Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Двери покаянія.

Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..

Вотъ и вновь безмѣрная милость Господа Бога, всѣмъ хотящаго спастися и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4), привела насъ къ порогу Великаго поста и поставила насъ предъ дверьми покаянія: съ нынѣшняго воскреснаго дня — Недѣли Мытаря и Фарисея — начинаются приготовительныя къ Великому посту седмицы.

«Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..» съ такой глубоко-трогающей наши сердца (если они еще не совсѣмъ зачерствѣли и окаменѣли!), умилительно-слезной мольбой обращается нынѣ св. Церковь къ Богу отъ лица всѣхъ насъ, вѣрующихъ.

Но почему это? Развѣ двери покаянія не отверсты? Вѣдь Господь Самъ всѣхъ насъ призываетъ къ покаянію — зачѣмъ же нужно еще   п р о с и т ь,   молить Его, чтобы Онъ   «о т в е р з ъ»   намъ двери покаянія? Развѣ онѣ закрыты? Да и кто могъ посмѣть закрыть ихъ для насъ?

Какъ это ни странно звучитъ, но отвѣтъ на этотъ вопросъ можетъ быть только одинъ:   м ы   с а м и   закрываемъ ихъ для себя. Своимъ закоснѣніемъ во грѣхахъ, своимъ упорнымъ противленіемъ Богу, своей самопревозносящейся гордыней, своимъ окамененнымъ нечувствіемъ, маловѣріемъ, невѣріемъ и безбожіемъ мы  з а к р ы в а е м ъ  для себя эти спасительныя двери покаянія, и покаяніе становится   н е д о с т у п н ы м ъ   для насъ.

Вотъ потому-то, желая   р а с п о л о ж и т ь   насъ къ покаяннымъ чувствамъ,   с о к р у ш и т ь   въ насъ это   о к а м е н ѣ н і е   сердечное, св. Церковь и внушаетъ намъ слезно взывать къ Богу:

«П о к а я н і я   о т в е р з и   м и   д в е р и,   Ж и з н о д а в ч е!»

Одновременно, вразумляя насъ,   с ъ   к а к и м и   чувствами должны мы приносить покаяніе, дабы наше покаяніе было   и с т и н н ы м ъ   и спасительнымъ, а не лицемѣрнымъ, св. Церковь рисуетъ намъ въ Евангельскомъ чтеніи и въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ два образа, противопоставляя ихъ: образъ   с м и р е н н а г о   мытаря, получающаго отъ Бога прощеніе своихъ грѣховъ за свое   с м и р е н н о е   раскаяніе въ нихъ, и образъ   г о р д а г о   надменнаго фарисея, отвергнутаго Богомъ за свою самопревозносящуюся   г о р д ы н ю,   которая и   н е с п о с о б н а   по-настоящему каяться, а потому и не можетъ получить прощенія.

Въ этомъ и причина, почему «двери покаянія»   н е   д л я   в с ѣ х ъ   одинаково открыты. Онѣ открыты для смиренныхъ «мытарей», искренно-сокрушающихся о своихъ грѣхахъ, — но остаются закрытыми для гордыхъ «фарисеевъ», чувствующихъ себя   б е з г р ѣ ш н ы м и   и потому не ощущающихъ по-настоящему нужды въ искреннемъ и глубокомъ покаяніи. Впрочемъ, эти «фарисеи» (разновидностей ихъ вѣдь очень много, хотя сущность — одна!) могутъ и не отвергать покаянія   с о в с ѣ м ъ,   но ихъ «покаяніе», какъ и все ихъ «благочестіе», —   т о л ь к о   н а р у ж н о е,   л и ц е м ѣ р н о е,   какъ и все, что дѣлаютъ такіе «фарисеи» для похвалы людской или для самолюбованія — для еще большаго утвержденія себя въ своей гордынѣ.

Вотъ почему такъ настойчиво въ эту первую приготовительную недѣлю къ Великому посту увѣщеваетъ насъ св. Церковь:

«Фарисеева убѣжимъ высокоглаголанія, и мытаревѣ научимся высотѣ глаголъ смиренныхъ»... (Кондакъ).

«Не помолимся фарисейски, братіе, ибо возносяй себе смирится. Смиримъ себе предъ Богомъ»... (Стихира на «Господи воззвахъ»).

«Мытаря и фарисея   р а з л и ч і е   разумѣвши, душе моя, онаго (то есть: фарисея) убо возненавиждь гордынный гласъ, оваго же (то есть: мытаря) ревнуй благоумиленной молитвѣ, и возопій: Боже, очисти мя, грѣшнаго, и помилуй мя!» (Стихира на «Славу»).

Итакъ, запомнимъ хорошо, что въ основѣ фарисейскаго недуга   л и ц е м ѣ р і я,   которое такъ часто обличалъ въ фарисеяхъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ (см., напр., Матѳ. 23, 28; Марк. 12, 15; Лук. 12, 1) и которое служитъ главнымъ препятствіемъ къ истинному покаянію, лежитъ самообольщеніе, именуемое Святыми Отцами   «п р е л е с т ь ю»,   а попросту —  л о ж ь:   о б м а н ъ   и   с а м о о б м а н ъ.

Въ результатѣ такого самообольщенія, самообмана, «фарисей» успокаивается на своей чисто - в н ѣ ш н е й   мнимой «праведности», «порядочности», «доброй славѣ», которую имѣетъ у людей, довѣрившихся ему, и   д о в о л е н ъ   с о б о й.   Больше ему   н и ч е г о   не надо!

Необходимо, однако, знать, что такое лицемѣрное благочестіе «фарисея» пагубно не только   д л я   н е г о   о д н о г о:   оно приноситъ страшнѣйшій вредъ всему дѣлу нашей святой вѣры и Церкви —   д ѣ л у   с п а с е н і я   ч е л о в ѣ к а,   ибо оно способно   о т т а л к и в а т ь   отъ вѣры и Церкви людей чистыхъ, еще не испорченныхъ, не отравленныхъ ядомъ лицемѣрія, людей, честныхъ по природѣ, отвращающихся инстинктивно отъ всякой лжи и обмана.

И вотъ, съ этой точки зрѣнія, фарисейство — самый страшный и губительный душевный недугъ, самое злокачественное и убійственное преступленіе, какое только можетъ быть на землѣ — и въ отношеніи къ самому себѣ и въ отношеніи къ другимъ людямъ.

Фарисей есть   л ж е ц ъ   и   д у х о в н ы й   у б і й ц а.

И это вполнѣ понятно, ибо ложь и духовное убійство тѣснѣйшимъ образомъ другъ съ другомъ связаны, такъ какъ и то и другое происходятъ отъ одного и того же врага Божія и врага человѣческаго спасенія —  д і а в о л а.

Это ясно засвидѣтельствовалъ намъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ, сказавшій такъ убѣдительно и исчерпывающе о діаволѣ:

«Онъ (то-есть:   д і а в о л ъ)   человѣкоубійца бѣ искони и во истинѣ не стоитъ, яко   н ѣ с т ь   и с т и н ы   в ъ   н е м ъ:   егда глаголетъ лжу, отъ своихъ глаголетъ, яко   л о ж ь   е с т ь   и   о т е ц ъ   л ж и»   (Іоан. 8, 44).

Какъ это чрезвычайно важно намъ хорошо знать и помнить!

Именно съ такой точки зрѣнія и должны мы давать   о ц ѣ н к у   в с е м у   п р о и с х о д я щ е м у   н ы н ѣ   в ъ   м і р ѣ.

Можетъ ли быть что бы то ни было доброе и спасительное для нашихъ душъ тамъ,   г д ѣ   н ѣ т ъ   и с т и н ы   и   г д ѣ   и м ѣ е т ъ   м ѣ с т о   л о ж ь?

Конечно,   н ѣ т ъ,   н ѣ т ъ   и   н ѣ т ъ!

Отверженіе истины и принятіе на мѣсто истины лжи влечетъ за собой   т о л ь к о   ч е л о в ѣ к о у б і й с т в о   и   в ѣ ч н у ю   с м е р т ь.

Какъ часто приходится намъ теперь слышать рѣчи о «христіанской любви» тамъ, гдѣ отвергаютъ истину и провозглашаютъ ложь. Можетъ ли, однако, имѣть мѣсто   и с т и н н о - христіанская любовь тамъ, гдѣ нѣтъ истины и гдѣ господствуетъ ложь?

Послѣ всего вышесказаннаго — это уже праздный вопросъ.

Какая можетъ быть «любовь» тамъ, гдѣ нѣтъ истины?

Тамъ можетъ быть только «фарисейская» лицемѣрная «любовь», но никакъ не любовь христіанская.

Съ тѣхъ поръ какъ чрезъ грѣхопаденіе нашихъ прародителей,   о б м а н у т ы х ъ,   о б о л ь щ е н н ы х ъ   діаволомъ, вошла въ міръ   л о ж ь   и, какъ послѣдствіе ея,   г р ѣ х ъ   во всѣхъ его безчисленныхъ проявленіяхъ, началось оскудѣніе вѣры и изсякновеніе любви: маловѣріе, невѣріе, безбожіе, вражда, ненависть, злоба, убійство и смерть стали господствовать въ немъ. И только тогда, когда Воплотившійся, «нашего ради спасенія», Сынъ Божій Единородный пришелъ на землю для того, чтобы, какъ Онъ Самъ сказалъ, «свидѣтельствовать истину» (Іоан. 18, 37), всякій, всѣмъ сердцемъ принявшій эту Божественную Истину, становился способнымъ и къ настоящей, чистой и нелицемѣрной любви.

Гдѣ нѣтъ истины, тамъ — грѣхъ, а гдѣ грѣхъ, тамъ не можетъ быть   и с т и н н о й   любви, а только   о б м а н ъ,   кроющій подъ собою, въ дѣйствительности, лишь злобу и ненависть, человѣкоубійство и смерть.

Развѣ мы не видѣли этого, не убѣдились въ этомъ самымъ нагляднымъ образомъ на примѣрѣ такъ называемой «Великой Французской Революціи» или нашей «Великой Безкровной», которыя   о б о л ь щ а л и   наивно-довѣрчивыхъ людей такими высоко - г у м а н н ы м и,   какъ казалось на первый взглядъ, исполненными «любви» къ человѣку лозунгами?

А во что эти лозунги на дѣлѣ вылились? Страшно и сказать!

Этотъ діавольскій обманъ — эта пропаганда (не поворачивается языкъ назвать это «проповѣдью») лицемѣрной фарисейской любви, однако, продолжается... и будетъ продолжаться, пока не приведетъ несчастное, обманутое, сбитое съ толку человѣчество къ Антихристу.

Нагромождается грандіозное, долженствующее поразить воображеніе, но въ существѣ своемъ безобразное и отталкивающее, какъ безобразенъ и отвратителенъ «стиль-модернъ» современныхъ храмовыхъ строеній,   к а п и щ е   (иначе мы его и назвать не можемъ!)   с п ѣ ш н о - в о з д в и г а е м о й   А н т и х р и с т о в о й   л ж е - ц е р к в и,   которой предназначено объединить въ себѣ всѣ доселѣ существовавшія отдѣльно вѣроисповѣданія и религіозныя «деноминаціи». И все это — подъ лозунгомъ той мнимой   «л ю б в и»,   которая, на самомъ дѣлѣ, стремится весь міръ залить слезами и кровью...

Духовные прототипы этого гнуснаго «экуменическаго» капища, какъ бы «преддверія» пріуготовляющія къ нему, мы уже видимъ во многихъ современныхъ храмахъ, гдѣ наверху совершается лишь формально-отбываемое, «для приличія», богослуженіе съ ничтожнымъ числомъ молящихся, — въ то время какъ внизу, въ полуподвальномъ помѣщеніи, происходитъ   г л а в н о е   д ѣ й с т в о,   ради котораго собственно и построенъ самый храмъ: настоящая «свистопляска», подъ громкими названіями «культурныхъ начинаній» — «нельзя же все только лобъ объ полъ разбивать, надо и культурно-просвѣтительную работу вести и благотворительностью заниматься». Во многихъ храмахъ, не исключая даже считающихъ себя «православными», устраиваются теперь и танцевальные вечера, и театральныя представленія, и даже азартныя игры, съ полнымъ пренебреженіемъ къ святости зданія, которое при освященіи своемъ помазуется   с в я т ы м ъ  м ѵ р о м ъ.

Но вѣдь это поруганіе святыни какъ разъ и входитъ въ цѣли лукавыхъ пропагандистовъ мнимой «христіанской любви!»

Основная задача слугъ грядущаго Антихриста — разрушить   с т а р ы й   м і p ъ   со всѣми его прежними понятіями, его «предразсудками», чтобы построить на его мѣстѣ   н о в ы й   м і р ъ,   годный къ принятію приближающагося «новаго властелина», который долженъ  з а м ѣ н и т ь  людямъ Христа и дать имъ на землѣ то, чего не далъ Христосъ...

Нужно быть совсѣмъ духовно-слѣпымъ, чуждымъ истиннаго христіанства, чтобы не понимать всего этого!

Вотъ почему, слыша вновь призывъ нашей св. Церкви къ покаянію, мы должны прежде всего тщательнѣйшимъ образомъ провѣрить себя: не грѣшимъ ли мы этимъ   с а м ы м ъ   с т р а ш н ы м ъ   и   г у б и т е л ь н ы м ъ   д л я   д у ш и   г р ѣ х о м ъ  —  г р ѣ х о м ъ   у ч а с т і я   в ъ   «О т с т у п л е н і и»,   п о с л ѣ д о в а н і я   з а   д і а в о л ь с к о й   л о ж ь ю,   в м ѣ с т о   Х р и с т о в о й   и с т и н ы?

Всѣ личные грѣхи, происходящіе отъ немощи человѣческой, ничто по сравненію съ этимъ   о с н о в н ы м ъ   грѣхомъ современности, хотя бы уже потому, что онъ, этотъ грѣхъ «Отступленія», упраздняетъ вообще самое   п о н я т і е   г р ѣ х а   и внушаетъ человѣку ненужность покаянія.

Въ этомъ и причина, что въ современной жизни, какъ мы видимъ, уже почти утратилось понятіе грѣха:   в с е   м о ж н о!   в с е   п о з в о л и т е л ь н о!

Надо только найти для всего подходящее, приличное оправданіе — и все въ порядкѣ!

Итакъ, вступая въ эти дивныя душеспасительныя седмицы преддверія Великаго поста, дающія намъ такое обиліе назиданія, вникнемъ поглубже въ свои души: не коснулась ли ихъ тлѣтворная зараза духа «Отступленія»? не овладѣло ли нами подъ вліяніемъ этого окамененное нечувствіе? не потеряли ли мы способности искренно, по-настоящему каяться? есть ли еще въ насъ хоть малая капля мытарева смиренія? и со всею силою, ясно сознавая свою неминуемую гибель безъ покаянія, воззовемъ со всею Церковью къ Богу:

«Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 343-349.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0