Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 19 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Можно ли говорить о единеніи христіанъ внѣ благодати и истины?

Елици во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

Мы только что отпраздновали великій праздникъ Крещенія Господня, или Богоявленія. Дивный это праздникъ! «Всѣ таинства христіанскія», говоритъ о немъ святитель Ѳеофанъ Вышенскій: «сіяютъ здѣсь Божественнымъ свѣтомъ своимъ и   п р о с в ѣ щ а ю т ъ   умы и сердца съ вѣрою совершающихъ сіе великое празднество» («Мысли на каждый день года», стр. 12). Потому то и самый праздникъ этотъ въ церковномъ уставѣ нашемъ такъ и называется   «п р о с в ѣ щ е н і е м ъ».

Въ чемъ же состоитъ это «просвѣщеніе»?

Оно состоитъ въ озареніи и освященіи умовъ и сердецъ нашихъ благодатью и истиною, принесенными Самимъ Воплотившимся Сыномъ Божіимъ Единороднымъ на землю для спасенія людей, какъ объ этомъ свидѣтельствуетъ въ началѣ своего Евангелія возлюбленный ученикъ Христовъ св. Іоаннъ Богословъ: «И Слово стало плотью и обитало съ нами, полное   б л а г о д а т и   и   и с т и н ы»... «и отъ полноты Его всѣ мы приняли и благодать на благодать; ибо законъ данъ чрезъ Моисея,   б л а г о д а т ь   ж е   и   и с т и н а   п р о и з о ш л и   ч р е з ъ   І и с у с а   Х р и с т а»   (Іоан. 1, 14. 16-17).

Когда Христосъ родился, объ этомъ узнали лишь очень немногіе изъ людей. Только въ день Своего крещенія Онъ явно и открыто для всѣхъ выступилъ на то Свое великое служеніе, ради котораго Онъ и воплотился, почему Св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ именуетъ праздникъ Крещенія Господня, или Богоявленія, «свѣтлѣйшимъ» и «славнѣйшимъ» днемъ, по сравненію даже съ великимъ и столь радостнымъ для насъ праздникомъ Рождества Христова, и, ликуя, поетъ: «Явися Спасъ —  Б л а г о д а т ь   и   И с т и н а   во струяхъ Іорданскихъ, и сущыя во тьмѣ и сѣни спящыя просвѣтилъ есть: ибо пріиде и явися Свѣтъ неприступный» (Свѣтиленъ).

Какая же именно «благодать» и «истина» дарованы намъ въ день Богоявленія?

Что именно произошло важнаго для насъ въ день этого «свѣтлѣйшаго» и «славнѣйшаго» праздника?

Въ этотъ день безгрѣшный Христосъ принялъ крещеніе отъ Іоанна въ водахъ Іорданскихъ для того, чтобы въ Своемъ лицѣ омыть грѣхи всего человѣчества, взятые Имъ на Себя по неизреченному человѣколюбію.

Въ этотъ день Владыка небесе и земли подклонилъ Свою выю и принялъ крещеніе   о т ъ   р а б а,   чтобы дать примѣръ   с м и р е н і я   соблюденіемъ общаго для всѣхъ людей установленнаго Имъ закона крещенія, дабы исполнить этимъ «всякую правду» (Матѳ. 3, 15) и собственнымъ примѣромъ освятить это великое таинство духовнаго возрожденія, безъ котораго невозможенъ входъ въ Царство Небесное.

Въ этотъ день Мессія-Христосъ впервые явилъ Себя міру, какъ Единородный Сынъ Божій Возлюбленный, въ Которомъ пребываетъ благоволеніе Бога Отца и на Которомъ почиваетъ Духъ Святый. Его безмѣрное смиреніе разверзаетъ небеса и явно открываетъ людямъ сокровенную прежде тайну трехъ Лицъ Божества: Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Въ этотъ день Іисусъ Христосъ, достигшій узаконеннаго совершеннолѣтія, по достиженіи Имъ 30-лѣтняго возраста, выходитъ на общественное служеніе человѣческому роду: пребывавшій до сего времени въ безвѣстности, Онъ является днесь вселеннѣй, и свѣтъ Его знаменается на насъ, озаряя таинственымъ просвѣщеніемъ свыше людей, «сѣдящихъ во тьмѣ и сѣни смертнѣй».

Въ чемъ же это «просвѣщеніе»?

Въ томъ, что, какъ поучаетъ въ этотъ день св. Апостолъ, въ водахъ Іорданскихъ «явилась благодать Божія, спасительная всѣмъ человѣкомъ, наказующи насъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно, и праведно, и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ, ждуще блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа» (Тит. 2, 11-13).

Итакъ, Спасъ нашъ, Благодать и Истина Христосъ явился для того, чтобы возвѣстить намъ   с в о б о д у   о т ъ   г р ѣ х а   и   н а ч а л о   н о в о й   ж и з н и — ж и з н и   в о   б л а г о д а т и   и   и с т и н ѣ.

Увѣровавъ всѣмъ сердцемъ въ эту принесенную намъ Воплотившимся Сыномъ Божіимъ Божественную Истину и принимая эту спасительную благодать въ таинствѣ крещенія, мы умираемъ для грѣха и возрождаемся къ новой, чистой, святой и богоугодной жизни, мы   о б л е к а е м с я   в о   Х р и с т а   и становимся   о д н о   съ Нимъ по благодати.

Какъ же смѣемъ мы грѣшить, если мы умерли для грѣха, если мы облеклись во Христа и стали   о д н о   съ Нимъ?

Поистинѣ, грѣхъ есть теперь нѣчто совершенно   ч у ж д о е   для насъ, христіанъ, онъ совсѣмъ не приличествуетъ намъ — онъ есть грубое насиліе надъ нашей возрожденной во Христѣ природой: произвольно грѣшить мы   н е   м о ж е м ъ.   Не напрасно же увѣщеваетъ насъ св. Апостолъ, говоря: «если вы во Христа Іисуса крестились, если вы спогреблись Ему крещеніемъ въ смерть и совозстали вмѣстѣ съ Нимъ, то, какъ Христосъ, возставъ отъ мертвыхъ, ктому уже не умираетъ, смерть Имъ ктому не обладаетъ, такъ и вы помышляйте себе мертвыхъ быти грѣху, живыхъ же Богови о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ» (Рим. 6, 3-11).

Итакъ, кончаетъ св. Апостолъ это наставленіе: «да не царствуетъ грѣхъ въ мертвеннѣмъ вашемъ тѣлѣ, во еже послушати его въ похотехъ его, ниже представляйте уды ваши оружія неправды грѣху; но представляйте себе Богови яко отъ мертвыхъ живыхъ и уды ваша оружія правды Богови» (Рим. 6, 12-13).

«Грѣхъ бо вами да не обладаетъ», заключаетъ св. Апостолъ и поясняетъ: «Нѣсте бо подъ закономъ, но   п о д ъ   б л а г о д а т ь ю»   (Рим. 6, 14).

Изъ всего вышесказаннаго должно быть совершенно ясно: гдѣ нѣтъ благодати и истины, гдѣ нѣтъ свободы отъ грѣха — гдѣ благодатью и истиною пренебрегаютъ, гдѣ грѣшатъ произвольно и грѣхъ оправдываютъ,   т а м ъ   н ѣ т ъ   х р и с т і а н с т в а.

Благодать же и истина —  т о л ь к о   в ъ   и с т и н н о й   Ц е р к в и,   той именно Церкви, которая основана воплотившимся Единороднымъ Сыномъ Божіимъ и которой дано великое обѣтованіе, что врата адова не одолѣютъ ея (Матѳ. 16, 18), и которая, слѣдовательно,   в с е г д а   б ы л а,   е с т ь   и   б у д е т ъ   до скончанія вѣка, и не нуждается въ томъ, чтобы ее заново создавать.

Съ этой точки зрѣнія мы и должны понимать и расцѣнивать все происходящее нынѣ въ мірѣ.

А потому насъ не можетъ не ужасать то поистинѣ «знаменіе времени», но знаменіе воистину   ж у т к о е,   у с т р а ш а ю щ е е,   з л о в ѣ щ е е,   свидѣтелями-очевидцами котораго мы въ переживаемое нами страшное время являемся.

Мы имѣемъ въ виду тѣ «плоды», которые принесло такъ называемое «экуменическое движеніе» въ видѣ только что состоявшейся встрѣчи и «символическаго» лобзанія папы Римскаго Павла VI и Константинопольскаго патріарха Аѳинагора I.

Не сама по себѣ эта встрѣча, какъ таковая, насъ устрашаетъ, а то внутреннее содержаніе, которое вложено въ нее духовно-нездоровыми, въ корнѣ отрицающими подлинное христіанство, современными экуменическими вѣяніями, и которое такъ ярко и сильно выражено въ словахъ патріарха Аѳинагора, сказанныхъ имъ въ проповѣди передъ отправленіемъ въ Святую Землю для этой встрѣчи съ папой: «Я встрѣчу папу и по-братски его обниму, оставивъ дискуссіи богословамъ».

«Что это?» — только и остается намъ спросить: «крайнее недомысліе или... сознательное   п р е д а т е л ь с т в о?»

Развѣ мы съ папой ссорились, чтобы нужно было съ нимъ мириться, демонстрируя передъ всѣмъ свѣтомъ это «примиреніе» братскими объятіями?

Или патріархъ Аѳинагоръ хочетъ быть любвеобильнѣе самого «Апостола любви» возлюбленнаго ученика Господа св. Іоанна Богослова, сказавшаго намъ въ назиданіе на всѣ времена: «кто приходитъ къ вамъ и не приноситъ сего (истиннаго, апостольскаго ученія вѣры и благочестія) ученія, того не принимайте въ домъ и не привѣтствуйте его» (2 Іоан. 10).

Развѣ самъ патріархъ Аѳинагоръ — не богословъ? развѣ онъ не изучалъ православнаго Богословія и не знакомъ ни съ основными догматическими истинами Православно-Христіанскаго ученія, ни съ тѣмъ, какъ они раскрываются въ духовно-нравственной жизни каждаго православнаго христіанина, не напрасно носящаго это высокое званіе?

Развѣ наше раздѣленіе съ римо-католиками было вызвано какими-то чисто - л и ч н ы м и   враждебными чувствами, какимъ-то   л и ч н ы м ъ   недоброжелательствомъ?

Или наши глубокія расхожденія съ ними, какъ догматическаго, такъ и духовно-нравственнаго характера, — только результатъ какихъ-то отвлеченныхъ несогласій безсмысленно спорящихъ между собою ученыхъ богослововъ, далекихъ отъ жизни? И стоитъ только «помириться» съ папой, чтобы всѣ эти споры и «дискуссіи» были легко улажены?

Поистинѣ можно было бы только удивляться такой дѣтской наивности «первоіерарха Православія», каковымъ по традиціи все еще считаетъ себя Константинопольскій патріархъ, бывшій нѣкогда епископомъ столицы міровой имперіи, если бы за этой кажущейся «наивностью» не скрывалось   н ѣ ч т о   весьма страшное.

Все это вѣдь какъ-разъ въ духѣ подлиннаго «экуменизма» — «экуменизма» безъ маски. Наши православные «экуменисты» долгое время насъ упорно увѣряли, что они вступили въ экуменическре движеніе» съ единственной цѣлью — по внѣшности весьма благовидной — «свидѣтельствовать передъ инославными объ истинѣ св. Православія», «раскрывать передъ ними глубину и красоту св. Православія» и этимъ — «привлекать ихъ къ принятію св. Православія, отъ котораго они отпали».

А что же получилось на дѣлѣ?

Получилось явленіе порядка совершенно-обратнаго: не возвращеніе отпавшихъ ко св. Православію, а безмолвное, «символическое» признаніе   н е в а ж н о с т и,   н е с у щ е с т в е н н о с т и  всего того, чѣмъ отличается св. Православіе отъ инославія,   ч т о   именно и вызвало отпаденіе отъ него, а вмѣстѣ съ тѣмъ и отъ Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви, основанной Христомъ-Спасителемъ, римскаго католицизма, а за нимъ и протестантизма и прочихъ, безчисленныхъ нынѣ, сектъ и всевозможныхъ самочинныхъ вѣроисповѣдныхъ образованій, безъ всякаго основанія претендующихъ на именованіе себя «Христовой Церковью».

Совершенно, какъ-будто, забыты благодать и истина, которыя живутъ только въ истинной Церкви, получившей обѣтованіе Христово, что врата адовы не одолѣютъ ея!

И какъ-то странно слышать отъ «первоіерарха св. Православной Церкви», что всѣ отличительныя особенности св. Православія, ставящія рѣшительную преграду между нимъ и римскимъ католицизмомъ, —  н е   б о л ѣ е   какъ предметъ богословскихъ дискуссій!

Догматы св. Православія — это вѣдь не какія-то отвлеченныя, оторванныя отъ жизни истины, съ которыми можно не считаться или признавать ихъ несущественными.

Догматы — это великія и спасительныя истины вѣры, открытыя намъ самимъ воплотившимся Сыномъ Божіимъ: это — Его Божественные глаголы. А эти «глаголы, яже Азъ глаголахъ вамъ», говоритъ Онъ Самъ:   «Д у х ъ   с у т ь   и   ж и в о т ъ   (ж и з н ь)   с у т ь»   (Іоан. 6, 63).

Какъ же можно считать ихъ несущественными для великаго дѣла единенія всѣхъ христіанъ, которое можетъ быть   т о л ь к о   во благодати и истинѣ?

Какъ можно думать, что все дѣло лишь въ «братскихъ» объятіяхъ и поцѣлуяхъ?

И не будутъ ли такіе поцѣлуи «Іудиными», если за ними скрывается предательство благодати и истины?

А между тѣмъ наше коренное различіе и съ римо-католиками и со всѣми другими, претендующими называть себя «христіанами», какъ разъ и состоитъ именно   в ъ   д у х ѣ   и   ж и з н и.

Страшно сказать, но, повидимому, для современныхъ «экуменистовь», къ числу коихъ, можно думать принадлежитъ и патріархъ Аѳинагоръ и папа Павелъ VI, и самое крещеніе, установленное для всѣхъ, желающихъ стать христіанами, Самимъ Христомъ Спасителемъ въ великій день Богоявленія, — не великое таинство, открывающее намъ входъ въ Царство Небесное, а тоже лишь пустой, ничего не значущій предметъ «богословскихъ дискуссій». И для вѣчнаго спасенія, съ ихъ точки зрѣнія, нѣтъ надобности «креститься» и «во Христа облекаться». Ибо рѣчь у нихъ идетъ сейчасъ о всеобщемъ единеніи уже не только христіанъ, но и іудеевъ,   б е з ъ   признанія ими Христа-Спасителя Мессіей (о чемъ свидѣтельствуетъ пресловутый проэктъ Ватиканскаго Собора о іудеяхъ и дружественное посѣщеніе теперь папою государства Израиль), и магометанъ и язычниковъ.

Все больше и больше говорятъ и пишутъ сейчаеъ о единой для всѣхъ людей общей   в с е м і р н о й   религіи, какъ и о единомъ міровомъ государствѣ.

Да! Это — воистину   «з н а м е н і е   в р е м е н и»,   но знаменіе страшное! Единеніе всѣхъ людей, «во что бы то ни стало» и «несмотря ни на что», необходимо, какъ это намъ давно хорошо извѣстно изъ предреченій древнихъ отцовъ Церкви,   т о м у,   кто въ послѣднее время захочетъ всѣхъ людей объединить подъ своей властью и попытается   з а м ѣ н и т ь   имъ Христа.

Воистину уже и теперь страшно жить на свѣтѣ среди такой антихристовой лжи, такого обмана, фальши и лицемѣрія, каковыми слуги грядущаго Антихриста стремятся сейчасъ   п о д м ѣ н и т ь   въ сознаніи людей истинное христіанство и упразднить истинную Церковь.

Но,   с ъ   н а м и   Б о г ъ!   И «страха ихъ не убоимся, ниже смутимся!» Мы вѣдь знаемъ, что «врата адова» не одолѣютъ истинной Церкви. Лишь бы только намъ до конца принадлежать къ этой истинной Церкви, почерпать изъ нея благодать и истину Христову и всегда помнить, что мы, во Христа крестившіеся, во Христа облеклись, и потому должны жить достойно нашего высокаго званія «христіанъ», какъ «умершіе для грѣха» и возродившіеся къ новой, Богоугодной жизни — жизни во Христѣ.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 220-227.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0