|
||||||||||||||||||
|
Слово пастыря ![]() ![]() ![]() ![]() Русскіе проповѣдникиУказательА | Б | В | Г | Д | Е ![]() З | И | І | К | Л | М ![]() Н | О | П | Р | С | Т ![]() Ф | Х | Ш | Ѳ | N Біографіи Слова и поученіяВъ день Святой Пасхи![]() На праздники Господскіе ![]() На праздники Богородицы ![]() На праздники святыхъ ![]() На Четыредесятницу ![]() На дни Цвѣтной тріоди ![]() На воскресные дни ![]() На Новый годъ (1/14 янв.) ![]() На царскіе дни ![]() Въ дни рукоположеній ![]() Въ дни поминовеній ![]() Военныя проповѣди Святѣйшій СѵнодъГрамоты и посланіяПроповѣди прот. Г. ДьяченкоГодичный кругъ поученійПроп. архим. ПантелеимонаНа всѣ воскресные дни годаСоборъ 1917-1918 гг.Дѣянія Собора 1917-1918 гг.![]() Новые мученики Россійскіе Календарь на Вашемъ сайтѣСсылка для установкиПравославный календарьНовости сайта
2015-01-19 / russportal
Митр. Арсеній (Москвинъ) († 1876 г.): Слово въ день Крещенія Господня 2015-01-19 / russportal Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.): Изъясненіе одного изъ пѣснопѣній Богоявленія 2015-01-07 / russportal Архіеп. Сергій (Спасскій) († 1904 г.): Слово въ день Рождества Христова 2015-01-07 / russportal Митр. Сергій (Ляпидевскій) († 1898 г.): Слово на день Рождества Христова 2014-12-13 / russportal Прав. Іоаннъ Кронштадтскій: Слово на день памяти св. ап. Андрея Первозваннаго 2014-12-13 / russportal Архіеп. Павелъ (Лебедевъ): Слово въ день св. Апостола Андрея Первозваннаго Новости въ видѣ RSS-канала: ![]() |
![]() А
СочиненіяАрхипастырское посланіе ко дню праздника Рождества Христова — 25 декабря 1969 года.
«Егда пріиде кончина лѣта» — что это за «кончина лѣта»? — Это значитъ: «когда исполнилась предопредѣленная Богомъ отъ вѣчности полнота временъ», когда кончилось время самовольной жизни людей безъ Бога, по прихотямъ своего развращеннаго сердца. Дальше такъ жить они не смогли бы. И дѣйствительно: исторія свидѣтельствуетъ намъ, что ко времени пришествія на землю Христа Спасителя человѣчество зашло въ безысходный нравственный тупикъ. Зло усилилось до такой степени, что людямъ ничего не оставалось, какъ сознать свое полное безсиліе устроить сколько-нибудь сносную жизнь на землѣ безъ Бога, безъ сверхъестественной помощи свыше. Вѣра въ языческихъ боговъ была подорвана. Интеллигенція считала ихъ вымысломъ народной фантазіи, сами жрецы иной разъ не могли удержаться отъ смѣха, совершая разные языческіе обряды. А такъ какъ религія является единственной надежной уздой для низменныхъ стремленій человѣческой природы, то одновременно съ религіей пала и нравственность. О прежнихъ доблестяхъ древняго греко-римскаго міра не было и помина: все свелось къ грубому корыстолюбію, роскоши, изнѣженности и плотоугодію. Не было такого порока, такой формы самаго безобразнаго разврата, самаго гнуснаго преступленія, которыя бы не совершались дерзко и открыто всѣми, на каждомъ шагу и повсюду. Краснорѣчиво рисуютъ это мрачное состояніе тогдашняго міра современные писатели. Лучшіе люди того времени буквально задыхались въ этой ужасающей атмосферѣ безвѣрія и нравственнаго растлѣнія и громогласно заявляли, что дальше такъ жить нельзя, что нѣтъ спасенія человѣчеству, если Самъ Богъ не сойдетъ на землю и не спасетъ людей отъ явно-надвигающейся страшной катастрофы. Замѣчательно въ этомъ отношеніи признаніе одного изъ знаменитыхъ философовъ языческой древности, который писалъ: «Не быть на землѣ порядку, если только Самъ Богъ, сокрывшись подъ образомъ человѣка, не разъяснитъ намъ и наши отношенія къ Нему и наши взаимныя обязанности другъ ко другу». И вотъ оно, столь ожидаемое всѣми, наконецъ, совершилось. Когда человѣчество дошло до крайняго предѣла своего паденія и исповѣдало свое безсиліе, свою полную безпомощность, «посла Богъ Сына Своего Единороднаго». Совершилась «велія благочестія тайна — Богъ явися во плоти» и «съ человѣки поживе». Онъ научилъ людей, какъ они должны вѣровать въ Бога и какъ они должны жить, чтобы спастись и наслѣдовать, послѣ временной тѣлесной смерти, вѣчную нетлѣнную жизнь, вѣчное нескончаемое блаженство въ общеніи съ Богомъ. Онъ основалъ на землѣ благодатное Царство Свое — Церковь Свою, въ которой обѣщалъ Самъ пребывать до скончанія вѣка. Онъ призываетъ въ эту Церковь всѣхъ страждущихъ и обремененныхъ, обѣщая имъ миръ, успокоеніе и духовное возрожденіе къ новой, лучшей жизни въ Немъ, и живущей въ Церкви благодатью Святаго Духа дѣйствительно даруетъ это, содѣлывая увѣровавшихъ во Христа «новою тварью». Но что мы видимъ теперь, въ переживаемое нами время? Человѣчество вновь безумствуетъ. Сознавъ однажды, казалось бы, разъ навсегда, свою полную несостоятельность, свое безсиліе устроить себѣ сколько-нибудь сносную жизнь на землѣ безъ Бога, и вкусивъ всю сладость жизни въ Богѣ и съ Богомъ чрезъ св. Церковь, люди, въ своей гордой самонадѣянности, стремятся теперь создать на землѣ какое-то мнимое всеобщее благоденствіе б е з ъ Б о г а. Эти самодовольные гордецы уже успѣли на нашихъ глазахъ завести все человѣчество въ новый безвыходный нравственный тупикъ и быстро влекутъ его въ пропасть страшнаго паденія, къ страшной всемірной катастрофѣ. Ужасающая душу мрачно-зловѣщая картина религіозно-нравственнаго состоянія современнаго міра живо напоминаетъ намъ то, что было на землѣ двадцать вѣковъ тому назадъ передъ пришествіемъ въ міръ Христа-Спасителя. Но теперь все это — н е с р а в н е н н о х у ж е и с т р а ш н ѣ е. Ибо то былъ міръ языческій, не вѣдавшій Истиннаго Бога и Христа Его, а современный міръ — о т с т у п н и ч е с к і й, отошедшій отъ Христа и Истинной Церкви Его. А потому и нынѣшнее дерзкое безвѣріе, доходящее до лютаго богоборчества, и безстыдный циничный развратъ, и все растущая взаимная злоба и безсовѣстность особенно преступны и весьма трудно поддаются какому-либо исправленію и уврачеванію. Но теперь уже не придетъ Христосъ, чтобы спасти насъ. Для этого Онъ приходилъ лишь однажды и разъ-навсегда указалъ намъ вѣчные и неизмѣнные пути ко спасенію. Кто упорно не желаетъ имъ слѣдоватъ, тотъ пусть самъ пеняетъ на себя за свою собственную погибель. Теперь придетъ Христосъ вторично — уже не спасать міръ, но с у д и т ь міру всему. Первый разъ приходилъ Онъ въ уничиженіи, а теперь придетъ «во славѣ Своей и вси святіи Ангелы съ Нимъ» (Матѳ. 25, 31). Это будетъ уже не благостное снисхожденіе Божіе къ несчастнымъ, заблудившимся и отчаявшимся въ своемъ спасеніи людямъ не знавшимъ Бога, но Страшный Судъ надъ беззаконными гордецами, вѣдущими Бога и сознательно отметающими законы Его. Сколько видимъ мы въ послѣднее время явныхъ знаменій близости Его Второго Пришествія, указанныхъ намъ въ Евангеліи и предсказанныхъ Св. Отцами Церкви! Какъ напряженно работаютъ сейчасъ враги Христовы надъ тѣмъ, чтобы искоренить въ людяхъ истинную вѣру Христову и скорѣе создать въ мірѣ условія, благопріятствующія воцаренію Антихриста, который долженъ явиться предъ Вторымъ Пришествіемъ Христовымъ! «Антихристъ явится, какъ учатъ Св. Отцы, не противъ воли Божіей. Въ Божіихъ планахъ міроправленія стоитъ и онъ, и подготовка его и послѣдствія того. Не потому такъ, чтобы Богъ хотѣлъ такого зла людямъ, а потому, что люди сами себя до того доведутъ. Этотъ моментъ отодвинулъ Богъ до послѣдней возможности, ожидая, не явится ли кто еще желающій къ Нему обратиться. Когда уже некого будетъ ждать, приметъ Господь удерживающую руку, зло разольется, и Антихристъ явится» (Еп. Ѳеофанъ — Толк. къ Солун. стр. 505). Но для Истинно-вѣрующихъ во Христа, готовыхъ пострадать за Него даже до смерти, это и не такъ будетъ страшно. Ибо, ради нихъ, какъ учитъ Самъ Христосъ, «прекратятся дніе оны» (Матѳ. 24, 22). Явившійся во второй разъ на землю Господь «убіетъ Антихриста духомъ устъ Своихъ» (2 Сол. 2, 8), зло будетъ окончательно поражено, и явится «новое небо и новая земля, въ которыхъ будетъ жить правда» (2 Петр. 3, 13). Итакъ, какъ учитъ св. Церковь, время появленія Антихриста зависитъ, въ сущности, отъ насъ самихъ. Если будетъ у насъ истинное п о к а я н і е, исправленіе жизни и обращеніе къ Богу, оно будетъ отсрочено Богомъ. И Россія наша можетъ еще воскреснуть и возродиться къ новой жизни, но опять-таки, если будетъ такое покаяніе у русскаго народа, хотя бы на апокалиптическіе «полчаса», ибо надо же исполниться тому, что предречено въ Писаніи. Такъ или иначе, но нашъ священный долгъ, дорогіе о Господѣ братіе и и сестры, празднуя нынѣ свѣтло и радостно Первое Пришествіе въ міръ Христа-Спасителя, обращаться своимъ мысленнымъ взоромъ къ приближающемуся неуклонно съ каждымъ Новымъ Годомъ Его Второму Славному и Страшному Пришествію, когда каждый изъ насъ «отъ своихъ дѣлъ или прославится или постыдится». Въ этой непрестанной духовной подготовкѣ себя къ Срѣтенію Господа и заключается, какъ учитъ св. Церковь, все назначеніе, весь смыслъ и оправданіе нашей временной земной жизни. Мы должны постараться сдѣлать себя готовыми встрѣтить Господа не съ безумнымъ животнымъ страхомъ, какъ презрѣнные рабы, не исполнившіе воли господина своего, а съ радостью и любовью, въ чистотѣ своей совѣсти, какъ вѣрные Ему с ы н ы, ибо со времени Перваго Пришествія Господа въ міръ и совершеннаго Имъ великаго дѣла искупленія человѣчества, мы — истинно-вѣрующіе христіане, — уже не рабы, но с ы н ы, какъ учитъ насъ въ сегодняшнемъ чтеніи св. Апостолъ, а, «если сыны, то и наслѣдники Божіи Іисусъ Христомъ» (Гал. 4, 6-7). Съ великимъ и радостнымъ праздникомъ сердечно привѣтствуемъ всѣхъ васъ, возлюбленные о Господѣ братіе и сестры, и отъ души желаемъ вамъ чистой, свѣтлой радости о Родившемся въ Виѳлеемѣ на спасеніе наше Богомладенцѣ-Христѣ!
Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 123-127.
|
||||
«Русскiй Порталъ» © 2004-2019 |