесь, Христе, срѣтающе, предсрѣтеніе творимъ всесвятыя страсти Твоея, юже во спасеніе міра содѣлалъ еси, Спасе, яко всесиленъ (Канонъ 3-й недѣли Великаго поста.)

Въ серединѣ Великаго поста торжественно выносится изъ алтаря для поклоненія Честный и Животворящій Крестъ Господень. Въ теченіе цѣлой седмицы затѣмъ св. Церковь славитъ его въ своихъ умилительныхъ пѣснопѣніяхъ, призывая преклоняться передъ нимъ до земли и лобызать его, какъ знаменіе нашего спасенія, отчего третья недѣля Великаго поста и вся послѣдующая четвертая седмица именуется «крестопоклонной».

Это установлено для духовнаго подкрѣпленія вѣрующихъ, проходящихъ подвигъ поста. Дается оно въ живомъ и яркомъ представленіи любви Божіей къ падшему человѣку, по которой Единородный Сынъ Божій предалъ Себя на мучительную и поносную крестную смерть. Въ читаемомъ Евангеліи св. Церковь напоминаетъ намъ слова нашего Господа и Спасителя о томъ, что кто желаетъ идти за Нимъ, долженъ нести крестъ свой. Если Господь, насъ ради и нашего ради спасенія, пострадалъ на крестѣ, то и мы, ради Него должны неустанно подвизаться въ полвигахъ молитвы и поста, въ полвигахъ покаянія, ради которыхъ и установленъ Великій постъ.

Вмѣстѣ съ тѣмъ, св. Церковь напоминаетъ намъ этимъ о приближеніи спасительныхъ дней страстей Христовыхъ и «свѣтлой мірорадостной Пасхи», какъ бы творя «предсрѣтеніе», или предпразднство этихъ самыхъ великихъ и радостныхъ для христіанина дней церковно-богослужебнаго года. Прославляя святый Крестъ, она одновременно прославляетъ и Воскресеніе, къ которому привелъ Крестъ, и потому поетъ: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресеніе Твое славимъ!». Тѣмъ самымъ она свидѣтельствуетъ, что Крестъ неразрывно связанъ съ Воскресеніемъ, а потому и личное несеніе своего креста каждымъ изъ насъ приведетъ къ радостному воскресенію нашихъ душъ отъ духовной смерти, которую неизбѣжно влечетъ за собой нераскаянный грѣхъ.

Великій постъ — время   п о к а я н і я.   И какъ глубоко символично то, что покаяніе приводитъ насъ къ свѣтлой радости   В о с к р е с е н і я,   радости, съ какой не можетъ сравниться никакая другая радость, радость земная, ибо это — радость торжества Жизни надъ смертью.

Именно въ этой радости мы, люди, и нуждаемся больше всего, а особенно въ переживаемое нами нынѣ тяжкое время подлиннаго торжества   д у х о в н о й   с м е р т и   н а д ъ   ж и з н ь ю.

Можно только поражаться духовной слѣпотѣ тѣхъ несчастнѣйшихъ изъ людей, которые не видятъ всего того ужаса, что творится въ мірѣ сейчасъ, и сами думаютъ и другихъ увѣряютъ, что «ничего особеннаго нѣтъ», «что всегда такъ было» и что всѣ эти нравственныя безобразія, преступленія и безчинства «законны» и «естественны». Поистинѣ странно и даже страшно становится, когда слышишь такія сужденія отъ людей, будто бы «вѣрующихъ» и даже отъ нѣкоторыхъ священнослужителей.

Въ своей духовной слѣпотѣ они не видятъ во всемъ сейчасъ происходящемъ явныхъ признаковъ близости явленія Антихриста, кончины міра, Второго Пришествія Христова и Страшнаго Суда, когда на эти признаки такъ ясно указываетъ Евангеліе и предрекаютъ о нихъ многіе великіе Отцы Церкви и наши Россійскіе пастыри — духовные свѣтильники.

Не видятъ они уже достаточно ярко проявляющей себя «Апостасіи», то-есть стихійнаго движенія отступленія христіанъ отъ Христа и отъ Его истинной Церкви. Не видятъ лукавой подмѣны Истины ложью, добра зломъ, благочестія нечестіемъ, свѣта тьмою. Ослѣпленные духовно слугами грядущаго Антихриста, усиленно подготовляющими скорѣйшее его воцареніе надъ міромъ, они порою сами, сознательно или безсознательно участвуютъ въ этомъ ставшемъ теперь почти стихійнымъ движеніи Апостасіи и считаютъ, что «иначе нельзя», что «этого требуетъ жизнь» и «сложившіяся обстоятельства», «польза дѣла» и чуть ли даже не «польза Церкви»...

А тѣхъ, кто еще не утратилъ въ этомъ всеобщемъ бѣсовскомъ шабашѣ духовнаго зрѣнія и кто пытаются открывать всѣмъ глаза на истинное положеніе вещей въ мірѣ, они обвиняютъ въ гордости, въ отсутствіи христіанскаго смиренія, въ самообольщеніи, въ религіозномъ фанатизмѣ и, Богъ вѣсть, въ какихъ смертныхъ грѣхахъ.

Одно можно сказать о такихъ: «Слѣпые вожди слѣпыхъ», какъ сказалъ нѣкогда Господь о іудейскихъ книжникахъ и фарисеяхъ (Матѳ. 15, 14), а «если слѣпой ведетъ слѣпого, то оба упадутъ въ яму».

Не понимаютъ они или, вѣрнѣе, въ какомъ-то непонятномъ упорствѣ своемъ, не хотятъ понять, что единственно   т о л ь к о   п о к а я н і е — всеобщее всенародное покаяніе можетъ спасти катящійся въ бездну, погибающій міръ, что «безъ покаянія нѣтъ спасенія» и ничего добраго впереди ожидать нельзя.

Эти странные люди, своимъ подобнымъ настроеніемъ ясно свидѣтельствующіе, какъ   д а л е к и   они отъ истинно-христіанскаго умонастроенія, говорятъ, что «пугать никого нельзя», что это якобы «неполезно». Такое утвержденіе идетъ прямо вразрѣзъ съ яснымъ ученіемъ Слова Божія о томъ, что «Начало премудрости — страхъ Господень» (Псал. 110, 10), что «Страхъ Господенъ — источникъ жизни» (Пр. 14, 27).

Наоборотъ — «пугать» людей необходимо, потому что они стали слишкомъ ужъ безстрашными: никого и ничего больше не боятся — даже   С а м о г о   Б о г а,   не говоря уже о своей совѣсти, и безстыдно творятъ всевозможныя беззаконія, какъ бы въ увѣренности, что никакого наказанія имъ за это не будетъ.

Особенно обидно за нѣкоторыхъ русскихъ патріотовъ, мнящихъ себя большими «русскими націоналистами», якобы горячо ревнующими о спасеніи нашей несчастной Родины-Россіи. Какъ не понять, имѣя уже въ прошломъ такой богатый и такой печальный опытъ что не съ того конца подходятъ они къ этому великому и святому дѣлу спасенія Родины?! Что дѣло вовсе не въ политикѣ, не въ той или иной политической программѣ, даже не въ томъ или иномъ образѣ правленія   с а м о м ъ   п о   с е б ѣ,   а въ покаяніи и обращеніи русскихъ людей къ Богу и истинной Церкви?! Что великое и святое дѣло надо дѣлать   ч и с т ы м и   руками, имѣя   ч и с т о е   сердце,   ч и с т у ю   совѣсть, а безъ этого никакого успѣха быть не можетъ.

Вотъ съ этого-то и нужно начинать, а тогда — остальное приложится!

Россія была оплотомъ истинной православно-христіанской вѣры для всего міра, а Православный Русскій Царь былъ «Удерживающимъ», по выраженію 2-го посланія св. Апостола Павла къ Солунянамъ (2, 7), — какъ это ясно толкуетъ нашъ великій всероссійскій праведникъ св. Іоаннъ Кронштадтскій, — который препятствовалъ явленію Антихриста. Не стало «Удерживающаго», рухнула Православная Россія, и теперь уже ничто не мѣшаетъ приходу Антихриста. Вѣдь это же ясно должно быть, какъ бѣлый день для каждаго мало-мальски вѣрующаго православнаго русскаго человѣка!

Надѣяться на «отсрочку» неизбѣжнаго явленія Антихриста и на спасеніе и возрожденіе нашей Родины-Россіи мы можемъ   т о л ь к о   въ случаѣ того «всеобщаго нравственнаго очищенія, всенароднаго глубокаго покаянія и перемѣны нравовъ языческихъ на христіанскіе», къ которымъ такъ пламенно призывалъ св. Іоаннъ Кронштадтскій въ послѣдніе годы своей жизни, угрожая въ противномъ случаѣ неминуемой карой Божіей, готовой разразиться надъ русскимъ народомъ за его нечестіе, за отступленіе отъ Христа и Его Св. Церкви, что — увы! — и произошло на нашихъ глазахъ.

Неужели же все постигшее нашу Родину-Россію никого не вразумило и ни въ чемъ не убѣдило? Неужели и послѣ всего этого мы будемъ жить все тѣми же настроеніями, которыя и привели Россію къ этой страшной катастрофѣ? Неужели до сихъ поръ можетъ быть еще не ясно,   к а к и м ъ   путемъ мы должны идти? Неужели и послѣ всего пережитаго нами горькаго опыта, мы все еще будемъ заниматься «игрой въ бирюльки», предаваться мелочнымъ спорамъ, дрязгамъ и ссорамъ, забывая самое главное и основное — единственное, что еще можетъ спасти и Россію и весь погибающій міръ, находящійся уже на краю пропасти, готовой поглотить его?

«Безъ покаянія нѣтъ спасенія» — вотъ   ч т о   должны начертать мы на нашемъ національномъ русскомъ знамени и проводить этотъ священный лозунгъ въ своей личной, семейной и общественной жизни, не говоря уже о церковной!

А на древкѣ этого знамени, на вершинѣ этой священной нашей хоругви долженъ красоваться Честный и Животворящій Крестъ Господень — знаменіе нашего вѣчнаго спасенія — которое мы кощунственно попрали и осквернили у себя на Родинѣ, допустивъ сатанистамъ-богоборцамъ надругаться надъ нимъ и замѣнить его красной пятиконечной звѣздой — эмблемой Антихриста и кровавыми бантами и тряпками.

Пусть никто не исключаетъ себя изъ этой общей вины, говоря: «я не виновенъ! я не участвовалъ въ этомъ!» Всѣ такъ или иначе, въ большей или меньшей степени виновны, ибо всѣ такъ или иначе согрѣшили предъ Богомъ и навлекли на отечество наше эту страшную кару Божію. Вѣдь если Богъ обѣщалъ пощадить Содомъ и Гоморру при наличіи въ нихъ хотя бы десяти праведниковъ, это значитъ, что у насъ въ Россіи не нашлось и этихъ десяти   н а с т о я щ и х ъ   праведниковъ, способныхъ отвратить эту кару.

Звучитъ чрезвычайно странно, какъ фальшивая нота, когда люди безрелигіозные, чуждые нашей святой православной вѣрѣ и истинной Церкви съ большимъ апломбомъ разглагольствуютъ о спасеніи Россіи и даже учатъ другихъ, какъ надо спасать Россію и что для этого нужно дѣлать!

Отъ кого, собственно, и   к а к ъ   думаютъ они спасать Россію?

Вѣдь совершенно невозможное дѣло — вести борьбу съ матеріалистами-большевиками, поработившими нашу Родину тѣмъ, кто   с а м и   остаются матеріалистами, то-есть держатся того же самаго міровоззрѣнія, какое и лежитъ въ   о с н о в ѣ   большевизма, которое именно и дѣлаетъ большевиковъ большевиками, каковы они есть.

Давно пора всѣмъ понять, что бороться по-настоящему за возстановленіе нашей исторической Россіи — Россіи   п р а в о с л а в н о й —  С в я т о й   Р у с и — можно съ успѣхомъ только тому, кто самъ по міровоззрѣнію своему является настоящимъ   п р а в о с л а в н ы м ъ   христіаниномъ.

Не помогутъ намъ никакіе кумиры — ложные боги, которыхъ мы будемъ создавать себѣ вмѣсто Бога истиннаго и Христа Его: намъ прежде всего необходимо вернуться на многовѣковый историческій путь русскаго народа —  п у т ь   п р а в о с л а в і я,   которое именно и создало намъ Святую Русь и великую Россію — ту великую Россію, которая съ такимъ грохотомъ рухнула въ пропасть, вся обливаясь кровью своихъ лучшихъ сыновъ, когда мы отступили отъ православія.

Особенно мѣшаютъ дѣлу нашего всеобщаго всенароднаго покаянія «іуды-предатели», которые готовы все, самое свое дорогое и святое, продать за «30 сребренниковъ» и при этомъ сохраняютъ свое лицо, какъ и самъ ихъ прототипъ Іуда Искаріотскій, который, приведя спиру для взятія Господа въ Геѳсиманскомъ саду, облобызалъ Его со словами: «Радуйся, равви!» и затѣмъ отошелъ въ сторону какъ-будто совершенно непричастный къ этой спирѣ. Такъ и въ нашей средѣ немало такихъ «іудъ», охотно продающихъ за «сребренники» свою святую православную вѣру, истинную Церковь и всѣ наши святорусскіе идеалы и въ то же время лицемѣрно выступающіе на всякихъ церковныхъ и патріотическихъ собраніяхъ и въ печати, въ качествѣ «ревнителей» нашей вѣры и Церкви и русскихъ національныхъ интересовъ. Это — самый зловредный и опасный элементъ среди насъ, все извнутри разлагающій и растлѣвающій. Они — гораздо хуже явныхъ и открытыхъ враговъ, ибо изподтишка ведутъ свою подрывную работу, и не всегда бываетъ такъ просто и легко выявить и изобличить ихъ.

«По плодамъ ихъ узнаете ихъ» — училъ, однако, Самъ Господь Іисусъ Христосъ о такихъ лукавыхъ дѣятеляхъ: они нерѣдко выдаютъ себя тѣмъ, что   о д н о   говорятъ, а совсѣмъ   д р у г о е — противоположное дѣлаютъ и тѣмъ обнаруживаютъ свою ложь, фальшь и предательство.

Необходимо знать и помнить: кто беретъ отъ кого-то въ наше время деньги, вмѣсто того, чтобы своимъ честнымъ трудомъ самому зарабатывать ихъ, тотъ уже не свободенъ и долженъ творить волю своего «хлѣбодателя». Такіе люди уже не могутъ заслуживать никакого довѣрія,   ч т о   бы они ни говорили и какихъ бы высоко-патріотическихъ и назидательныхъ статей ни писали.

Среди нихъ много бываетъ и такъ называемыхъ (мѣткое выраженіе!) «ура-патріотовъ», которые могутъ бить себя кулакомъ въ грудь и распинаться въ своей любви къ Россіи и Православію, но въ церковь они никогда или почти никогда (за исключеніемъ «оффиціальныхъ» молебновъ и панихидъ) не ходятъ, не говѣютъ, не исповѣдуются и не причащаются Святыхъ Христовыхъ Таинъ или дѣлаютъ это весьма рѣдко   т о л ь к о   изъ приличія. Они особенно злы и всегда готовы всячески чернить, поливать грязью всѣхъ въ чемъ-либо принципіально-несогласныхъ съ ними людей и безсовѣстно клеветать на всѣхъ, кто стоитъ имъ въ какомъ-либо отношеніи на пути, хотя бы это были искренно вѣрующіе и дѣйствительно преданные Церкви и Національной Россіи вѣрные сыны ея. А сами они на все способны: имъ — «море по колѣно».

«Измите злаго отъ васъ самѣхъ!» — учитъ о такихъ Слово Божіе (1 Кор. 5, 13), ибо они подобны гангренѣ, разлагающей и отравляющей весь организмъ.

Наступающая Страстная седмица многому насъ поучаетъ: она учитъ насъ несенію каждымъ изъ насъ своего   л и ч н а г о   креста, вплоть до самораспятія со Христомъ, въ подражаніе Его крестной страсти; учитъ насъ «бѣжать несытыя души Учителю таковая дерзнувшія» (предательства сребролюбца Іуды); учитъ бояться малодушія и трусости Пилата, испугавшагося неистовыхъ іудеевъ и предавшаго въ угоду имъ на смерть Самого Сына Божія, Котораго онъ самъ, по собственному признанію, считалъ ни въ чемъ не повиннымъ; учитъ подражать разбойнику благоразумному, принесшему столь трогательное   п о к а я н і е   на крестѣ и удостоившемуся за свое исповѣданіе входа въ рай, вновь отверзшійся для людей крестными страданіями Сына Божія; учитъ подражать мужеству и безстрашію передъ своими злобными соотечественниками святыхъ праведныхъ Іосифа Аримаѳейскаго и Никодима, испросившихъ у Пилата тѣло умершаго на крестѣ Господа для благоговѣйнаго и благолѣпнаго погребенія. Учитъ Страстная седмица насъ и тому, что невинно переносимая скорбь вознаграждается: что за достойно перенесенными страданіями слѣдуетъ непремѣнно ни съ чѣмъ земнымъ несравнимая свѣтлая радость Воскресенія.

Вотъ этой свѣтлой радости — и здѣсь на землѣ и въ будущей вѣчной и нетлѣнной жизни — да сподобитъ всѣхъ насъ Милосердный Господь за неизмѣнную вѣрность Ему Одному, за несеніе креста своего, въ подражаніе Ему — Крестоносцу и за наше искреннее и нелицемѣрное   п о к а я н і е   во всѣхъ грѣхахъ своихъ! Для этого необходимо лишь всегда живо помнить, что безъ покаянія нѣтъ спасенія, и ставить покаяніе во главу угла своей жизни и всѣхъ дѣлъ своихъ! — Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 199-206.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0