Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 18 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 32.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Церковное прославленіе приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго (1964 г.).
Къ чему оно насъ обязываетъ?

Итакъ, вожделѣнная радость многихъ и многихъ тысячъ вѣрующихъ сердецъ уже на порогѣ своего полнаго осуществленія: въ воскресенье 19-го октября по нашему православному календарю (1 ноября по нов. ст.) состоится торжественное церковное прославленіе величайшаго праведника нашихъ временъ — всероссійскаго пастыря, молитвенника и чудотворца приснопамятнаго Отца Іоанна Кронштадтскаго.

Радуйтесь и веселитесь, православные русскіе люди и воздайте хвалу Богу, дивному во святыхъ Своихъ!

Умолкните, всѣ хулители Святой Руси, всѣ противники и враги Святого Православія!

Вѣдь о. Іоаннъ — плоть отъ плоти и кровь отъ крови той Святой Руси, которая жила и дышала Святымъ Православіемъ. Вмѣстѣ съ молокомъ своей простой, но благочестивой матери онъ отъ раннихъ младенческихъ лѣтъ впиталъ въ себя духъ истиннаго православнаго благочестія. Такой же простой, но благочестивый отецъ — дьячекъ, постоянно беря маленькаго Ваню въ церковь, заложилъ въ немъ съ самаго ранняго дѣтства твердыя основы настоящей православной церковности — любовь къ храму Божію и къ совершаемому въ немъ дивному, несравненному православному богослуженію. Настоящая, духовно-здоровая, трезвенная   п р а в о с л а в н а я   молитва — молитва домашняя и молитва церковная — вотъ та духовная атмосфера, въ которой получилъ свое воспитаніе будущій великій Кронштадтскій пастырь!

Вотъ откуда — все величіе и слава нашего дивнаго всероссійскаго праведника, сколько-нибудь подобнаго которому никого не являлось на Западѣ со времени его отпаденія отъ Православія: вотъ что доставило ему міровую извѣстность и заставило преклоняться передъ нимъ многихъ и многихъ иностранцевъ и иновѣрцевъ, испытавшихъ на себѣ чудотворную силу его молитвъ, или только слышавшихъ о немъ отъ другихъ и читавшихъ его вдохновенныя письменныя творенія, кои удостоились даже перевода на иностранные языки.

Дальнѣйшее самовоспитаніе и образованіе въ духѣ Православія, полученное о. Іоанномъ въ нашихъ русскихъ православныхъ духовныхъ школахъ — духовномъ училищѣ, Архангельской Духовной Семинаріи и С.-Петербургской Духовной Академіи довершили дѣло благочестивыхъ родителей и создали законченный обликъ того исключительной силы духа истиннаго,   д о б р а г о   пастыря, какимъ о. Іоаннъ съ самаго начала выступилъ на свое пастырское дѣланіе, среди, казалось бы, самыхъ неблагопріятныхъ условій въ Кронштадтѣ, населенномъ людьми, въ огромномъ большинствѣ, индифферентными къ вѣрѣ и морально-опустившимися «подонками общества».

Отецъ Іоаннъ —  н а ш ъ,   настоящій православный русскій пастырь, настоящій православный русскій   «б а т ю ш к а»:   именно отсюда — его величіе и слава, и этимъ-то онъ особенно близокъ и дорогъ намъ, православнымъ русскимъ людямъ, не отрекшимся отъ великихъ духовныхъ сокровищъ нашей Святой Православной Вѣры и отъ славнаго прошлаго нашей Родины — Святой Руси!

Потому-то такъ особенно свѣтло и радостно для насъ, какъ вторая Пасха, предстоящее великое торжество его церковнаго прославленія!

Святый праведный отецъ нашъ Іоаннъ, Кронштадтскій Чудотворецъ, какъ отнынѣ мы будемъ именовать его въ церковномъ богослуженіи, — яркое свидѣтельство того, что   ж и в а   и   д ѣ й с т в е н н а,   исповѣдуемая нами св. Православная Вѣра, которую такъ любилъ нашъ великій праведникъ, со умиленіемъ неоднократно восклицавшій: «О, чудное, животворное, божественное православіе! Я вижу свѣтлый образъ твой!»...

Русскій «до мозга костей», если можно такъ выразиться, святый праведный отецъ нашъ Іоаннъ, вмѣстѣ съ тѣмъ, въ самомъ себѣ являетъ намъ всю ни съ чѣмъ болѣе несравнимую возвышенную красоту, величіе и славу той Святой Руси, отпрыскомъ которой онъ былъ, и указываетъ намъ единственно-правильные пути къ ея возрожденію.

Если мы признаёмъ святость о. Іоанна, въ которой невозможно сомнѣваться, ибо она засвидѣтельствована безчисленными чудесами, да и вся необыкновенная жизнь его чудесна, если мы по-настоящему, нелицемѣрно чтимъ его, то мы должны съ глубочайшимъ вниманіемъ и благоговѣніемъ относиться къ его словамъ, къ его ученію.

Вотъ чтó говорилъ о. Іоаннъ о сравнительномъ достоинствѣ Православія и инославія — слова какъ бы прямо обращенныя къ современнымъ русскимъ «экуменистамъ», готовымъ такъ легко продать свою вѣру, промѣнять ее на современныя модныя фальшивыя цѣнности сомнительныхъ «объединительныхъ» религіозныхъ теченій:

«Ни одно исповѣданіе христіанской вѣры, кромѣ православнаго, не можетъ привести христіанина къ совершенству христіанской жизни или святости и къ совершенному очищенію грѣховъ... потому что другія исповѣданія неправославныя «содержатъ истину въ неправдѣ» (Рим. 1, 18), примѣшали ложь и суемудріе къ истинѣ и не обладаютъ тѣми богодарованными средствами къ очищенію, освященію, возрожденію, обновленію, коими обладаетъ Православная Церковь» («Мысли о Церкви» стр. 13-14).

«В н ѣ   Ц е р к в и   (Православной)   н ѣ т ъ   с п а с е н і я,   н ѣ т ъ   д у х а   б л а г о д а т и»   (тамъ же, стр. 8).

«Множество существуетъ отдѣльныхъ вѣроисповѣданій христіанства, съ различнымъ устройствомъ внѣшнимъ и внутреннимъ, съ различными мнѣніями и ученіями, нерѣдко противными Божественной Истинѣ Евангелія и ученію Св. Апостоловъ, Вселенскихъ и Помѣстныхъ Соборовъ и Святыхъ Отецъ. Нельзя считать ихъ всѣ за истинныя и спасительныя:   б е з р а з л и ч і е   в ъ   в ѣ р ѣ,   и л и   п р и з н а н і е   в с я к о й   в ѣ р ы   з а   о д и н а к о в о   с п а с и т е л ь н у ю,   в е д е т ъ   к ъ   б е з в ѣ р і ю   и л и   о х л а ж д е н і ю   к ъ   в ѣ р ѣ...  с т р о г о   д е р ж и с ь   е д и н о й   и с т и н н о й   в ѣ р ы   и   Ц е р к в и!»   (стр. 38).

А какъ ясно, хорошо, понятно и убѣдительно вскрываетъ о. Іоаннъ въ своихъ замѣчательныхъ «Мысляхъ о Церкви»   л о ж ь   римскаго католицизма и протестантизма — это теперь особенно важно и необходимо каждому православному русскому человѣку самымъ внимательнымъ образомъ прочесть и принять къ свѣдѣнію.

Чрезвычайно много цѣннѣйшаго наставительнаго и вразумительнаго матеріала для себя найдутъ въ словахъ и поученіяхъ о. Іоанна и наши русскіе націоналисты, ревнующіе о спасеніи и возстановленіи нашей несчастной Родины — Россіи.

Будучи дѣйствительно «пастыремъ добрымъ», о. Іоаннъ не переставалъ болѣть душою и скорбѣть о духовныхъ недугахъ современнаго ему русскаго общества, видя, какъ далеко отошло оно отъ истинной вѣры въ Бога, отъ евангельскихъ завѣтовъ Христа-Спасителя и отъ своей Матери-Церкви. Въ этомъ онъ видѣлъ страшную угрозу для всего русскаго народа — и не только для частной, но и для общественной и государственной его жизни. Съ великой горечью многократно говорилъ о. Іоаннъ о тѣхъ русскихъ людяхъ, которые забываютъ, что «настоящая жизнь наша есть изгнанничество» и что «мы всѣ должны усиленно стремиться чрезъ покаяніе и дѣла, достойныя покаянія, къ своему (небесному) отечеству. Скорбѣлъ онъ о тѣхъ, которые предаются «удовольствіямъ въ театрѣ, на вечерахъ, когда рисуются въ нарядныхъ одеждахъ и уборахъ, когда предаются наслажденію чрева, кружатся въ веселыхъ танцахъ, разъѣзжаютъ въ великолѣпныхъ экипажахъ и проч.». Онъ напоминалъ такимъ, что они находятся въ «большой опасности потерять вѣчную жизнь», особенно если они «живутъ нерадиво, не творятъ дѣлъ, достойныхъ покаянія». Вѣдь надъ всѣми нами, училъ о. Іоаннъ, тяготѣетъ «гнѣвъ Божій».

«Удивительная болѣзнь явилась нынче», говорилъ онъ въ своей бесѣдѣ съ сопастырями въ г. Сарапулѣ: «это страсть къ развлеченіямъ. Никогда не было такой потребности къ развлеченіямъ, какъ нынче. Это показатель того, что людямъ нечѣмъ стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудомъ на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И мѣняютъ глубину и содержаніе духовной жизни на развлеченія! Какое безуміе! Точно дѣти, лишенныя разума! А между тѣмъ, развлеченія — это уже общественный порокъ, общественная страсть!»

Вотъ такая пустая, легкомысленная жизнь съ исканіемъ однихъ удовольствій, развлеченій и наслажденій, и привела, по мысли о. Іоанна, къ обезцерковленію русской жизни, къ отходу русскихъ людей отъ вѣры и Церкви, а это, въ свою очередь, привело Россію и русскій народъ къ страшной кровавой катастрофѣ безбожнаго большевизма.

«Мы имѣли счастіе», такъ говорилъ о. Іоаннъ въ своемъ словѣ 5 октября 1906 г.: «родиться и креститься въ Царствѣ Христовомъ — въ Церкви Православной, и призваны быть наслѣдниками Царствія Небеснаго, но множество изъ народа русскаго интеллигентнаго отреклись отъ Христа и Церкви Его, захотѣли управляться сами собой, жить по своей безразсудной волѣ... и сами стремятся и Россію влекутъ къ гибели».

«Какъ хитеръ и лукавъ сатана!» — восклицаетъ онъ въ другомъ своемъ словѣ въ томъ же году: «чтобы погубить Россію, онъ раздулъ въ ней безвѣріе и развратъ чрезъ злонамѣренныхъ писателей и учителей, чрезъ русскія среднія и высшія школы и чрезъ такъ называемую интеллигенцію. На почвѣ безвѣрія, слабодушія, малодушія, безнравственности совершается распаденіе государства. Безъ насажденія вѣры и страха Божія въ населеніи Россіи она не можетъ устоять».

И спустя годъ грозно прорекаетъ:

«Царство Русское колеблется, шатается,   б л и з к о   к ъ   п а д е н і ю».   Отчего? — «Оттого, что оно сошло съ твердой и непоколебимой   о с н о в ы   и с т и н н о й   в ѣ р ы...»

Множество и другихъ мѣстъ мы находимъ въ пламенныхъ словахъ нашего великаго праведника, прозорливца и чудотворца, гдѣ онъ, обличая русскій народъ за богоотступничество, за отходъ отъ Церкви Православной, предрекаетъ надвигающуюся на него страшную кару Божію.

И вотъ все это, какъ мы видимъ, исполнилось!

Прозрѣвая своими прозорливыми очами всѣ тѣ ужасы, которые въ дѣйствительности и постигли Россію, не внявшую призывамъ своего великаго пастыря, о. Іоаннъ высказываетъ даже мысль, что «повидимому, скоро наступитъ день втораго пришествія Христова, — ибо   н а с т у п и л о   предсказанное въ Писаніи   о т с т у п л е н і е   о т ъ   в ѣ р ы»   («Апостасія») (Слово на Недѣлю Крестопоклонную 5 марта 1906 г.). «Христосъ вновь придетъ, но придетъ уже не спасать, а судить изолгавшійся и обезумѣвшій отъ невѣрія міръ и — страшенъ будетъ судъ Его хулителямъ Его»... (30 ноября 1906 г.).

Слышите, возлюбленные о Господѣ братіе и сестры, чтó говорилъ прославляемый нынѣ нами великій праведникъ! Да сомкнутся же уста тѣхъ, кто думаютъ и утверждаютъ иначе!

Радуясь и духовно ликуя въ наступающій день торжественнаго церковнаго прославленія нашего дивнаго прозорливаго праведника, молитвенника и чудотворца, мы естественно должны приводить себѣ на память все то, чему училъ, къ чему призывалъ онъ насъ, православныхъ русскихъ людей. И вмѣсто того, чтобы создавать всевозможныя общественныя и политическія организаціи, наивно воображая, будто они, сами по себѣ, принесутъ какую-то пользу и помогутъ спасти Россію, вмѣсто того, чтобы строить разные, зачастую фантастическіе чисто-земные планы, вмѣсто того, чтобы безъ конца ссориться и враждовать другъ съ другомъ, расходясь во взглядахъ или, просто (что еще хуже!) — изъ-за оскорбленнаго честолюбія или неудовлетвореннаго властолюбія и корыстолюбія, — подумать лучше о томъ, что всѣ мы сейчасъ находимся на краю гибели, и навѣрное погибнемъ, если не образумимся и не послѣдуемъ, хотя бы теперь, пламенному призыву о. Іоанна:

«Доколѣ еще не поздно, обратитесь всѣ невѣрующіе къ вѣрѣ, къ покаянію, въ слезахъ и сокрушеніи сердца. Не опоздалъ бы кто! Можетъ быть, завтра же послѣдуетъ тебѣ, человѣкъ,   с у д ъ   Т в о р ц а!»   (Слово 15 апрѣля 1907 г.)

Святый праведный Отче нашъ Іоанне, моли Бога о насъ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 294-300.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0