Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 23 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
«Радуйся, живоносный Кресте — благочестія непобѣдимая побѣда...»

Какъ первая, наиболѣе строгая, седмица Великаго поста увѣнчивается торжествомъ Православія, такъ весь Великій постъ въ цѣломъ увѣнчивается и освящается драгоцѣннѣйшимъ для насъ, христіанъ, знаменіемъ Честнаго и Животворящаго Креста Господня, возвышающимся посреди его и какъ бы осѣняющимъ собою все теченіе его.

Въ самой серединѣ поста Крестъ торжественно выносится изъ алтаря и передъ нимъ совершается земное поклоненіе съ исполненіемъ при этомъ особыхъ умилительныхъ пѣснопѣній. Это поклоненіе Кресту продолжается затѣмъ въ теченіе всей четвертой седмиты поста, которая и называется поэтому «крестопоклонной».

Что это значитъ?

Крестъ выносится для того, чтобы поднять нашъ духъ и воодушевить насъ къ дальнѣйшему прохожденію подвига поста, напомнивъ намъ, что всѣ мы, христіане, — к р е с т о н о с ц ы,   и что, если мы не напрасно носимъ великое и славное имя послѣдователей Христовыхъ, мы должны въ жизни своей уподобляться Христу въ крестоношеніи и самораспятіи, какъ Онъ Самъ насъ училъ: «Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ Крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ» (Марк. 8, 34) и какъ наставлялъ христіанъ великій Апостолъ языковъ св. Павелъ: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24).

Постничество, понимаемое, какъ   в с е с т о р о н н е е   воздержаніе и самоограниченіе, и есть то «самораспятіе», которое отъ насъ требуется, если мы не на словахъ только, но и на дѣлѣ хотимъ быть истинными христіанами. А Великій постъ, который мы ежегодно проходимъ, есть не что иное, какъ только   с и м в о л ъ   в с е г о   т е ч е н і я   истинно-христіанской жизни, и одновременно — ежегодное   у п р а ж н е н і е   въ подвигѣ христіанской жизни и, вмѣстѣ съ тѣмъ, — ежегодное   н а п о м и н а н і е   о томъ, какъ долженъ жить истинный христіанинъ.

Каждый истинный христіанинъ есть   п о д в и ж н и к ъ,   и безъ подвига нѣтъ и не можетъ быть истинно-христіанской жизни, ибо для того, чтобы стать христіаниномъ, необходимо нудить себя, принуждать себя во всемъ — дѣлать не то, что внушаетъ намъ наша растлѣнная грѣхомъ природа, а то, что повелѣваетъ законъ Божій: по мудрой нашей народной поговоркѣ, — «жить не такъ, какъ хочется, а такъ, какъ Богъ велитъ».

Этого подвига и ждетъ отъ насъ нашъ Подвигололожникъ-Христосъ, сказавшій ясно: «Подвизайтеся внити сквозѣ тѣсная врата» (Лук. 13, 24), «ибо широки врата и пространенъ путь, ведущіе въ пагубу, и многіе идутъ ими; потому что   т ѣ с н ы   врата и   у з о к ъ   путь, ведущіе въ животъ, и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его» (Матѳ. 7, 13-14).

«Царствіе Божіе», по словамъ Самого же Христа-Спасителя,  «с и л о ю   берется, и употребляющіе усиліе восхищаютъ его» (Матѳ. 11, 12).

А въ чемъ состоитъ этотъ подвигъ, объясняетъ св. Апостолъ Павелъ, говорящій: «Подвизаяйся, отъ всѣхъ воздержится» (1 Кор. 9, 25), то-есть онъ состоитъ во всестороннемъ   в о з д е р ж а н і и   тѣлесномъ и душевномъ, о чемъ и учитъ насъ св. Церковь и о чемъ напоминаетъ намъ особенно Великимъ Постомъ.

На этотъ подвигъ воздержанія и воодушевляетъ насъ Крестъ Господень, износимый на середину храма для поклоненія.

«Вамъ больно, вамъ тяжело, вы ропщете», какъ бы такъ говоритъ при этомъ св. Церковь: «а каково было Господу страдать за васъ на этомъ Крестѣ? Вѣдь страданія Его были несравненно больше вашихъ. Однако, Онъ все претерпѣлъ, дабы спасти васъ! Потерпите же и вы немного, ради Него и во Имя Его! Тѣмъ болѣе, что это терпѣніе ваше и не Ему и никому иному, а только вамъ, лично вамъ самимъ необходимо и спасительно. Вспомните про Его великую любовь къ вамъ, какую Онъ проявилъ къ вамъ, добровольно отдавъ Себя на эти мучительныя крестныя муки и на поносную смерть, и — воспряньте духомъ. Любовь Его и чудодѣйственная сила крестная поддержитъ васъ и поможетъ вамъ совершить во славу Его вашъ постный подвигъ и приведетъ васъ чрезъ пучину поста къ великой радости свѣтоноснаго дня Воскресенія Христова».

Вотъ почему износимый въ недѣлю Крестопоклонную Крестъ Господень уподобляется въ нашемъ богослуженіи райскому «древу жизни», тому древу, которое усладило во время четыредесятилѣтняго странствованія народа Божія по пустынѣ горькія воды Мерры, и «сѣннолиственному древу», подъ тѣнью котораго останавливаются для прохлажденія и отдыха утомленные путники, ведомые въ обѣтованную землю вѣчнаго наслѣдія (см. синаксарь нед. крест.).

Вмѣстѣ съ тѣмъ, благовѣстіе о Крестѣ Господнемъ и поклоненіе ему среди Четыредесятницы утѣшительно преднапоминаетъ намъ и о приближающемся свѣтломъ праздникѣ Воскресенія Христова. При торжественной встрѣчѣ военачальника, побѣдно возвращающагося съ поля битвы, обыкновенно предшествовали ему его побѣдные знаки: такъ Пасхѣ Христовой — шествію Побѣдителя грѣха и смерти предшествуетъ знакъ Его побѣды, Его «оружіе непобѣдимое» — Честный и Животворящій Крестъ. Потому-то съ прославленіемъ Креста Гсоподня неразлучно соединено и прославленіе Его воскресенія, какъ и поется при поклоненіи Кресту:

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресеніе Твое славимъ».

Это же напоминаетъ намъ и о томъ, что, если мы, постясь, со Христомъ страждемъ, сораспинаемся Ему, то съ Нимъ и прославимся — если съ Нимъ умираемъ, то съ Нимъ и воскреснемъ. Какъ Крестъ Христовъ привелъ къ побѣдѣ надъ смертью и свѣтлой радости Воскресенія, такъ и личный крестъ каждаго христіанина, который онъ несетъ во Имя Христово, приведетъ къ тому же — къ радостному воскресенію изъ мертвыхъ и новой жизни во Христѣ — вѣчному нескончаемому блаженству въ «невечернѣмъ дни Царствія Христова» — въ чертогахъ райскихъ.

Итакъ, Великій постъ съ его средоточнымъ пунктомъ, Недѣлей Крестопоклонной напоминаетъ намъ, что жизнь истиннаго христіанина есть   п о д в и г ъ:   она есть   к р е с т ъ   с а м о р а с п я т і я,   который приводитъ къ свѣтлой радости Воскресенія.

Въ этомъ — существо истинно-христіанскаго,   п р а в о с л а в н а г о   ученія   о   с п а с е н і и,   и кто это отрицаетъ, тотъ не христіанинъ.

Но какъ много въ наше время является людей, называющихъ себя «христіанами», и порою даже «христіанами православными», которые   о т в е р г а ю т ъ   значеніе подвига для спасенія и отметаютъ воздержаніе, какъ ненужное и безсмысленное, теоретически ли то или хотя бы только практически.

Вотъ это — одинъ изъ самыхъ яркихъ симптомовъ стремительно ширящагося въ наши дни «отступленія».

Ибо тотъ, кто не желаетъ «распинать плоть свою со страстьми и похотьми», по заповѣди Апостола, кто отметаетъ постъ, установленный св. Церковью и признаетъ ненужнымъ подвигъ воздержанія, тотъ и   н е   X р и с т о в ъ — тотъ не христіанинъ.

Весьма характерно, что эти люди и не чтутъ какъ должно Креста Господня, суевѣрно боятся его, а самые крайніе изъ нихъ даже ругаются надъ нимъ, кощунственно называя это спасительное для насъ и священное древо «висѣлицей».

И они дѣлаютъ все возможное, чтобы удалить отовсюду изъ современной жизни всякое напоминаніе о Крестѣ, замѣняя его всякими другими символами и эмблемами: ничто не должно, по «чьимъ-то» предначертаніямъ, напоминать современному человѣку о «непобѣдимомъ оружіи», которымъ сокрушена власть діавола, дана побѣда надъ грѣхомъ и дарована человѣку вѣчная нетлѣнная жизнь.

Страшная борьба ведется теперь въ мірѣ и противъ «Живоноснаго Креста» и противъ «благочестія», или же жизни христіанской по вѣрѣ, «непобѣдимой побѣдой» коей является Крестъ. Борьба эта ведется въ разныхъ формахъ и видахъ, примѣнительно къ разнымъ людямъ, условіямъ жизни и обстановкѣ. Борьба эта ведется явно, напоминая собою гоненія первыхъ временъ христіанства, ведется она и тайно, скрыто, но не менѣе зло и интенсивно.

Но что особенно страшно, это то, что къ этой борьбѣ привлекаются не только явные враги Креста Христова и христіанскаго благочестія, но и тѣ, кто сами себя считаютъ и называютъ «христіанами» и даже «христіанскими пастырями».

У насъ въ Россіи это были «живоцерковники» и «обновленцы», которые пытались широко развернуть свою «работу», опираясь на богоборческую власть, но простой вѣрующій народъ отвергъ ихъ, сразу почувствовавъ сердцемъ духъ Отступленія въ нихъ, несмотря на красивыя слова, которыя они усиленно расточали, обѣщая даже «возродить первохристіанство», конечно, льстиво и неискренно. Въ дѣйствительности, главной ихъ задачей было — убрать изъ Православной Церкви все, что стѣсняетъ и ограничиваетъ плоть, дать полную свободу всѣмъ низменнымъ страстямъ, то-есть объявить ненужнымъ тотъ   п о д в и г ъ   саморасггятія; въ которомъ како разъ и заключается сущность христіанскаго благочестія, или жизни по вѣрѣ.

Замыслы «живоцерковниковъ» и «обновленцевъ» въ самой Россіи, ставшей СССР, тогда провалились, но «реформаторскія» идеи ихъ продолжали жить, перекинувшись въ другія православныя страны, гдѣ вскорѣ нашли себѣ благодарную почву среди духовныхъ лицъ, получивщихъ образованіе въ западныхъ протестантскихъ школахъ. Нѣтъ ничего удивительнаго, что приверженцевъ этихъ идей такъ потянуло къ протестантамъ, основавшимъ къ тому времени «экуменическое движеніе». Надо знать и помнить, что протестантизмъ, съ самаго начала,   о т в е р г ъ   п о д в и г ъ   въ христіанствѣ, провозгласивъ, что для спасенія достаточно одной только вѣры, что практически и показалъ своимъ собственнымъ примѣромъ самъ основатель протестантизма римско-католическій монахъ Мартинъ Лютеръ, поправшій свое монашество и женившійся на монахинѣ.

Все, что было въ помѣстныхъ православныхъ церквахъ отравлено духомъ «живоцерковничества» и «обновленчества», съ большой охотой и даже восторженно примкнуло къ мощно развернувшемуся «экуменическому движенію», пуская въ началѣ «пыль въ глаза» ревнителямъ подлиннаго Православія, будто они дѣлаютъ это для того, «чтобы свидѣтельствовать передъ инославными истину Православія». Теперь уже стало вполнѣ яснымъ, что это были лишь одни слова, ибо публичныя высказыванія этихъ «православныхъ экуменистовъ» ярко свидѣтельствуютъ какъ разъ объ обратномъ — объ ихъ   о т с т у п л е н і и   отъ Православія.

Нынѣ мы стоимъ передъ мрачнымъ и грознымъ фактомъ: почти всѣ помѣстныя православныя церкви, въ лицѣ своихъ возглавителей, вступили въ «экуменическое движеніе», то-есть, иными словами,   о т р е к л и с ь   о т ъ   и с т и н н а г о   П р а в о с л а в і я   и стали на путь «живоцерковничества» и «обновленчества», то-есть —  н а   п у т ь   О т с т у п л е н і я.

Какъ намъ нужно теперь тщательно беречь себя, чтобы не увлечься этимъ общимъ дурнымъ примѣромъ, не заразиться имъ и не измѣнить, подобно многимъ другимъ, истинному Православію!

Для этого намъ необходимо твердо помнить, что истинное христіанство — это вѣра   к р е с т н а я,   и что мы, христіане, взирая на Живоносный Крестъ нашего Подвигоположника-Христа, должны и сами, взявъ каждый «крестъ свой», идти за Христомъ путемъ   п о д в и г а,   путемъ всесторонняго   в о з д е р ж а н і я   и   с а м о о г р а н и ч е н і я.   Мы должны крѣпко блюсти и исполнять не только евангельскія заповѣди, но и каноническія правила нашей Церкви, и, въ первую очередь, именно тѣ изъ нихъ которыя предъявляютъ тѣ или иныя   н р а в с т в е н н ы я   требованія, какъ къ вѣрующимъ мірянамъ, такъ особенно — къ священнослужителямъ, регулируя, такимъ образомъ, аскетическій строй жизни въ нашей Церкви, безъ котораго нѣтъ и не можетъ быть подлиннато православнаго благочестія. Нельзя эти правила легкомысленно нарушать или какъ-то обходить. Только строгое слѣдованіе всѣмъ каноническимъ правиламъ, на отмѣну коихъ такъ усиленно покушались «живоцерковники» и «обновленцы», можетъ спасти насъ отъ полнаго внутренняго развала и духовной анархіи. Иначе мы можемъ дойти до того, что   в с е   б у д е т ъ   п о з в о л е н о,   и не останется вообще ничего святого.

Вотъ этого-то въ наше страшное время повальнаго Отступленія и нужно больше всего бояться!

Безполезно укрѣплять внѣшнюю дисциплину, когда внутренняя дисциплина духа будетъ расшатана, когда соль окажется обуявшей!

Не дай Богъ, чтобы и къ намъ относились укорительныя слова св. Апостола Павла: «Многіе поступаютъ, какъ враги Креста Христова: ихъ конецъ — погибель, ихъ Богъ — чрево, и слава ихъ — въ срамѣ: они мыслятъ о земномъ» (Флп. 3, 18-19).

«Аще Богъ нашъ насъ ради распятся», увѣщеваетъ насъ св. Церковь: «колико подобаетъ намъ Его ради дѣяти, облегчая же болѣзни наша предложеніемъ Владычнихъ скробей, и воспоминаніемъ и упованіемъ, Крестомъ Славы... да и спрославимся Ему» (Синаксарь нед. крест.). — Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 43-49.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0