Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Съ Новымъ Годомъ, съ новымъ счастіемъ!

Такъ когда-то привѣтствовали у насъ на Руси другъ друга русскіе люди при наступленіи Новаго Года.

Этимъ стародавнимъ традиціоннымъ привѣтствіемъ сердечно привѣтствуемъ и мы всѣхъ нашихъ соотечественниковъ — православныхъ русскихъ людей въ изгнаніи и разсѣяніи сущихъ и искренно желаемъ имъ въ наступающемъ Новомъ 1963 году   н о в а г о   с ч а с т і я.

Но какъ и откуда можетъ придти къ намъ это «новое счастіе»?

Надо знать, что «счастіе» наше зависитъ прежде всего и въ первую очередь не отъ какихъ-либо внѣшне-благопріятныхъ условій и обстоятельствъ нашей жизни, всегда столь измѣнчивой и непостоянной, а главнымъ образомъ — отъ   в н у т р е н н я г о   состоянія нашихъ душъ. Когда въ душѣ настоящій адъ отъ неудовлетворенныхъ желаній, стремленій и разнаго рода грѣховныхъ страстей, когда кипитъ въ ней зависть, злоба, гнѣвъ и ненависть, когда погружена она въ уныніе и отчаяніе, — о какомъ «счастіи» можно тогда говорить?!

Вотъ почему «новое счастіе» возможно для насъ только тогда, когда мы сами станемъ   н о в ы м и,   когда мы   о б н о в и м с я   душами своими, когда мы, по выраженію Слова Божія, «совлечемся ветхаго человѣка съ дѣяньми его и облечемся въ новаго, обновляемаго въ разумъ по образу Создавшаго его» (Кол. 3, 9-10), то-есть, когда мы, какъ разъясняетъ дальше Св. Апостолъ, «отложимъ прежній образъ жизни ветхаго человѣка, истлѣвающаго въ обольстительныхъ похотяхъ» и «обновимся духомъ ума нашего», «облекшись въ новаго человѣка, созданнаго по Богу, въ праведности и святости истины» (Ефес. 4, 22-24), иными словами: когда мы «облечемся, какъ избранные Божіи, святые и возлюбленные, въ милосердіе, благость, смиренномудріе, кротость, долготерпѣніе, снисходя другъ другу и прощая взаимно, если кто на кого имѣетъ жалобу, какъ и Христосъ простилъ насъ» — болѣе же всего — когда мы «облечемся въ   л ю б о в ь,   которая есть совокупность совершенства», и когда будетъ «владычествовать въ сердцахъ нашихъ   м и р ъ   Б о ж і й,   къ которому мы, христіане, призваны», когда «слово Христово будетъ вселяться въ насъ обильно, со всякою премудростью», когда мы будемъ «научать и вразумлять другъ друга псалмами, славословіемъ и духовными пѣснями, во благодати воспѣвая въ сердцахъ нашихъ Господу», а коротко говоря: когда мы будемъ   т а к ъ   настроены, что «все, что ни дѣлаемъ словомъ или дѣломъ; все будемъ дѣлать   в о   и м я   Г о с п о д а   І и с у с а   Х р и с т а,   благодаря чрезъ Него Бога и Отца» (Кол. 3, 12-16).

Таково о самомъ важномъ для насъ, о самомъ жизненномъ, непреложное ученіе Слова Божія, которое «пребываетъ во вѣкъ» (Ис. 40, 8)!

Кто же, помимо этого яснаго ученія Слова Божія, хочетъ находить какіе-то   и н ы е   пути къ «счастію» человѣка — къ установленію мира, благополучія и благоденствія на землѣ, тотъ только жестоко заблуждается, и ничего, кромѣ самыхъ горькихъ и мучительныхъ разочарованій, не добьется.

Развѣ не довольно для насъ, какъ яркое доказательство этого, всего того ужаса, который постигъ нашу Родину-Россію? Развѣ не постигло такое же самое горькое и мучительное разочарованіе всѣхъ тѣхъ, кто ожидали какого-то «новаго счастія» отъ такъ называемаго «соціализма» и «коммунизма», столь много обѣщавшихъ обманутому ими человѣчеству?

Такое же точно разочарованіе ожидаетъ и всѣхъ тѣхъ, кто, игнорируя ученіе Слова Божія и истинную Церковь Христову, станутъ стремиться къ одному лишь   в н ѣ ш н е м у   упорядоченію человѣческой жизни, не желая помышлять о   в н у т р е н н и х ъ,   д у х о в н ы х ъ   основахъ ея (въ которыхъ-то и заключается вся «суть»!) — кто видятъ все «счастіе» людей въ одной лишь   в н ѣ ш н е й   ф о р м ѣ   ихъ жизни, въ лучшемъ по ихъ мнѣнію, политическомъ государственномъ строѣ, какъ бы онъ ни назывался.

Все это — наивная мечта, никогда еще себя не оправдавшая и никогда не могущая себя оправдать, ибо Спаситель нашъ, для того и пришедшій на землю, чтобы даровать намъ   и с т и н н о е   счастіе, ясно сказалъ, предупредивъ насъ:

«Безъ Мене не можете творити ничесоже» (Іоан. 15, 5).

Чтó же безъ Него, безъ созданной Имъ Церкви, можемъ сдѣлать мы хорошаго?

Р о в н о   н и ч е г о.

Не политика, а вѣра Христова.

Не политическая, а духовно-нравственная работа и церковная дѣятельность.

Вотъ чтó   т о л ь к о   и можетъ спасти насъ, спасти нашу Россію, спасти весь столь очевидно къ погибели стремящійся міръ.

Это отнюдь не значитъ, что мы вовсе и начисто отвергаемъ   в с я к у ю   политику и всякую политическую дѣятельность.

Вовсе нѣтъ!

Мы только указываемъ и подчеркиваемъ, что по утвержденію высочайшаго для насъ авторитета — ученію Слова Божія, на   п е р в о м ъ   мѣстѣ для насъ, православныхъ русскихъ людей, должна быть   н а ш а   с в я т а я   П р а в о с л а в н а я   в ѣ р а   и   н а ш а   с в я т а я   Ц е р к о в ь.

Все же остальное, какъ бы оно ни казалось намъ прекраснымъ и возвышеннымъ, должно стоять, по сравненію съ этими величайшими духовными цѣнностями, на   в т о р о м ъ   мѣстѣ. Вѣдь Христосъ-Спаситель сказалъ вполнѣ опредѣленно, а слова Его, конечно, должны быть для насъ непререкаемо-авторитетны:

«Ищите прежде Царствія Божія и правды Его» и все остальное тогда «приложится вамъ» (Матѳ. 6, 33).

Такимъ именно путемъ исканія прежде всего Царствія Божія и правды его и шелъ на протяженіи всей своей исторіи нашъ православный русскій народъ — такъ именно и строилась та Великая Россія, въ которой Вѣра и Церковь всегда были на первомъ мѣстѣ.

А когда русскій народъ, подъ вліяніемъ безбожныхъ агитаторовъ, пришедшихъ къ намъ съ богоотступническаго Запада, сталъ отклоняться отъ этого своего подлинно-историческаго пути, тогда и разразилась надъ нимъ эта страшная кровавая катастрофа, въ результатѣ коей мы очутились въ изгнаніи, а весь остальной русскій народъ подъ игомъ страшнаго безпримѣрнаго рабства.

Вотъ почему такъ печально видѣть, когда православные русскіе люди, столь много перестрадавшіе и даже свою Родину потерявшіе, находясь здѣсь въ изгнаніи, нисколько не помышляютъ о своемъ духовномъ   о б н о в л е н і и,   а продолжаютъ жить все тѣми же безбожными и антицерковными взглядами, интересами и настроеніями, которые именно и привели къ такому страшному бѣдствію нашу несчастную Родину-Россію. И наивно думаютъ, что безъ полнаго и всецѣлаго возвращенія ихъ къ Богу и безъ подлиннаго оцерковленія ихъ жизни, путемъ одной лишь политической дѣятельности, можно будто бы спасти Россію. И даже самую Церковь нашу хотятъ подчинить своей политикѣ, сдѣлать ее орудіемъ своихъ политическихъ интригъ, игрушкой своихъ политическихъ страстей.

Вѣчное хотятъ подчинить временному, небесное — земному, святое — грѣховному...

Чтó можетъ быть ужаснѣе, безнадежнѣе, преступнѣе такой духовной слѣпоты, такого крайняго неразумія, отъ котораго лишь одинъ шагъ до самыхъ глубинъ адовыхъ?

Гдѣ ужъ намъ ожидать «новаго счастія» съ такими настроеніями? И на чтó хорошее можемъ мы разсчитывать въ наступающемъ Новомъ Году?

Нѣтъ! какъ учитъ насъ Слово Божіе, какъ учитъ насъ Святая Церковь, путь спасенія для насъ, для нашей Россіи и для всего міра   т о л ь к о   о д и н ъ  — это   п у т ь   д у х о в н а г о   о б н о в л е н і я.

Найдемъ въ себѣ мужество сознать свои пагубныя ошибки и заблужденія, въ свое время и Россію приведшія къ гибели, образумимся, наконецъ, понявъ, что безъ Божіей помощи мы —   н и ч т о,   обратимся всею душею и всѣмъ сердцемъ въ тепломъ чувствѣ искренняго   п о к а я н і я   къ Богу и къ истинной Церкви, —  о б н о в и м с я   д у ш а м и   с в о и м и,   дабы этотъ наступающій 1963-ій годъ дѣйствительно сталъ для насъ   н о в ы м ъ   годомъ, а тогда сможемъ мы надѣяться и на   н о в о е   с ч а с т і е!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 144-148.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0