Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
«Христосъ Воскресе!»

Пасха, Господня Пасха!.. О Пасха! избавленіе скорби…

«Аще кто благочестивъ и боголюбивъ, да насладится сего добраго и свѣтлаго торжества»... такъ вдохновенно взываетъ къ намъ, христіанамъ, въ нынѣшній великій и свѣтоносный день Пасхи Господней нашъ прославленный витія златословесный вселенскій учитель и святитель Іоаннъ, Архіепископъ стольнаго града св. Константина.

И воистину «доброе и свѣтлое торжество» — этотъ дивный, величественный и такой для насъ радостный «праздниковъ праздникъ» — день Свѣтлаго Воскресенія Христова!

Какое изумительное по своей духовной силѣ и возвышенной небесной красотѣ, ни съ чѣмъ больше на землѣ не сравнимое, Богослуженіе совершается въ эту «священную, всепразднственную и спасительную нощь» въ нашихъ православно-христіанскихъ храмахъ — и именно   т о л ь к о   у насъ, православныхъ, и   б о л ь ш е   н и г д ѣ.

Какое ликованіе, какой священный восторгъ въ сердцахъ всѣхъ искренне-вѣрующихъ!

А какія захватывающія, возвышающія душу, укрѣпляющія вѣру, плѣняющія сердце и такъ убѣдительно дѣйствующія на волю слова въ этихъ исключительно-прекрасныхъ пасхальныхъ пѣснопѣніяхъ:

«Смерти празднуемъ умерщвленіе, адово разрушеніе, иного житія вѣчнаго начало, и играюще поемъ Виновнаго, Единаго благословеннаго отцевъ Бога, и Препрославленнаго!»

Поистинѣ въ этотъ пресвѣтлый день «вся исполнишася свѣта, небо же и земля и преисподняя» и не можетъ не праздновать «вся тварь востаніе Христово, въ Немже утверждается».

Какъ убо небесамъ достойно не веселиться, земли же не радоваться и не праздновать всему міру видимому и невидимому, когда «Христосъ бо воста веселіе вѣчное?» Вѣдь это — «Пасха, Господня Пасха! Отъ смерти бо къ жизни, и отъ земли къ небеси Христосъ Богъ насъ преведе, побѣдную поющыя».

Вѣдь — «днесь спасеніе міру, яко воскресе Христосъ, яко всесиленъ», а Онъ — наше «правды Солнце, всѣмъ жизнь возсіевающее». Онъ, снизшедъ въ «преисподняя земли», «сокрушилъ вереи вѣчныя» и «отверзлъ намъ райскія двери», Онъ «адову разрушилъ силу и воскреслъ яко побѣдитель», Онъ — «даде намъ  ж и в о т ъ   в ѣ ч н ы й   и   в е л і ю   м и л о с т ь».

Пріобщимся же всѣ мы «Царствія Христова, поюще Его, яко Бога во вѣки»!

Какая это несказанная радость для насъ, что Онъ, Воскресшій Спаситель нашъ, Побѣдитель ада и смерти, «съ нами неложно обѣщался быти до скончанія вѣка»!

И теперь, празднуя каждый разъ этотъ дивный «праздниковъ праздникъ» — «Пасху священную», «Пасху новосвятую», «Пасху таинственную», «Пасху непорочную», «Пасху всечестную», «Пасху великую», «Пасху вѣрныхъ», «Пасху, двери райскія намъ отверзающую», намъ остается только, преисполняясь чувствомъ безпредѣльной благодарности Ему, Спасителю и Искупителю нашему, за все, что Онъ для насъ сдѣлалъ, храня непоколебимую вѣрность Ему и всецѣлую преданность основанной Имъ Святой Церкви, отъ всей глубины души молить Его:

«О Пасха велія и священнѣйшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божій, и Сило! подавай намъ истѣе Тебѣ причащатися въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего!»

Такими мыслями и чувствами естественно преисполняются въ «сей нареченный и святый день» «праздниковъ праздника и торжество торжествъ» всѣ истинно-вѣрующіе православные христіане, если они хотя сколько-нибудь   б л а г о ч е с т и в ы   и   б о г о л ю б и в ы.   Для нихъ радость Святой Пасхи не можетъ сравниться ни съ какой другой радостью на свѣтѣ. И всѣ временныя ихъ скорби земныя какъ бы растворяются въ этой единой всеобъемлющей подлинно-небесной радости.

Ч т ó  — все земное предъ лицомъ вѣчности, а вѣдь эта вѣчность весьма скоро откроется   д л я   к а ж д а г о   изъ насъ:   «с е г о   н и к т о   н е   и з б ѣ ж и т ъ».   И перейдетъ «туда» каждый изъ насъ — или съ этой свѣтлой пасхальной радостью на душѣ — или съ мрачнымъ предвкушеніемъ страшныхъ мукъ адскихъ, все въ зависимости отъ того, былъ ли онъ благочестивъ и боголюбивъ во время своей скоропреходящей земной жизни, или, отвергаясь Бога и благочестія, цѣликомъ отдавался лишь этой суетной, грѣховной, страстной жизни.

А насъ, православныхъ русскихъ людей, этотъ Свѣтлый Праздникъ, кромѣ того, всегда еще заставляетъ невольно обращаться мыслью къ нашей несчастной, страждущей подъ игомъ лютаго безбожія, Родинѣ, ибо вѣдь   н и г д ѣ   и   н и к о г д а   святая Пасха не праздновалась   т а к ъ,   какъ у насъ прежде, въ Православной Россіи. Нигдѣ она и теперь, въ нынѣшнее время, не ощущается и не переживается въ такой   п о л н о й   м ѣ р ѣ,   какъ ощущалась и переживалась тогда тамъ.

Воскреснетъ ли Россія наша?

Но давно, кажется, пора намъ понять, что возможность положительнаго отвѣта на этотъ вопросъ зависитъ всецѣло   о т ъ   н а с ъ   с а м и х ъ:   Россія воскреснетъ   т о л ь к о   т о г д а,   к о г д а   м ы   с а м и,   сыны и дщери ея, сохранивши вѣрность ей, какъ Святой Руси,   в о с к р е с н е м ъ   д у ш а м и   с в о и м и.   Праздными, безпочвенными останутся всѣ наши надежды на воскресеніе Россіи, если мы будемъ оставаться   в с е   т а к и м и   ж е,   какими, по праведному суду Божію, мы потеряли ее, правильнѣе даже сказать:   п о г у б и л и   ее, ибо это   м ы   с а м и,   а не кто-либо другой, въ первую очередь виновны въ гибели нашей Родины. И теперь безсмысленно и неразумно толковать намъ о томъ,   к а к ъ   спасти Россію, если мы сами себя   н е   ж е л а е м ъ   с п а с а т ь:   если мы нисколько не исправляемся, не измѣняемся къ лучшему, если остаемся все такими же   н е   б л а г о ч е с т и в ы м и   и   н е   б о г о л ю б и в ы м и,   а продолжаемъ упорно быть вольнодумцами и самолюбцами, если живемъ, какъ невѣдущіе Бога и Христова Евангелія, въ нравственной нечистотѣ и распутствѣ, если находясь въ чужой странѣ, отказываемся отъ своего православнаго русскаго имени, а думая лишь объ устройствѣ своего земного благополучія, земной карьеры, если, страдая властолюбіемъ, нелѣпымъ чванствомъ и гордынею, понуждающими насъ враждовать другъ съ другомъ по самому ничтожному пустячному поводу, мы не только не хотимъ по-братски, съ любовью, помогать и уступать другъ другу, а клевеща и злобствуя, «другъ друга угрызаемъ и снѣдаемъ», по выраженію Апостола (Гал. 5, 15)

Нѣтъ, нѣтъ и нѣтъ! Идя такими путями, мы никогда не дождемся воскресенія Россіи. Путь къ ея спасенію   о д и н ъ – е д и н с т в е н н ы й,   указываемый намъ въ словахъ и настроеніяхъ радостной пасхальной службы:

«Воскресенія день, и просвѣтимся торжествомъ, и другъ друга обымемъ; рцемъ: "братіе", и ненавидящымъ насъ простимъ вся воскресеніемъ, и тако возопіимъ: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертью смерть поправъ, и сущымъ во гробѣхъ животъ даровавъ».

Вотъ, когда будетъ у всѣхъ насъ, православныхъ русскихъ, въ душахъ нашихъ, такая   н а с т о я щ а я   Пасха, тогда только и можемъ мы надѣяться, что воскреснетъ Россія! А съ нею вмѣстѣ можетъ тогда воскреснуть къ новой жизни и такъ явно гибнущій теперь міръ.

Съ Свѣтлымъ Праздникомъ, дорогіе о Господѣ братіе и сестры:   Х р и с т о с ъ   В о с к р е с е!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 273-277.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0