Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Рождество Христово — праздникъ Божественнаго смиренія.

«Се, иду... еже сотворити волю Твою, Боже!» — такъ изрекъ въ Предвѣчномъ Совѣтѣ Божіемъ Единородный Сынъ Божій, Слово Божіе, Богъ-Еммануилъ (Псал. 39, 7-9; Евр. 10, 5-9).

Ибо «не терпѣлъ» Вседержитель-Господь, «милосердія ради милости Своея, зрѣти отъ діавола мучима рода человѣча», а потому, какъ благодарно взываетъ Ему Церковь, «пришелъ еси, и спаслъ еси насъ» (Молитва на Великое Освященіе воды).

И вотъ совершилась «велія благочестія тайна — Богъ явися во плоти» (1 Тим. 3, 16).

«С л о в о   п л о т ь   б ы с т ь   и вселися въ ны, и видѣхомъ славу Его, славу, яко Единороднаго отъ Отца, исполнь благодати и истины» (Іоан. 1, 14).

Какъ же, при какихъ обстоятельствахъ, произошло это великое и дивное событіе?

Не въ роскошныхъ царскихъ чертогахъ, не въ пышности, богатствѣ и знатности явился на землѣ Вочеловѣчившійся Сынъ Божій, а въ убогомъ вертепѣ и, вмѣсто дѣтской колыбели, положенъ былъ въ ясляхъ. Всю жизнь Свою на землѣ Онъ провелъ, «не имѣя, гдѣ главы подклонити» (Матѳ. 8, 20). И преслѣдуемый постоянной злобой книжниковъ и фарисеевъ, Онъ, оставленный даже Своими ближайшими учениками, былъ преданъ позорной смерти, будучи пригвожденъ ко кресту.

Онъ «Себе умáлилъ», какъ учитъ св. Апостолъ: «зракъ раба пріимъ, въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ, и образомъ обрѣтеся якоже человѣкъ: смирилъ Себе, послушлѝвъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2, 7-8).

Уже самое вочеловѣченіе и пришествіе въ міръ Воплотившагося Сына Божія, какъ мы видимъ, было запечатлѣно глубочайшимъ   с м и р е н і е м ъ,   какое только можно себѣ представить.

Ибо «Чтó хуждшіе вертепа? Чтó же смиреншее пеленъ?.. въ нихже просія Божества Твоего богатство…», какъ умиленно поетъ св. Церковь въ день Рождества Христова (Ѵпакои по 3-й пѣсни канона).

Вотъ почему великій подвижникъ первыхъ вѣковъ христіанства преп. Исаакъ Сиріанинъ характеризуя смиреніе, какъ высочайшую христіанскую добродѣтель, такъ выразительно и образно о ней говоритъ:

«Смиренномудріе есть   р и з а   Б о ж е с т в а,   въ которую облеклось Вочеловѣчившееся Слово и чрезъ него бесѣдовало съ нами» (Слово 53).

Поэтому Рождество Христово и есть праздникъ Божественнаго смиренія, который и всѣхъ насъ учитъ прежде всего   с м и р е н і ю,   какъ   г л а в н о й   христіанской добродѣтели, безъ которой невозможно спастись.

Прекрасно говоритъ объ этомъ только что прославленный нами нашъ великій всероссійскій праведникъ св. о. Іоаннъ Кронштадтскій въ своемъ вдохновенномъ словѣ на Рождество Христово, произнесенномъ въ 1906 году:

«Размыслимъ о благости, правдѣ и премудрости Божіей, проявившихся въ тайнѣ воплощенія Божія. «Великая тайна благочестія: Богъ явися во плоти». Въ чемъ тайна? Именно въ томъ, что Богъ явился во плоти, Себя умалилъ, принялъ образъ раба, бывъ въ подобіи человѣка и по всему ставъ человѣкомъ,   с м и р и л ъ   С е б я,   послушливъ бывъ (Отцу) даже до смерти и смерти крестной» (Флп. 2, 7-8). Видишь спасительную тайну: безначальный, безконечный, всесильный Богъ и Творецъ, для твоего спасенія,   д л я   и с ц ѣ л е н і я   т в о е й   г о р д о с т и,   н е в ѣ р і я,   н е п о с л у ш а н і я,   л у к а в с т в а   С е б я   у м а л и л ъ,   чтобы тебя научить высокотворному   с м и р е н і ю,  чтобы тебя научить кротости, послушанію, терпѣнію, незлобію, милосердію и состраданію. Видишь, какъ Онъ учитъ тебя собственнымъ примѣромъ, и не только учитъ, но и всѣ силы Божественныя готовъ подать тебѣ, чтобы ты совершенно измѣнился къ лучшему и возвратилъ себѣ всѣ драгоцѣнныя черты образа Божія: простоту и незлобіе дѣтское, кротость, смиреніе и послушаніе, твердую и непоколебимую вѣру въ Бога и его дѣла, чтобы ты оставилъ лукавое невѣріе, киченіе, превозношеніе, шатаніе мысли, самоволіе, хищеніе, убійства. Посмотри, чтó нынѣ творится вокругъ насъ, на кого сталъ похожъ человѣкъ, именующійся христіаниномъ? Не на лютаго ли звѣря, терзающаго и пожирающаго жертву свою?»

Чтó сказалъ бы св. праведный Іоаннъ Кронштадтскій   в ъ   н а ш и   д н и,   если бы видѣлъ страшную непреклонную самопревозносящуюся   г о р д ы н ю   современныхъ людей, въ томъ числѣ и считающихъ еще себя «христіанами» и даже — «христіанами   п р а в о с л а в н ы м и»?!   — Людей, нисколько не желающихъ смириться въ кротости, незлобіи, милосердіи и состраданіи не только другъ передъ другомъ, но и передъ самимъ Богомъ, передъ Богооткровеннымъ ученіемъ Слова Божія, передъ голосомъ Святой Церкви, передъ ея священными канонами и спасительными установленіями?

Вѣдь нѣтъ выше, страшнѣе и губительнѣе гордыни, какъ самого себя считать высшимъ авторитетомъ, особенно въ дѣлахъ вѣры и Церкви, и отметая правила и постановленія Церкви, самому писать для нея свои собственные законы!

Не можетъ быть хуже и зловреднѣе того умонастроенія, въ силу котораго святую нашу вѣру и Церковь стремятся поставить въ какое-то подчиненное положеніе по отношенію къ міру сему, во злѣ лежащему (1 Іоан, 5, 19), или сдѣлать Церковь орудіемъ своихъ страстей, использовать ее въ своихъ собственныхъ выгодахъ, для достиженія своихъ личныхъ эгоистическихъ цѣлей, и авторитетомъ Церкви стараться прикрывать сведеніе личныхъ счетовъ со своими врагами и противниками.

А вѣдь это все такъ распространено теперь!

Съ тѣмъ бóльшей силою долженъ звучать для насъ пламенный призывъ къ   с м и р е н і ю   въ послѣдней рождественской проповѣди св. праведнаго отца нашего Іоанна, сказанной имъ въ 1907 году:

«Цари земные, окруженные блескомъ вашего сана, пріидите мысленно въ Виѳлеемъ, наклоните свои вѣнценосныя главы къ этимъ яслямъ, въ коихъ возлежитъ истинный и вѣчный Царь царей, и сложите ваши вѣнцы къ подножію ихъ,   с м и р и т е с ь   и признайте, что и вы сложены изъ праха и въ прахъ обратитесь, и исповѣдуйте передъ Нимъ, смиреннымъ Младенцемъ, что отъ Него вамъ дана держава и власть надъ народами, что вы — Его помощники, и Имъ держатся ваши престолы, что безъ вѣры въ Него, вы и престолы ваши — трости, вѣтромъ колеблемыя; что безъ вѣры въ Него и правители ваши — расщепившіеся рожны, на которые нельзя опереться вамъ».

Вотъ — единственная основа настоящаго   п р а в и л ь н а г о   монархическаго міросозерцанія, которой многіе въ наше время не хотятъ знать совсѣмъ, кощунственно ставя Царя и самый монархическій принципъ надъ вѣрою и Церковью. Это же есть и единственно-надежное и прочное моральное основаніе для всякой власти вообще, безъ коего эта власть будетъ не законной, Богопоставленной властью, «властью отъ Бога», а простымъ узурпаторствомъ, отъ котораго нельзя ожидать никакого подлиннаго добра.

Свой горячій призывъ къ смиренію св. Іоаннъ простираетъ затѣмъ и дальше — ко всѣмъ тѣмъ людямъ, которые, въ силу своего званія и занимаемаго ими высокаго положенія, могутъ пользоваться уваженіемъ и авторитетомъ и оказывать большое вліяніе на человѣческое общество.

«Ученые міра сего», взываетъ онъ: «разглагольствующіе съ каѳедръ въ высокихъ учрежденіяхъ государства, и во всякихъ другихъ, вы — учащіе и учащіеся, особенно въ высшихъ учебныхъ заведеніяхъ, но для Бога самыхъ послѣднихъ и отверженныхъ по духу мятежа и непокорности властямъ (св. Іоаннъ имѣетъ здѣсь въ виду постоянные студенческіе безпорядки, происходившіе у насъ тогда), — посылаю и васъ къ яслямъ Виѳлеемскимъ:   о т б р о с ь т е   в а ш у   г о р д о с т ь   предъ вашимъ Творцомъ и Спасителемъ и единственнымъ истиннымъ Учителемъ, и   с м и р и т е с ь   предъ Тѣмъ, Кто принесъ на землю миръ отъ Отца Небеснаго и благоволеніе человѣкамъ, Кто повиновался земному кесарю. Не забудьте, что Онъ говорилъ о мятежныхъ гордецахъ, что Онъ есть «Камень, на который кто упадеть, разобьется, а на кого онъ упадетъ, раздавитъ его» (Матѳ. 21, 44).

И надо хорошо знать и помнить! Истинное смиреніе не есть, какъ нѣкоторые ложно думаютъ, какая-то слабость, малодушіе или человѣкоугодничество (послѣднее особенно рѣзко осуждается Словомъ Божіимъ, какъ измѣна Богу, о чемъ см., напр., Гал. 1, 10; Іер. 17, 5). Давшій намъ такой высокій примѣръ смиренія Господь Іисусъ Христосъ и говорившій: «научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ» (Матѳ. 11, 29), рѣшительно и грозно обличалъ пороки людскіе, а въ особенности, злѣйшій изъ нихъ —   л и ц е м ѣ р і е   книжниковъ и фарисеевъ іудейскихъ, въ которомъ наиболѣе ярко проявляла себя губительная бѣсовская гордыня, возведшая, въ концѣ концовъ, на крестъ Самого Сына Божія. И потому подражавшій Ему, какъ Пастыреначальнику, самъ исполненный духа кротости и смиренія, нашъ великій всероссійскій пастырь, чуждый и тѣни какого-либо человѣкоугодничества, по долгу пастырскаго служенія своего, не боялся открыто и сильно обличать великихъ иславныхъ міра сего.

Но гóре тѣмъ неисправимымъ гордецамъ, которые, не имѣя на то никакого права,   с а м и   с е б я   дѣлаютъ судіями надъ другими людьми, въ томъ числѣ и надъ самими пастырями Церкви (что такъ часто теперь встрѣчается!), вынося имъ строжайшее осужденіе, зачастую въ томъ,   ч е г о   о н и   с а м и   н е   з н а ю т ъ   и   н е   п о н и м а ю т ъ,   являясь совершенными невѣждами во всемъ, что касается нашей святой вѣры и Церкви, и по духу своему будучи далеки отъ Церкви и чужды истиннаго евангельскаго ученія и настоящаго православнаго церковнаго самосознанія.

Ибо «гóре» тѣмъ, которые «мудри   в ъ   с е б ѣ   с а м и х ъ   и предъ собою разумни» («мудры въ своихѣ глазахъ и разумны предъ самими собою!»), какъ провозвѣщалъ это Именемъ Божіимъ св. Пророкъ еще въ Ветхомь Завѣтѣ (Ис. 5, 21).

Вотъ отъ этой-то безбрежной гордыни, угождающей и служащей лишь своимъ собственнымъ грѣховнымъ страстямъ — самолюбію, честолюбію, властолюбію, сластолюбію и корыстолюбію, хотя бы и замаскировывалась она (эта гордыня) всевозможными благовидными лозунгами и даже облекалась въ личину мнимаго смиренія (ибо и это теперь сплошь и рядомъ бываетъ!), и страдаетъ такъ тяжко современный міръ, быстро катясь къ своему концу, о которомъ предречено въ Писаніи.

Для такихъ, не имѣющихъ въ себѣ духа Христова смиренія, нѣтъ и не можетъ быть настоящей радости въ праздникѣ Рождества Христова — какъ-будто и не родился для нихъ Христосъ, — и этотъ праздникъ становится для нихъ обыкновеннымъ традиціоннымъ «сезоннымъ» праздникомъ, безъ всякаго внутренняго содержанія, какъ мы это уже и видимъ повсюду въ современной обездуховленной жизни.

И только для тѣхъ, кто   с м и р е н н о   принимаетъ ученіе истинной Христовой Церкви и добровольно беретъ на себя благое иго   п о с л у ш а н і я   ей, всячески подавляя и искореняя въ себѣ проявленія самостной гордыни, нынѣшній праздникъ есть подлинно день великой радости: свѣтло и радостно отзываются въ ихъ сердцахъ слова исполненнаго ликованія рождественскаго пѣснопѣнія:

«Х р и с т о с ъ   р а ж д а е т с я   —   с л а в и т е!   Х р и с т о с ъ   с ъ   н е б е с ъ   —   с р я щ и т е!   Х р и с т о с ъ   н а   з е м л и   —   в о з н о с и т е с я!..».

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 321-326.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0