Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)
День Святой Троицы.

Видѣхомъ свѣтъ истинный, пріяхомъ Духа Небеснаго, обрѣтохомъ вѣру истинную,   н е р а з д ѣ л ь н ѣ й   Т р о и ц ѣ   покланяемся:  Т а   б о   н а с ъ   с п а с л а   е с т ь   (Стихира).

Въ теченіе большей части года поется эта стихира за каждой Божественной литургіей, въ концѣ ея, но какъ-то совсѣмъ по-особенному звучитъ она въ день Святой Троицы. Конечно, это потому, что въ ней какъ разъ и прославляется Святая Троица.

Но почему Св. Троица прославляется, и всѣ вѣрующіе призываются къ поклоненію Ей въ день праздника Пятидесятницы, когда воспоминается Сошествіе Святаго Духа на Апостоловъ? Не есть ли этотъ праздникъ, собственно, въ честь лишь Третьяго Лица Пресвятой Троицы — Святаго Духа, а не всей Св. Троицы?

Вся Святая Троица въ цѣломъ прославляется въ день нынѣшняго великаго праздника потому, что этотъ праздникъ, какъ именуютъ его наши богослужебныя книги, есть  «к о н е ч н ы й   праздникъ» (см. сѣдаленъ по 1-мъ стихословіи на утрени въ нед. Пятидесятницы) — праздникъ, въ который мы радостно воспоминаемъ «конецъ», или завершеніе всего великаго дѣла домостроительства Божія — дѣла спасенія человѣческаго рода.

А въ великомъ дѣлѣ этомъ принимали участіе всѣ Три Лица Пресвятой Троицы.   Т о,   «чему быть благоволилъ Богь-Отецъ, — что исполнилъ въ Себѣ Сынъ Божій, то присвоить вѣрующимъ снисшелъ нынѣ Духъ Святый» — такъ поясняетъ это намъ отечественный богословъ Еп. Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ («Мысли на каждый день года» стр. 158): «ибо спасеніе наше, по прозрѣнію Бога Отца, во святыни Духа, въ послушаніе и кропленіе крове Іисусъ Христовы» (1 Петр. 1, 2).

Сегодня преславнымъ явленіемъ Духа Святаго «въ видѣніи огненныхъ языковъ» завершилось, наконецъ, все то, чему отъ вѣка предопредѣлилъ быть Тріединый Богъ въ Своемъ предвѣчномъ совѣтѣ, — Богъ, по неизреченной любви Своей, возжелавшій нашего спасенія — нашего избавленія отъ тьмы грѣховной.

Великъ и славенъ день Рождества Христова — явленія во плоти на землѣ Сына Божія; несравненна слава Праздника праздниковъ и Торжества торжествъ Свѣтлаго Воскресенія Христова — побѣды Его надъ адомъ и смертью; но ни отъ того, ни отъ другого не было бы намъ пользы,   е с л и   б ы   н е   с о ш е л ъ   н ы н ѣ   Д у х ъ   С в я т ы й.

Сегодняшній праздникъ служитъ поэтому полнымъ и совершеннымъ выраженіемъ безмѣрной любви Божіей къ падшему человѣческому роду.

Эта любовь Божія явлена была намъ всѣми тремя Лицами Пресвятой Троицы, почему мы и поемъ сегодня такъ особенно радостно и торжественно: «Нераздѣльнѣй Троицѣ поклоняемся:   Т а   б о   н а с ъ   с п а с л а   е с т ь»,   хотя событіе, воспоминаемое нынѣ, касается, собственно, лишь одного третьяго лица Пресвятой Троиць — Святаго Духа.

Въ чемъ же эта дивная Божественная любовь проявилась къ намъ со стороны Каждаго изъ Трехъ Лицъ Пресвятой Троицы?

Богъ-Отецъ — нашъ Творецъ и Промыслитель. По неизреченной благости Своей, по единой безмѣрной любви Своей, Онъ сотворилъ насъ «изъ ничего» по образу Своему, даровавъ намъ безцѣнный даръ — жизнь. Создавъ насъ, Онъ никогда не перестаетъ промышлять о насъ, заботясь дабы и волосъ съ головы нашей не упалъ безъ всеправедной воли Его. Когда мы пали въ лицѣ прародителей нашихъ и сдѣлались недостойными милостей Его, Онъ и тогда не отвратилъ лица Своего отъ насъ, но благоволилъ устроить намъ дивный планъ спасенія черезъ Возлюбленнаго Сына Своего.

Въ чемъ же проявилась къ намъ любовь Второго Лица Пресвятой Троицы?

Въ томъ, что Онъ, Единородный Сынъ Божій, сдѣлался нашимъ Спасителемъ и Искупитадемъ. По благоволенію Отца, Онъ сошелъ на землю, сталъ человѣкомъ и обрекъ Себя на всѣ лишенія бреннаго земнаго существованія, на страшныя поносныя муки, крестъ и смерть, ради избавленія насъ отъ грѣха, проклятія и смерти. Не довольствуясь симъ, Онъ изыскалъ еще средство непрестанно быть въ тѣснѣйшемъ, пріискреннѣйшемъ единеніи съ нами — такъ, чтобы мы всегда ощущали въ самихъ себѣ всю безмѣрную силу любви Его: Онъ установилъ для насъ дивное Таинство Тѣла и Крови Его, давъ намъ великое обѣтованіе: «Ядый Мою плоть и піяй Мою кровь, во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ» (Іоан. 6, 56) «...и Азъ воскрешу его въ послѣдній день» (Іоан. 6, 54).

Въ чемъ же выразилась любовь къ намъ Третьяго Лица Пресвятой Троицы?

Въ томъ, что Духъ Святый явился нашимъ Освятителемъ — Раздаятелемъ безцѣнныхъ даровъ Божественной благодати. По крайней поврежденности грѣхомъ природы нашей, по своей нечистотѣ грѣховной и духовной немощности, мы были бы совершенно неспособны воспріять все неисчетное богатство благости, котораго удостоила насъ любовь Бога-Отца и Бога-Сына: мы не смогли бы воспользоваться спасительными плодами Искупительной Жертвы Христовой, и эта Великая и Святѣйшая Жертва оставалась бы для насъ бездѣйственной. Духъ Святый и снисшелъ для того, чтобы преобразовать и возродить нашу грѣховную природу, очистигь ее отъ всякія скверны и тѣмъ содѣлать ее способной къ воспріятію и усвоенію великихъ Божіихъ Даровъ — освятить ее.

Духъ Святый и есть потому   с о в е р ш и т е л ь   нашего спасенія, нашего освященія силою Божественной благодати, дарованной намъ любовью Бога-Отца, по искупительнымъ заслугамъ и ходатайству принесшаго Себя за насъ въ жертву Бога-Сына.

И вотъ теперь мы уже «чада Божія», какъ учитъ насъ возлюбленный ученикъ Христовъ св. Іоаннъ Богословъ, а не «чада діавола», какими были раньше (1 Іоан. 3, 10).

«Смотрите же, какую   л ю б о в ь   далъ намъ Отецъ, чтобы намъ называться и быть дѣтьми Божіими» (1 Іоан. 3, 1).

Какъ намъ не отозваться на такую безмѣрную отеческую любовь Божію всѣмъ сердцемъ   т а к о ю   же благодарною сыновнею любовью?!

А такъ какъ эта любовь явлена была намъ, какъ это мы видѣли выше,   в с ѣ м и   тремя Лицами Пресвятой Троицы, то поэтому въ день нынѣшняго великаго праздника мы и поклоняемся   в с е й   нераздѣльнѣй Троицѣ, благодарно воспѣвая Ей: «Троице Святая, слава Тебѣ!»

Для насъ, братіи и насельниковъ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ, нынѣшній великій праздникъ имѣетъ сугубое значеніе, ибо это — нашъ   п р е с т о л ь н ы й   праздникъ. Мы вдвойнѣ радуемся и духовно ликуемъ въ этотъ день, будучи счастливы сознаніемъ, что высокой небесной покровительницей нашей обители и всего столь важнаго обще-церковнаго дѣла, которое творится въ ней, является Сама Пресвятая Троица, то-есть — Самъ Господь-Вседержитель, во Святѣй Троицѣ славимый.

Это —  с а м ы й   в ѣ р н ы й   для насъ залогъ того, что пока мы сами остаемся твердыми въ нашихъ православно-церковныхъ убѣжденіяхъ и не измѣняемъ нашему призванію, пока мы трудимся и несемъ свое послушаніе во Имя Пресвятой Троицы, то-есть: подвизаемся здѣсь не ради какихъ-либо своихъ выгодъ и личной корысти, а единственно   р а д и   в е л и к а г о   Б о ж і я   д ѣ л а   с п а с е н і я   д у ш ъ, — обитель наша будетъ стоять непоколебимой, несмотря ни на какія козни враговъ ея, которыхъ у нея не мало въ нынѣшнемъ лукавомъ и прелюбодѣйномъ мірѣ, думающемъ не объ угожденіи Богу и спасеніи души, а лишь объ угожденіи своему собственному «я» и служеніи грѣховнымъ страстямъ своимъ.

Но у насъ, слава Богу, есть не только враги, а и глубоко-преданные намъ единомышленники-богомольцы, родственные намъ по духу, которые во множествѣ посѣщаютъ нашу обитель, особенно въ нынѣшній день нашего престольнаго праздника. Они — наше утѣшеніе и наша моральная поддержка въ переживаемыхъ нами скорбяхъ, ибо, когда мы получаемъ отъ нихъ сочувственныя письма и видимъ ихъ благоговѣйно молящимися въ нашемъ храмѣ, намъ радостно бываетъ отъ сознанія, что мы   е щ е   не совсѣмъ одиноки и   з д ѣ с ь   н а   з е м л ѣ,   въ этомъ отступническомъ мірѣ, въ нашемъ искреннемъ служеніи Святой Троицѣ и дѣлу спасенія душъ, — что еще не изсякъ «малый остатокъ спасающихся», что еще не всѣ преклонили колѣна передъ современнымъ «Вааломъ», въ лицѣ все болѣе и болѣе захватывающей міръ злой темной силы, готовящей воцареніе Антихриста.

Всѣхъ ихъ мы сердечно поздравляемъ съ нынѣшнимъ великимъ праздникомъ Святой Троицы — этимъ славнымъ и торжественнымъ воспоминаніемъ дивнаго завершительнаго акта Божественной спасающей любви къ падшему человѣческому роду и усердно, отъ всего любящаго сердца, молимъ ихъ —   н е   п о д д а в а т ь с я   т л е т в о р н о м у   «д у х у   в р е м е н и»,   оставаясь и впредь столь же твердыми и стойкими въ своихъ строго-православныхъ церковныхъ взглядахъ и убѣжденіяхъ, дабы не лишиться той всесильной благодати Духа Святаго, безъ которой нѣтъ намъ настоящей помощи ни въ сей жизни ни въ будущей, а главное —  н ѣ т ъ   н и к а к о й   н а д е ж д ы   в ѣ ч н а г о   с п а с е н і я.

«Пріиди къ намъ, Душе Святый, причастники Твоея содѣвая святости, и свѣта невечерняго, и Божественныя жизни, и благоуханнѣйшаго раздаянія...»

«Спаси, Утѣшителю, вѣрно поющихъ Боголѣпное пришествіе Твое, и очисти отъ всякія скверны, яко Благоутробенъ, и покажи достойны Твоего осіянія...» (Канонъ Св. Духу, пѣснь 6-я).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 20-25.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0