Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
«Фарисеева убѣжимъ высокоглаголанія!..»

Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..

Приближается Великій постъ. И св. Церковь, какъ попечительная мать, вновь и вновь зоветъ насъ къ покаянію, внушая намъ, что безъ покаянія нѣтъ спасенія. Уже слышали мы этотъ призывъ изъ устъ Самого Господа сразу же послѣ праздника Богоявленія: «Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Матѳ. 4, 17). Уже напоминала намъ св. Церковь, что въ основу нашего покаяннаго подвига должны мы положить искреннюю и ничѣмъ непоколебимую вѣру и такое же ничѣмъ не смущаемое смиреніе жены-хананеянки, такъ трогательно молившей Господа объ исцѣленіи ея дочери (Матѳ. 15, 22-28). Уже убѣждала насъ св. Церковь примѣромъ начальника мытарей Закхея, что для истиннаго покаянія недостаточно одного голаго раскаянія, а нужны и соотвѣтствующія дѣла — плоды покаянія (Луки 19, 1-10). И вотъ вступая теперь въ приготовительныя къ Великому посту недѣли, мы вновь созерцаемъ передъ собой приводимые намъ во всегдашнее напоминаніе образы мытаря и фарисея (Лук. 18, 10-14).

Безсмертные, вѣчные это образы, выведеные Самимъ Господомъ Іисусомъ Христомъ въ такой коротенькой, но столь содержательной, многоговорящей, глубоко-поучительной жизненной притчѣ!

И какъ важно каждому, серьезно-помышляющему о своемъ спасеніи христіанину постоянно держать эти образы передъ своимъ мысленнымъ взоромъ!

Но необходимо правильно понимать ихъ, толкуя ихъ не по собственному своему смышленію и усмотрѣнію, а въ полномъ согласіи съ ученіемъ Слова Божія и св. Церкви.

Только мытарево смиреніе, выражающееся въ непрестанномъ внутреннемъ воплѣ: «Боже, милостивъ буди мнѣ, грѣшнику!» и — увы! — такъ рѣдко встрѣчающееся въ современной жизни, можетъ разсчитывать на всепрощеніе Божіе. Только «мытарь», искренно сознавшій всю тяжесть своихъ грѣховъ предъ Богомъ, оплакавшій ихъ, возненавидѣвшій ихъ и рѣшившійся честно начать совершенно новую жизнь, какъ Закхей, обѣщавшій Господу загладить свои грѣхи, или какъ Матѳей, бросившій свое занятіе и послѣдовавшій за Христомъ, можетъ надѣяться быть оправданнымъ на послѣднемъ Страшномъ Судѣ Божіемъ.

И, наоборотъ: безконечно ненавистно Богу «фарисеево высокоглаголаніе»: высокомѣріе, самохвальство и самопревозношеніе гордаго фарисея, довольнаго собой и уничижающаго другихъ людей, въ томъ числѣ и смиреннаго «мытаря», покаяніе котораго уже принято Богомъ — духовные недуги, столь часто встрѣчающіеся въ наше время даже среди людей, считающихъ себя «христіанами».

«Всякъ возносяйся» — возвышающій самъ себя — «смирится», то-есть будетъ униженъ, и только «смиряяй себе» — смиряющій самъ себя — «вознесется» — будетъ возвышенъ и прославленъ Богомъ (Лук. 18, 9-14).

Смиреніе, однако, должно быть истиннымъ, ибо бываетъ и смиреніе ложное, мнимое, напускное, притворное, «одно лицемѣрство», по выраженію свв. отцевъ (см. «Отечникъ» еп. Игнатія Брянчанинова), ищущее для себя людской славы, но не славы Божіей. Равнымъ образомъ, и не все то, что можетъ казаться на первый взглядъ «высокомѣріемъ» и «превозношеніемъ», есть дѣйствительно таковое.

О, вѣкъ лукавый и прелюбодѣйный, вѣкъ прелестный, все извращающій и хитро всѣ понятія подмѣнивающій и передергивающій! Какъ часто теперь, подъ предлогомъ евангельскаго смиренія, убѣждаютъ насъ смириться передъ діаволомъ и служителями его, смириться передъ явной неправдой, смириться передъ Зломъ, и укоряютъ насъ въ гордости и фарисействѣ, когда мы этого не дѣлаемъ, да и не можемъ дѣлать, не измѣняя этимъ Христу-Богу! Какъ часто мнимо-смиренные, а въ дѣйствительности всего лишь только лукавые люди хотятъ видѣть высокомѣріе и превозношеніе тамъ, гдѣ на самомъ дѣлѣ есть только стойкость и непоколебимость въ слѣдованіи Истинѣ!

Ревность по Богу, ревность по Истинѣ не есть «фарисейство», какъ и «смиреніе» передъ врагами Божіими, врагами Истины, передъ діавольскимъ Зломъ, не есть истинное и спасительное мытарево смиреніе, а только губительный самообманъ, самообольщеніе; ведущее на дно адово!

Въ наше время, когда такъ сильно подвергается сомнѣнію самое существованіе Истины, когда всякая «истина» признается относительной и за каждымъ признается законнымъ держаться «своей истины», — борьба за Истину пріобрѣтаетъ особенно важное значеніе, и кто не сочувствуетъ такой борьбѣ, видя въ ней лишь проявленіе «фарисейства», и предлагаетъ «смириться» передъ Ложью, отступивъ отъ Истины, тотъ естественно долженъ быть признанъ предателемъ Истины, кто бы онъ ни былъ и кѣмъ бы онъ себя не называлъ и не считалъ.

Высокіе образы святыхъ борцовъ за Истину св. Аѳанасія Великаго, преп. Максима Исповѣдника, св. Марка Ефесскаго и другихъ подобныхъ имъ, не говоря уже о цѣломъ сонмѣ мучениковъ, пострадавшихъ за Истину и жизнь свою за Нее отдавшихъ, служатъ обличеніемъ этихъ современныхъ лже-мудрецовъ, пропагандирующихъ въ наше время не вполнѣ безуспѣшно ложное «смиреніе». Легко, удобно и пріятно «смиряться», спасая свою жизнь, создавая себѣ земное благополучіе, дѣлая карьеру!..

И, наоборотъ, тяжело быть «гордымъ фарисеемъ» тому, кто не желаетъ «идти въ ногу съ временемъ», кто не хочетъ «смириться» передъ сильными и богатыми міра сего, не заискиваетъ передъ ними, не пресмыкается, желая угодить имъ и что-то получить отъ нихъ, а борется, жертвуя своимъ земнымъ благополучіемъ и карьерой, за чистую и безпримѣсную Истину, не искаженную и не извращенную лукавыми человѣческими хитросплетеніями!

Храни насъ Богъ отъ фарисейскаго «смиренія» и дай намъ, Боже, быть «фарисеями», ясно отдающими себѣ отчетъ въ томъ, что важнѣе всего на свѣтѣ это — храненіе Истины, и дѣйствительно хранящими ее до самоотверженія, до полнаго самоотреченія во вредъ самимъ себѣ: съ потерей земного благополучія, земной славы и чести!

Дороже всего на свѣтѣ эта чистая, безкомпромиссная Истина, а потому всего ужаснѣе то, что въ наше время такъ безстыдно, такъ нагло, такъ цинично, иногда даже въ нѣдрахъ Церкви, провозглашается Ложь, зачастую болѣе или менѣе искусно прикрывающая себя видимостью Истины, обманной личиной Ея.

Нѣтъ ничего страшнѣе и губительнѣе для душъ такой фальши, такого обмана, такого фарисейскаго лицемѣрія!

А оно-то теперь сколь многими похваляется, одобряется и поощряется, скрываясь подъ маской мытарева смиренія.

«Блюдите же, братіе, како опасно ходите!..» (Ефес. 5, 15).

«Искушайте духи, аще отъ Бога суть!..» (1 Іоан. 4, 1).

«Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!..» (Матѳ. 16, 6).

Итакъ, «фарисеева убѣжимъ высокоглаголанія» — болѣе всего будемъ бояться, какъ бы не казаться передъ людьми тѣмъ, чѣмъ мы на самомъ дѣлѣ не являемся — «гробами повапленными (выкрашеннымй бѣлой краской), иже внѣуду являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвыхъ и всякія нечистоты» (Матѳ. 23, 27).

«Фарисеева убѣжимъ высокоглаголанія!» — пусть слова наши не расходятся съ дѣломъ, дабы мы никого не обманывали собой, проповѣдуя на словахъ высокое ученіе Истины, а на дѣлѣ отвергая и попирая его, вводя другихъ людей въ недоумѣніе и заблужденіе.

И «мытаревѣ научимся высотѣ глаголъ смиренныхъ, покаяніемъ (искреннимъ, а не наружнымъ только и притворнымъ) взывающе: Спасе міра, очисти рабы Твоя!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 460-463.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0