Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Какъ мы, христіане, должны встрѣчать Новый Годъ?

Се, гряду скоро, и возмездіе Мое со Мною, чтобы воздать каждому по дѣламъ его (Апок. 22, 12).

Вотъ и еше одинъ годъ нашей жизни канулъ въ вѣчность. Благость Божія даровала намъ   н о в ы й   годъ. Цѣнимъ ли мы эту милость Божію къ намъ, благодаримъ ли Бога за это?

Увы! какъ мало осталось нынѣ людей, которые встрѣчаютъ новый годъ молитвой. Едва ли не подавляющее большинство встрѣчаютъ его ничѣмъ не оправдываемымъ безумнымъ, безсмысленнымъ, разнузданнымъ веселіемъ, а наши «православные» русскіе люди дѣлаютъ это нерѣдко даже дважды — и по новому и по старому стилю, какъ бы желая использовать лишній поводъ къ веселію. Хотя повода тутъ, строго говоря, никакого нѣтъ.

О чемъ напоминаетъ намъ наступленіе новаго года, какъ не о томъ, прежде всего, что еще на одинъ годъ сократилась наша земная жизнь, что еще на одинъ годъ стали мы ближе къ общему для всѣхъ концу — могилѣ, а для многихъ изъ насъ — что этотъ новый годъ, быть можетъ, будетъ   п о с л ѣ д н и м ъ   годомъ ихъ жизни.

Есть ли тутъ поводъ къ веселію?

Еще святитель Ѳеофанъ Вышенскій и приснопамятный о. Іоаннъ Кронштадтскій во второй половинѣ прошлаго [XIX — прим. А. К.] вѣка горько укоряли русскяхъ людей за то, что они, подражая Богоотступническому Западу, стали по-язычески встрѣчать новый годъ, «вертясь съ бокалами въ рукахъ», ибо это только язычники темные вѣрили, что чѣмъ веселѣе они встрѣтятъ наступающій новый годъ, тѣмъ удачнѣе и счастливѣе онъ для нихъ будетъ. Вотъ и пили они и плясали до упаду. А намъ, христіанамъ, это совсѣмъ не къ лицу!

Насъ, христіанъ, наступленіе новаго года должно, наоборотъ, располагать къ сугубой серьезной настроенности и къ горячей молитвѣ Богу.

А особенно серьезными и молитвенно-сосредоточенными должны мы быть   т е п е р ь,   въ переживаемое нами время, когда съ каждымъ новымъ годомъ все болѣе и болѣе умножаются страшныя знаменія неизбѣжно приближающагося къ намъ конца всего. Еще такъ недавно жизнь человѣчества текла болѣе или менѣе нормально, вполнѣ оправдывая изреченіе премудраго Екклесіаста: «Что было, то и будетъ, и что дѣлалось, то и будетъ дѣлаться, — и нѣтъ ничего новаго подъ солнцемъ» (Еккл. 1, 9). Но вотъ, съ нѣкотораго времени, особенно послѣ страшной кровавой катастрофы, постигшей нашу несчастную Родину-Россію, нѣчто какъ-будто бы «новое» стало сильно и ярко проявлять себя. И въ самомъ дѣлѣ: вдумаемся глубже во все то, что сейчасъ происходитъ въ мірѣ, и мы убѣдимся, что происходитъ теперь нѣчто такое новое и страшное, чего никогда прежде не было въ такихъ грандіозныхъ масштабахъ.

Прежде всего: цѣлая   т р е т ь   міра попала въ полное тираническое обладаніе неистовыхъ богоборцевъ и человѣконенавистниковъ, которые главной цѣлью своей жизни и дѣятельности поставляютъ искорененіе во всемъ мірѣ вѣры въ Бога вообще и уничтоженіе Христіанской Церкви, въ частности, и упорно идутъ къ этому, не останавливаясь ни передъ какими самыми жестокими и безчеловѣчными средствами, вплоть до грубыхъ издѣвательствъ, пытокъ, мученій, пролитія крови и убійства.

А   о с т а л ь н ы я   д в ѣ   т р е т и,   составляющія такъ называемый «свободный міръ», съ каждымъ новымъ годомъ, все болѣе и болѣе равнодушно смотрятъ на это и не только не противодѣйствуютъ такому къ небу вопіющему насилію, но нерѣдко и помогаютъ ему, сами у себя, въ сущности, дѣлая то же, но только болѣе осторожными, «мирными» средствами, лицемѣрно, для отвода глазъ, сохраняя видимость полной свободы вѣры и даже покровительства Церкви.

Развѣ не «новое» — такъ называемое «экуменическое движеніе» — это повальное «братаніе» представителей всѣхъ вѣроисповѣданій, котораго совсѣмъ недавно и вообразить себѣ было нельзя и которое столь многихъ очаровываетъ и прельщаетъ мнимой христіанской любовью, въ то время какъ оно въ дѣйствительности весьма далеко отъ подлинной христіанской любви, нераздѣльно-связанной со стремленіемъ къ истинѣ. А истиной «экуменисты» менѣе всего интересуются. Если бы это было не такъ, то давно бы уже всѣ «экуменисты» пришли къ Православію, а православные, принимающіе въ «экуменическомъ движеніи» участіе, не отходили бы отъ подлиннаго исконнаго историческаго Православія, заражаясь антихристіанскимъ духомъ вольнодумнаго протестантизма.

Того же порядка — и совершенно новое явленіе Ватиканскаго Собора. И какъ характерно и трагично впечатлѣніе отъ этого Собора, высказанное однимъ православнымъ наблюдателемъ: казалось бы, мы должны только радоваться и привѣтствовать наблюдающееся на этомъ Соборѣ стремленіе къ сближенію съ Православіемъ и намѣченныя въ этомъ направленіи реформы, но все это, къ глубокой скорби нашей, носитъ характеръ такого необузданнаго либерализма, готоваго идти и дальше, что римо-католики консерваторы оказываются по духу намъ ближе.

А невѣроятно усиливающаяся преступность, во всѣхъ самыхъ изощренныхъ и виртуозныхъ формахъ, особенно — у малолѣтнихъ, которые въ наше время даже по внѣшнему своему облику, по выраженію глазъ и лица, перестаютъ походить на дѣтей, о коихъ сказалъ въ Свое время Господь, что «таковыхъ есть царствіе небесное» (Марк. 10, 14)!

А умопомрачающій безстыдный развратъ, который не удивителенъ былъ у язычниковъ, не знавшихъ ученія о высокомъ достоинствѣ дѣвства, но совершенно нестерпимъ у христіанъ!

Нѣтъ въ современномъ мірѣ — мірѣ «христіанскомъ» — и того, что было въ древности въ мірѣ языческомъ: ни благородства, ни честности, ни стыда, ни... совѣсти. Черное многіе называютъ бѣлымъ, а бѣлое — чернымъ, ложь называютъ правдою, а правду — ложью. И невольно приходитъ на умъ то, о чемъ говоритъ св. Апостолъ Павелъ въ своемъ 2-мъ посланіи къ Солунянамъ «и пошлетъ имъ Богъ дѣйствіе заблужденія, такъ что они будуть вѣрить   л ж и,   да будутъ осуждены всѣ, не вѣровавшіе истинѣ, но возлюбившіе неправду» (2 Сол. 2, 11-12).

Сколь многіе теперь съ поразительнымъ легкомысліемъ повторяютъ вслухъ, или хотя бы про себя, исполненный драматическаго скепитицизма Пилатовъ вопросъ: «что есть истина?» (Іоан. 18, 33). И отвѣта не находятъ. Да и не ждутъ его...

И вотъ, несмотря на все это, духовно-ослѣпленные люди все еще кричатъ о какомъ-то «прогрессѣ», о «мирѣ всего міра», о благоденствіи человѣчества, якобы ожидающемъ его въ ближайшемъ будущемъ, о какихъ то «заманчивыхъ даляхъ» и «широкихъ горизонтахъ»...

Пусть не говорятъ, что мы «сгущаемъ краски» или проповѣдуемъ пессимизмъ. Тогда и приснопамятнаго святителя Ѳеофана и о. Іоанна Кронштадтскаго и многихъ другихъ великихъ столповъ и свѣтильниковъ нашей Россійской Церкви, предостерегавшихъ русскій народъ о надвигающейся на него стращной карѣ Божіей, надо было бы обвинить въ пессимизмѣ. А между тѣмъ, вѣдь все то, о чемъ они такъ сильно и ярко предрекали, рисуя до чрезвычайности мрачныя картины окружавшей ихъ жизни, цѣликомъ исполнилось.

Мы же здѣсь указываемъ только на общеизвѣстные факты, которые сами за себя говорятъ и не требуютъ обладанія особой прозорливостью для того, чтобы ясно видѣть,   к у д а   они насъ ведутъ.

Мрачную картину представляетъ собою сейчасъ жизнь всего человѣчества. Но не менѣе мрачное зрѣлище наблюдаемъ мы и въ жизни нашихъ православныхъ русскихъ людей заграницей. Вмѣсто того, чтобы полностью и окончательно прозрѣть послѣ столькихъ перенесенныхъ нами тяжкихъ испытаній — кровавой революціи, бѣженства (для многихъ даже двукратнаго), арестовъ, ссылокъ и концлагерей, ужасовъ 2-ой міровой войны — многіе все еще продолжаютъ жить настроеніями предреволюціонной эпохи и 1917 года, приведшими Россію къ гибели. Вмѣсто того, чтобы раскаяться въ своемъ прежнемъ вольнодумствѣ и смиренно придти къ вѣрѣ во Христа, склонившись благоговѣйно передъ благодатнымъ авторитетомъ основанной Имъ Святой Церкви, сколь многіе — увы! — и здѣсь заграницей живутъ внѣ всякой вѣры, или отпадаютъ въ иныя вѣры, или сами себѣ изобрѣтаютъ какую-то свою собственную самоизмышленную вѣру, а тѣ, которые, по внѣшности, остаются православными, часто вовсе не признаютъ Церкви, надменно и высокомѣрно осмѣливаются судить и рядить о томъ, чего не знаютъ и не понимаютъ, и считаютъ себя въ правѣ   с а м и   писать для Церкви   с в о и   собственные законы, покушаясь дѣлать Церковь орудіемъ своихъ безумныхъ страстей — тѣхъ самыхъ страстей, кои привели къ гибели нашу Родину-Россію, а здѣсь способны привести къ развалу единственное, что у насъ еще остается, — нашу Церковь. Вмѣсто смиренія — страшная, ни передъ какимъ авторитетомъ не склоняющаяся гордыня и самомнѣніе, властолюбіе и честолюбіе, бѣшенное стремленіе «играть роль» и, одновременно, — ничѣмъ не жертвуя для Церкви и для дѣла спасенія своей души, упиваться съ жадностью всѣми доступными благами этой временной суетной жизни.

И что особенно скорбно: подобное духовное безобразіе и безчиніе весьма часто безстыдно прикрываются мнимою ревностью о какой-то «правдѣ», громкими словами о націонализмѣ и патріотизмѣ и прочихъ высокихъ историческихъ идеалахъ русскаго народа, хотя нерѣдко исходятъ они отъ лицъ, называющихъ себя здѣсь въ Америкѣ «американцами русскаго происхожденія» и тѣмъ самымъ отрекшихся отъ своего русскаго имени и отъ своей страждущей Родины, объ освобожденіи и спасеніи которой они будто бы радѣютъ.

На фонѣ этой общей мрачной картины единственнымъ утѣшеніемъ для насъ является то, что сохранился все же въ нашей средѣ еще   м а л ы й   о с т а т о к ъ   искренно-вѣрующихъ православныхъ русскихъ людей, кроткихъ и смиренныхъ, ничего лично для себя не ищущихъ и не домогающихся, но всѣмъ сердцемъ преданныхъ нашей св. вѣрѣ и Церкви. Имъ, по большей части, нигдѣ не даютъ хода, ихъ всячески затираютъ и обижаютъ, считаютъ иногда даже чудаками и ненормальными, только потому, что они не похожи на другихъ, не хотятъ «идти въ ногу» съ временемъ, плыть по общему теченію. Встрѣчая ихъ и видя, какъ къ нимъ относятся другіе, невольно вспоминаешь предреченіе древнихъ отцевъ-подвижниковъ о томъ, что «въ послѣднія времена всѣ люди будутъ безумствовать, а тому, кто не безумствуетъ, будутъ говорить: «ты безумствуешь, потому что ты не похожъ на насъ».

Но вотъ эти-то именно люди и хранятъ еще въ изгнаніи подлинную Святую Русь: — это они строятъ Божіи храмы, чтобы   м о л и т ь с я   въ нихъ, а не сводить вокругъ нихъ личные счеты, бороться за первенство и политиканствовать, или сходиться въ нарочито устраиваемыя подъ ними нижнія помѣщенія для «коктейль-парти», танцевъ, спектаклей и иныхъ развлеченій. Они чтутъ своихъ пастырей — истинныхъ пастырей, которые учатъ ихъ только   м о л и т в ѣ   и   д у х о в н о й   ж и з н и,   ведя ихъ прямымъ путемъ ко спасенію. И они дѣйствительно ничего другого не хотятъ, какъ только   с п а с а т ь с я   — именно спасаться, а не сѣять интриги, заниматься низкопробнымъ политиканствомъ, завязывать судебныя тяжбы и создавать никому не нужныя, кромѣ враговъ нашей вѣры и Церкви, «бури въ стаканѣ воды».

Эти немногіе, еще остающіеся, подлинно-православные русскіе люди понимаютъ, что Церковь — для вѣчнаго спасенія людей, и что ею нельзя и грѣшно пользоваться для какихъ бы то ни было другихъ, земныхъ цѣлей. А потому они не станутъ вести напроломъ — «не на жизнь, а на смерть» безумной борьбы другъ съ другомъ, а тѣмъ болѣе — со своими пастырями, если эти пастыри   н и ч е г о   д р у г о г о   отъ нихъ не хотятъ, кромѣ христіанской настроенности ихъ душъ, молитвы и покаянія, — они сторонятся только отъ лжепастырей, которые идутъ иными путями, чуждыми истиннаго пастырства и подлинной духовности и церковности.

Но какъ мадо   т а к и х ъ   людей, въ которыхъ живетъ еще наша Святая Русь! И съ каждымъ вновь наступающимъ годомъ ихъ становится все меньше и меньше. Большинство увлечено и цѣликомъ поглощено общей жизнью современнаго въ «похотѣхъ прелестныхъ тлѣющаго» міра и старается во всемъ прислуживаться и угождать ему — его развратнымъ нравамъ и обычаямъ, дабы сдѣлать себѣ «карьеру» и побольше пріобрѣсти разныхъ жизненныхъ выгодъ и матеріальнаго благополучія.

Все это, вмѣстѣ взятое, — вѣрное знаменіе того, что міръ идетъ къ своему концу и, притомъ, идетъ сейчасъ такъ быстро и стремительно, какъ никогда!

Конечно, это отнюдь не поводъ къ «пессимизму», ибо мы, христіане, отлично знаемъ, что такъ и должно быть, и что конецъ міра, рано или поздно, неизбѣженъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ мы знаемъ и естественно надѣемся, что чудо милости Божіей еще можетъ спасти явно погибающій теперь міръ и отсрочить неизбѣжную развязку, ради тѣхъ, которые еще могутъ и способны принести покаяніе и спастись. Но нельзя легкомысленно убаюкивать себя, закрывая глаза на страшную дѣйствительность, на всю безнадежность совершающагося передъ нашими глазами, съ чисто-человѣческой точки зрѣнія здраваго смысла и разума, и надо, если только мы на самомъ дѣлѣ христіане, быть готовыми ко всему.

Въ ушахъ нашихъ, а еще болѣе въ сердцахъ, должны непрестанно звучать грозныя предостерегающія слова Господа Іисуса Христа, изреченныя чрезъ Его возлюбленнаго ученика — Тайновидца въ дивномъ Откровеніи: «Се, гряду скоро, и возмездіе Мое со Мною, чтобы   в о з д а т ь   к а ж д о м у   п о   д ѣ л а м ъ   Е г о»   (Апок. 22, 12). И, вмѣсто того, чтобы пребывать въ «окамененномъ нечувствіи», сливаясь съ жизнью окружающаго насъ міра, и встрѣчать Новый Годъ безумно и легкомысленно, какъ современный міръ привыкъ его встрѣчать, омрачая свою душу недостойнымъ и неприличнымъ для истиннаго христіанина поведеніемъ, обратимся лучше къ Богу со слезной покаянной молитвой о томъ, чтобы Онъ отвратилъ отъ насъ «весь гнѣвъ Свой, праведно на ны грѣхъ ради нашихъ движимый», простилъ бы намъ «вся согрѣшенія вольная и невольная, въ мимошедшемъ лѣтѣ злѣ нами содѣянная», отгналъ бы отъ насъ «вся душетлѣнныя страсти и растлѣнныя обычаи», «страхъ Свой Божественный всадилъ бы въ сердца наша, ко исполненію заповѣдей Его», «укрѣпилъ бы насъ въ православной вѣрѣ», «утолилъ бы въ насъ вся вражды, нестроенія и междоусобныя брани», «подалъ бы намъ миръ, твердую и нелицемѣрную любовь, благочинное строеніе и добродѣтельное житіе», «искоренилъ бы и угасилъ все богохульное безбожникъ нечестіе» и «укрѣпилъ бы, утвердилъ, расширилъ и умирилъ» наше единственное сокровище и вѣрное прибѣжище» — Святую Церковь Православную.

Благослови же вѣнецъ наступающаго лѣта для насъ благостью Твоею, Господи!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 210-217.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0