Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 19 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Сознаемъ ли мы себя православными и дорожимъ ли нашимъ православіемъ?

О, чудное, животворное, Божественное Православіе! Я вижу свѣтлый образъ твой! (о. Іоаннъ Кронштадтскій).

Недѣля Православія! Закончилась первая седмица Великаго Поста, и св. Церковь наша, какъ попечительная мать, ради возбужденія въ насъ духовной бодрости къ дальнѣйшему пощенію, устраиваетъ намъ духовное торжество. Въ первый воскресный день Великаго Поста вспоминается великое и радостное событіе — окончательная побѣда св. Православія надъ послѣдней страшной ересью, колебавшей Церковь: ниспроверженіе иконоборчества и возстановленіе благочестиваго иконопочитанія, каковое событіе имѣло мѣсто въ 842 году по Р. Хр. въ Византійской имперіи при Ѳеодорѣ, «святой и блаженнѣйшей царицѣ» и патріархѣ константинопольскомъ св. Меѳодіи. Съ этимъ воспоминаніемъ соединенъ праздникъ «Торжества Православія» вообще: побѣдное торжество св. православной вѣры надъ всѣми злочестивыми ересями, лжеученіями и расколами...

Какъ прекрасенъ и величествененъ этотъ дивный и глубоко-поучительный, потрясающій души «Чинъ Православія», который долженъ, по церковному установленію, совершаться въ этотъ день во всѣхъ каѳедральныхъ соборахъ, но въ настоящее время такъ рѣдко гдѣ совершается, а если гдѣ и совершается, то часто   т о л ь к о   въ качествѣ архаическаго обряда, безъ настоящаго переживанія всей его внутренней силы и значенія!

Да! такъ мало осталось теперь людей, даже изъ числа именующихъ себя «православными», которые способны по достоинству оцѣнить все величіе празднуемаго въ этотъ день славнаго событія. Еще меньше такихъ, которые хорошо знаютъ свою св. православную вѣру, сознаютъ все великое значеніе своей принадлежности къ ней и дорожатъ ею, какъ своимъ величайшимъ сокровищемъ.

Для большинства современныхъ людей, въ томъ числѣ и формально числящихся «православными», Православіе — это не больше, какъ   о д н о   и з ъ   м н о г и х ъ   существующихъ въ мірѣ вѣроисповѣданій, равнозначущее, а потому и равноправное со всѣми другими.

Но это представленіе — наивно-примитивное и глубоко-ошибочное, недостойное серьезнаго, мыслящаго и сознательно-относящагося къ вопросамъ вѣры человѣка. Пущено же оно въ обиходъ — для насъ не можетъ быть въ этомъ никакого сомнѣнія —  з л о н а м ѣ р е н н о   врагами истинной вѣры въ Бога, желающими постепенно и непримѣтно отнять отъ людей вѣру въ духовный міръ вообще, вѣру въ ожидающую ихъ будущую вѣчную жизнь, лишить всѣхъ людей подлинной духовной жизни и обратить ихъ въ обыкновенныхъ животныхъ, привязанныхъ лишь къ временной земной жизни и ко всему временному, скоропреходящему, земному. Дабы понять и по достоинству оцѣнить,   ч т о   т а к о е   Православіе, надо обратиться къ безпристрастной исторіи, основательно и глубоко (а не только поверхностнымъ, внѣшнимъ образомъ) познакомиться съ исторіей Церкви и не однимъ лишь умомъ, а и вѣрующимъ сердцемъ, сосредоточенно вникнуть въ теченіе ея событій.

Совершивъ Свое великое дѣло искупленія человѣчества, Господь Іисусъ Христось основалъ на землѣ Церковь Свою, въ которую, какъ въ нѣкую сокровищницу, ло выраженію свв. Отцевъ, вложилъ все, что необходимо для спасенія. Съ той поры, каждый, органически принадлежащій къ Церкви, сознающій себя членомъ ея, искренно исповѣдающій ея ученіе и стремяшійся жить, согласно всѣмъ ея установленіямъ,   с п а с а е т с я,   то-есть избѣгаетъ власти врага человѣческаго рода — діавола и усвояется Христу-Спасителю, дѣлаясь наслѣдникомъ и причастникомъ Его вѣчнаго блаженнаго Царствія. По прекрасному образному выраженію свв. Отцевъ, Церковь Христова — это подобіе Ноева ковчега, который спасаетъ всѣхъ находящихся въ немъ отъ потопленія въ волнахъ житейскаго моря.

Само собою понятно, что такое учрежденіе крайне непріятно врагу нашего спасенія, и онъ всячески ополчается на Церковь, стремясь ее уничтожить. Вся исторія человѣчества за послѣдніе 20 вѣковъ — это и есть, въ сущности, не что иное, какъ непрерывная цѣпь гоненій на истинную Церковь Христову, только въ самыхъ разнообразныхъ видахъ. Въ самомъ началѣ врагъ открыто возсталъ на Церковь и пытался путемъ яростной кровавой борьбы, употребляя, какъ орудіе, іудеевъ, а затѣмъ и язычниковъ, физически истребить всѣхъ христіанъ. Когда это ему не удалось, и вѣра Христова въ IV вѣкѣ при императорѣ Константинѣ Великомъ одержала побѣду надъ своими гонителями, тогда врагъ воздвигъ на нее еще болѣе опасное гоненіе — гоненіе   в н у т р е н н е е,   со стороны разныхъ лжеучителей, пытавшихся   и з в р а т и т ь   чистое Божественное ученіе христіанской вѣры примѣсью   р а з н ы х ъ   ч е л о в ѣ ч е с к и х ъ   в ы м ы с л о в ъ,   дабы такимъ образомъ,   п о д о р в а т ь   его животворную, спасительную силу и тѣмъ сдѣлать его бездѣйственнымъ.

Такъ появились   е р е с и,   стали возникать между христіанами разногласія, раздѣленія и расколы, чего не должно и не могло было быть въ основанной Христомъ-Спасителемъ   е д и н о й   Церкви, ибо Онъ отнюдь не основывалъ   м н о ж е с т в а   разныхъ церквей и исповѣданій, а только   о д н у   Ц е р к о в ь,   и въ Своей первосвященнической молитвѣ Самъ молился Богу-Отцу о сохраненіи въ ней этого единства   н а в с е г д а:   «да вси   е д и н о   будутъ: якоже Ты, Отче, во Мнѣ, и Азъ въ Тебѣ, да и тіи въ насъ   е д и н о   будутъ» (Іоан. 17, 21). Равнымъ образомъ, и свв. Апостолы болѣе всего заботились объ этомъ   е д и н с т в ѣ   вѣрующихъ. «Молю же вы, братіе», пишетъ св. Апостолъ Павелъ Римлянамъ: «блюдитеся отъ творящихъ распри и раздоры, кромѣ ученія, емуже вы научистеся, и уклонитеся отъ нихъ» (Рим. 16, 17). Въ посланіи къ Ефессянамъ онъ же пишетъ: «Молю вы достойно ходити званія, въ неже звани бысте, со всякимъ смиренномудріемъ и кротостью, съ долготерпѣніемъ, терпяще другъ другу любовію, тщащеся блюсти   е д и н е н і е   д у х а   въ союзѣ мира. Едино тѣло, единъ духъ, якоже и звани бысте во единѣмъ упованіи званія вашего: единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе, единъ Богъ и Отецъ всѣхъ» (Ефес. 4, 1-5). Въ посланіи къ Филиппійцамъ онъ же убѣждаетъ христіанъ: «Имѣйте   о д н ѣ   мысли, имѣйте ту же любовь, будьте   е д и н о душны и   е д и н о мысленны» (Флп. 2, 2).

Уже изъ этихъ немногихъ изреченій Слова Божія ясно, что   и с т и н н а я   Церковь Христова главнымъ своимъ признакомъ имѣетъ внутреннее   е д и н с т в о,   и   о н а   м о ж е т ъ   б ы т ь   т о л ь к о   о д н а.

Вотъ прчему, когда стали появляться ереси, или лжеученія, нарушавшія это единство Церкви, Святые Отцы стали съѣзжаться на   С о б о р ы,   какъ Помѣстные, такъ и Вселенскіе, на которыхъ разоблачали эти ереси и осуждали лжеучителей-еретиковъ, нарушавшихъ единство Церкви, провозглашая во всеуслышаніе истинное, неповрежденное ученіе христіанской вѣры — ученіе   п р а в о с л а в н о е.   Именно съ тѣхъ поръ (съ IV столѣтія, когда былъ 1-й Вселенскій Соборъ, осудившій ересь Арія) христіане, исповѣдывавшіе истинное ученіе вѣры, въ отличіе отъ еретиковъ, стали называться   п р а в о с л а в н ы м и.

Слѣдовательно, Православіе это есть не что иное, какъ сохраненное въ совершенной чистотѣ и неповрежденности подлинное ученіе Христово о вѣрѣ и благочестіи, изложенное святыми Апостолами въ Священномъ Писаніи, разъясненное и тщательно истолкованное ихъ преемниками — Мужами Апостольскими и Святыми Отцами въ Священномъ Преданіи. Это Священное Писаніе и это Священное Преданіе,   б е з ъ   к а к и х ъ   б ы   т о   н и   б ы л о   и с к а ж е н і й,   и з в р а щ е н і й   и   п р и б а в л е н і й,   с в я т о   и   н е и з м ѣ н н о   хранится въ нашей Восточной Греко-Каѳолической Церкви, которая, поэтому, по всей справедливости, и именуется доселѣ   Ц е р к о в ь ю   П р а в о с л а в н о й.

Отъ нея въ XI столѣтіи отдѣлилась Западная Римская Церковь, введшая у себя цѣлый рядъ новшествъ и продолжавшая затѣмъ вводить ихъ все больше и больше, тѣмъ самымъ все далѣе и далѣе отходя отъ истиннаго Православія; а въ XVI столѣтіи отъ этой Римской Церкви, въ свою очередь, отдѣлились такъ называемые «протестанты», постепенно разбившіеся на множество отдѣльныхъ разныхъ сектъ, изъ коихъ нѣкоторыя такъ далеко отошли отъ Православія, что стали отвергать даже самыя основныя истины христіанской вѣры, какъ догматъ Святой Троицы, Божество Господа Іисуса Христа и т. д.

Многія изъ такихъ сектъ появились совсѣмъ недавно — уже въ XIX и XX вѣкахъ.

Какъ же можно все это ставить   н а   о д н у   с т у п е н ь   съ Единой Святой Соборной Апостольской Церковью, которая вотъ уже почти 20 вѣковъ остается   н е и з м ѣ н н о й,   ведя свое начало отъ Самого Своего Божеcтвеннаго Основателя Господа Іисуса Христа и Его учениковъ — св. Апостоловъ — Церковью   П р а в о с л а в н о й?

И какъ можно такъ лживо утверждать, будто эта неизмѣнно-хранившая апостольское и отеческое   п р а в о с л а в н о - христіанское ученіе о вѣрѣ и благочестіи истинная Христова Церковь тоже чѣмъ-то   п о в и н н а   въ отпаденіи отъ нея людей, исказившихъ и извратившихъ, по своему человѣческому суемудрію, это истинное христіанское ученіе?

Еще болѣе нелѣпо утвержденіе, будто главной причиной этихъ отпаденій отъ единой истинной Церкви — Церкви Православной — явилась какая-то «вражда» или «недоброжелательство», «недостатокъ любви и христіанскаго смиренія» ...у   н а с ъ,   п р а в о с л а в н ы х ъ  …и что теперь эту вражду надо «забыть» и, не обращая вниманія на введенныя у отпавшихъ лжеученія, соединиться съ ними.

О, съ какой бы радостью, подлинно пасхальной радостью, приняли бы мы въ свои братскія объятія и всѣхъ римо-католиковъ и всѣхъ протестантовъ и сектантовъ, если бы они искренно оставили свои заблужденія, отказались бы отъ своихъ новшествъ и лжеученій и приняли бы чистое и неповрежденное исповѣданіе Православно-христіанской вѣры — такой, какой ее проповѣдывали св. Апостолы Христовы, ихъ непосредственные преемники Мужи Апостольскіе и великіе богоносные Отцы первыхъ вѣковъ христіанства — эти подлинные «Свѣтила на земли»!

О какой бы тогда еще «враждѣ» и «зложелательствѣ» могла бы идти рѣчь?!

Эту мнимую «вражду» и «зложелательство», «недостатокъ любви и христіанскаго смиренія» тоже   з л о н а м ѣ р е н н о   приписываютъ намъ, православнымъ, все тѣ же   в р а г и   н а ш е й   с в.   в ѣ р ы,   которые стремятся отпавшихъ оставить въ ихъ заблужденіи, а насъ — отвести отъ истиннаго животворнаго ученія Христова, заставить насъ   п р е н е б р е ч ь   его Истиной, отказаться отъ твердаго и непреклоннаго исповѣданія Истины.

А вѣдь эта   И с т и н а  —  в с е г о   д о р о ж е   н а   с в ѣ т ѣ!

Вѣдь это   т а   Истина, которую принесъ намъ на землю для нашего спасенія Самъ Воплотившійся Единородный Сынъ Божій, и о которой Онъ сказалъ на судѣ Пилату: «Азъ на сіе родихся и на сіе пріидохъ въ міръ,   д а   с в и д ѣ т е л ь с т в у ю   и с т и н у,   и всякъ, иже есть отъ истины, послушаетъ гласа Моего» (Іоан. 18, 37).

Какъ же мы можемъ пренебречь этой Истиной во имя какой-то мнимой «любви» къ отпавшимъ отъ этой Истины? во имя какого-то искусственно-создаваемаго «единенія» съ тѣми, которые не желаютъ исповѣдывать эту Истину во всей ея чистотѣ и неповрежденности?

Чтó бы сказалъ тогда о насъ великій проповѣдникъ этой Истины возлюбленный ученикъ Христовъ св. Іоаннъ Богословъ, писавшій въ своихъ посланіяхъ къ христіанамъ: «для меня нѣтъ больше радости, какъ слышать, что дѣти мои ходятъ въ истинѣ» (3 Іоан. 4)?

И какъ чудовищно-несправедливо приписывать намъ, ревнителямъ св. Православія, какую-то фантастическую «вражду» или «злобу» къ римо-католикамъ или протестантамъ и сектантамъ —  т о л ь к о   з а   т о,   что мы болѣе всего на свѣтѣ   д о р о ж и м ъ   П р а в о с л а в н о й   И с т и н о й   и хотѣли бы навсегда сохранить неизмѣнную вѣрность ей!

А вотъ современные «горе-христіане», обвиняющіе насъ въ этомъ, сами весьма и весьма грѣшатъ, желая представить себя   б о л ѣ е   л ю б в е о б и л ь н ы м и,   чѣмъ тотъ же великій «Апостолъ любви», такъ наставляющій христіанъ: «кто приходитъ къ вамъ и не приноситъ сего ученія (то-есть проповѣданнаго св. Апостоломъ православнаго ученія), того не принимайте въ домъ и не привѣтствуйте его» (2 Іоан. 10). Великій же «Апостолъ языковъ», болѣе всѣхъ потрудившійся въ проповѣди Евангелія всему міру, ясно учитъ: «еретика, послѣ перваго и втораго вразумленія, отвращайся» (Тит. 3, 10).

Почему же вдругъ теперь, на двадцатомъ вѣкѣ христіанской эры, эти наставленія не только многими рядовыми христіанами, но и пастырями, въ томъ числѣ и занимающими высокое іерархическое положеніе, стали почитаться   п о т е р я в ш и м и   с в о ю   с и л у   и   з н а ч е н і е?

Страшно сказать, но не потому ли, что они сами въ душѣ стали уже отступниками отъ Православной Христіанской Истины?.. что Истина Христова, чистая и неповрежденная, уже не дорогá ихъ сердцу?.. что они уже не руководятся въ своей жизни, въ своихъ дѣйcтвіяхъ и поступкахъ этой святой Истиной?.. что они ведутъ какую-то, вполнѣ чуждую истинной Церкви Христовой и великаго дѣла спасенія душъ вѣрующихъ,   т е м н у ю   политику, диктуемую имъ «кѣмъ-то»   с о - в н ѣ?..   и что эта «политика» ставитъ своей конечной цѣлью   у п р а з д н е н і е   и с т и н н а г о   х р и с т і а н с т в а   н а   з е м л ѣ,   съ подмѣной его лже-христіанствомъ, подъ обманчиво-благовидной внѣшностью котораго скрывается   п р о с т о   б е з б о ж і е,   легко переходящее и въ   я в н о е   б о г о б о р ч е с т в о,   наглядный примѣръ чего мы видѣли на нашей несчастной Родинѣ?..

Вотъ, въ какія жуткія времена мы живемъ!

Отдаемъ ли мы всѣ, православные русскіе люди, ясный отчетъ себѣ въ этомъ?

Сознаёмъ ли мы себя дѣйствительно православными и дорожимъ ли мы нашимъ св. Православіемъ   п о - н а с т о я щ е м у?

Вѣдь для того, чтобы быть дѣйствительно православными, мало только числиться таковыми, мало и въ церковь ходить, мало и свои повинности приходскія отбывать — надо, какъ учитъ великій святитель нашъ Тихонъ Задонскій, православно мыслить, православно чувствовать и   п р а в о с л а в н о   ж и т ь.

А для этого надо, прежде всего,   з н а т ь   свое св. Православіе и всѣмъ своимъ сердцемъ   л ю б и т ь   е г о.

Увы!   к а к ъ   м а л о   такихъ русскихъ людей!

Огромное большинство вѣдь думаеть, что вся разница между св. Православіемъ и неправославными исповѣданіями заключается   т о л ь к о   в ъ   о б р я д а х ъ,   а такъ какъ «обряды — вещь второстепенная», то «все равно къ какому вѣроисповѣданію принадлежать, — лишь бы вѣровать въ Бога и быть хорошимъ человѣкомъ».

Вотъ такое-то наивное разсужденіе и привело насъ къ отступленію отъ Православія, а отступленіе отъ Православія привело къ безбожію и затѣмъ — къ богоборческому большевизму, со всѣми его кровавыми ужасами.

Со скорбью и страхомъ прозрѣвали это многіе великіе духоносные мужи еще въ прошломъ столѣтіи у насъ на Родинѣ и пламеннымъ словомъ своимъ предостерегали русскій народъ. «Знаете ли, какія у меня безотрадныя мысли?» писалъ Еп. Ѳеофанъ Вышенскій Затворникъ: «И не безъ основанія. Встрѣчаю людей, числящихся православными, кои по духу вольтеріане, натуралисты, лютеране и всякаго рода вольнодумцы. Они прошли всѣ науки въ нашихъ высшихъ заведеніяхъ. И не глупы и не злы, но относительно къ вѣрѣ и къ Церкви никуда негожи. Отцы ихъ и матери были благочестивы: порча вошла въ періодъ образованія внѣ родительскаго Дома. Память о дѣтствѣ и духѣ родителей еще держитъ ихъ въ нѣкоторыхъ предѣлахъ. Каковы будутъ ихъ собственныя дѣти? И что тѣхъ будетъ держать въ должныхъ предѣлахъ? Заключаю отсюда, что черезъ поколѣніе, много черезъ два   и з с я к н е т ъ   н а ш е   П р а в о с л а в і е»   (Письма о Христ. жизни, стр. 78).

А вотъ подлинный вопль великаго всероссійскаго пастыря приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго, обращенньій къ отступившимъ отъ св. Православія русскимъ людямъ — уже незадолго до постигшей Русскую Землю страшной кровавой катастрофы: «Обратись къ Богу, Россія, согрѣшившая предъ Нимъ больше, тягчае всѣхъ народовъ земныхъ — обратись въ плачѣ и слезахъ, въ вѣрѣ и добродѣтели. Больше всѣхъ ты согрѣшила, ибо имѣла и имѣешь у себя неоцѣненное жизненное сокровище —  В ѣ р у   П р а в о с л а в н у ю   с ъ   Ц е р к о в ь ю   с п а с а ю щ е ю,   и попрала, оплевала ее въ лицѣ твоихъ гордыхъ и лукавыхъ сыновъ и дщерей»... (Слово 8 сентября 1906 г.). «Мы имѣли счастіе», говорилъ онъ же въ другомъ своемъ словѣ: «родиться и креститься въ Царствѣ Христовомъ —  в ъ   Ц е р к в и   П р а в о с л а в н о й   и призваны быть наслѣдниками Царствія Небеснаго, но множество изъ народа русскаго интеллигентнаго отреклись отъ Христа и Церкви Его... И сами стремятся и   Р о с с і ю   в л е к у т ъ   к ъ   п о г и б е л и»   (5 октября 1906 г.).

И всѣ эти грозныя прозрѣнія, какъ мы видѣли, исполнились.

Какъ печально, послѣ этого, что и заграницей, въ скорбномъ нашемъ изгнаніи, за малыми исключеніями, не видно у насъ должнаго просвѣтлѣнія, послѣ перенесенныхъ нами за отступничество отъ св. Православія тяжкихъ испытаній! Сколько отходятъ отъ св. Православія, не зная и не понимая его! Асколько и теперь такихъ же «гордыхъ и лукавыхъ сыновъ и дщерей» нашего несчастнаго заблудившагося русскаго народа, которые продолжаютъ «попирать» и «оплевывать» наше св. Православіе и нашу св. Церковь изъ-за самаго грубаго непониманія или изъ-за того, что неразумно смѣшиваютъ нашу святую вѣру съ тѣми, кто   т о л ь к о   ч и с л я т с я   «православными», или съ пастырями и іерархами, увлеченными антиправославнымъ модернизмомъ и   н е   право правящами Слово Христовой Истины! Еще хуже тѣ, которые, въ гордынѣ своей, ничего не смысля въ св. Православіи и, по духу и по жизни своей, весьма далекіе отъ истиннаго Православія, надменно мнятъ себя «столпами Православія», «борцами за чистоту нашей вѣры», и дерзко претендуютъ на то, чтобы играть руководящую роль въ церковной жизни...

Подлинно-православный лишь тотъ, кто и умомъ и сердцемъ принимаетъ   в с е   т о,   чему учитъ св. Православная Церковь, и смиренно склоняется передъ ея авторитетомъ.

А кто отметаетъ авторитетъ святой Православной Церкви, ни во что вмѣняя ея Божественное ученіе, ея священныя правила и установленія, вдохновленныя Духомъ Святымъ, — тотъ противится Духу Святому и подпадаетъ подъ страшное прещеніе, изреченное Самимъ Божественнымъ Основателемъ Церкви Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ:

«А щ е   (к т о)   и   Ц е р к о в ь   п р е с л у ш а е т ъ,   б у д и   т е б ѣ,   я к о ж е   я з ы ч н и к ъ   и   м ы т а р ь»   (Матѳ. 18, 17).

«Какъ прежде мы сказали», учитъ насъ св. Апостолъ: «такъ и теперь еще говорю: кто благовѣствуетъ вамъ   н е   т о,   ч т ó   в ы   п р и н я л и,   д а   б у д е т ъ   а н а ѳ е м а!»   (Гал. 1, 9).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 245-254.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0