Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
«Пріидите, людіе, тріѵпостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отцѣ со Святымъ Духомъ...»
(Стихира Пятидесятницы).

Такъ взываетъ къ намъ св. Церковь въ нынѣшній великій день Пятидесятницы. Великій праздникъ у насъ сегодня, братіе, великое торжество! Вѣдь только сегодня свершилось, наконецъ, все то, чему предопредѣлилъ быть Богъ для нашего спасенія. Славнымъ сошествіемъ Святаго Духа на Апостоловъ закончилось все дѣло Божественнаго домостроительства — дѣло спасенія падшаго рода человѣческаго отъ грѣха, проклятія и смерти.

Великъ и славенъ радостный праздникъ Рождества Христова, несравненна слава праздника праздниковъ и торжества торжествъ свѣтлаго Воскресенія Христова, но ни отъ того, ни отъ другого не было бы намъ, окаяннымъ грѣшникамъ, никакой пользы, если бы не сошелъ нынѣ Духъ Святый. Безъ благодати Духа Святаго, мы, по своей грѣховной нечистотѣ и крайней испорченности нашей природы, были бы совершенно неспособны воспринять все богатство благости, котораго удостоила насъ любовь Бога Отца, нашего Творца и Промыслителя, и любовь Бога Сына, нашего Спасителя и Искупителя: мы не смогли бы даже воспользоваться плодами принесенной за насъ искупительной жертвы Христовой. И вотъ то, «чему благоволилъ быть Богъ Отецъ и что исполнилъ на Себѣ Богъ Сынъ, то присвоить вѣрующимъ сошелъ нынѣ Духъ Святый» (Еп. Ѳеофанъ Вышенскій).

Богъ Отецъ, отъ вѣчности благоволившій спасти родъ человѣческій, разными промыслительными дѣйствіями въ Ветхомъ Завѣтѣ предуготовлялъ это спасеніе; Богъ Сынъ, исполняя волю Отца Небеснаго, принесъ Самого Себя въ жертву за грѣхи людей, сдѣлавшись орудіемъ нашего спасенія; Богъ Духъ Святый закончилъ все это дѣло Божественнаго домостроительства, явившись дла того, чтобы помочь намъ усвоить плоды искупительной Жертвы Христовой, чрезъ уврачеваніе нашихъ душевныхъ недуговъ, чрезъ очищеніе насъ отъ всякой грѣховной нечистоты и скверны, чрезъ преобразованіе насъ въ   н о в у ю   т в а р ь,   способную къ вѣчной нетлѣнной жизни, для которой мы и были созданы первоначально Богомъ, и которой лишились чрезъ грѣхопаденіе прародителей.

Только однажды сошелъ Духъ Святый въ великій день Пятидесятницы, и съ тѣхъ поръ, по обѣтованію Христову, данному Его Божественнымъ ученикамъ на Тайной Вечери (Іоан. 14, 16-17), неизмѣнно пребываетъ въ истинной Церкви и преподается вѣрующимъ чрезъ законно-поставленныхъ Имъ пастырей Церкви. Церковь — это и есть «Царствіе Божіе, пришедшее въ силѣ», о которомъ предрекалъ Господь во время Своей земной жизни (Марк. 9, 1).

Теперь мы все больше и больше слышимъ о какой-то «новой, второй Пятидесятницѣ» и объ устройствѣ какого-то новаго «Царствія Божія на землѣ». Господь Іисусъ Христосъ, чрезъ ниспосланіе Святаго Духа, создалъ лишь   о д н у   Ц е р к о в ь,   давъ ей великое обѣтованіе: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ Ей» (Матѳ. 16, 18). О какихъ же это   м н о г и х ъ   «ц е р к в а х ъ»   такъ любятъ теперь говорить, пропагандируя ихъ «соединеніе» въ какую-то   о д н у  —  н о в у ю   «ц е р к о в ь»?   Причемъ войти туда якобы могутъ и должны не только христіане разныхъ исповѣданій и сектъ, но даже іудеи, магометане и язычники... даже безбожники...   б е з ъ   о т к а з а   о т ъ   с в о и х ъ   п р е ж н и х ъ   в з г л я д о в ъ   и   з а б л у ж д е н і й.

Что это будетъ за   н о в а я   «церковь»?

Мы можемъ быть твердо увѣрены, что это будетъ не церковь, а   л ж е - ц е р к о в ь,   лже-церковь антихриста, о которомъ Слово Божіе учитъ, что онъ будетъ выдавать себя за Бога и даже дерзнетъ въ церкви Божіей сѣсть, какъ Богъ (2 Сол. 2, 4).

Равнымъ образомъ, не будетъ никогда и никакого другого «Царствія Божія на землѣ», кромѣ существующей уже почти двадцать вѣковъ истинной Церкви Христовой — Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви — Церкви   П р а в о с л а в н о й.

О, какъ надо бояться вамъ, возлюбленные о Господѣ братіе и сестры, всѣхъ этихъ подлинно-сатанинскихъ прельщеній нашего лукаваго отступническаго времени, подъ предлогомъ какой-то мнимой «христіанской любви»!

Крѣпко держитесь, единой истинной Церкви Христовой — той Церкви, которая ни въ чемъ не отступила отъ апостольскаго и отеческаго ученія вѣры и благочестія, которая ни въ чемъ не измѣнилась, но свято и непоколебимо хранитъ вѣру апостольскую, вѣру отеческую, вѣру   п р а в о с л а в н у ю.

А никакого «Царствія Божія на землѣ»   н и к о г д а   н е   б у д е т ъ.

Царствіе Божіе — лишь въ душахъ истинно-вѣрующихъ, какъ засвидѣтельствовалъ это Самъ Господь Іисусъ Христосъ: «Не придетъ Царствіе Божіе примѣтнымъ образомъ, и не скажутъ: вотъ, Оно здѣсь, или; вотъ — тамъ. Се бо   Ц а р с т в і е   Б о ж і е   в н у т р ь   в а с ъ   е с т ь»  (Лук. 17, 20-21).

А св. Апостолъ Павелъ поясняетъ, что «Царствіе Божіе» — это «не пища и питіе» и не какія-либо земныя блага и удобства, о коихъ мечтаютъ современные «умники» — лжемудрецы вѣка сего, «но   п р а в д а,   и   м и р ъ,   и   р а д о с т ь   о   Д у х ѣ   С в я т ѣ»  (Рим. 14, 17).

Царство Божіе — это   Ц а р с т в о   Д у х а   С в я т а г о,   который есть «Сокровище благихъ» и «жизни Податель», какъ поетъ о Немъ Святая Церковь. Онъ есть и нашъ «Утѣшитель» во всѣхъ постигающихъ насъ скорбяхъ, Онъ — «Духъ истины», наставляющій насъ, по слову Христову, на всякую истину (Іоан. 16, 13).

Вотъ почему безъ благодати Духа Святаго невозможно для насъ наслѣдованіе Царствія Божія, невоможно вѣчное спасеніе, для котораго мы сотворены и предназначены нашимъ любящимъ Отцемъ-Богомъ и которое утратили чрезъ грѣхъ.

Духъ Святый и сошелъ для того, чтобы возродить къ новой, нетлѣнной жизни нашу испорченную грѣхомъ природу, очистивъ ее отъ всякія скверны плоти и духа, — сдѣлать насъ «новой тварью во Христѣ» (2 Кор. 5 17). Понятно поэтому, отчего нашъ великій россійскій подвижникъ и молитвенникъ преп. Серафимъ Саровскій училъ, что «цѣль христіанской жизни есть стяжаніе Святаго Духа Божія».

А такъ какъ въ дѣлѣ домостроительства спасенія человѣческаго рода принимали участіе всѣ   т р и   л и ц а   Пресвятой Троицы, то поэтому въ великій день Пятидесятницы съ особою торжественностью и неоднократно поется радостная пѣснь: «Видѣхомъ Свѣтъ истинный, пріяхомъ Духа небеснаго, обрѣтохомъ вѣру истинную,   н е р а з д ѣ л ь н ѣ й   Т р о и ц ѣ   п о к л а н я е м с я:   Т а   б о   н а с ъ   с п а с л а   е с т ь»,   и самый праздникъ Пятидесятницы называется еще «праздникомъ Святой Троицы», или, въ просторѣчіи «Троицынымъ-днемъ», хотя событіе, воспоминаемое въ этотъ день, касается, собственно, только третьяго лица Пресвятой Троицы — Духа Святаго.

Чрезъ сошествіе Духа Святаго явилась на землѣ Церковь Христова, какъ сокровищница и раздаятельница благодати Святаго Духа, которая преподается всѣмъ истинно-вѣрующимъ членамъ истинной Церкви черезъ посредство таинствъ церковныхъ. Въ этихъ таинствахъ каждый истинно-вѣрующій становится причастникомъ Духа Святаго и дѣлается самъ храмомъ Духа Божія, какъ удостовѣряетъ насъ въ этомъ св. Апостолъ Павелъ: «Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ» (1 Кор. 3, 16).

Постоянно памятуя объ этомъ, какъ должны мы любить нашу Святую Церковь, которая удостаиваетъ насъ такого великаго блага дѣлаться одушевленными храмами Божіими, и какъ должны трепетать и бояться, чтобы не осквернить себя какой-либо грѣховной нечистотой, дабы не оскорбить живущаго въ насъ Духа Божія, который не можетъ обитать въ нечистыхъ сосудахъ. А если и случится впасть въ какой-либо грѣхъ — должны немедленно прибѣгать къ таинству покаянія, чтобы скорѣе очистить себя, и стремиться загладить свой грѣхъ и исправить свою жизнь и поведеніе.

О, какъ надо намъ дорожить этой Святѣйшей благодатью Святаго Духа, всегда усердно молясь и взывая, какъ взываетъ сегодня отъ лица всѣхъ насъ Святая Церковь: «Царю небесный, Утѣшителю, Душе истины, Иже вездѣ сый и вся исполняяй, Сокровище благихъ и жизни подателю, пріиди и   в с е л и с я   в ъ   н ы,   и   о ч и с т и   н ы   о т ъ   в с я к і я   с к в е р н ы,   и спаси, Блаже, души наша». Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 564-568.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0