Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 19 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Прощаемъ ли мы и то ли прощаемъ, что нужно?
(Къ началу Великаго поста.)

Аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный: аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ (Матѳ. 6, 14-15).

Великій постъ! И начиная Великій постъ, св. Церковь, еще наканунѣ его, съ вечера, въ такъ называемую Недѣлю Сыропустную, или въ просторѣчіи — «Прощеное воскресеніе» — призываетъ всѣхъ насъ «отпустить», то-есть   «п р о с т и т ь»   другъ другу «согрѣшенія». И установленъ для этого на приходахъ въ концѣ воскресной вечерни весьма трогательный нарочитый обрядъ прощенія.

Что мы должны прощать другъ другу? Какія «согрѣшенія»?

Вполнѣ понятно: взаимные грѣхи другъ противъ друга.

Это ясно уже изъ того, что эти слова Господа приводятся въ Евангеліи непосредственно послѣ изложенія Молитвы Господней «Отче нашъ», какъ бы въ развитіе и поясненіе словъ этой молитвы: «…и остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ...» (Матѳ. 6, 12).

Прося Господа Великимъ постомъ, во время нашего покаяннаго подвига, о прощеніи нашихъ собственныхъ грѣховъ, мы должны прежде всего отъ всего сердца, какъ учитъ св. Церковь, простить другъ другу   н а ш и   в з а и м н ы е   г р ѣ х и   д р у г ъ   п р о т и в ъ   д р у г а,   то-есть:   л и ч н ы я   о б и д ы,   н е п р а в д ы  и   о с к о р б л е н і я,   нанесенныя другъ другу, — все то   л и ч н о е   з л о,   которое люди намѣренно или ненамѣренно, вольно или невольно причиняютъ другъ другу.

И это такъ понятно, такъ разумно и справедливо!

Если мы просимъ Бога быть снисходительнымъ къ нашимъ грѣхамъ и неправдамъ, коими мы наносимъ Ему, нашему любящему Отцу, обиды и оскорбленія, то такъ естественно требовать и отъ насъ, чтобы и мы показали снисходительность и любовь по отношенію къ нашимъ ближнимъ, и этимъ бы доказали, что заслуживаемъ, по закону Высшей Божественной Правды, такого же снисхожденія, такого же всепрощенія. Тѣмъ болѣе, что, какъ Самъ Господь насъ убѣждаетъ, грѣхи нашихъ ближнихъ противъ насъ такъ же ничтожны, по сравненію съ нашими грѣхами противъ Бога, какъ ничтожна сумма въ 100 динаріевъ по сравненіе съ огромной суммой въ 10.000 талантовъ (см. евангельскую притчу о праведномъ заимодавцѣ и немилосердномъ должникѣ въ Еванг. отъ Матѳея 18, 23-35).

«Прости самъ — и будешь прощенъ!» — такъ выразительно поясняетъ это нашъ великій отечественный подвижникъ и наставникъ христіанскаго благочестія Еп. Ѳеофанъ, и умиленно восклицаетъ: «Прощеный день — какой это великій небесный день Божій!»

Но пользуются ли этимъ великимъ днемъ современные православные христіане?

И пользуются ли имъ   и с к р е н н о   и   п о - н а с т о я щ е м у?

Увы! Глубоко закоренѣла во злѣ природа современнаго «культурнаго» человѣка, безмѣрно высоко ставящаго себя —   с в о е   с а м о л ю б і е.

Для этого грѣховнаго самолюбія, которое многіе теперь почитаютъ какой-то «добродѣтелью», нѣтъ ничего тяжелѣе, какъ самого себя признать въ чемъ-нибудь виновнымъ и прощать другихъ.

И вотъ современный человѣкъ, даже христіанинъ и христіанинъ православный, готовъ «прощать» другимъ людямъ   в с е   ч т ó   у г о д н о,   н о   т о л ь к о   н е   л и ч н ы я   о б и д ы   и   о с к о р б л е н і я,   е м у   л и ч н о   н а н е с е н н ы я.

И въ данномъ случаѣ — такомъ первостепенной важности вопросѣ духовной жизни христіанина — какъ и во многомъ другомъ въ наше лукавое время,   с о в е р ш е н ъ   п о д л о г ъ,   діавольски-хитрая подтасовка понятій, губительное извращеніе евангельскаго ученія!

Намъ дано право прощать грѣхи нашихъ ближнихъ противъ насъ, и даже вмѣняется это въ долгъ, но вовсе не дается права прощать   в с ѣ   ихъ грѣхи   в о о б щ е.

Такое право и власть принадлежитъ только одному Богу!

Мы, напримѣръ, знаемъ, какъ учитъ насъ Слово Божіе устами Самого Господа Іисуса Христа, Самой Любви Воплощенной, относиться къ такому человѣку, который  «Ц е р к о в ь   п р е с л у ш а е т ъ»:

«Б у д и   т е б ѣ,   я к о ж е   я з ы ч н и к ъ   и   м ы т а р ь»   (Матѳ. 18, 17), то-есть: «не только   н е   п р о щ а й   такому человѣку, который явно идетъ противъ Церкви (разумѣется —   и с т и н н о й   Церкви!), но не имѣй съ нимъ никакого общенія, какъ съ отверженнымъ!»

Полная противоположность тому, чему учитъ въ наши дни столь модный теперь мнимо-христіанскій «экуменизмъ», который... оказывается любвеобильнѣе Самого Бога!

Но вѣдь это сказалъ не кто-либо иной, какъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ, Божественный Спаситель нашъ, слово Котораго непреложно, свято и непогрѣшимо. Какъ же игнорировать эти Его слова?!

Не менѣе строги поэтому къ такимъ людямъ, возстающимъ противъ ученія нашей св. вѣры и Церкви, и св. Апостолы. Они не только не повелѣваютъ ихъ «прощать», а наоборотъ: проповѣдуютъ полную къ нимъ непримиримость.

«Кто не любитъ Господа Іисуса Христа, да будетъ   а н а ѳ е м а,   маранъ-аѳа» (да будетъ отлученъ до пришествія Господа) (1 Кор. 16, 22).

Вотъ гдѣ твердое основаніе той «анаѳемы», которая провозглашается во всѣхъ православныхъ каѳедральныхъ храмахъ въ первую Недѣлю Великаго поста, именуемую «Недѣлей Православія». И не симптоматично ли, что въ наше время этотъ древній весьма поучительный «Чинъ Православія» рѣдко гдѣ совершается, или совершается въ болѣе или менѣе урѣзанномъ видѣ... изъ страха передъ врагами нашей вѣры и Церкви или изъ человѣкоугодія и личныхъ корыстныхъ соображеній, дабы съ кѣмъ-нибудь не испортить отношеній и чего-то не потерять?

И не только не учитъ Слово Божіе прощать такимъ людямъ, которые возстаютъ противъ нашей вѣры и Церкви, а учитъ насъ даже «не сообщаться съ тѣмъ, кто, называясь братомъ (то-есть: христіаниномъ), остается блудникомъ, или лихоимцемъ, или идолослужителемъ, или злорѣчивымъ, или пьяницей, или хищникомъ — съ такимъ даже и не ѣсть вмѣстѣ» (1 Кор. 5, 11).

Блудодѣя-кровосмѣсника, появившагося въ Коринѳской христіанской общинѣ, св. Апостолъ Павелъ не только не запретилъ «осуждать», а наоборотъ: «повелѣлъ предать его сатанѣ во изможденіе плоти» (1 Кор. 5, 5) и простилъ его не раньше, чѣмъ онъ принесъ искреннее покаяніе и отсталъ, конечно, отъ своего грѣха.

«И з м и т е   з л а г о   о т ъ   в а с ъ   с а м ѣ х ъ!»   (Извергните развращеннаго изъ среды васъ!), — такъ учитъ Слово Божіе,   а   в о в с е   н е   п о л н о м у   н е о с у ж д е н і ю   и   в с е п р о щ е н і ю,   какъ это лукаво лжемудрствуютъ современные мудрецы, желающіе спутать въ сознаніи людей Добро и Зло и сдѣлать ихъ безразличными къ тому и другому.

Запрещается Евангеліемъ осужденіе ближняго со злымъ чувствомъ противъ него, осужденіе, проистекающее изъ недобрыхъ, грѣховныхъ побужденій, но никакъ — не различеніе Добра и Зла въ ближнемъ, безпристрастная оцѣнка, сужденіе о немъ.

Это послѣднее, какъ мы видѣли выше, не только не запрещается, а даже повелѣвается Словомъ Божіимъ, дабы мы сами не сдѣлались равнодушными къ Добру и Злу.

Нигдѣ и никогда Господь не училъ насъ примиряться со Зломъ, а наоборотъ: училъ насъ всегда полной   н е п р и м и р и м о с т и   ко Злу, говоря даже, что Онъ   «п р и ш е л ъ   п р и н е с т и   н е   м и р ъ,   н о   м е ч ъ»   (Матѳ. 10, 34).

«Живи въ мирѣ съ врагами, но врагами   с в о и м и,   а не врагами Божіими», — такъ учитъ насъ въ согласіи со Словомъ Божіимъ и св. Церковь устами своего вѣрнаго служителя и духоноснаго мужа.

Намъ велѣно прощать   с в о и х ъ   личныхъ враговъ, но не враговъ Божіихъ, не враговъ нашей вѣры и Церкви, не служителей и сѣятелей всякаго зла и неправды — всякаго нечестія.

А что мы видимъ въ жизни, особенно въ наше время — вѣкъ всякихъ лукавыхъ извращеній?

Безпощадную злобу и полную непримиримость къ своимъ личнымъ врагамъ и обидчикамъ — и полное «любвеобильности» снисхожденіе ко всѣмъ остальнымъ людямъ, если только они «меня  л и ч н о»  не трогаютъ, хотя бы они были даже величайшими преступниками, хулителями и поносителями нашей св. вѣры и Церкви и явными богоборцами.

Какъ часто приходится теперь встрѣчаться съ такимъ безобразно-уродливымъ явленіемъ, которому ужъ никакъ не мѣсто среди людей, именующихъ себя «христіанами!», когда   ж е с т о к о   м с т я т ъ   тѣмъ, кого считаютъ своими   л и ч н ы м и   врагами (хотя бы они въ дѣйствительности даже и не были таковыми!), но,   п о д ъ   б л а г о в и д н ы м ъ   п р е д л о г о м ъ   н е о с у ж д е н і я   и   х р и с т і а н с к а г о   в с е п р о щ е н і я,   весьма охотно прощаютъ и даже «съ любовью» прикрываютъ самыя тяжкія преступленія противъ Бога, противъ совѣсти, противъ вѣры и Церкви и христіанской нравственности тѣхъ людей, съ которыми находятся въ   л и ч н ы х ъ   добрыхъ и дружественныхъ отношеніяхъ, отъ которыхъ зависятъ или отъ которыхъ надѣются получить что-либо — какія-нибудь блага или выгоды.

Но развѣ это — христіанская любовь?

И не обманываютъ ли такіе люди и самихъ себя и другихъ?

Въ переживаемое нами время есть еще одна важная причина — никоимъ образомъ не поддаваться бѣшено ведущейся сейчасъ пропагандѣ этой мнимо-христіанской любви и всепрощенія —   м и р а   с о   в с ѣ м и,   безъ всякаго разбора.

Этотъ «миръ», эта мнимая христіанская любовь и всепрощеніе ко всѣмъ, безъ всякаго исключенія, такъ нужны въ наши дни слугамъ грядущаго Антихриста, съ необыкновенной энергіей и напористостью подготовляющихъ сейчасъ благопріятныя условія въ мірѣ для его скорѣйшаго воцаренія.

Имъ нужно устранить всѣ препятствія для явленія своего властелина, и въ этихъ именно видахъ — смѣшать въ сознаніи людей понятія Добра и Зла, всѣхъ между собой «примирить» и «объединить».

Вотъ почему особенно богопротивно и преступно   п р о щ а т ь   въ наше время всякое предательство въ отношеніи нашей св. вѣры и Церкви — до тѣхъ поръ, разумѣется, пока преступникъ, повинный въ такомъ предательствѣ, не принесетъ искренняго и несомнѣннаго для насъ покаянія.

Иначе мы сами подвергнемся страшному осужденію Божію вмѣстѣ съ такимъ преступникомъ, какъ укрывающіе его преступленіе и потворствующіе его преступной дѣятельности.

Не напрасно вѣдь сказалъ великій отецъ Церкви (св. Григорій Богословъ), что даже однимъ «молчаніемъ», то-есть замалчиваніемъ зла, «предается Богъ».

Храни насъ Богъ отъ такого Іудина предательства!

Вотъ почему такъ опасно всякое ложное истолкованіе понятія о христіанскомъ всепрощеніи!

Итакъ, будемъ въ великій день всепрощенія, установленный св. Церковью передъ Великимъ постомъ, и во всѣхъ другихъ случаяхъ жизни нашей отъ всего сердца прощать нашимъ ближнимъ всѣ ихъ грѣхи противъ насъ, не злобствуя и не помышляя о мщеніи, — а прощеніе всѣхъ остальныхъ ихъ грѣховъ предоставимъ Нелицепріятному Судіи Богу, вѣдущему сокровенная!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 469-475.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0