Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 32.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Послѣ прославленія святаго праведнаго отца нашего Іоанна, Кронштадтскаго чудотворца.

Итакъ, совершилось, наконецъ, столь многими съ нетерпѣніемъ ожидавшееся благолѣпное и радостное торжество церковнаго прославленія нашего великаго всероссійскаго праведника, молитвенника и чудотворца — приснопамятнаго Отца Іоанна Кронштадтскаго.

Слава Тебѣ, Господи, слава Тебѣ!

Слава и благодареніе Богу, дивному во Святыхъ Своихъ, достойно прославляющему угодниковъ Своихъ!

«Прославляющыя Мя прославлю» (1 Цар. 2, 30), сказалъ Самъ Господь еще въ Ветхомъ Завѣтѣ. И это исполнилось теперь на нашемъ дивномъ праведникѣ, который и словомъ, и дѣломъ, и всею жизнью своею славилъ Господа, Ему Единому угождая. За это Церковь Христова нынѣ торжественно, всенародно, во всеуслышаніе прославила его, какъ Святаго Угодника Божія, котораго она впредь всегда будетъ, уже гласно, въ богослужебныхъ чинопослѣдованіяхъ, призывать въ своихъ молитвахъ, какъ Святаго Праведнаго Отца нашего Іоанна, Кронштадтскаго Чудотворца.

Совершила этотъ великій актъ наша Русская Православная Церковь заграницей.

И это вполнѣ понятно и полностью можетъ быть оправдано!

Вѣдь наша Русская Зарубежная Церковь — единственная въ настоящее время   с в о б о д н а я   Р у с с к а я   Ц е р к о в ь.   И только она одна, какъ никому не порабощенная и не измѣнившая Божественному Основателю Церкви — Христу-Спасителю, но служащая   Е м у   О д н о м у,   можетъ почитаться законной преемницей прежней дореволюціонной Россійской Православной Церкви, правомочной прославлять Святыхъ своихъ. Это право ея потому еще несомнѣнно, что, какъ свидѣтельствуетъ исторія, многіе мѣстночтимые Святые прославлялись даже однимъ епархіальнымъ архіереемъ, и вся Церковь потомъ принимала это прославленіе, какъ дѣйствительное и законное.

Тѣмъ болѣе была вправѣ наша Русская Зарубежная Церковь — единственная имѣющая свободный голосъ и не находящаяся въ плѣненіи враговъ Христовой Вѣры Церковь — прославить такого, давно уже   в с е н а р о д н о - ч т и м а г о   святаго, въ святости коего ни у кого изъ истинно-вѣрующихъ русскихъ людей нѣтъ и не могло быть сомнѣнія, каковъ былъ столь любимый всѣмъ русскимъ народомъ «Батюшка» Отецъ Іоаннъ Кронштадтскій. И кто противъ этого возражаетъ, тотъ самъ расписывается въ своей церковной несостоятельности, въ духовно-нравственной порочности и неблагонадежности.

Ну, развѣ можно, напримѣръ, всерьезъ говорить о томъ, что прославленіе такого великаго угодника Божія «надо отложить» до тѣхъ поръ, пока не падетъ въ Россіи безбожная коммунистическая власть, и Церковь тамъ не станетъ свободной?

А чтó если русскій народъ не заслужитъ себѣ прощенія у Бога, и безбожная власть никогда не падетъ (хоть мы и не перестаемъ на это надѣяться, уповая на милость Божію!)?

Неужели такъ и оставлять такого великаго Праведника безъ давно-заслуженнаго имъ церковнаго прославленія и лишать массы вѣрующихъ радостной и утѣшительной возможности призывать его въ своихъ молитвахъ въ храмахъ?

Не абсурдъ ли это, съ чисто-духовной точки зрѣнія?

Вѣдь это значило бы — Небесное, Святое и Вѣчное ставить въ какую-то зависимость отъ земного, грѣховнаго и временнаго.

Страшно и больно за тѣхъ, кто такъ неразумно разсуждаетъ!

Но вотъ, милостью Божіею, горячая вѣра и здравый смыслъ надъ всѣми подобнаго рода домыслами восторжествовали, и великій всероссійскій, «паче же всемірный свѣтильникъ и великій Христовъ угодникъ и чудотворецъ» (см. кондакъ 13 акаѳиста) торжественно прославленъ. Какъ и слѣдовало и можно было ожидать, торжества прославленія его вылились во многихъ мѣстахъ въ такое свѣтлое празднованіе, которое нѣкоторые дерзновенно охарактеризовали, какъ «Вторую Пасху»: столь велика была радость и духовное ликованіе вѣрующихъ!

Естественно, что центральное торжество прославленія происходило въ нашемъ духовномъ центрѣ — въ сѵнодальномъ соборѣ Знаменія Божіей Матери, гдѣ его возглавляли прежній нашъ Первоіерархъ Блаженнѣйшій Митрополитъ Анастасій и нынѣшній новоизбранный Первоіерархъ Высокопреосвященнѣйшій Митрополитъ Филаретъ. Необычайный духовный подъемъ пережили тамъ вѣрующіе, собравшіеся въ такомъ числѣ, что не могли вмѣститься въ храмѣ и принуждены были во множествѣ стоять подъ открытымъ небомъ снаружи. Духовный восторгъ молящихся достигъ своего апогея, когда въ первый разъ весь обширный сѵнодальный храмъ огласился мощнымъ и громогласнымъ пѣніемъ величанія новопрославленному Святому:

«Величаемъ тя, святый праведный отче Іоанне, и чтемъ святую память твою: ты бо молиши за насъ Христа Бога нашего». Молящимся трудно было сдержать слезы умиленія.

Вторымъ по значенію мѣстомъ торжественнаго прославленія новаго угодника Божія, куда отовсюду въ большомъ числѣ стеклись богомольцы, былъ Храмъ-Памятникъ Отцу Іоанну Кронштадтскому въ Ютикѣ (въ 230 миляхъ къ сѣверо-западу отъ Нью-Іорка и въ 25 миляхъ отъ Св. Троицкаго монастыря), при которомъ 10 лѣтъ уже существуетъ Благотворительный Фондъ имени св. прав. отца Іоанна Кронштадтскаго, поставившій себѣ задачей духовную и матеріальную помощь нуждающимся въ память нашего великаго всероссійскаго праведника-благотворителя и насчитывающій уже около 1.000 членовъ. Торжество прославленія тамъ, начатое въ субботу въ 6 час. вечера, при громадномъ скопленіи молящихся, закончилось въ воскресеніе къ 11 часамъ вечера, оставивъ у всѣхъ участниковъ его неизгладимое впечатлѣніе.

Какъ свидѣтельствуютъ получаемыя нами многочисленныя письма, вездѣ, во всѣхъ концахъ русскаго разсѣянія, торжество это вызвало необыкновенный подъемъ духа. Были случаи чудеснаго обновленія лика о. Іоанна на его старыхъ фотографическихъ изображеніяхъ, самъ собою являлся свѣтлый нимбъ вокругъ его головы, который излучалъ какъ бы сіяніе ко дню его прославленія. Но что самое главное — зажглись сердца многихъ, доселѣ почти равнодушныхъ къ нашей вѣрѣ и Церкви, возникъ усиленный интересъ къ личности отца Іоанна, что выразилось въ увеличившемся спросѣ на книги о немъ. «Моя Жизнь во Христѣ», изданная двукратно Фондомъ о. Іоанна въ Ютикѣ и Св.-Троицкимъ Монастыремъ, вся полностью разошлась, и требуется уже второе изданіе. А когда ее издавали, не было никакой увѣренности, что она окупится! Съ нетерпѣніемъ всѣ ожидаютъ выпуска въ свѣтъ новой книги объ о. Іоаннѣ, издаваемой Фондомъ его имени: «Пастырскій вѣнокъ дорогому батюшкѣ о. Іоанну».

Все это такъ, и все это весьма отрадно и утѣшительно.

Но это еще —  н е   в с ё!

Кого мы дѣйствительно и нелицемѣрно любимъ, кого глубоко чтимъ и уважаемъ, кто для насъ является безусловнымъ авторитетомъ, — къ голосу того мы должны внимательно прислушиваться, завѣты его должны хранить и совѣты исполнять. Тѣмъ болѣе, — если это лицо, запечатлѣнное высшимъ Божественнымъ авторитетомъ. А вѣдь таковъ именно нашъ великій, только что нами прославленный праведникъ — не просто высоко-уважаемый пастырь, но и надѣленный подлиннымъ пророческимъ даромъ прозорливецъ и чудотворецъ. Если мы не одними лишь устами, но и всей душой пѣли ему величаніе, какъ Святому Угоднику Божію, то какъ же намъ не слушать его, не исполнять того, чему онъ насъ училъ?!

А чему онъ насъ училъ?

Вотъ, прежде всего, чтó самое главное:

«Братіе, други! Любите Церковь: въ Церкви — ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестаннымъ ключемъ изъ приснотекущаго источника Духа Святаго, — вашъ миръ, ваше очищеніе, освященіе, исцѣленіе, утѣшеніе, ваша сила, помощь, ваша слава — въ ней всѣ высочайшіе вѣчные интересы человѣка. О, какое благо — Церковь!.. О, вѣруйте, вѣруйте не словами только, но дѣлами — во Святую, Соборную, Апостольскую Церковь, или общество спасаемыхъ во Христѣ, украшаясь всякой добродѣтелью» («Мысли о Церкви» стр. 20).

Не пора ли кое-кому пересмотрѣть свое отношеніе къ Церкви, слыша этотъ призывъ св. отца нашего Іоанна? — перестать критиковать Церковь и писать для нея свои собственные законы, диктуемые нравами своего развращеннаго сердца?

Но, конечно, все сказанное о. Іоанномъ о Церкви, относится къ   и с т и н н о й   Церкви — Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви, основанной Христомъ-Спасителемъ, ни въ чемъ не отступившей отъ Его ученія, — Церкви   П р а в о с л а в н о й.   А въ наше время приходится еще добавить — не только называющейся «праславной», но и являющейся таковой на дѣлѣ.

Истинная Церковь, по словамъ о. Іоанна, есть та, «которая ежедневно и непрестанно истребляетъ въ человѣкѣ вѣрующемъ всегубительный грѣхъ, очищаетъ его, освящаетъ, просвѣщаетъ, обновляетъ, оживляетъ, укрѣпляетъ, а не та, которая производитъ вражду, преслѣдованія, пытки, казни (римо-католическая) или которая приводитъ къ лжемудрованію, къ господству растлѣннаго разума надъ Божественнымъ Откровеніемъ, къ отверженію іерархіи, таинствъ, постовъ... которая пресѣкла дерзновенно и нагло связь съ «церковью первородныхъ, на небесѣхъ написанныхъ» (Евр. 12, 23)... прервала связь съ умершими и считаетъ молитвы ихъ за нихъ недѣйствительными (протестатизмъ)» (тамъ же, стр. 30-31).

Въ нашъ вѣкъ необыкновеннаго шатанія въ вѣрѣ, такъ называемаго «экуменизма», такъ важно получше ознакомиться съ замѣчательными мыслями нашего великаго праведника о губительной лжи римскаго католицизма, выдумавшаго, по его словамъ, «самое вредное дѣло въ христіанствѣ — главенство человѣка въ церкви (папы) и его мнимую непогрѣшимость», а также и протестантизма, представляющаго собою «дерзкій разрывъ со Вселенскою Церковью и Ея Главою Христомъ — самочинное сборище, прикрывающееся именемъ «церкви очищенной, реформированной», а въ дѣйствительности являющаго собою «отверженіе вѣры и поблажку чувственности» (см. тамъ же стр. 44 и 38).

А намъ, православнымъ русскимъ людямъ, если мы дѣйствительно, а не на словахъ только, чтимъ нашего великаго всероссійскаго праведника, молитвенника и чудотворца, котораго только что такъ торжественно прославили, надо внимательно прочесть проповѣди о. Іоанна, произнесенныя имъ въ 1906 и 1907 гг., гдѣ онъ такъ понятно и убѣдительно вскрываетъ внутреннія причины страшной кровавой катастрофы, постигшей нашу Родину-Россію, пророчески грозя гибелью ей за распространившееся въ ней невѣріе, безбожіе и развратъ.

И, вмѣсто того, чтобы продолжать такой же образъ жизни и дальше, навлекая на себя праведное возмездіе Божіе, — вмѣсто того, чтобы, пренебрегая нашей святой вѣрой и Церковью, проводить время въ праздныхъ развлеченіяхъ и, прикрываясь мнимой «благотворительностью» (О, какъ бичевалъ ее нашъ истинный благотворитель о. Іоаннъ!), плясать по субботамъ, — надо намъ внять, наконецъ, его пламенному призыву:

«Обратись къ Богу, Россія, согрѣшившая предъ Нимъ... обратись   в ъ   п л а ч ѣ   и   с л е з а х ъ,   в ъ   в ѣ р ѣ   и   д о б р о д ѣ т е л и.   Больше всѣхъ ты согрѣшила, ибо имѣла и имѣешь у себя неоцѣненное жизненное сокровище — Вѣру Православную съ Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее въ лицѣ твоихъ гордыхъ и лукавыхъ сыновъ и дщерей, мнящихъ себя «образованными» но истинное образованіе, то-есть по образу Божію,   б е з ъ   Ц е р к в и   б ы т ь   н е   м о ж е т ъ».   (см. слово 8 сент. 1906 г.).

Тѣмъ же, кто ищетъ какихъ-то новыхъ путей спасенія Россіи и думаетъ одними человѣческими средствами ее возстановить и возродить, вѣря въ губительный миѳъ «прогресса человѣчества» и создавая разныя политическія партіи, «объединенія» (которыя, какъ показываетъ нашъ печальный опытъ, правильнѣе было бы назвать «разъединеніями»), «комитеты» и организаціи, необходимо было бы принять къ свѣдѣнію и къ исполненію, тотъ единственный разумный и цѣлесообразный совѣтъ, который давалъ въ свое время нашъ великій праведникъ, предупреждая русскій народъ о надвигающейся на него гибели:

«Возвратись, Россія, къ святой, непорочной, спасительной, побѣдоносной вѣрѣ своей и къ Святой Церкви — Матери своей — и будешь побѣдоносна и славна, какъ и въ старое, вѣрующее время. Полно надѣяться на свой кичливый, омраченный разумъ! Борись со всякимъ зломъ даннымъ тебѣ отъ Бога оружіемъ святой вѣры, божественной мудрости и правды, молитвою, благочестіемъ, крестомъ, мужествомъ, преданностью и вѣрностью твоихъ сыновъ». (слово 30 авг. 1906 г.).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 300-306.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0