Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Будетъ ли Страшный Судъ?

Пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ Царствіе отъ сложенія міра!.. (Матѳ. 25, 34).

Идите отъ Мене, проклятіи, во огнь вѣчный, уготованный діаволу и ангеломъ его!.. (Матѳ. 25, 41).

Приближается Великій постъ — время покаянія, — и вотъ въ предпослѣдній воскресный день передъ наступленіемъ его, въ такъ называемую Недѣлю Мясопустную, св. Церковь, съ особою силою стремясь расположить насъ къ дѣйственному покаянію, въ евангельскомъ чтеніи и въ живыхъ и яркихъ образахъ богослужебныхъ пѣснопѣній, напоминаетъ намъ о предстоящемъ Второмъ Пришествіи Христовомъ и объ ожидающемъ насъ Страшномъ Судѣ — послѣднемъ и окончательномъ судѣ Божіемъ надъ всѣмъ человѣческимъ родомъ.

Коротко и сжато, но, вмѣстѣ съ тѣмъ, величественно и грозно говоритъ о немъ евангельское чтеніе словами Самого Господа нашего Іисуса Христа, въ истинности которыхъ мы поэтому не можемъ сомнѣваться:

«Егда пріидетъ Сынъ Человѣческій во славѣ Своей и вси святіи Ангели съ Нимъ, тогда сядетъ на престолѣ славы Своея, и соберутся предъ Нимъ вси языцы: и разлучитъ ихъ другъ отъ друга, якоже пастырь разлучаетъ овцы отъ козлищъ: и поставитъ овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речетъ Царь сущымъ одесную Его: пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ Царствіе отъ сложенія міра!..» A сущіи ошуюю услышатъ грозный приговоръ: «Идите отъ Мене, проклятіи, во огнь вѣчный, уготованный діаволу и ангеломъ его!»...

«И идутъ сіи въ муку вѣчную, праведницы же въ животъ вѣчный» (Матѳ. 25, 31-46).

Чья безчувственная душа не содрогнется при одномъ только представленіи этого воистину   с т р а ш н а г о   зрѣлища!

Но то, что будетъ тогда на самомъ дѣлѣ, какъ учитъ насъ св. Церковь, превзойдетъ всякое человѣческое представленіе и разумѣніе.

Какой ужасъ охватитъ сердца всѣхъ упорныхъ нераскаянныхъ грѣшниковъ!

Какой отчаянный вопль исторгнется изъ груди тѣхъ, которые во время своей земной жизни безумно хулили Имя Божіе, кощунствовали, издавались надъ св. вѣрой и Церковью, насмѣхались и ругались надъ людьми вѣрующими и даже надъ этимъ самымъ Страшнымъ Судомъ, въ безразсудной гордости своей считая себя слишкомъ «умными», слишкомъ «учеными» и «высокообразованными», чтобы вѣровать во все то, во что учитъ вѣровать св. Церковь! Никакой языкъ человѣческій не сможетъ выразить того безграничнаго отчаянія, которое овладѣетъ ими тогда, но...   б у д е т ъ   у ж е   п о з д н о!..

Ибо «пріиде день великій гнѣва Его, и кто можетъ стати (устоять)?» (Апок. 6, 17).

Это — «день гнѣва и откровенія праведнаго суда Божія, иже воздастъ коемуждо по дѣломъ его» (Рим. 2, 5-6), ибо «Богъ уставилъ есть день, въ оньже хощетъ судити вселеннѣй  в ъ   п р а в д ѣ»  (Дѣян. 17, 31), «да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага, или зла» (2 Кор. 5, 10).

Злыя дѣла всѣхъ, даже самыя сокровенныя, всѣ тайныя мысли и чувства, стремленія и пожеланія   о б л и ч а т с я   т о г д а   я в н о   предъ всѣми, и исполнятся воочію сказанныя нѣкогда слова Господа: «Ничтоже покровено есть, еже не открыется, и тайно, еже не уразумѣется» (Лук. 12, 2).

Тогда не будетъ мѣста   н и к а к и м ъ   о п р а в д а н і я м ъ.

Каждый, видя самого себя, въ своей уродливой нравственной наготѣ, будетъ чувствовать и сознавать, что онъ   в и д и м ъ   в с ѣ м и  —  т а к о в ъ,   к а к ъ   о н ъ   е с т ь   на самомъ дѣлѣ, во всѣхъ своихъ дѣлахъ, словахъ и помышленіяхъ. Собственная совѣсть будетъ мучительно уязвлять каждаго. Нестерпимое чувство стыда охватитъ тѣхъ, которые при жизни искусно умѣли скрывать свои грѣхи, свои безчестныя страсти и пороки и старались казаться передъ людьми честными, порядочными, благочестивыми.

Это сознаніе всеобщности видѣнія грѣховъ, эти укоры совѣсти и осужденія со всѣхъ сторонъ такъ подавятъ душу своей тяжестью, что грѣшнику легче было бы, если бы горы пали и покрыли его, нежели   с т о я т ь   т а к ъ,   п р е д с т а в л я я   с о б о ю   т а к о е   у р о д л и в о е   и   п о с т ы д н о е   з р ѣ л и щ е   для взоровъ небесныхъ и земныхъ. Многіе тогда подумаютъ: «Лучше было бы намъ и на свѣтъ не родиться, нежели переживать такой позоръ!»

Итакъ, это будетъ воистину   С т р а ш н ы й   Судъ: страшный своей неотвратимостью, страшный своей безповоротностью и безусловностью своихъ опредѣленій, страшный по своимъ послѣдствіямъ для нераскаянныхъ грѣшниковъ, ибо не будетъ для нихъ никакихъ извиненій, никакихъ оправданій, никакихъ смягчающихъ обстоятельствъ, и ни родство, ни дружба, ни связи, ни богатство, ни слава —  н и ч т о   н е   п о м о ж е т ъ   т о г д а.

«Діаволъ льстяй ихъ (обманывавшій грѣшниковъ приманкой грѣха) вверженъ будетъ въ езеро огненно и жупелно (сѣрное), идѣже звѣрь (Антихристъ) и лживый пророкъ: и мучени будутъ день и нощь во вѣки вѣковъ» (Апок. 20, 10).

Туда же, въ это же озеро огненное, вмѣстѣ съ діаволомъ и служителями его, будутъ ввергнуты и всѣ нераскаянные грѣшники, имена которыхъ не были записаны въ книгѣ жизни (Апок. 20, 15):

«Страшливымъ же (боязливымъ, не имѣвшимъ мужества быть христіанами) и невѣрнымъ, и сквернымъ и убійцамъ, и блудъ творящымъ и чары творящымъ, идоложерцемъ и всѣмъ   л ж и в ы м ъ,  — часть имъ въ езерѣ, горящемъ огнемъ и жупеломъ (сѣрою), еже есть   с м е р т ь   в т о р а я»   (Апок. 21, 8).

И это — вполнѣ естественно и понятно, ибо Господь не только безконечно милосердъ, но и безконечно   п р а в о с у д е н ъ.   Въ Немъ, какъ учитъ насъ Слово Божіе, таинственнымъ и непостижимымъ для человѣческаго ума образомъ, «милость и истина срѣтостеся, правда и миръ облобызастася» (Псал. 84, 11). Всѣхъ искренно кающихся грѣшниковъ Онъ прощаетъ и милуетъ, а упорныхъ, ожесточенныхъ и нераскаянныхъ, какъ Праведный Судія и Мздовоздаятель,   о с у ж д а е т ъ   и   к а р а е т ъ.

Но кто изъ насъ безъ грѣха?

И что же намъ дѣлать, дабы избѣжать этого праведнаго осужденія Божія на Его послѣднемъ Страшномъ Судѣ?

Отвѣтъ, кажется, всѣмъ извѣстенъ, всѣмъ ясенъ и понятенъ:

К а я т ь с я   н а д о!

Такова сила истиннаго покаянія, что оно изглаждаетъ собою   в с ѣ   н а ш и   г р ѣ х и   и   н е п р а в д ы,   сколь бы они тяжки ни были, и, убѣляя ризу человѣческой души, самаго великаго грѣшника можетъ представить на судъ   б е з г р ѣ ш н ы м ъ   п р а в е д н и к о м ъ.

Для того-то св. Церковь и приводитъ намъ на память, предъ наступленіемъ Великаго поста, Страшный Судъ, дабы мы пробудились отъ легкомысленной безпечности и грѣховнаго усыпленія, въ которыхъ обыкновенно живемъ, и   р ѣ ш и л и с ь   п о - н а с т о я щ е м у   п о к а я т ь с я.

«Аще не покаетеся», какъ бы такъ говоритъ она намъ Словами Самого Господа Іисуса Христа, «вси такожде погибнете» (Лук. 13, 3).

Таково, въ самыхъ общихъ и основныхъ чертахъ ученіе нашей св. Православно-Христіанской Церкви о Страшномъ Судѣ и о необходимости покаянія, какое она всегда исповѣдывала!

Увы! совсѣмъ не по душѣ это ученіе современному, «модерному» человѣку, «истлѣвающему въ похотехъ прелестныхъ» (Ефес. 4, 22), которому хотѣлось бы грѣшить   б е з н а к а з а н н о,   не каясь и не думая о послѣдствіяхъ. А еще болѣе, конечно, непріятно это ученіе врагу Божію и врагу человѣческаго спасенія — діаволу и всѣмъ тѣмъ, кто успѣли продать ему свою душу, и за разнаго рода земныя блага опредѣлили себя на вѣрную службу ему.

И вотъ, потому-то, въ наше лукавое время мы сдѣлались свидѣтелями появленія совершенно-новаго, неслыханнаго дотолѣ въ нашей Церкви ученія о томъ, что и Второе Пришествіе Христово и Страшный Судъ надо понимать какъ-то «аллегорически», «иносказательно», а не буквально, и что Страшный Судъ, въ сущности, совсѣмъ не будетъ страшнымъ. Пропагандирующіе такое «ученіе» утверждаютъ съ большимъ апломбомъ и авторитетомъ, что все выше изложенное нами «выдумали темные фанатики-монахи», а современные «просвѣщенные христіане» не могутъ и не должны всему этому вѣрить. (А, какъ же, спрашивается, не вѣрить тому, что   я с н о   и   о п р е д ѣ л е н н о   сказано въ Священномъ Писаніи, если ужъ не вѣрить великимъ Отцамъ Церкви и прославленнымъ св. Церковью славнымъ духоноснымъ подвижникамъ?!), ибо Христосъ Самъ, молъ, сказалъ, что «Онъ приходилъ не судить міръ, но спасать его» (дѣлается при этомъ ссылка на Іоан. 12, 47; Матѳ. 18, 11 и Лук. 9; 56).

Уже давно мы предупреждены, что лукавство сатаны и его служителей, особенно въ послѣднія времена, будетъ проявляться и въ томъ, что они, для погубленія людей, станутъ искусно пользоваться даже текстами Священнаго Писанія, криво ихъ толкуя. (На такомъ кривотолкованіи и основаны вѣдь всѣ многочисленныя современныя секты!). Такъ и въ данномъ случаѣ: въ первый разъ Христосъ приходилъ на землю дѣйствительно для того, чтобы «спасти міръ», но во второй разъ Онъ придетъ   у ж е   н е   с п а с а т ь,   а   с у д и т ь   м і р ъ,   причемъ мѣриломъ этого Суда, какъ Онъ Самъ сказалъ, будетъ слово, проповѣданное Имъ:   «С л о в о,   еже глаголахъ,   т ó   с у д и т ъ   е м у   в ъ   п о с л ѣ д н і й   д е н ь»   (Іоан. 12, 48), то есть: тотъ, кто не будетъ соблюдать ученія, принесеннаго Христомъ-Спасителемъ на землю,   т о т ъ   п о д в е р г н е т с я   о с у ж д е н і ю   на Страшномъ Судѣ.

Кому же это можетъ быть не ясно? — Развѣ только злонамѣренно-настроенному уму!

Но какъ же можно извращать то, что въ Священномъ Писаніи такъ ясно сказано?

«Се, грядетъ со облаки, и узритъ Его всяко око, и иже Его прободоша, и плачъ сотворятъ о Немъ (и возрыдаютъ предъ Нимъ) вся колѣна земная. Ей, Аминь». (Апок. 1, 7 — сравни это съ Дѣян. 1, 11),

«Се, гряду скоро, и мзда Моя   (в о з м е з д і е   М о е)   со Мною, воздати коемуждо по дѣломъ его» (Апок. 22, 12), говоритъ Самъ Господь.

Что еще можетъ быть яснѣе и понятнѣе этихъ словъ?

Итакъ, и Судъ   с т р а ш н ы й   несомнѣнно будетъ, и возмездіе каждому по дѣламъ его будетъ, и адъ съ вѣчными муками для нераскаянныхъ грѣшниковъ будетъ.

Этого вѣдь требуетъ Высшая Божественная Справедливость, которую такъ ясно чувствуетъ и безусловную необходимость признаетъ и каждое неиспорченное, не отравленное лживыми мудрованіями, человѣческое сердце.

Но представителямъ новоявленной ереси современности, называемой нами «неохиліазмомъ», которые вѣрятъ въ «прогрессъ человѣчества» и въ «устроеніе Царства Божія на землѣ», никакъ не хочется думать о кончинѣ міра, о Второмъ Пришествіи Христовомъ, о Страшномъ Судѣ и о предстоящихъ имъ, если они останутся при такомъ своемъ настроеніи, вѣчныхъ адскихъ мукахъ. Они ублажаютъ сами себя и пускаютъ пыль въ глаза другимъ криво-проповѣдуемой ими идеей «любви», которая якобы упраздняетъ Божественную Истину и Правосудіе, и болѣе чѣмъ наивно утверждаютъ, будто Страшный Судъ весь сведется лишь къ тому, что «мы ужаснемся нашего жестокосердія и скудости въ насъ любви», что «намъ страшно будетъ увидѣть въ насъ малость любви» (?!!).

Спрашивается: почему же мы не ужасаемся этому, еще теперь, живя на землѣ? Почему злобнымъ кровожаднымъ палачамъ милліонами уничтожавшимъ такъ жестоко и безжалостно ни въ чемъ неповинныхъ людей на нашей несчастной Родинѣ, оказавшейся подъ властью сатанистовъ, нисколько не страшно было «видѣть въ себѣ малость любви»? — Или всѣ лютые злодѣи, потерявшіе обликъ человѣческій, на Страшномъ Судѣ внезапно измѣнятъ свою заматорѣвшую въ кровавыхъ преступленіяхъ природу и мгновенно превратятся въ кроткихъ и незлобивыхъ агнцевъ?

Но такого ученія мы нигдѣ не находимъ въ Священномъ Писаніи. Не знала его никогда на протяженіи вѣковъ и наша Св. Церковь! Она всегда учила и учитъ лишь о   п р а в е д н о м ъ   в о з д а я н і и   каждому по дѣламъ его.

Охъ, ужъ эта мнимая, слащавая, лицемѣрная фарисейская любовь, о которой такъ любятъ постоянно твердить эти современные фарисеи, держащіе, въ дѣйствительности, «камень за пазухой» противъ своихъ братьевъ, и которой хотятъ превзойти Самого Бога, Человѣколюбиваго, но и Правосуднаго!

Мы же знаемъ, что всѣ истинные христіане, всѣхъ вѣковъ, всегда побуждали себя къ добродѣтельной жизни, именно ужасаясь мысли о предстоящемъ Судѣ Божіемъ. «Помышляю день   с т р а ш н ы й   и плачуся дѣяній моихъ лукавыхъ: како отвѣщаю безсмертному Царю? Коимъ же дерзновеніемъ воззрю на Судію блудный азъ? Благоутробный Отче, Сынѣ Единородный, Душе Святый,   п о м и л у й   м я!»  — такъ молитвенно взывали они къ Богу со всею Церковью (Сѣдаленъ Недѣли Мясопустной). А святые отцы-подвижники наставляли христіанъ словами Премудраго Сираха: «Поминай послѣдняя твоя, и во вѣки не согрѣшиши!» (7, 39).

Эти же современные еретики почему-то настойчиво внушаютъ людямъ, что на Страшномъ Судѣ ничего страшнаго не будетъ и что, слѣдовательно,   б о я т ь с я   С т р а ш н а г о   С у д а   н е   н у ж н о.

Кажется, всѣмъ благоразумнымъ людямъ должно быть ясно,   о т к у д а   ведетъ свое начало   т а к о е   ученіе,   к т о   вдохновляетъ его и   т а к и х ъ   «проповѣдниковъ!»

Это ученіе находится въ полномъ контактѣ съ тѣмъ характернымъ направленіемъ современности, которое стремится   п р и м и р и т ь   л ю д е й   с ъ   д і а в о л о м ъ,   внушивъ имъ, что діаволъ совсѣмъ не страшенъ. Начавъ даже съ идеализаціи діавола, теперь это направленіе старается представить діавола, какъ самое безобидное существо, съ которымъ можно имѣть самыя добрыя отношенія; или — существо миѳическое, надъ которымъ можно потѣшаться, шутить, но бояться котораго не слѣдуетъ: его именемъ называютъ рестораны, торговыя фирмы и даже учащихся въ школахъ, повсюду притомъ изображая его мефистофельскій ликъ, дабы всѣхъ пріучить къ его виду.

Короче говоря, эта новая, «модерная» идеологія «нео-христіанства», или, что то же, «нео-хиліазма», сводится къ лозунгамъ (конечно, такъ прямо и откровенно не высказываемымъ): «Живите въ свое удовольствіе! Грѣшите себѣ напропалую, сколько хотите и какъ хотите, и ничего не бойтесь! Богъ есть любовь, и Онъ всѣмъ все и такъ проститъ! А какого-то страшнаго діавола и Страшный Судъ выдумали фанатики-монахи, на бредни которыхъ не стоитъ обращать вниманія!»

Отсюда же, конечно, все изъ того же самаго источника (сознательно ли это или безсознательно) идетъ и усиленная пропаганда въ нашей эмигрантской средѣ «баловъ-маскарадовъ», пріурочиваемыхъ къ «масляницѣ», то есть какъ разъ ко днямъ воспоминанія Страшнаго Суда и затѣмъ изгнанія Адамова изъ рая (Недѣля Сыропустная). Это — якобы «праздничная традиція царской Россіи», которую мы   «о с о б е н н о   должны беречь». А вѣдь какъ боролись въ царской Россіи наши прославленные святостью жизни архипастыри и пастыри съ этой   а н т и х р и с т і а н с к о й   традиціей, унаслѣдованной отъ мрачныхъ временъ язычества! Достаточно вспомнить хотя бы сильное и вдохновенное слово нашего «Россійскаго Златоуста», святителя Тихона Задонскаго «о сырной седмицѣ», въ которомъ этотъ нашъ великій угодникъ Божій требуетъ отъ русскихъ людей «безчинное масляницы празднованіе   о п р о в е р г а т ь   и   и с к о р е н я т ь»,  какъ  «о б ы ч а й   з л о й»,   установленный въ честь языческихъ божествъ пьянства и распутства. А христіанская «масляница» — это «свѣтлая предпразднства воздержанія», «свѣтлая предпутія поста», то есть постепенная подготовка себя къ наступающему Великому посту.

Вотъ какъ все это въ современной жизни идетъ совсѣмъ наперекоръ истинному христіанству!

И это, конечно, не случайно, не спроста! Все это — искусная «обработка» человѣка, направленная къ отторженію его отъ Христа-Спасителя и къ охотному принятію имъ имѣющаго придти противника Христова. «Обработку» эту, весьма ловко играя на слабостяхъ, страстяхъ и похотяхъ людскихъ, въ послѣднее время особенно напряженно проводятъ слуги «его» — увы! — нерѣдко облекающіеся теперь и въ ризы священнослужителей.

А что касается ада съ его вѣчными муками, то сомнѣваться въ его существованіи намъ не приходится: мы вѣдь видѣли настоящее преддверіе его у насъ на нашей несчастной родинѣ — особенно тѣ изъ насъ, которые посидѣли въ большевицкихъ тюрьмахъ и концлагеряхъ.

«Ту будетъ плачъ и скрежетъ зубомъ» (Матѳ. 8, 12) — такъ неоднократно, образно представляя адъ, говорилъ о немъ Самъ Христосъ-Спаситель.

Поэтому, единственно – в ѣ р н ы й   путь спасенія для насъ — это,   н е   м у д р с т в у я   л у к а в о,   слѣдовать во всемъ исконному, неизмѣнному ученію нашей св. Церкви, вѣровать такъ, какъ вѣровали всѣ, всегда и вездѣ (св. Викентій Лиринскій), и гнать отъ себя прочь всѣхъ новоявленныхъ лже-учителей, дерзко провозглашающихъ какую-то   «н о в у ю»   эпоху въ христіанствѣ, хотя бы и облечены они были въ священныя одежды. Вѣдь мы знаемъ изъ Слова Божія, что и «самъ сатана преобразуется во ангела свѣтла», «а потому не великое дѣло, если и служители его принимаютъ видъ служителей правды; но конецъ ихъ будетъ   п о   д ѣ л а м ъ   и х ъ»   (2 Кор. 11, 14-15).

И современные «модернисты» — «нео-хиліасты» и явные богоборцы-сатанисты — это, въ общемъ, одного духа, «одного лагеря» люди. Вотъ почему они такъ легко, въ случаѣ нужды, находятъ общій языкъ и даже примиряются другъ съ другомъ: отсюда же и инстинктивное расположеніе ихъ и какое-то тяготѣніе къ церквамъ и религіознымъ организаціямъ, сотрудничающимъ съ богоборцами. Ихъ душа —  т а м ъ,   а не въ   И с т и н н о й   Церкви Христовой!

А должна быть полная опредѣленность:   и л и – и л и!   Въ наше время еще болѣе, чѣмъ когда бы то ни было прежде, недопустима какая-то двойственность, двусмысленность, какое-то шатаніе «туда и сюда», «хроманіе на оба колѣна» и «сидѣніе между двумя стульями»... Въ мірѣ уже такъ явно происходитъ «отсѣиваніе».

С ъ   к ѣ м ъ   м ы?   — Боимся ли мы Страшнаго Суда, діавола и вѣчныхъ мукъ — или вѣримъ въ наступленіе какой-то «новой», «свѣтлой», «постъ-христіанской эпохи» — въ «прогрессъ человѣчества»?

Отъ этого будетъ зависѣть и наша участь въ вѣчности.

«Господи, избави насъ всякаго невѣдѣнія, и забвенія, и малодушія, и окамененнаго нечувствія!» (Изъ 24 молитвъ св. Іоанна Златоуста).

«Человѣколюбче Спасе, Царю вѣковъ, прежде даже кончина не приспѣетъ,   п о к а я н і е м ъ   о б р а т и в ъ,   помилуй мя!» (Стихира въ Недѣлю Мясопустную).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 350-359.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0