Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
«Слава въ вышнихъ Богу!»

Се бо, благовѣствую вамъ   р а д о с т ь   в е л і ю,   яже будетъ всѣмъ людемъ: яко родися вамъ днесь Спасъ, Иже есть Христосъ Господь, во градѣ Давидовѣ... (Лук. 2, 10-11).

Этой великой радости когда-то дѣйствительно тысячелѣтіями ожидали цѣлыя поколѣнія людей. Особенно напряженно ожидали этого великаго событія лучшіе представители избраннаго народа Божія, ветхозавѣтные праотцы, пророки и всѣ праведники Но ожидали его и мудрѣйшіе изъ язычниковъ, которые, видя все сгущавшійся надъ человѣчествомъ нравственный мракъ, неоднократно во всеуслышаніе заявляли, что дальше такъ жить нельзя, что нѣтъ спасенія человѣчеству, если только Самъ Богъ не сойдетъ на землю и не научитъ людей, какъ они должны жить, чтобы избѣжать неминуемо надвигающейся на нихъ гибели.

И вотъ, наконецъ, эти ожиданія исполнились. Совершилось «веліе и преславное чудо», совершилась «велія благочестія тайна — Богъ явися во плоти» (1 Тим. 3, 16): отъ Безневѣстныя и Пречистыя Дѣвы Маріи, въ маломъ градѣ Давидовѣ Виѳлеемѣ, въ убогомъ вертепѣ родился и въ яслехъ безсловесныхъ возлегъ «Отроча младо — превѣчный Богъ».

Небесные лики Святыхъ Ангеловъ первые прославили это дивное Таинство — явленіе на землѣ Бога во плоти — пѣніемъ несказанно-прекрасной и неслыханной дотолѣ людьми пѣсни:

«Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!» (Лук. 2, 14).

Смиренные пастыри первые удостоились услышать отъ явившагося имъ Ангела радостную вѣсть о Рождествѣ Спасителя міра, и первые же сподобились великой чести, войдя въ убогій вертепъ, поклониться Ему. А за ними и ученые мудрецы Востока, водимые таинственной звѣздой, сподобились той же великой радости, принеся драгоцѣнные дары Рождшемуся, какъ Богу, Царю и Человѣку.

Почти двѣ тысячи лѣтъ прошло съ тѣхъ поръ. Искупленное Христомъ-Спасителемъ человѣчество, въ основанной Имъ на землѣ Церкви, не переставало, въ лицѣ лучшихъ своихъ представителей, приносить Ему жертвы хвалы и благодаренія, какъ нѣкогда волхвы свои дары, непрестанно воспѣвая славу въ вышнихъ Богу и проповѣдуя на земли миръ и въ человѣцѣхъ благоволеніе. Цѣлые сонмы святыхъ угодниковъ Божіихъ выдѣлило оно изъ своей среды, какъ жертву, благоугодную Богови, какъ живые образцы истинно-христіанской жизни и какъ воодушевляющіе примѣры для всѣхъ, кто бы желалъ идти путемъ евангельскихъ заповѣдей — путемъ спасенія.

Но и врагъ человѣческаго спасенія діаволъ, власть котораго была попрана, не оставался бездѣйственнымъ. Въ промыслительныхъ видахъ Божіихъ, отъ него не была еще отнята возможность   и с к у ш а т ь   и   п р е л ь щ а т ь,   и онъ эту возможность широко использовалъ. Онъ никогда не переставалъ сѣять зло, безнадежно пытаясь, въ своей слѣпой злобѣ, разрушить дѣло Христово на землѣ или хотя бы сдѣлать его безплоднымъ для людей.

Вотъ почему большая ошибка видѣть и искать въ христіанствѣ, пока мы еще живемъ на землѣ, однихъ лишь радостей и представлять себѣ христіанство въ видѣ какого-то   б е з п е ч н а г о,   «р о з о в а г о»   п р е к р а с н о д у ш і я.   Совершенно противна истинному христіанству мечта о томъ, будто возможно видимое, осязательное осуществленіе Царствія Божія еще здѣсь, на этой грѣшной землѣ, которая, какъ это ясно учитъ Слово Божіе, «сберегается огню на день суда и погибели нечестивыхъ человѣковъ» (2 Петр. 3, 7). Эта «земля и всѣ дѣла на ней сгорятъ» (2 Петр. 3, 10), а мы, христіане, по обѣтованію Божію, какъ учитъ насъ св. Апостолъ, должны «ожидать новаго неба и новой земли, на которыхъ будетъ обитать правда» (2 Петр. 3, 13).

«Въ мірѣ скорбни будете» — ясно предрекъ Своимъ ученикамъ и послѣдователямъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ (Іоан. 16, 33), и этого мы никогда не должны забывать, даже переживая, по милости Божіей, самыя большія радости, если только мы хотимъ оставаться истинными христіанами.

Да это и понятно!

Вѣдь истинное христіанство есть   б о р ь б а   — борьба не на жизнь, а на смерть съ врагомъ нашего спасенія, не перестающимъ искушать и прельщать насъ. А во всякой борьбѣ всегда неизбѣжны скорби.

Кто въ своей земной жизни избѣгаетъ этой борьбы, боясь скорбей и ища лишь однѣхъ утѣхъ и радостей, тотъ вовсе не христіанинъ.

А о томъ, что въ этой земной жизни даже самыя большія радости неотдѣлимы отъ скорбей, объ этомъ ярко свидѣтельствуетъ намъ столь радостное для насъ — для всего человѣчества великое событіе Рождества Христова. Даже и оно, это величайшее и радостнѣйшее событіе, было все же, какъ бы въ назиданіе всѣмъ намъ, сопряжено со скорбью и притомъ — съ какой   в е л и к о й   скорбью!

Объ этой скорби такъ образно говоритъ евангельское чтеніе второго дня праздника Рождества Христова: «Гласъ въ Рамѣ слышанъ бысть, плачь, и рыданіе, и вопль многъ: Рахиль плачушися чадъ своихъ, и не хотяше утѣшитися, яко не суть» (Матѳ. 2, 18).

Четырнадцать тысячъ невинныхъ младенцевъ, убіенныхъ за Христа неистовымъ царемъ Иродомъ, — вотъ какой страшной скорбью для ихъ матерей сопровождалась великая радость рожденія въ міръ воплотившагося, насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія, Сына Божія!

Развѣ это не самый разительный урокъ для насъ!

Развѣ это не постоянное яркое напоминаніе намъ о томъ, что въ этомъ лишь временно-существующемъ и во злѣ лежащемъ грѣшномъ мірѣ не можетъ быть радости безъ скорби и это поэтому безразсудно искать   з д ѣ с ь   полнаго освобожденія отъ скорбей и мечтать объ устроеніи какой-то тихой, безмятежной жизни — «земного рая», или «Царствія Божія на землѣ». Тѣмъ болѣе, конечно, безумно воображать, что этого люди могуть достигнуть сами, одними своими собственными силами — безъ вѣры въ Бога, безъ послушанія истинной Церкви, безъ содѣйствія благодати Божіей. Мы уже не разъ видѣли, къ чему на практикѣ приводили такія попытки. Достаточно страшнаго примѣра одной только нашей несчастной Родины-Россіи.

Особенно теперь, въ наше страшное время, безумно, вопреки всякой очевидности и здравому смыслу, не говоря уже о явномъ противорѣчіи такихъ мыслей ученію Церкви, мечтать объ этомъ.

«Не пріидетъ Царствіе Божіе съ соблюденіемъ», то-есть: примѣтнымъ для всѣхъ образомъ, «ниже рекутъ: се, здѣ, или: ондѣ», то-есть и не скажутъ: вотъ, оно здѣсь, или: вотъ, тамъ. «Се бо Царствіе Божіе   в н у т р ь   в а с ъ   есть» (Лук. 17, 20-21) — такъ ясно училъ о Царствіи Божіемъ спрошенный объ этомъ фарисеями Самъ Господь Іисусъ Христосъ.

О какомъ же осуществленіи Царствія Божія «на землѣ» можно послѣ этого говорить?!

И это сейчасъ — когда одна часть человѣчества, не пріявшая доселѣ Христа и Его благовѣствованія, бѣснуется, помышляя только о земномъ — о достиженіи своего чисто-земного, эгоистически-корыстнаго благополучія, а другая — отступившая отъ Христа и Его истиннаго ученія, или открыто гонитъ Его, или, лукаво и лицемѣрно прикрываясь Его Именемъ, стремится къ уничтоженію Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, Имъ созданной.

Развѣ объ истинномъ единеніи всѣхъ во Христѣ въ лонѣ Его истинной Церкви помышляетъ ставшее такимъ «моднымъ» въ наше время такъ называемое «экуменическое движеніе»? или замышляемая его сторонниками «федерація церквей»? или «вселенскій соборъ» папы Іоанна XXIII? или богоборческая совѣтская власть, стремящаяся сдѣлать своего ставленника «вселенскимъ патріархомъ»?

Конечно нѣтъ!

Всѣ силы «міра сего» готовы въ настоящее время объединиться, искусно вдохновляемыя «княземъ міра сего» діаволомъ (Іоан. 12, 31), для того, чтобы попытаться уничтожить основанную Христомъ-Спасителемъ Его Истинную Церковь, какъ въ самомъ началѣ христіанской исторіи орудіе діавола — злобный царь Иродъ пытался уничтожить пришедшаго въ міръ Спасителя міра. Съ той только разницей, что теперь этихъ «иродовъ» очень много, и всѣ они имѣютъ самый различный внѣшній видъ и обликъ, принадлежа къ разнымъ слоямъ современнаго человѣческаго общества и занимая въ немъ самое разнообразное положеніе, вплоть до высокихъ государственныхъ постовъ и высшихъ іерархическихъ степеней въ различныхъ вѣроисповѣданіяхъ.

Нужно быть совершенно слѣпымъ, чтобы не видѣть того похода, который ведется въ послѣднее время (особенно со времени паденія нашей исторической Православной Россіи) съ такой исключительной напряженностью во всемъ мірѣ противъ истинной вѣры и Церкви — даже, въ такъ называемыхъ «христіанскихъ» странахъ, или странахъ такъ называемаго «свободнаго міра».

Почти всѣ христіанскіе праздники уже уничтожены и замѣнены праздниками «гражданскими». Величайшій святой христіанской Церкви, который долженъ былъ бы служить для всѣхъ примѣромъ подражанія ему въ подвигахъ христіанской добродѣтельной жизни, св. Николай Чудотворецъ, Архіепископъ Мирликійскій, обращенъ въ какого-то фантастическаго старика, служащаго потѣхой для дѣтей. Пасха Господня, совпадающая всегда съ воскреснымъ днемъ, давно уже сведена «на нѣтъ» (кто же изъ современныхъ «культурныхъ» людей можетъ серьезно вѣрить въ воскресеніе изъ мертвыхъ!). Изъ другого величайшаго христіанскаго праздника Рождества Христова, внѣшнее, наружное празднованіе котораго еще сохранилось, искусно вынуто его содержаніе, и онъ сдѣланъ интерконфессіональнымъ «сезоннымъ праздникомъ». Газеты и журналы, издаваемые въ милліонахъ экземпляровъ и распространяемые по всѣмъ пяти частямъ свѣта, усиленно доказываютъ, что этотъ «сезонный праздникъ» не имѣетъ никакой связи съ рожденіемъ Христа и что онъ праздновался еще за нѣсколько тысячъ лѣтъ до Рождества Христова.

Съ кѣмъ же мы въ этой борьбѣ противъ истинной вѣры и Церкви?

Это отнюдь не праздный, а чрезвычайной важности вопросъ.

Ибо «дніе лукави суть» и, воображая, что мы съ Церковью, мы незамѣтнымъ для насъ самихъ образомъ легко можемъ очутиться въ станѣ ведущихъ борьбу противъ нея. Вѣдь современные «ироды» въ настоящее время располагаютъ всѣми необходимыми для того средствами, чтобы плѣнить наше воображеніе и духовно поработить насъ, — и наружнымъ блескомъ, великолѣпіемъ и пышностью, и головокружительной славой, честью и почетомъ, и внѣшней стройной организаціей, мощью и силою, и, особенно, притягательной силой богатства — деньгами, которые многимъ бѣднымъ сынамъ Адама кружатъ головы и легко дѣлаютъ ихъ слѣпыми рабами «области тьмы», — такъ что они, видя, не видятъ, и, слыша, не слышатъ, и сердцемъ не разумѣютъ.

Въ наше злокозненное время, когда почти вся власть въ этомъ мірѣ и, едва ли не полностью, всѣ матеріальныя богатства перешли въ обладаніе богоборческихъ силъ, воюющихъ противъ истинной вѣры и Церкви, болѣе, чѣмъ когда-либо въ прошломъ, необходимо помнить, что не въ славныхъ царскихъ чертогахъ, не среди богатства, почета и роскоши родился Спаситель міра — Христосъ, а въ убогомъ вертепѣ — въ «послѣдней нищетѣ», положенный въ скотіихъ ясляхъ, «въ нихже просія Божества Его богатство» (Ѵпакои Р. Хр.).

Будемъ и мы всѣмъ сердцемъ искать не земной роскоши, почета и славы — не земного богатства, а «богатства Его Божества» — Его Божественной славы.

Тогда только сможемъ мы избѣжать, подражая Ему въ смиреніи, всѣхъ сѣтей вражіихъ, повсюду раскинутыхъ теперь на землѣ, такъ широко, какъ никогда прежде.

И не будемъ бояться неизбѣжно ожидающихъ насъ тогда скорбей, ибо Онъ, сказавшій: «въ мірѣ скорбни будете», сказалъ также: «но дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ» (Іоан. 16, 33).

«Съ нами Богъ, разумѣйте языцы — всѣ возстающіе противъ истинной вѣры и Церкви, — и покаряйтеся, яко съ нами Богъ...

Аще бо паки возможете, и паки побѣждени будете, яко съ нами Богъ...

И иже аще совѣтъ совѣщаваете, разоритъ Господь, яко съ нами Богъ...

Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся, яко съ нами Богъ...».

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 445-450.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0