Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Въ преддверіи Великаго Поста.

Отверзошася божественнаго покаянія преддверія: приступимъ усердно! (Сѣдаленъ).

Какъ премудро и разумно готовитъ насъ св. Церковь къ Великому посту — этому времени   п о к а я н і я,   безъ котораго нѣтъ спасенія! Сколько глубокаго смысла, сколько необыкновенной трогательной назидательности въ этихъ четырехъ приготовительныхъ недѣляхъ, которыми предваряется наступленіе Великаго поста! Но много ли въ наше время христіанъ, которые все это знаютъ? А и изъ тѣхъ, кто это теоретически знаютъ, много ли такихъ, которые доводятъ до самой глубины сознанія всѣ эти поучительные образы и наставленія, кои такъ ярко и красочно рисуетъ передъ нашимъ мысленнымъ взоромъ въ эти дни св. Церковь?

Увы! Христіанство это не теорія, а   ж и з н ь — н о в а я   жизнь, которую принесъ на землю Воплотившійся нашего ради спасенія Единородный Сынъ Божій. Между тѣмъ, для большинства современныхъ «христіанъ» — христіанство это одно, а жизнь — совсѣмъ другое. И думать о томъ, что христіанство можетъ быть воплощено въ жизнь для большинства современныхъ «христіанъ» кажется несбыточной мечтой, по мнѣнію нѣкоторыхъ, — даже неосуществимой и чуть ли не вредной, нарушающей давно заведенный и привычный для всѣхъ порядокъ жизни. И даже проповѣдники христіанскіе въ наше время говорятъ часто не о томъ, какъ опустившуюся жизнь поднять до уровня высокихъ требованій божественнаго закона, а какъ примирить эти требованія евангельскаго закона съ низко опустившейся жизнью: идея примиренія христіанства съ современностью — это одна изъ самыхъ модныхъ и заманчивыхъ идей, способная создать популярность и славу проповѣднику. Но къ такимъ проповѣдникамъ относятся строгія прещенія Слова Божія на лживыхъ пророковъ, какія мы находимъ, напр. у св. пророка Іереміи: такіе проповѣдники, которые только «убаюкиваютъ» вѣрующихъ, стремясь говорить имъ пріятное, проповѣдуютъ «ложь и обманъ своего сердца», навлекая на себя осужденіе Божіе (Іер. 23, 16-32).

Нѣтъ! Тотъ не христіанинъ, кто лукавитъ передъ самимъ собой, кто лукавитъ передъ другими людьми, лукавитъ передъ Самимъ Богомъ. Всякая ложь и неискренность, а потому и лукавство — отъ діавола, котораго не напрасно Самъ Господь Іисусъ Христосъ въ данной Имъ намъ образцовой молитвѣ «Отче нашъ» назвалъ «л у к а в ы м ъ», подчеркивая этимъ его основное свойство.

Не потому ли такъ мрачна и тяжела современная жизнь, что все меньше и меньше остается на свѣтѣ людей и даже христіанъ, свободныхъ отъ этого діавольскаго свойства? Не потому ли зло все болѣе и болѣе ширится на землѣ, что слишкомъ много у современныхъ людей лукавства?

Какъ мало въ наше   л у к а в о е   время людей, которые   и с к р е н н о,   отъ всего сердца способны   с о з н а т ь   и глубоко прочувствовать свою грѣховность и не только одними устами, но всѣмъ внутреннимъ существомъ своимъ, изъ глубины души воззвать къ Богу словами мытаревой молитвы: «Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику!» (Лук. 18, 13). Но зато, какъ много фарисеевъ, высоко ставящихъ себя, высоко цѣнящихъ свои «труды» и «заслуги» и готовыхъ безстыдно говорить о себѣ: «Нѣсмь, якоже прочіи человѣцы» (Лук. 18, 11). Фарисейское самопревозношеніе и «высокоглаголаніе», которое часто скрывается даже подъ напускной личиной мнимаго «смиренія», уступчивости и примиренія со всѣми, если это нужно для укрѣпленія собственной славы и «популярности» — это одна изъ характернѣйшихъ чертъ нашего лукаваго времени.

Какъ мало сейчасъ людей, искренно сознающихъ себя «блудными сынами», ушедшими, ради угожденія своимъ порочнымъ страстямъ, отъ своего любящаго Отца — Бога «на страну далече» и готовыхъ возвратиться къ Нему съ искреннимъ покаяннымъ воплемъ: «Отче, согрѣшихъ на небо и предъ Тобою, и уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ Твой: сотвори мя яко единаго отъ наемникъ Твоихъ!» (Лук. 15, 18-19). Но какъ много такихъ которые въ своемъ горделивомъ превозношеніи способны сказать Богу: «Толико лѣтъ работаю тебѣ, и николиже заповѣди твоя преступихъ» (Лук. 15, 29), да еще и похвалиться этимъ своимъ мнимымъ усердіемъ передъ другими людьми, уничижая ихъ.

А ужъ о Страшномъ Судѣ, который напоминаетъ намъ Св. Церковь въ третью приготовительную недѣлю къ Великому посту — Недѣлю Мясопустную — многіе въ наше время и слышать и думать не хотятъ: «Зачѣмъ пугать людей?» — говорятъ они: «зачѣмъ отравлять себѣ жизнь такими мрачными мыслями? Да вѣдь, если это и будетъ когда-нибудь, то будетъ очень не скоро: можетъ быть, черезъ много милліоновъ лѣтъ. Зачѣмъ же заранѣе портить себѣ настроеніе?» И ведутъ такіе лже-христіане крайне легкомысленную жизнь, «въ свое удовольствіе», совсѣмъ не думая о томъ, что рано или поздно, все равно, придется дать отвѣтъ Богу за всѣ свои злыя дѣла, ибо «все твореніе приведетъ Богъ на судъ о всякомъ погрѣшеніи, аще благо и аще лукаво» (Еккл. 12, 14). Не хотятъ думать они и о томъ, что вѣдь смерть неизбѣжно постигнетъ каждаго изъ насъ и, можетъ быть, гораздо скорѣе, чѣмъ мы объ этомъ помышляемъ, а послѣ смерти уже нѣть покаянія.

Еще меньше думаютъ современные люди о томъ, для чего создалъ ихъ Богъ и къ какому блаженству ихъ предназначилъ и отчего произошло все зло на землѣ, вслѣдствіе чего всѣ люди влачатъ столь бѣдственное существованіе, испытывая множество скорбей и страданій, болѣзней и самую смерть. Еслибы живо было въ христіанахъ это печальное воспоминаніе, которое приводитъ намъ на умъ св. Церковь въ послѣднюю приготовительную недѣлю къ Великому посту — Недѣлю Сыропустную — живописуя предъ нашимъ мысленнымъ взоромъ из гнаніе нашихъ прародителей изъ рая, то ужъ, конечно, не устраивали бы они въ самый канунъ поста «балы-маскарады» съ объяденіемъ и пьянствомъ и крайне легкомысленными развлеченіями и увеселеніями, такъ не вяжущимися съ этими днями «предпразднства воздержанія». А вѣдь многіе и многіе ничего не видятъ въ этомъ предосудительнаго, тѣмъ самымъ обличая свое лукавство и свою антихристіанскую, по существу, настроенность!

И даже тѣ, которые все же найдутъ время въ этотъ день пойти на вечерню, въ концѣ которой испрашивается прощеніе другъ у друга, часто смотрятъ на это, какъ на простой «обрядъ», ни къ чему насъ не обязывающій. Устами просятъ и изрекаютъ прощеніе, а въ душѣ продолжаютъ носить ядъ злобы и непримиримости по отношенію къ ближнему, нерѣдко только за то, что тотъ не воздалъ должнаго нашему фарисейскому самопревозношенію или не оцѣнилъ нашего мнимаго, напускного будто бы «мытарева смиренія».

Если такъ мы проведемъ приготовительныя къ Великому посту недѣли, то   ч т о   можетъ дать самый Великій постъ? Конечно, никакой духовной пользы отъ него мы не получимъ. И въ этомъ только сами мы будемъ виноваты — и никто больше! Вотъ это тоже одно изъ самыхъ зловредныхъ «лукавствъ» нашего времени, въ особенности: всегда во всемъ винить только другихъ, во не себя; себя же считать во всемъ правымъ и невинно страждущимъ.

Вотъ почему еще до наступленія Великаго поста, въ послѣднюю изъ приготовительныхъ седмицъ въ среду и пятницу и затѣмъ въ теченіе всего Великаго поста за каждымъ богослуженіемъ св. Церковь требуетъ отъ насъ произносить замѣчательную покаянную молитву преп. Ефрема Сирина, конечно, не одними устами только, но и всѣмъ сердцемъ:

«Господи и Владыко живота моего!» созназая, что мы всецѣло всѣмъ, вплоть до самой жизни своей, обязаны Богу: «духъ праздности», которая есть начало всѣхъ золъ, «унынія», которое есть самый тяжкій смертный грѣхъ хулы на Духа Святаго, «любоначалія», которое болѣе всего противится главной христіанской добродѣтели смиренія, «и празднословія», въ которомъ раждаются нездоровые пересуды и которое такъ мѣшаетъ необходимой для кающагося грѣшника внутренней сосредоточенности, «не даждь ми».

«Духъ же цѣломудрія», которое есть высшая христіанская добродѣтель, отверзающая духовныя очи сердца, «смиренномудрія», которое убиваетъ фарисейскую гордыню и самопревозношеніе, какъ главныя препятствія къ покаянію, «терпѣнія», ибо только «претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ» (Марк. 13, 13), «и любве», ибо «любовь есть соузъ совершенства» (Кол. 3, 14), «даруй ми, рабу Твоему»!

«Ей, Господи Царю! Даруй ми зрѣти   м о я   прегрѣшенія и не осуждати брата моего, яко благословенъ еси во вѣки вѣковъ, Аминь». «Зрѣніе грѣховъ своихъ — выше зрѣнія Ангеловъ», — учатъ свв. отцы-подвижники (преп. Исаакъ Сиринъ), ибо кто не видитъ своихъ грѣховъ, тотъ не можетъ и покаяться въ нихъ — тотъ   н е с п о с о б е н ъ   к ъ   п о к а я н і ю,   и, слѣдовательно, закрытъ для него путь спасенія.

Вотъ только тотъ, кто, впитавъ въ себя глубокія наставленія приготовительныхъ недѣль къ Великому посту, проникнется самъ столь же глубоко настроеніемъ этой дивной великопостной молитвы, можетъ надѣяться, что Великій постъ не пройдетъ для него безплодно, но онъ выйдетъ изъ «пучины поста» какъ бы обновленнымъ, «новой тварью во Христѣ», въ чемъ именно и состоитъ задача христіанства, которое есть не одна только теорія, не одно отвлеченное ученіе, а   ж и з н ь — жизнь во   X р и с т ѣ.   Да поможетъ всѣмъ намъ въ этомъ Господь, желающій всѣмъ человѣкомъ спастись и въ разумъ истины пріити! Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 187-191.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0