Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
«Помышляю день страшный и плачуся дѣяній моихъ лукавыхъ».

Помышляю день оный и часъ, егда имамы вси нази и яко осуждени неумытному Судіи предстати… (Стихира въ недѣлю Мясопустную).

Внушивъ намъ необходимость мытарева смиренія и сердечнаго сокрушенія о своихъ грѣхахъ и вспомнивъ умилительную притчу о покаяній блуднаго сына, св. Церковь, готовя насъ къ Великому посту, приводитъ намъ на память то  «п о с л ѣ д н е е»,  что неизбѣжно ожидаетъ насъ, — хотимъ ли мы того или не хотимъ —  к о н ч и н у   м і р а,   В т о р о е   П р и ш е с т в і е   Х р и с т о в о   и   С т р а ш н ы й   С у д ъ.

И хотя въ наше время лукаво и лицемѣрно такъ хлопочутъ о всеобщемъ   е д и н е н і и  — какъ-будто «единеніе», само по себѣ, можетъ являться самоцѣлью, — послѣ Страшнаго Суда въ нашемъ человѣческомъ родѣ произойдетъ рѣшительное и окончательное   р а з д ѣ л е н і е,  и притомъ на цѣлую вѣчность: каждаго изъ насъ ожидаетъ что-нибудь одно — или пріобщеніе къ вѣчному несказанному блаженству праведниковъ или горькая-прегорькая участь вѣчнаго нескончаемаго мученія грѣшниковъ.

Въ томъ, что это несомнѣнно будетъ увѣряетъ насъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ, собственныя слова Котораго и читаются для вящшаго нашего убѣжденія въ евангельскомъ чтеніи, положенномъ на недѣлю Мясопустную, какъ именуется третья подготовительная недѣля къ Великому посту:

«И идутъ сіи», то-есть, стоящіе по лѣвую сторону Судіи грѣшники, «въ муку вѣчную: праведницы же въ животъ вѣчный» (Матѳ. 25, 46).

Какъ не думать объ этомъ, не помышлять непрестанно въ теченіе всей нашей, столь кратковременной — «семьдесятъ лѣтъ, аще же въ силахъ, осмьдесятъ лѣтъ» (Псал. 89, 10): рѣдко-рѣдко кто доживаетъ больше! — земной жизни?

Вотъ почему св. Церковь и заповѣдуетъ чамъ постоянно обращаться мыслью къ этому «дню Господню, великому и славному» (Дѣян. 2, 20), «чтобы день тотъ не постигъ насъ внезапно» (Лук. 21, 34).

«Помышляю день страшный, и плачуся дѣяній моихъ лукавыхъ: како отвѣщаю безсмертному Царю? Коимъ же дерзновеніемъ воззрю на Судію блудный азъ? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Ду́ше Святый, помилуй мя!» (Сѣдаленъ недѣли Мясопустной).

Изъ этихъ словъ церковнаго пѣснопѣнія ясно видно,   к а к и м ъ   должно быть это непрестанное помышленіе о кончинѣ міра, Второмъ Пришествіи Христовомъ и Страшномъ Судѣ: отнюдь не какимъ-то паническимъ ужасомъ, не очевидно-зловредной «апокалиптической паникой», которую именно и осуждаетъ св. Апостолъ Павелъ въ своемъ Посланіи къ Солунянамъ (2 Сол. 2, 2 и 3, 11-12), а   с п а с и т е л ь н ы м ъ   для души,   п о к а я н н ы м ъ   п р и г о т о в л е н і е м ъ   себя къ этому «великому и славному дню Господню».

Вѣдь Самъ Господь повелѣлъ намъ себя къ этому дню готовить:

«Сего ради будите готови, яко въ оньже часъ не мните Сынъ Человѣческій пріидетъ» (Матѳ. 24, 44).

«Бдите убо, яко не вѣсте въ кій часъ Господь вашъ пріидетъ» (Матѳ. 24, 42).

Но можно ли, согласно этому повелѣнію Господню,  «б д ѣ т ь»  и  «г о т о в и т ь с я»,  не помышляя постоянно и другимъ не напоминая объ этомъ днѣ и часѣ?

Какъ же тогда назвать людей, которые и сами не хотятъ помышлять объ этомъ страшномъ днѣ и часѣ и другихъ отклоняютъ отъ этого помышленія?

А таковые имѣютcя, какъ это ни странно, даже въ средѣ именующихъ себя «христіанами», въ томъ числѣ, и христіанами «православными»?

И если не смѣютъ они совсѣмъ отвергать неизбѣжное наступленіе этого дня — ибо это было бы уже явное возстаніе противъ одного изъ основныхъ догматовъ нашей св. православно-христіанской вѣры! — то относятъ его въ какое-то весьма отдаленное, неопредѣленное будущее — столь далекое, что оно даже утрачиваетъ свою реальность, становясь чѣмъ-то въ родѣ математической «безконечности», то-есть, «можетъ быть», и никогда не наступитъ...

А на помышляющихъ объ этомъ днѣ и учащихъ помышлять другихъ они даже гнѣваются и крайне неудачно, чисто по-сектантски, приводятъ противъ нихъ изреченія изъ Священнаго Писанія.

Христосъ, видите ли, сказалъ, что «о днѣ томъ и часѣ никто не знаетъ» и что «не ваше дѣло знать времена или сроки», а Апостолъ Павелъ будто бы осудилъ Солунянъ за то, что они ожидали Второго Пришествія Христова.

Можно ли, однако, изъ всего этого дѣлать такіе выводы и заключенія, какіе столь поспѣшно и необдуманно они дѣлаютъ?

Вѣдь кромѣ этихъ изреченій, есть и другія, которыхъ тоже забывать не слѣдуетъ. И эти-то другія какъ разъ и имѣютъ рѣшающее значеніе, и въ свѣтѣ ихъ и нужно понимать всѣ остальныя.

Развѣ не перечислилъ Господь множество признаковъ   б л и з о с т и   Своего Второго Пришествія и кончины вѣка (см. 24 главу Евангелія отъ Матѳея и др.)?

А перечисливъ, развѣ не сказалъ Онъ въ заключеніе: «Егда видите сія вся, вѣдите яко близъ есть, при дверехъ» (Матѳ. 24, 33) ?

Но пусть даже эти признаки кому-нибудь кажутся недостаточно ясными, пусть о признакахъ этихъ можно еще спорить: не сказалъ ли развѣ Господь, что всѣ мы, христіане, должны быть подобны рабамъ постоянно ожидающимъ возвращенія Господина своего?

Вѣдь это сказано очень ясно и весьма вразумительно!

«И вы будьте подобны людямъ, ожидающимъ возвращенія Господина своего съ брака, дабы когда придетъ и постучитъ, тотчасъ отворить Ему. Блаженны рабы тѣ, которыхъ Господь пришедъ найдетъ бодрствующими»... (Лук. 12, 36-37).

А что будетъ съ тѣми, которые, какъ нѣкоторые, современные умники, не желаютъ думать и говорить о близости Второго Пришествія Христова и относятъ его его къ какому-то очень далекому туманно-неопредѣленному будущему?

И о тѣхъ сказано — и сказано очень сильно и рѣшительно:

«Если же рабъ тотъ скажетъ въ сердцѣ своемъ:   н е   с к о р о   п р и д е т ъ   Г о с п о д и н ъ   м о й... то придетъ Господинъ раба того въ день, въ который онъ не ожидаетъ, и въ часъ, въ который не думаетъ, и  р а з с ѣ ч е т ъ   е г о   и   п о д в е р г н е т ъ   е г о   о д н о й   у ч а с т и   с ъ   н е в ѣ р н ы м и» (Лук. 12, 45-46).

Такъ какъ же, послѣ этого, можно не думать и не говорить о Второмъ Пришествіи Христовомъ, особенно въ наше страшное время, когда буквально съ каждымъ днемъ такъ безмѣрно умножаются признаки близости его, указанные Самимъ Христомъ Спасителемъ и Святыми Отцами Церкви первыхъ вѣковъ христіанства?

А Солунянъ св. Апостолъ порицалъ совсѣмъ не за ожиданіе Второго Пришествія Христова (какъ онъ могъ ихъ за это порицать, когда это Самъ Господь повелѣлъ?), а за то, что они недолжнымъ образомъ вели себя: начали «колебаться умомъ и смущаться», оставили всякое попеченіе о житейскомъ, бросили всѣ свои дѣла и предались праздной мечтательной жизни, то-есть какъ разъ впали въ ту «апокалиптическую панику», которой не можетъ быть мѣста у истинныхъ христіанъ.

Если бы надо было всячески гнать отъ себя мысль о Второмъ Пришествіи Христовомъ, какъ рекомендуютъ современные умники-лжеучители, то не сказалъ бы Христосъ такъ ясно и рѣшительно:

«Итакъ, бодрствуйте, потому что не знаете, въ который часъ Господь вашъ пріидетъ» (Матѳ. 24, 42).

«Будьте же и вы готовы, ибо, въ который часъ не думаете, придетъ Сынъ Человѣческій» (Лук. 12, 40).

Пользуясь образнымъ выраженіемъ, которое употребилъ Самъ Господь (Лук. 12, 39), Св. Апостолъ Петръ говоритъ, что «День Господень придетъ, какъ тать ночью», то-есть неожиданно, а потому мы всегда должны   г о т о в и т ь   себя къ этому дню «святою жизнью и благочестіемъ»,  «о ж и д а т ь   и   ж е л а т ь   пришествія дня Божія, въ который воспламенныя небеса разрушатся и разгорѣвшіяся стихіи растаютъ» и это, конечно, потому, что тогда явится «Новое Небо» и «Новая Земля», на которыхъ будетъ «обитать правда» (2 Петр. 3, 10-13).

Не въ панику впадать, а наоборотъ —  «о ж и д а т ь   и   ж е л а т ь»   скорѣйшаго наступленія этого дня должны   в с ѣ   и с т и н н ы е   х р и с т і а н е.

О, какъ далеки, слѣдовательно, отъ истиннаго христіанства тѣ люди, которые настроены и думаютъ иначе!

Не наступленія этого великаго и славнаго дня Господня должны мы бояться и ужасаться, а нашей   н е р а с к а я н н о с т и  — нашего упорнаго   к о с н ѣ н і я   в ъ   г р ѣ х о в н о й   ж и з н и.

Вотъ почему св. Церковь, предъ наступленіемъ Великаго Поста — времени покаянія — съ особой силой и яркостью приводитъ намъ на память то, о чемъ мы   в с е г д а   должны неизмѣнно памятовать — кончинѵ міра, Второе Пришествіе Христово и Страшный Судъ, побуждая насъ къ искреннему раскаянію во всѣхъ нашихъ грѣхахъ и исправленію жизни.

Какое можетъ быть сильнѣйшее побужденіе къ   н а с т о я щ е м у   покаянію, какъ не мысль о приближающемся Страшномъ Судѣ, когда участь наша будетъ рѣшена на   в ѣ к и?

Не самъ по себѣ Страшный Судъ   с т р а ш е н ъ,   а   г р ѣ х и   н а ш и   дѣлаютъ его для насъ страшнымъ. Вотъ и будемъ бояться и страшиться впадать въ грѣхи, будемъ бояться и страшиться оставаться въ нераскаянности, грѣховной закоснѣлости.

Но какой грѣхъ можетъ быть страшнѣе того, когда кто-то, уподобляясь евангельскому невѣрному и неблагоразумному рабу, начнетъ говорить: «Коснитъ Господинъ мой пріити (не скоро придетъ Господинъ мой): и начнетъ бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися съ піяницами» (Лук. 12, 45 и Матѳ. 24, 48-49). А еще хуже и тяжелѣе грѣхъ того, кто и другихъ начнетъ совращать, увѣряя, что еще «не скоро придетъ Господь», тѣмъ самымъ разслабляя ихъ духовную бдительность, къ которой такъ усиленно призывалъ Христосъ-Спаситель Своихъ послѣдователей, и внушая имъ легкомысліе и безпечность къ дѣлу своего вѣчнаго спасенія.

Прекрасно говоритъ о необходимости постояннаго памятованія Страшнаго Суда нашъ великій наставникъ духовной жизни святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ: «Напечатлѣйте образъ суда Божія въ умѣ и сердцѣ зашемъ   и   в с е г д а   н о с и т е   е г о   в ъ   с е б ѣ.   Сами увидите, какимъ воодушевленіемъ и какой готовностью на всякаго рода труды исполнится духъ вашъ... Можно сказать, что еслибъ какимъ-нибудь образомъ можно было глубоко напечатлѣть въ душѣ людей сей образъ Суда Божія, то всѣ въ непродолжительномъ времени сдѣлались бы исправными   р е в н и т е л я м и   д о б р ы х ъ   д ѣ л ъ.   Ибо положите, что вѣрная пришла бы вѣсть съ неба, что вотъ завтра или послѣ-завтра придетъ Господь. Сталъ ли бы кто тогда предаваться забавамъ и утѣхамъ? Сталъ ли бы поблажать страстямъ своимъ и творить грѣхи? Сталъ ли бы еще отлагать покаяніе и исправленіе свое?.. Развѣ безумный какой сталъ бы такъ дѣлать, а всѣ, не потерявшіе смысла, бросились бы поспѣшнѣе дѣлать все, что еще можно сдѣлать въ это короткое время. Какъ ученики, для которыхъ настаетъ экзаменъ, о томъ только и думаютъ, какъ бы приготовиться къ экзамену: иной не спитъ почти и не ѣстъ, а не то, чтобъ позволилъ себѣ еще и объ играхъ и шалостяхъ подумать, — такъ было бы и съ нами, еслибы память суда Божія не выходила изъ головы нашей…»

«Но бѣда наша въ томъ», говоритъ далѣе святитель Ѳеофанъ, «что мы привыкли отдалять отъ себя сей часъ суда... Думаетъ всякій: сколько ужъ времени я живу, все слышу: вотъ судъ! вотъ судъ!.. и нѣтъ доселѣ суда. Можетъ бытъ еще не скоро. Отцы наши, дѣды и прадѣды тоже ждали суда, но вотъ еще и мы не видимъ его, спустя столько времени послѣ нихъ. Все сіе такъ. Можно прибавить и еще болѣе того: что вотъ уже 18 вѣковъ, какъ сказалъ Господь о судъ и какъ ждутъ суда, и все нѣтъ его.

Но что же изъ этого?

Не было его доселѣ, но, можеть бытъ, не успѣемъ мы выйти изъ храма сего, какъ придетъ Господь. Ибо то несомнѣнно, что Онъ придетъ.

Ной говорилъ своимъ согражданамъ: перестаньте грѣшить, иначе потопомъ потопитъ васъ Господь. Можетъ быть, въ началѣ проповѣди иной и остепенялся, но потомъ, какъ прошло десять, двадцать, сто и болѣе лѣтъ, всякій давалъ себѣ право не вѣрить такъ долго не сбывавшейся угрозѣ. Но невѣріе сіе вѣдь не отдалило же событія.

Пришелъ же потопъ и взялъ все.

Можетъ быть, за минуту до этого повторялъ проповѣдь свою Ной, и надъ нимъ смѣялись, но все же исполнилось то, что положено Господомъ: иного, можетъ быть, за смѣхомъ симъ и потопъ засталъ.

Такъ и у насъ есть немало людей, кои огдаляютъ часъ суда; иные, можетъ быть, и не вѣрятъ тому; но все это не отстранитъ суда, и будетъ минута, когда исполнится положенное Господомъ, — исполнится когда не чаемъ, захвативъ насъ внезапно.

Во дни Ноя, говоритъ Господь, ѣли, пили, женились, посягали, строились и торговали... Никто и не думалъ о потопѣ. Но потопъ пришелъ внезапно и взялъ все...

Вотъ и мы ѣдимъ, пьемъ, веселимся и хлопочемъ о разныхъ дѣлахъ — о судѣ Божіемъ и думать не думаемъ; но можетъ быть, онъ сейчасъ же придетъ и застанетъ насъ, въ чемъ есть. Ибо какъ молнія, показавшись на одномъ краю неба, въ одно мгновеніе пробѣгаетъ до другого и охватываетъ все небо, такъ будетъ   в н е з а п н о   и   м г н о в е н н о   явленіе Сына Человѣческаго» («Письма о христіанской жизни» Еп. Ѳеофана стр. 164-166).

Не «апокалиптическую панику» внушаетъ намъ мысль о близости Второго Пришествія Христова, какъ мы видимъ изъ вышеизложеннаго высоко-авторитетнаго ученія выдающагося отца нашей Россійской Церкви, а только   з а б о т у   о первостепенной важности дѣлѣ своего вѣчнаго спасенія, которое иначе приходитъ въ пагубное для насъ состояніе полнаго   н е б р е ж е н і я.

Съ осужденіемъ говоритъ святитель Ѳеофанъ о тѣхъ, которые «отдаляютъ» день Второго Пришествія Христова и Страшнаго Суда  «н а   н е о п р е д ѣ л е н н у ю   д а л ь,   такъ что и конца будто не видать, когда сіе будетъ» (тамъ же), но тутъ же продолжаетъ:

«Отдаляйте судъ Божій на сколько хотите... но какая же намъ отъ этого льгота или поблажка? Все же онъ придетъ и будетъ судить именно насъ и судить безъ лицепріятія, по закону Евангелія нами воспринятому. Все же нашъ долгъ быть истинными христіанами оттого нисколько не умаляется... Такъ не лучше ли намъ всякій часъ держать себя такъ, какъ бы Господь   с е й ч а с ъ   имѣлъ явиться?»

И, наконецъ, мудро учитъ далѣе святитель Ѳеофанъ: «пусть не скоро судъ, но вѣдь если можно отсюда извлекать какую-либо поблажку, то это тѣмъ только, кои могутъ быть увѣрены, что часъ смерти ихъ совпадаетъ съ часомъ суда   о т д а л е н н а г о:   намъ же что изъ того? Вотъ нынѣ или завтра придетъ смерть, и покончитъ все наше и запечатлѣетъ собою участь нашу навсегда, ибо   п о с л ѣ   с м е р т и   н ѣ т ъ   п о к а я н і я.   Въ чемъ застанетъ насъ смерть, въ томъ предстанемъ мы и на судъ... Но когда придетъ смерть наша, никто того сказать намъ не можетъ. Можетъ быть, еще минута, и всему конецъ... и пойдемъ мы къ престолу Божію и услышимъ приговоръ, котораго уже никто перемѣнить не можетъ.

Такое разсужденіе противопоставимъ лукавому врагу, который мыслію объ отдаленности суда Божія покушается затмить въ умѣ нашемъ картину сего суда и тѣмъ разслабить ревность нашу.

И въ самомъ дѣлѣ, что пользы за горы отдалять время Страшнаго Суда, когда смерть, не меньше его грозная и рѣшительная, стоитъ у насъ за плечами?

Покоримся же, какъ дѣти послушныя, спасительному внушенію матери нашей — Церкви! Наполнимъ память нашу картиною суда Божія и   н е   б у д е м ъ   о т р ы в а т ь   о т ъ   н е г о   с в о е г о   в н и м а н і я!   (тамъ же, стр. 167).

Вотъ — отвѣтъ Церкви тѣмъ вздорнымъ «умникамъ», которые не хотятъ слышать разговоровъ о кончинѣ міра, Второмъ Пришествіи Христовомъ и Страшномъ Судѣ, самочинно заявляя, что «не нужно людей по-напрасну пугать», что «это, молъ, современнымъ людямъ непонятно» и якобы даже «производитъ не положительное, а скорѣе отрицательное дѣйствіе» (?!).

Церковь Христова смотритъ на это, однако, иначе.

Въ наше время какого-то поистинѣ безстрашнаго безшабашья и окамененнаго нечувствія было бы какъ-разъ очень хорошо, кого-нибудь хотя бы, дѣйствительно, по-настоящему  «з а п у г а т ь»,  ибо это —  c т р а х ъ   с п а с и т е л ь н ы й,   полезный для души.

Отсутствіе этого страха — весьма грозный симптомъ нашего злокозненнаго времени, указывающій на полное изсякновеніе духовной жизни. Не забудемъ, что въ первые вѣка христіанства настроеніе христіанъ было діаметрально противоположно тому, что мы видимъ теперь: первые христіане жили напряженнымъ ожиданіемъ Второго Пришествія Христова.

Св. Церковь и учитъ насъ ежедневно, на каждомъ молитвенномъ правилѣ и за каждой Божественной литургіей исповѣдывать свою вѣру во Христа, «паки грядущаго со славою судити живымъ и мертвымъ», а передъ наступленіемъ Великаго поста особенно ярко и впечатлительно живописуетъ предъ нашимъ мысленнымъ взоромъ потрясающую картину Страшнаго Суда Божія, убѣждая насъ, именно подъ вліяніемъ этого зрѣлища, «плакатися дѣяній своихъ лукавыхъ», чтобы предстать на судъ Божій уже   о ч и щ е н н ы м и   ч р е з ъ   и с к р е н н е е   п о к а я н і е,   и услышать благостный призывъ Господа, обращенный къ стоящимъ по правую сторону Его: «пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра» (Матѳ. 25, 34).

Сего непремѣнно сподобитъ насъ Господь, если мы будемъ бояться не кончины міра, не Второго Пришествія Христова и не Страшнаго Суда, какъ такового, а нашей   н е р а с к а я н н о с т и,   нашего упорнаго коснѣнія въ грѣховной жизни и настроенности. Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 24-33.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0