Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 39.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Слово предъ совершеніемъ Чина Православія 22 февраля / 7 марта 1971 г. въ Свято-Троицкомъ монастырѣ.

«Сія вѣра апостольская, сія вѣра отеческая, сія вѣра православная — сія вѣра вселенную утверди» — вы услышите, возлюбленные о Господѣ братія и сестры, эти торжественныя многознаменательныя слова въ Чинѣ Православія, который установила наша Святая Церковь совершать въ сегодняшній день.

Окончилась первая седмица Великаго поста — седмица усиленныхъ моленій и покаянныхъ подвиговъ, и вотъ Святая Церковь, желая подбодрить насъ и утѣшить, устраиваетъ намъ въ эту первую недѣлю Великаго поста — въ первый воскресный день его — духовное торжество, самое дорогое, самое близкое нашему сердцу —  т о р ж е с т в о   П р а в о с л а в і я.

Установлено это въ 842 году при Благочестивѣйшей Царицѣ Ѳеодорѣ въ Константинополѣ Святѣйшимъ Патріархомъ Меѳодіемъ въ память ниспроверженія послѣдней страшной ереси, колебавшей Христову Церковь — ереси иконоборчества. Но съ этимъ торжествомъ св. Церковь соединяетъ   в о о б щ е   торжество святой православной вѣры — побѣды ея надъ всѣми нечестивыми ересями — лжеученіями и расколами. Господь Іисусъ Христосъ — Спаситель нашъ основалъ на землѣ Церковь Свою для того, чтобы всѣ, принадлежащіе къ ней, могли   с п а с а т ь с я  — избѣгнуть сѣтей діавольскихъ и войти въ уготованное имъ Царствіе Небесное. Діаволъ всѣ свои силы прилагалъ къ тому, чтобы ниспровергнуть — уничтожить Церковь Христову и тѣмъ воспрепятствовать спасенію людей. Сначала онъ воздвигъ страшныя гоненія на Церковь со стороны іудеевъ и язычниковъ. Почти три столѣтія непрестанно лилась кровь христіанскихъ мучениковъ. Но діаволъ не успѣлъ въ этомъ. Кровь мучениковъ, по мѣткому образному выраженію славнаго апологета христіанства Тертулліана, явилась «сѣменемъ христіанъ». Христіанство восторжествовало надъ своими гонителями: «кроткія овцы стада Христова претворили ярость волчую своихъ гонителей въ кротость овчую».

Но діаволъ не успокоился послѣ понесеннаго имъ пораженія. Когда Церковь Христова восторжествовала въ мірѣ, онъ воздвигъ новое, еще болѣе опасное гоненіе на нее: извнутри ея, какъ предрекъ еще св. Апостолъ Павелъ въ своей бесѣдѣ съ пресвитерами ефесскими, стали «возставать люди, говорящіе превратно». Онъ назвалъ ихъ «лютыми волками» (Дѣян. 20, 29-30). Это и были такъ называемые «еретики», которые пытались въ корнѣ извратить подлинное ученіе Христово о вѣрѣ и благочестіи, чтобы сдѣлать его безплоднымъ для людей. И вотъ тогда св. Церковь, въ лицѣ своихъ лучшихъ служителей, ополчилась на этихъ еретиковъ для защиты своего истиннаго неповрежденнаго ученія. Стали созываться сначала «помѣстные», а затѣмъ — «вселенскіе соборы». Съѣзжались епископы со всѣхъ концовъ вселенной и Духомъ Святымъ изрекали чистую и неповрежденную Истину, слѣдуя примѣру Перваго Апостольскаго Собора въ Іерусалимѣ (Дѣян. 15, 6-29), а еретиковъ отлучали отъ Церкви, предавая ихъ анаѳемѣ, по ясной заповѣди Самого Господа Іисуса Христа, Который сказалъ: «Аще (кто) церковь преслушаетъ, буди тебѣ, якоже язычникъ и мытарь» (Матѳ. 18, 17), и по заповѣди св. Апостола Павла, этого великаго «Апостола языковъ», который сказалъ, что «если бы даже мы, или ангелъ съ небесе сталъ благовѣствовать вамъ не то, что мы благовѣствовали вамъ,.. да будетъ анаѳема» (Гал. 1, 8). А въ другомъ мѣстѣ онъ же говорилъ: «Кто не любитъ Господа Іисуса Христа, да будетъ анаѳема маранъ-аѳа» — «да будетъ отлученъ до пришествія Господня» (1 Кор. 16, 22).

Вотъ откуда беретъ начало этотъ умилительный, величественный и торжественный Чинъ Православія — отъ Самого нашего Господа и Спасителя и отъ Его великаго Апостола, Имъ Самимъ призваннаго быть «Апостоломъ языковъ», то-есть всего языческаго міра!

Съ тѣхъ поръ и установлено Св. Церковью совершать этотъ чинъ въ первую недѣлю Великаго поста, которая отъ того такъ и именуется «Недѣлею Православія».

Этотъ чинъ, братіе и сестры, особенно важенъ, особенно знаменателенъ въ переживаемое нами лукавое время, когда вѣра православная шатается, колеблется — колеблется и расшатывается самими тѣми, которые должны были бы укрѣплять ее и поддерживать въ душахъ вѣрующихъ, — когда отъ истины Святаго Православія отступаютъ тѣ, которые должны были бы быть столпами Святаго Православія — высокіе іерархи, вплоть до возглавителей отдѣльныхъ Помѣстныхъ Христіанскихъ Церквей... Страшно сказать, но на этотъ путь сталъ даже глава Константинопольской Церкви, именуемой «Вселенской», который считается какъ бы Первоіерархомъ всего Православія!

На всемъ этомъ лежитъ несомнѣнная печать Апостасіи, о которой предрекалъ св. Апостолъ Павелъ (2 Сол. 2, 3) —  о т с т у п л е н і я   х р и с т і а н ъ   о т ъ   Х р и с т а.

Мы сейчасъ лицомъ къ лицу стоимъ передъ этой Апостасіей, и главной угрозой   и с т и н н о - х р и с т і а н с к о й   вѣрѣ, вѣрѣ православной, является такъ называемое «экуменическое движеніе» во-главѣ съ такъ именуемымъ «Міровымъ Совѣтомъ Церквей», которое отрицаетъ ученіе о единствѣ и непогрѣшимости Истинной Христовой Церкви и пытается создать изъ всѣхъ нынѣ существующихъ «церквей» и исповѣданій включая и Православіе со всѣми отступленіями отъ него и извращеніями, какую-то совершенно   н о в у ю   «л ж е - ц е р к о в ь»,   которая, съ нашей точки зрѣнія, внѣ всякаго сомнѣнія, будетъ   «ц е р к о в ь ю»   А н т и х р и с т а  — тою  л ж е - ц е р к о в ь ю,   к о т о р у ю   в о з г л а в и т ъ   с а м ъ   А н т и х р и с т ъ,   приходъ коего такъ усиленно сейчасъ подготовляется въ мірѣ. Изъ ученія Слова Божія и твореній Святыхъ Отцевъ Церкви мы вѣдь знаемъ, что Антихристъ будетъ и религіознымъ и политическимъ вождемъ и возглавителемъ всего человѣчества: онъ станетъ во главѣ новой всемірной лже-церкви, онъ же будетъ и правителемъ новаго единаго всемірнаго государства, стремясь всѣхъ и вся подчинить своей абсолютной власти.

Вотъ предъ лицомъ какихъ страшныхъ явно-надвигающихся на насъ событій мы стоимъ, братіе и сестры, и вотъ почему такъ нужно намъ ясно и опредѣленно давать себѣ отчетъ въ томъ,   ч т о   т а к о е   святая православная вѣра и почему мы должны непоколебимо ея держаться, почему должны такъ ею дорожить и не отступать отъ нея ни при какихъ обстоятельствахъ и условіяхъ, даже еслибы намъ грозила самая смерть.

Вѣра православная это — «вѣра Апостольская», «вѣра Отеческая»: это — та вѣра, которую проповѣдали св. Апостолы, изложивъ основанія ея въ Божественномъ Евангеліи и своихъ апостольскихъ посланіяхъ вѣрующимъ; это — вѣра, которую истолковали намъ въ своихъ дивныхъ вдохновенныхъ писаніяхъ Мужи Апостольскіе — непосредственные ученики Св. Апостоловъ и Святые Отцы и Учители Церкви и ихъ законные преемники, поставленные Духомъ Святымъ.

Этой вѣры мы и должны, братіе и сестры, держаться   н е у к л о н н о,   если только желаемъ себѣ вѣчнаго спасенія!

Сейчасъ мы совершимъ съ вами этотъ глубоко-поучительный, трогательный и высоко-торжественный чинъ, который состоитъ изъ двухъ частей: первая половина его есть моленіе Св. Церкви о всѣхъ заблуждшихъ, о всѣхъ отпавшихъ отъ истинной православной вѣры, а во второй половинѣ св. Церковь возглашаетъ грозную анаѳему всѣмъ упорнымъ злобствующимъ лжеучителямъ-еретикамъ и раскольникамъ, не желающимъ возсоединиться съ Истинной Христовой Церковью и ведущимъ борьбу противъ нея: затѣмъ возглашается «Вѣчная память» всѣмъ почившимъ поборникамъ св. Православія и «Многая лѣта» — всѣмъ еще здравствующимъ защитникамъ святой православной вѣры и Церкви. Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 192-195.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0