Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)
Съ каждымъ Новымъ годомъ...

Се нова вся творю... (Апок. 21, 5).

И видѣхъ небо ново, и землю нову... (Апок. 21, 1).

Совершенно иначе относимся къ наступленію Новаго года мы, христіане православные. Мы безоговорочно вѣримъ слову Божію и святымъ отцамъ Церкви, а потому наступленіе Новаго года располагаетъ насъ не къ веселію, а наоборотъ —  к ъ   с е р ь е з н о й   м о л и т в е н н о й   с о с р е д о т о ч е н н о с т и.

Мы знаемъ, что съ каждымъ Новымъ годомъ каждый изъ насъ приближается къ своему неизбѣжному земному концу, за которымъ слѣдуетъ отчетъ передъ Богомъ о своей земной жизни и такъ называемый «частный судъ», а весь этотъ тлѣнный міръ въ цѣломъ приближается къ своему концу —  к о н ц у   в ѣ к а   с е г о,   и   н а с т у п л е н і ю   в ѣ ч н о с т и,   когда «времени уже не будетъ» (Апок. 10, 6).

Тогда совершится послѣдній Страшный Судъ надъ всѣмъ человѣческимъ родомъ, когда «каждый отъ своихъ си дѣлъ или прославится или постыдится», и когда явится «новое небо» и «новая земля», на которыхъ будетъ обитать правда (2 Петр. 3, 13).

Есть ли тутъ хоть малѣйшій поводъ къ тому разнузданному веселію съ бокалами вина въ рукахъ и танцами, съ которымъ обычно въ наше время устраиваются такъ называемыя «встрѣчи Новаго года», въ коихъ нерѣдко принимаютъ участіе и серьезные какъ-будто бы сами по себѣ люди, теряющіе вдругъ на этихъ «встрѣчахъ» всякую серьезность и становящіеся словно легкомысленными повѣсами?

Достойно ли это высокаго христіанскаго званія?

Вѣдь, кажется, для каждаго подлиннаго христіанина должно быть ясно, что единственная допустимая и приличная «встрѣча Новаго года» — это встрѣча его   м о л и т в о ю.

И это тѣмъ болѣе, что для всякаго еще здороваго и непомраченнаго сознанія съ каждымъ Новымъ годомъ становится все болѣе и болѣе яснымъ, что человѣчество идетъ не къ «прогрессу», а наобооотъ — къ «регрессу».

Вѣдь не въ томъ же «прогрессъ», обѣщающій общее благоденствіе и благополучіе, что изобрѣтены всевозможныя необыкновенныя машины и приборы и что скоро, быть можетъ, люди смогутъ совершать полеты на луну и другія планеты?

Развѣ это даетъ благоденствіе и благополучіе, миръ и духовное удовлетвореніе человѣческой душѣ?

Отнюдь не «прогрессъ», а ужасающій религіозно-нравственный регрессъ, со все большимъ и большимъ расшатываніемъ всѣхъ вѣковѣчныхъ моральныхъ устоевъ, коихъ не лишены были, кромѣ христіанской, и другія религіи, — вотъ чѣмъ ярко характеризуется современная жизнь людей!

И даже это необыкновенное оживленіе церковной интерконфессіональной жизни, никогда еще въ исторіи человѣчества въ такихъ широкихъ масштабахъ не наблюдавшееся, не только не говоритъ о какомъ-то «прогрессѣ» и не внушаетъ никакихъ надеждъ на всеобщій миръ», о которомъ такъ много сейчасъ кричатъ, и на лучшее свѣтлое будущее, а наоборотъ — свидѣтельствуетъ   о   п о л н о м ъ   у п а д к ѣ   п о д л и н н о й   р е л и г і о з н о й   ж и з н и — о томъ, что современнымъ людямъ   в с е   с т а л о   б е з р а з л и ч н о,   и никакихъ настоящихъ идеаловъ у нихъ больше не остается. Все здѣсь сводится лишь къ неискреннимъ, слащавымъ, лицемѣрнымъ, высокопарнымъ словамъ, не имѣющимъ подъ собою никакого дѣйствительнаго, существеннаго содержанія.

Уже нѣтъ теперь   н а с т о я щ е й   вѣры, а только одна ея видимость, ни къ чему человѣка не обязывающая, никакой отвѣтственности на него не налагающая.

Но еслибы всѣ эти «экуменическія конференціи», «съѣзды», «совѣщанія», «симпозіумы» были бы просто пустымъ времяпрепровожденіемъ, своеобразнымъ для собирающихся на нихъ развлеченіемъ, со взаимнымъ щекотаніемъ тщеславія и самолюбія, это было бы еще пол-бѣды.

За всѣмъ этимъ кроется, однако, нѣчто гораздо хуждшее.

Цѣль всего этого современнаго, столь моднаго нынѣ движенія, «кѣмъ-то» поставленная и планомѣрно-проводимая — влить въ души полный религіозный индифферентизмъ —  б е з р а з л и ч і е   къ истинѣ —  у б и т ь   л ю б о в ь   к ъ   т о й   и с т и н ѣ,   которую пришелъ свидѣтельствовать на землю, по Его собственнымъ словамъ, нашъ Господь и Спаситель (Іоан. 18,37), къ той истинѣ, которую такъ самоотверженно, ничего не боясь, проповѣдывали по всему міру св. Апостолы, за которую умирали св. мученики, за которую такъ рѣшительно и безкомпромиссно боролись съ еретиками и лжеучителями святые отцы Церкви.

И вотъ теперь-то, на ХХ-омъ столѣтіи христіанской эры, у всѣхъ вдругъ впервые «открылись глаза», и оказалось, что, собственно-то, «истины никакой нѣтъ» и «не за что было бороться, страдать и умирать», а надо просто всѣмъ «забыть всѣ свои прежнія разногласія» и...  о б ъ е д и н и т ь с я.

Дѣйствительно — необыкновенный «прогрессъ», до котораго въ теченіе столькихъ столѣтій не доходили наши предки, среди коихъ было столько подлинно-благочестивыхъ христіанъ, какихъ теперь мы уже не видимъ!

И вотъ идетъ это «объединеніе», радующее многихъ наивныхъ людей, которые не понимаютъ, что подъ этимъ скрывается, въ сущности, ниспроверженіе христіанства и уничтоженіе всякой вѣры, всякой религіи вообще.

Безобразнѣе и кощунственнѣе всего, это то, что это «объединеніе» идетъ подъ разными благовидными евангельскими лозунгами, криво и лукаво, по-сектантски, толкуемыми: пускаются въ ходъ библейскія изреченія, имѣющія совершенно другой смыслъ и значеніе.

Вотъ примѣръ! Усиленно-проводимая этимъ «движеніемъ» полная модернизація христіанства идетъ сейчасъ подъ лозунгомъ изреченія Господа-Вседержителя:  «С е   н о в а   в с я   т в о р ю»,  то-есть:  «С е   т в о р ю   в с е   н о в о е»  (Апок. 21, 15).

Но вѣдь изъ контекста совершенно ясно, что рѣчь здѣсь идетъ о новотвореніи Богомъ міра, послѣ конца этого временнаго тлѣннаго міра, который, какъ ясно предрекаетъ это Слово Божіе, будетъ весь уничтоженъ огнемъ (2 Петр, 3, 10-12), и на мѣсто котораго явится «новое небо» и «новая земля», а вовсе — не о какомъ-то преступномъ «обновленчествѣ», которое такъ настойчиво теперь пропагандируютъ современные вожди «экуменизма», среди коихъ имѣются даже православные іерархи и весьма высокаго ранга. Но имъ все нипочемъ.

Они лишь упорно выполняютъ поставленное имъ «кѣмъ-то» заданіе   р а з р у ш е н і я   х р и с т і а н с т в а,   а для этого — всѣ средства хороши, и особенно старыя, испытанныя —  л о ж ь   и   п е р е д е р г и в а н і е   даже священныхъ текстовъ, благо, что массы теперь такъ невѣжественны и ничего въ правильномъ пониманіи текстовъ Священнаго Писанія не смыслятъ.

Настоящій, планомѣрно-организованный   п о х о д ъ   н а   Х р и с т і а н с т в о,   съ оставленіемъ одной лишь внѣшней видимости его — вотъ, чѣмъ болѣе всего характеризуется современный хваленый «прогрессъ» человѣчества!

А что сказать намъ о современной нравственности, основы которой расшатаны, кажется, до самыхъ послѣднихъ предѣловъ? Вѣдь все то, что еще совсѣмъ недавно считалось неприличнымъ и недопустимымъ, на нашихъ глазахъ буквально, вдругъ стало вполнѣ для всѣхъ пріемлемымъ и даже моднымъ, не допускающимъ никакихъ протестовъ и возраженій. Пощадимъ слухъ нашихъ читателей и умолчимъ здѣсь о томъ, о чемъ и говорить и писать неприлично и что теперь, тѣмъ не менѣе, открыто и невозбранно повсюду дѣлается.

Самое циничное безстыдство стало какой-то «доблестью» нашего «прогрессивнаго» двадцатаго вѣка!

А возражать противъ этого — значитъ, прослыть какимъ-то «мракобѣсомъ», «отсталымъ человѣкомъ».

И съ каждымъ Новымъ годомъ это паденіе нравственности, это ужасающее безстыдство все расширяется и завоевываетъ себѣ все большія и большія «права гражданства», а возражающихъ и протестующихъ становится все меньше и меньше.

Неужели и въ этомъ можно видѣть «прогрессъ», ведущій человѣчество къ общему благополучію и благоденствію?

Не свидѣтельствуетъ ли намъ міровая исторія наоборотъ — что паденіе нравственности влекло всегда за собой не благоденствіе, а разложеніе и гибель. Достаточно вспомнить древній Римъ въ предхристіанскую эпоху. А то, что дѣлаетея теперь, едва ли не многимъ хуже того, что было тогда. Вѣдь то были язычники, не знавшіе истиннаго Бога, а теперь все это дѣлаютъ  «х р и с т і а н е».  А кому много дано, съ того больше и спросится.

Всѣ вообще понятія о добрѣ и злѣ въ наше время какъ-то странно смѣшались. Многіе теперь, безъ всякаго зазрѣнія совѣсти, «черное» называютъ «бѣлымъ», а «бѣлое» — «чернымъ». Зло необыкновенно искусно, какъ никогда прежде, научилось прикрывать себя личиной добра.

Вотъ, напримѣръ! Христіанская вѣра всегда насъ учила и учитъ, что только   р а д и   Х р и с т а   и во имя Христа дѣлаемое добро есть   д ѣ й с т в и т е л ь н о е,   и с т и н н о е   добро, ибо есть добро только   п о к а з н о е,   творимое ради какой-либо выгоды или корысти. Если усиленно говорятъ о комъ-либо, что «онъ дѣлаетъ много добра», то это еще совсѣмъ не значитъ, что онъ — дѣйствительно   д о б р ы й   человѣкъ, ибо, какъ учитъ насъ вѣра наша и какъ самый опытъ жизни показываетъ, творить добро можно и со злой цѣлью, и это, конечно, уже не будетъ   и с т и н н о е   добро, а только внѣшняя  в и д и м о с т ь   добра. И отъ такого «добра» надо бѣжать, спасая свою душу.

И какъ много сейчасъ творится   т а к о г о   «добра», за коимъ кроется какой-нибудь корыстный   р а з с ч е т ъ!   А люди этого не замѣчаютъ или не хотятъ замѣчать, и даже весьма падки бываютъ на такое «добро»: «лишь бы давали мнѣ деньги, а почему, съ какой цѣлью даютъ, не все ли равно: «деньги не пахнутъ!»

Правда, и въ прежнія времена все это бывало, но никогда — въ такихъ огромныхъ масштабахъ и такъ часто, какъ теперь, когда буквально   в с е   покупается за деньги.

Прежде широко было распространено рабство   т ѣ л е с н о е,   а теперь его смѣнило собой гораздо болѣе худшее — рабство   д у х о в н о е.   И люди сами себя добровольно продаютъ въ это рабство, обезличивая себя и отрекаясь отъ всего святого... за деньги или вообще за какія-нибудь земныя блага.

Были времена, когда люди готовы были за имя Христово идти на самыя страшныя муки и даже на смерть. А теперь, когда ихъ никто больше за Христа не преслѣдуетъ, не мучитъ и не убиваетъ, они нерѣдко   с а м и   продаютъ Христа, прельстившись тѣми или иными земными благами. И вотъ это мнимое добро, дѣлателей котораго нынѣ немало, часто дѣлается теперь именно съ этой цѣлью —  о т в р а т и т ь   л ю д е й   о т ъ   X р и с т а,   ввергнувъ ихъ въ духовное рабство.

Съ каждымъ Новымъ годомъ и въ этомъ отношеніи мы видимъ все болѣе и болѣе растущій «прогрессъ», причемъ, что особенно страшно: продаютъ Христа не только рядовые «христіане», но и христіанскіе священнослужители, вплоть до носителей высокаго іерархическаго сана.

Но что ужаснѣе всего — это то, что съ каждымъ Новымъ годомъ, какъ свидѣтельствуетъ пресса и сама окружающая насъ жизнь, нравственное чувство людей все болѣе и болѣе притупляется, и они начинаютъ примиряться со всѣми самыми дикими и безобразными явленіями современной модернизированной жизни, отъ которыхъ еще совсѣмъ недавно здоровое нравственное чувство съ негодованіемъ и омерзеніемъ отворачивалось и ихъ рѣшительно осуждало. Тоже «прогрессъ»!

Такъ, на нашихъ глазахъ, идетъ постепенная, но въ послѣднее время ставшая весьма напряженной, моральная подготовка людей   к ъ   п р и н я т і ю   А н т и х р и с т а — къ легкому безболѣзненному его воцаренію.

Вотъ, о чемъ долженъ напоминать намъ каждый вновь наступающій Новый годъ!

Но напоминаетъ онъ намъ и еще о чемъ-то, самомъ для насъ важномъ, отъ чего зависитъ жизнь наша въ вѣчности.

Съ каждымъ Новымъ годомъ приближается   р а с п л а т а   за всѣ злыя дѣла тѣхъ изъ насъ, кои любятъ только вѣтренно и легкомысленно проводить время, «прожигая жизнь», стремятся весело и безпечно растрачивать драгоцѣнное время, данное намъ для подготовки къ вѣчности, и убаюкиваютъ себя увѣреніемъ, что еще далеко до «конца» и наивной надеждой на какой-то призрачный «прогрессъ», якобы ожидающій насъ на землѣ.

Нравится ли это кому-нибудь или не нравится, но слово Божіе совершенно ясно и недвусмысленно насъ объ этомъ предупреждаетъ и предостерегаетъ:

«Неправедный пусть еще дѣлаетъ неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творитъ правду еще. — Се, гряду скоро, и возмездіе Мое со Мною, чтобы воздать каждому по дѣламъ его» (Апок. 22, 11-12).

Съ Новымъ годомъ, привѣтствуемъ васъ, братіе... и «съ новымъ счастіемъ», какъ говаривали въ старину, которое — будемъ это помнить! — доступно только тѣмъ, кто познаютъ и глубоко прочувствуютъ суету и тщету всего земного и искренно обратятъ свои мысленные взоры къ небу, «отонудуже и Спасителя ждемъ Господа нашего Іисуса Христа» (Флп. 3, 20), Который откроетъ намъ «новое небо» и «новую землю», когда и будетъ  «в с е   н о в о е»  (Апок. 21, 5). — Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 7-14.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0