Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Объединимся всѣ вокругъ Креста Христова!

Пріидите вси языцы, Благословенному Древу поклонимся, имже бысть вѣчная правда...

Пріидите, вѣрніи, Животворящему Древу поклонимся, на Немже Христосъ Царь славы волею руцѣ распростеръ, вознесе насъ на первое блаженство...

Пріидите, вѣрніи, Древу поклонимся, Имже сподобихомся невидимыхъ врагъ сокрушити главы...

Пріидите, вся отечествія языковъ, Крестъ Господень пѣсньми почтимъ...

Такъ взываетъ къ намъ св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ въ честь великаго праздника Всемірнаго Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня, еще задолго подготовляя насъ къ торжественному празднованію его, — начиная уже съ дня 1-го августа по ст. ст.

Послѣдуемъ же всѣ этому пламенному призыву нашей Матери-Церкви: отрѣшившись отъ засасывающей, какъ трясина, и губящей насъ мірской суеты, сплотимся вокругъ дивнаго и спасительнаго знаменія Креста Господня, «имже бысть вѣчная правда», — священнаго и дорогого для насъ знаменія нашего искупленія и вѣчнаго спасенія, знаменія неизреченной любви Божіей къ падшему человѣческому роду!

Нынѣ, когда на нашихъ глазахъ воздвигнуто такое гоненіе на св. Крестъ, пусть даже и не всегда открытое и явное, а часто прикрытое и тайное, — когда даже называющіе себя «христіанами» не хотятъ знать Креста и позволяютъ себѣ глумиться надъ нимъ, когда лица, носящіе званіе «епископовъ» говорятъ, что Крестъ долженъ быть удаленъ изъ христіанскихъ храмовъ, — проявимъ   и с п о в ѣ д н и ч е с к и   всю силу нашей любви и преданности этому «оружію непобѣдимому», котораго «устрашаются демонскія полки» и коимъ «діаволъ всеконечно низвержеся» (какъ поется въ праздникъ Воздвиженія).

Вѣдь эта, явная или тайная (все равно!), ненависть ко Кресту Господню въ наши дни, это удивительное «отталкиваніе» отъ Креста, котораго почти не увидишь теперь (въ полную противоположность первымъ временамъ христіанства) нигдѣ — ни внутри, ни снаружи на жилищахъ христіанъ, ни на мѣстахъ ихъ вѣчнаго упокоенія, ни даже на зданіяхъ, претендующихъ на именованіе себя «христіанскими храмами», чрезвычайно характерна. Равнымъ образомъ, и желаніе какъ-то скрыть Крестъ, замаскировать его, гдѣ изображенъ онъ, или представить его въ какомъ-то кощунственно-искаженномъ видѣ, — говоритъ намъ о многомъ, открывая намъ глаза на время, въ какое мы живемъ.

Въ самомъ дѣлѣ, развѣ не есть все это — стремленіе «тайны беззаконія» (2 Сол. 2, 7), такъ нагло вздымающей въ наши дни голову, совсѣмъ   о т н я т ь   отъ насъ, христіанъ, Крестъ, это «оружіе непобѣдимое», чтобы   о б е з о р у ж и т ь   н а с ъ   — сдѣлать беззащитными и безпомощными предъ лицомъ діавола, который такъ явно и очевидно (только слѣпой можетъ этого не видѣть!) сошелъ уже къ намъ, по предреченію Слова Божія, «въ ярости великой, зная, что немного ему остается времени» (Апок. 12, 12)?

Будемъ совершенно трезво смотрѣть на окружающую насъ сейчасъ дѣйствительность! Развѣ было когда-нибудь въ прошломъ, въ исторіи человѣчества, такое время, когда бы на такихъ огромныхъ территоріяхъ съ многомилліоннымъ населеніемъ, въ грандіозныхъ государственныхъ масштабахъ, велась такая упорная и систематическая борьба   п р о т и в ъ   в ѣ р ы   в ъ   Б о г а   и   в ъ   с у щ е с т в о в а н і е   д у х о в н а г о   м і р а   вообще? И, вмѣстѣ съ тѣмъ, никогда еще міръ не стоялъ   т а к ъ   д а л е к о   отъ истиннаго христіанства, какъ въ наше время, хотя бы уста многихъ, еще не отрекшихся отъ него формально, и разглагольствовали о немъ весьма краснорѣчиво, но — внѣ всякаго сомнѣнія! —  л у к а в о,   п р и т в о р н о   и   л и ц е м ѣ р н о.   Подлинно, язычники первыхъ вѣковъ христіанской эры, даже изъ числа лютыхъ гонителей христіанства, были несравненно   б л и ж е   къ христіанству, нежели многіе современные отступники отъ христіанства, хотя бы они внѣшне съ нимъ окончательно и не порывали, притворно представляя себя «христіанами» и даже «ревнителями Церкви», будто бы призванными ее какъ-то «обновить», «модернизировать», въ согласіи съ «духомъ времени», якобы ради бóльша-го успѣха ея миссіи въ мірѣ.

«Теплохладность», принимающая тѣ или иныя формы и внѣшній видъ, и есть главный бичъ нашего времени, подрывающій въ корнѣ истинное христіанство.

«О, если бы ты былъ холоденъ, или горячъ!» говоритъ намъ Самъ Господь: «но какъ ты   т е п л ъ,   и не горячъ и не холоденъ, то   и з в е р г н у   т е б я   изъ устъ Моихъ» (Апок. 3, 15-16).

Этотъ «модернизмъ» пораждаемый этой «теплохладностью», и стоитъ теперь во главѣ тѣхъ діавольскихъ   п р е л ь щ е н і й,   отъ которыхъ и предостерегалъ насъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ, когда говорилъ о «послѣднихъ временахъ» (см. Матѳ. 24, 4-12; 23-26). Объ этихъ же прельщеніяхъ неоднократно предупреждали и предостерегали отъ нихъ христіанъ и свв. Апостолы, утверждавшіе, что особенно сильны будутъ эти прельщенія и обольщенія именно въ «послѣдніе дни», когда люди   «б у д у т ъ   в ѣ р и т ь   л ж и»   (2 Сол. 2, 9-12).

Такая тактика темной силы, желающей овладѣть человѣкомъ, вполнѣ понятна!

Кто пойдетъ за діаволомъ, если онъ станетъ являться людямъ въ своемъ естественномъ, отвратительномъ, отталкивающемъ видѣ?

Вотъ онъ и «преобразуется во Ангела свѣтла», по слову св. Апостола, а равнымъ образомъ, подражая своему господину, и «служители его принимаютъ видъ служителей правды» (2 Кор. 11, 14-15).

Нынѣ мы и являемся свидѣтелями цѣлаго мощнаго движенія, основаннаго на этой діавольской лжи, которой склонны вѣрить далекіе отъ истиннаго христіанства современные люди.

Это — объединительное движеніе, пропагандирующее объединеніе всѣхъ религій и народностей, всеобщій «миръ на землѣ и благоволеніе въ человѣцѣхъ».

Какъ оно соблазнительно и прельстительно для многихъ, уставшихъ отъ взаимной борьбы, войнъ и вражды!

И какъ это кажется привлекательнымъ, особенно когда это прикрывается высокимъ идеаломъ «христіанской любви»!

Но   в о к р у г ъ   ч е г о   призываютъ объединяться насъ эти «объединители» и «миротворцы»?

Вокругъ Честнаго и Животворящаго Креста Господня, спасшаго падшее грѣхомъ человѣчество и примирившаго согрѣшившихъ людей съ ихь Творцомъ и Отцомъ Богомъ?

Вокругъ Божественной Истины, принесенной на землю Воплотившимся Единороднымъ Сыномъ Божіимъ и запечатлѣнной пролитой Имъ на Крестѣ Его безцѣнной Кровью?

Вокругъ основанной Имъ Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, увѣнчанной этимъ дивнымъ знаменіемъ нашего вѣчнаго спасенія и безмѣрной любви Божіей къ намъ, падшимъ грѣшникамъ?

Увы! нѣтъ, нѣтъ и нѣтъ!

Это — какое-то странное и непонятное, противоестественное «объединеніе», въ которомъ нѣтъ   п р а в д ы   Б о ж і е й,   н ѣ т ъ   даже   п р о с т о й   л о г и к и   и   з д р а в а г о   с м ы с л а,   ибо оно хочетъ «объединить» необъединимое » — свѣтъ и тьму, бѣлое и черное, правду и ложь, добро и зло,   Х р и с т а   х о ч е т ъ   с о е д и н и т ь   с ъ   В е л і а р о м ъ.

А вѣдь Слово Божіе ясно говоритъ: «Кое бо причастіе правдѣ къ беззаконію? или кое общеніе свѣту ко тьмѣ? кое же согласіе Христови съ Веліаромъ? или кая часть вѣрну съ невѣрными? или кое сложеніе Церкви Божіей со идолы? Тѣмже   и з ы д и т е   о т ъ   с р е д ы   и х ъ   и   о т л у ч и т е с я,   глаголетъ Господь, и   н е ч и с т о т ѣ   н е   п р и к а с а й т е с я!»  (2 Кор. 6, 14-17).

Мы имѣемъ великое счастіе и милость Божію принадлежать къ Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которая во всей полнотѣ и неповрежденности сохраняетъ до нашего времени подлинное ученіе Христово о вѣрѣ и благочестіи, апостольское преемство и всѣ благодатныя таинства, необходимыя для спасенія.

Какъ же можемъ мы оставить нашу чистую и неповрежденную вѣру и Церковь и пойти на какре-то противоестественное соединеніе съ отпавшими отъ истинной Церкви латинянами и протестантами, нежелающими отказаться отъ своихъ заблужденій? А вѣдь   т а к о е   именно «соединеніе» нынѣ и пропагандируется!

Не будетъ ли это сплошной фальшью? какимъ-то обманомъ?

Вѣдь въ истинной Церкви Христовой все совершается «единымъ сердцемъ и едиными усты»...

Но это еще не все!

Замышляется вѣдь и гораздо болѣе широкое «единеніе» — съ іудеями, мусульманами, язычниками и даже атеистами, причемъ и отъ нихъ нисколько не требуется, чтобы они предварительно отказались отъ своихъ заблужденій. Съ іудеевъ снимается всякая вина и отвѣтственность за ихъ упорное невѣріе въ пришедшаго къ нимъ Мессію — Христа-Спасителя, злобное, ожесточенное невѣріе, пригвоздившее Его ко Кресту. А атеизмъ возведенъ даже въ рангъ «вѣры», законность которой вполнѣ признается, наравнѣ со всѣми другими «вѣрами», и съ атеистами находятъ теперь нужнымъ считаться еще болѣе, чѣмъ съ людьми вѣрующими, боясь оскорбить ихъ безбожныя чувства.

Вотъ какъ далеко зашло дѣло!

Но что особенно страшно это то, что во-главѣ всей этой акціи «объединенія» и «миротворчества» стоятъ высокіе христіанскіе іерархи, въ томъ числѣ и православные.

Въ своемъ ли они умѣ, — хочется спросить ихъ, — или они просто-напросто   п р о д а л и с ь   врагамъ Христовой вѣры и Церкви?

И нечего тутъ прикрываться какой-то «высшей дипломатіей», какой-то лукавой туманной «философіей», а   н а д о   с м о т р ѣ т ь   н а   в е щ и   п р о с т о,   к а к ъ   о н ѣ   е с т ь.

Идетъ повальное предательство нашей святой вѣры и Церкви, отступленіе отъ вѣры, предреченное Словомъ Божіимъ, измѣна Кресту Господню, на которомъ совершенó наше вѣчное спасеніе.

И вотъ происходитъ сейчасъ среди людей  «о т с ѣ и в а н і е».

Одни, которые признаютъ всю полноту Истины Христовой въ нашемъ святомъ православіи и идутъ, не мудрствуя лукаво, прямымъ и честнымъ путемъ спасенія, указываемымъ намъ Святою Церковью.

Другіе, которые, какъ бы ни называли они самихъ себя, не признаютъ   ф а к т и ч е с к и   этой истины и участвуюгь такъ или иначе, прямо или косвенно, въ этомъ такъ называемомъ «экуменическомъ» движеніи, направленномъ, внѣ всякаго сомнѣнія, къ установленію условій, благопріятствующихъ воцаренію Антихриста, который свою «истину» противопоставитъ Истинѣ Христовой.

Антихристъ вѣдь не сразу, мгновенно и неожиданно для всѣхъ, откуда-то изъ-подъ земли явится, а будетъ выдвинутъ вотъ такими именно массами людей,   о т с т у п и в ш и м и   о т ъ   е д и н о й   И с т и н ы   Х р и с т о в о й.

Отсюда всѣмъ благоразумнымъ и благонамѣреннымъ,   п о д л и н н ы м ъ   христіанамъ, должна быть ясна   н е о б х о д и м о с т ь  —  п р е д у п р е ж д а т ь   и   п р е д о с т е р е г а т ь   в с ѣ х ъ,   слѣдуя завѣту великаго Отца Церкви святителя Кирилла, Архіепископа Іерусалимскаго, который говоритъ: «Будь остороженъ, человѣкъ! Знаешь признаки Антихристовы: не самъ одинъ помни ихъ, но и   в с я к о м у   с о о б щ а й   щ е д р о.   Имѣешь ли чадо по плоти, наставь его; и если родилъ кого оглашеніемъ, предостереги и сего, чтобы   л о ж н а г о   н е   п р и н я л ъ   о н ъ   з а   и с т и н н о е»   (Творенія, стр. 210).

Какъ же смотрѣть послѣ этого на тѣхъ людей, особенно на пастырей Церкви, которые и сами   м о л ч а т ъ   объ этомъ и отъ другихъ требуютъ   м о л ч а т ь?

Не есть ли это явный знакъ, что   о н и   с а м и   у ч а с т в у ю т ъ   въ этомъ антихристовомъ движеніи?

Съ кѣмъ же мы, въ концѣ концовъ; со Христомъ-Спасителемь и Его Божественнымъ Евангеліемъ, подъ знаменіемъ Честнаго и Животворящаго Креста Его, или мы ждемъ «прогресса человѣчества» на землѣ и, признавая св. Евангеліе, въ лучшемъ случаѣ, только номинально, душою съ тѣми, кто строитъ грядущее царство Антихриста съ его мнимымъ «миромъ» и «благоволеніемъ въ человѣцѣхъ»? Вѣдь эта вѣра въ «прогрессъ», или благоденствіе человѣчества   з д ѣ с ь   на землѣ идетъ совершенно вразрѣзъ съ ученіемъ Слова Божія, которое учитъ о блаженствѣ праведниковъ   в ъ   б у д у щ е й   ж и з н и,   говоритъ о  «н о в о м ъ   небѣ и   н о в о й   землѣ»,   «Н о в о м ъ   Іерусалимѣ», а этой нынѣшней нашей землѣ предрекаетъ гибель отъ огня, вмѣстѣ со всѣми «дѣлами» ея (2 Петр. 3, 10-13).

Христосъ пришелъ для того, чтобы   с п а с т и   м і р ъ   (Іоан. 12, 47). И задача основанной имъ Церкви —   в ѣ ч н о е   с п а с е н і е   л ю д е й.   Все, что ставитъ себѣ какія бы то ни было иныя цѣли, сколь бы хорошими онѣ ни казались,   ч у ж д о   Истинной Церкви Христовой. А то, что   о т в л е к а е т ъ   отъ нея,   п р я м о   в р а ж д е б н о   Х р и с т у   и   д ѣ л у   н а ш е г о   в ѣ ч н а г о   с п а с е н і я   — губительно для насъ, а потому вовсе непріемлемо.

Поэтому будемъ тверды и прямолинейны въ нашемъ неуклонномъ и непоколебимомъ стояніи за истинную вѣру и Церковь Христову, не поддадимся никакимъ лукавымъ прельщеніямъ слугъ грядущаго Антихриста, какъ бы ни преобразовывались они въ «служителей правды», не позволимъ увлечь себя «философіей и пустымъ обольщеніемъ, по преданію человѣческому, по стихіямъ міра, а не по Христу» (Кол. 2, 8).

Послѣдуемъ призыву Самого Господа, глаголющаго: «Изыдите отъ среды ихъ и отлучитеся!» (2 Кор. 6, 17).

«Блаженъ мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ» (Псал. 1, 1).

Вотъ,   ч т о   должно быть отвѣтомъ нашимъ на всѣ приглашенія принять участіе въ такомъ «объединеніи!»

Единственное приличествующее намъ, православнымъ христіанамъ, вожделѣнное и спасительное для насъ единеніе — это внутреннее духовное единеніе наше въ лонѣ Истинной Церкви. Объединимся же всѣ, въ это лукавое время всеобщаго шатанія и всяческаго предательства, и крѣпко сплотимся вокругъ дарованнаго намъ Христомъ-Спасителемъ дивнаго спасительнаго знаменія Честнаго и Животворящаго Креста Господня, всѣмъ сердцемъ взывая къ нему:

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресеніе Твое славимъ!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 416-423.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0