Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Крестъ — вѣрныхъ утвержденіе.

Крестъ, хранитель всея вселенныя, крестъ, красота Церкве: крестъ, царей держава: крестъ, вѣрныхъ утвержденіе: крестъ, ангеловъ слава, и демоновъ язва (Свѣтиленъ кресту).

Такая великая для насъ святыня Крестъ Господень, что, помимо частыхъ обращеній къ нему и упоминаній о немъ въ повседневныхъ службахъ и молитвахъ, Св. Церковь сочла нужнымъ для вящшаго прославленія его установить въ честь его особый   в е л и к і й   праздникъ — праздникъ Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня, вошедшій въ рядъ самыхъ большихъ, такъ называемыхъ «двунадесятыхъ» праздниковъ.

Дивный это осенній праздникъ! Онъ какъ бы завершаетъ собою кругъ всѣхъ остальныхъ праздниковъ — подводитъ итогъ имъ. Нарисовавъ намъ умиляющую наши души картину всего домостроительства Божія — благостнаго и премудраго промышленія Божія о нашемъ спасеніи, въ цѣломъ рядѣ Господскихъ и Богородичныхъ великихъ праздниковъ, св. Церковь въ заключеніе всего приводитъ насъ къ поклоненію Кресту Господню, какъ бы такъ говоря намъ: «Ты видѣлъ все, что сдѣлано Богомъ для твоего спасенія, но ты еще не знаешь, что надлежитъ дѣлать тебѣ самому, дабы спастись. Вотъ сегодня я и говорю тебѣ: если хочешь спастись,   п р и л ь н и   ко Кресту Христову и спасешься. Въ немъ сокрыты чудодѣйственныя животворныя силы, которыя воскресятъ твою душу, умерщвленную грѣхами. Возлюби же Крестъ Господень, великое знаменіе любви Божественной и орудіе спасенія твоего, возлюби Крестъ Господень   п р е в ы ш е   в с е г о   н а   с в ѣ т ѣ,   прильни къ нему, не только устами твоими, лобызая его, но всей душой твоей, всѣмъ внутреннимъ существомъ твоимъ, и   с п а с е ш ь с я!»

Это потому, что Крестъ Господень — славное орудіе нашего спасенія, нашего искупленія отъ грѣха, проклятія и вѣчной смерти. На Крестѣ Христосъ «пригвоздилъ рукописаніе грѣховъ нашихъ». На Крестѣ «Христосъ Царь славы волею руцѣ распростеръ, вознесе насъ на первое блаженство, яже прежде врагъ сластію украдъ, изгнаны отъ Бога сотвори». На Крестѣ Христосъ «распятіе претерпѣвъ, смертію смерть разруши».

Вотъ поэтому-то Крестъ для насъ, христіанъ, пересталъ быть орудіемъ страшной позорной казни, какимъ онъ былъ въ древности, орудіемъ проклятія: «проклятъ всякъ висяй на древѣ», какъ сказано было въ Ветхомъ Завѣтѣ (Втор. 21, 23), а сталъ орудіемъ благословенія Божія, знаменіемъ радости.

«Пріидите вси языцы, благословенному древу поклонимся, имже бысть вѣчная правда, праотца бо Адама прельстивый древомъ, крестомъ прельщается, и падаетъ низверженъ паденіемъ страннымъ... Кровію Божіею ядъ зміевъ отмывается...» такъ радостно поетъ св. Церковь и взываетъ ко Кресту отъ имени всѣхъ вѣрныхъ:

«Радуйся, Господень Кресте, имже разрѣшися отъ клятвы человѣчество, сущія   р а д о с т и   з н а м е н і е!»

Вмѣстѣ съ тѣмъ, крестъ Господень есть для насъ, христіанъ, великое и славное знаменіе неизреченной, невыразимой ни на какомъ языкѣ человѣческомъ, любви Божественной къ падшему человѣческому роду: «тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего Единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный» (Іоан. 3, 16). Крестъ Господень постоянно напоминаетъ намъ о той великой истинѣ, которую открылъ намъ только возлюбленный ученикъ Христовъ — «Апостолъ Любви» св. Іоаннъ Богословъ, что «Богъ есть любовь, и пребывающій въ любви въ Богѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ» (1 Іоан. 4, 16), а потому «если такъ возлюбилъ насъ Богъ, то и мы должны любить другъ друга» (1 Іоан. 4, 11).

Вотъ сколько важныхъ, можно сказать, важнѣйшихъ поучительныхъ истинъ даетъ намъ почитаніе Креста Христова!

Но Крестъ Господень не только воодушевляющее насъ и вдохновляющее на христіанскую жизнь знаменіе нашего спасенія и знаменіе Любви Божественной. Крестъ Господень есть также дѣйственное и сильное, самое сильное на свѣтѣ, оружіе, съ помощью котораго мы можемъ побѣждать враговъ нашего спасенія — діавола и всѣхъ его служителей, борющихся противъ насъ и стремящихся погубить насъ.

«Господи, оружіе на діавола Крестъ Твой далъ еси намъ: трепещетъ бо и трясется, не терпя взирати на силу его: яко мертвыя возставляетъ, и смерть упраздни. Сего ради покланяемся погребенію Твоему и востанію», поетъ Св. Церковь. (Стихира воскресна на хвалитехь 8 гласа).

«Радуйся, Живоносный Кресте, благочестія непобѣдимая побѣда... Оружіе непобѣдимое, бѣсовъ сопротивоборче...» Креста «устрашаются демонскія полки»... «О семъ языцы варварстіи побѣждаются, о семъ скиптры царей утверждаются», такими выраженіями прославляетъ непобѣдимую силу Креста Господня Св. Церковь.

Сколько дивныхъ чудесъ совершено въ исторіи христіанскаго человѣчества «силою Честнаго и Животворящаго Креста Господня» — этого и не перечесть!

Вотъ почему наша Св. Церковь, Церковь Православная, придаетъ такое большое значеніе правильному и благоговѣйному изображенію на себѣ крестнаго знаменія. «Да не стыдится каждый изъ насъ исповѣдывать Распятаго», говоритъ великій отецъ Церкви св. Кириллъ Іерусалимскій: «пусть изображаетъ рукою знаменіе св. Креста на челѣ и на всемъ: на хлѣбѣ, который вкушаетъ, на сосудахъ, изъ которыхъ пьетъ. Пусть изображаетъ его на себѣ при входахъ и выходахъ, когда ложится спать и встаетъ, когда находится въ пути или отдыхаетъ. Онъ — великое предохраненіе отъ всѣхъ бѣдъ и несчастій» (Оглас. поуч. 13, 36).

Послѣ всего вышесказаннаго понятно, почему св. Апостолъ Павелъ говоритъ: «Мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа, имже мнѣ міръ распяся, и азъ міру» (Гал. 6, 14).

Крестъ Господень это — наша радость и   п о х в а л а  — «похвала похвалъ», по выраженію того же св. Кирилла Іерусалимскаго.

Крестъ Господень для насъ, воиновъ Христовыхъ, призванныхъ къ «невидимой брани» — къ постоянному воинствованію противъ враговъ нашего спасенія есть и наше воинское знамя и наше оружіе, одновременно.

Крестъ для насъ —   в с е:   онъ — «хранитель всея вселенныя», онъ — «красота Церкве», онъ — «царей держава», онъ — «вѣрныхъ утвержденіе», онъ — «ангеловъ слава и демоновъ язва» (погубленіе).

Такъ вѣровали когда-то и такъ исповѣдывали всѣ христіане; такъ вѣровали когда-то и такъ исповѣдывали и наши благочестивые предки на Святой Руси, во всемъ стремившіеся подражать первымо христіанамъ.

Не то мы видимъ теперь!

Среди народовъ Запада, давно отпавшихъ отъ истинно-христіанской вѣры — вѣры Православной, рѣдко-рѣдко гдѣ найдемъ мы настоящее почитаніе Креста Господня, а у многихъ изъ нихъ не только нѣтъ совсѣмъ и не признается его священное изображеніе, но оно — страшно сказать! — подвергается даже кощунственному поруганію. Крестъ Господень всячески вытѣсняется здѣсь и замѣняется иными сѵмволами и эмблемами, которые мы видимъ повсюду, и объединяются эти современные люди, иногда даже не отрекшіеся совсѣмъ отъ своего христіанскаго имени, вокругъ другихъ идей и лозунговъ, не только ничего общаго съ Крестомъ Господнимъ не имѣющихъ, но часто прямо враждебныхъ ему.

Но что намъ смотрѣть на другихъ, когда и сами, мы, православные русскіе люди, далеко-далеко отошли теперь отъ того, чтобы считать Крестъ Господень нашей «радостью» и «похвалой», чтобы видѣть въ немъ наше воинское знамя и наше единственно-вѣрное и благонадежное оружіе въ борьбѣ съ врагами нашего спасенія — наше   у т в е р ж д е н і е.

Развѣ не стыдимся мы нерѣдко «исповѣдывать Распятаго», или боясь кого-то или просто не считая нужнымъ осѣнить себя крестнымъ знаменіемъ, когда пробуждаемся ото сна или засыпаемъ, когда садимся за столъ вкушать пищу или востаемъ, когда проходимъ мимо храма или какой-нибудь святыни и во всѣхъ подобныхъ случаяхъ, — или совершая это крайне небрежно и неблагоговѣйно?

Является ли Крестъ Господень для насъ тѣмъ знаменемъ, которымъ всѣ мы воодушевляемся, вокругъ котораго всѣ мы, православные русскіе люди, забывая о всѣхъ нашихъ распряхъ и раздорахъ, объединяемся во взаимной любви христіанской, ощущая себя подлинными «воинами Христовыми», неустанмо ведущими «невидимую брань» съ врагами нашего спасенія?

Увы! совсѣмъ   и н ы е   «кумиры», иные лозунги, иные идеи, зачастую даже ничего общаго не имѣющіе съ Крестомъ Христовымъ, влекутъ въ нынѣшнее время большинство изъ насъ къ себѣ. И приходится ли удивляться тому, что Родину нашу постигла такая страшная катастрофа, когда мы стали измѣнниками, предателями Святой Руси, когда мы, отрекшись отъ Креста Христова и поклонившись «инымъ богамъ», сдѣлались дезертирами съ поприща «невидимой брани»? Но поистинѣ удивительно, что многіе изъ насъ еще живутъ и даже благодушествуютъ, наслаждаясь всѣми земными благами, земнымъ благосостояніемъ, ибо всякій знаетъ, какой суровой карѣ подвергаются измѣнники своего отечества и дезертиры съ поля битвы.

Но «щедръ и милостивъ Господь, долготерпѣливъ и многомилостивъ» (Псал. 102, 7): Онъ «не хощетъ смерти грѣшника, но еже обратитися и живу быти ему» (Іез. 33, 11).

До какихъ же, однако, поръ мы будемъ испытывать Его долготерпѣніе, ведя самочинную борьбу, не подъ знаменемъ Его Креста съ врагами нашего спасенія, воюющими противъ насъ чрезъ безчисленныя скопища нашихъ страстей и похотей, а — подъ разными самоизмышленными лозунгами съ ближними нашими, созданными, какъ и мы, по образу и по подобію Божію и искупленными, наравнѣ съ нами, на Крестѣ драгоцѣнною Кровью Христовою... за безпрепятственное и болѣе удобное удовлетвореніе этихъ страстей?

И пусть не оправдывается никто изъ такихъ «борцовъ» своею мнимою ревностью о какихъ-то высокихъ идеалахъ, ибо истинная   с в я т а я   ревность (какъ и «мудрость, сходящая свыше») «во-первыхъ, чиста, потомъ мирна, кротка, послушлива, полна милосердія и добрыхъ плодовъ, безпристрастна и нелицемѣрна» (Іак. 3, 17). Всякая другая «ревность», не обладающая этими качествами, происходитъ, какъ учитъ св. Апостолъ, отъ «горькой зависти» и «сварливости», и она не останавливается передъ «самохвальствомъ» и «ложью на истину», производя всюду лишь «неустройство» и «все худое» (Іак. 3, 14-16).

Изумительно глубоко и красочно рисуетъ психологію этой «неразумной ревности», заставляющей насъ видѣть только чужіе недостатки и пороки и не замѣчать своихъ, «ревности», производящей въ нашей средѣ раздоры, смуты и раздѣленія, святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ.

Эту неразумную «ревность» называетъ онъ «духомъ пересудливости». «Этотъ духъ», грворитъ онъ: «за все цѣпляется, и все представляетъ въ мрачномъ видѣ беззаконности и пагубности. Это — немощь, въ бóльшей или меньшей степени, почти общая у людей,   н е в н и м а ю щ и х ъ   с е б ѣ...   Кто-то присѣдитъ сердцу и разжигаетъ его на пересуды — оно и источаетъ ихъ. Но въ то же самое время пересудчикъ самъ готовъ на недобрыя дѣла, лишь бы только никто не видалъ, и непремѣнно состоитъ въ недобромъ порядкѣ, въ какомъ-либо отношеніи; онъ какъ-будто и судитъ и осуждаетъ, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное въ себѣ,   в о з н а г р а д и т ь   нападками на другихъ, хотя бы то и неправыми. Правдолюбивый и стоящій въ правдѣ, зная, какъ трудно достается исправность въ дѣлахъ, а еще болѣе въ чувствахъ, никогда не станетъ судить: онъ скорѣе готовъ бываетъ покрыть снисхожденіемъ не только малое, но и великое преступленіе другихъ... И всегда почти такъ бываетъ: разсуди о поступкѣ ближнято, и найдешь, что онъ совсѣмъ не имѣетъ того важнаго, ужасающаго характера, который показался тебѣ въ немъ съ перваго раза» («Мысли на каждый день года» стр. 350-351).

Не этотъ ли «духъ пересудливости», въ связи съ массовымъ отступленіемъ русскихъ людей отъ святыни Креста Господня и слѣдованія за иными «богами», иными кумирами, и довелъ нашу несчастную Родину-Россію до такой страшной, безпримѣрной въ исторіи, кровавой катастрофы? Не эта ли «неразумная ревность», за все цѣпляющаяся и все представляющая въ мрачномъ видѣ беззаконности и пагубности, и здѣсь заграницей, въ столь заслуженномъ нами изгнаніи, мѣшаетъ намъ жить въ мирѣ и любви другъ съ другомъ?

Не желая въ покаянныхъ чувствахъ за грѣхи наши и за грѣхи нашихъ отцовъ и дѣдовъ, сгубившихъ нашу Родину, сплотиться вокругъ единственно-естественнаго для насъ, христіанъ, центра единенія — Креста Господня, мы упрямо изобрѣтаемъ себѣ свои собственные центры единенія и лютою ненавистью преслѣдуемъ всѣхъ тѣхъ, кто «осмѣливается» съ нами не соглашаться.

И несмотря на все, нами пережитое до сихъ поръ, настолько еще мало у насъ яснаго сознанія всего ужаса, приключившагося съ нами за грѣхи наши, что мы все время ищемъ «враговъ» вокругъ себя, не замѣчая въ своемъ самодовольномъ самоослѣпленіи, что   п е р в ы е   и   г л а в н ы е   враги наши это —  м ы   с а м и.

Одно политиканство наше всякаго рода чего стóитъ?

Вѣдь это оно, это злосчастное политиканство, часто напоминающее какую-то дѣтскую игру, но только совсѣмъ не невинную, такъ раздѣляетъ насъ, такъ дробитъ наши силы, раждая въ нашей средѣ «ненависти, зависти, рвенія и прочія страсти, братолюбіе разрушающія», объ избавленіи отъ которыхъ учитъ насъ молиться наша Матерь Св. Церковь, желающая насадить въ нашихъ сердцахъ «нелицемѣрную любовь» другъ ко другу (см. умилительный чинъ молебнаго пѣнія о спасеніи Россіи, теперь почему-то нами оставленный).

Нѣтъ! Давно пора сознать намъ, что не политиканство, не вечера и банкеты, не пляски по субботамъ, подъ лукавымъ предлогомъ воспитанія нашей молодежи въ «идеалахъ русской культуры», ни даже празднованіе національныхъ юбилеевъ   с а м о   п о   с е б ѣ  — ибо о какихъ «празднованіяхъ» можетъ идти рѣчь, когда несчастная Родина наша уже болѣе сорока лѣтъ лежитъ поверженная во прахъ и окутанная страшнымъ кровавымъ кошмаромъ — не спасутъ и не могутъ спасти насъ и нашей Родины, а только изъ глубины сердца исходящій   п о к а я н н ы й   м о л и т в е н н ы й   в о п л ь   къ Богу о спасеніи, соединенный съ твердымъ намѣреніемъ впредь исправить свою жизнь, строя ее въ полномъ соотвѣтствіи съ Евангельскими заповѣдями и уставами Св. Церкви.

«Если не покаетесь, всѣ погибнете!» грозно предостерегаетъ насъ Самъ нашъ Божественный Спаситель-Христосъ (Лук. 13, 3).

Итакъ, оставимъ всё, какъ ненужную мишуру, и поспѣшимъ скорѣе съ покаяніемъ къ подножію Креста Господня: объединимся всѣ вокругъ этого единственно-спасительнаго для насъ знаменія, прильнемъ ко Кресту Господню, ибо одна только сила крестная можетъ насъ спасти, и   н и ч т о   д р у г о е,   такъ какъ «Крестъ — вѣрныхъ утвержденіе».

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 193-200.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0