Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
«Во успеніи міра не оставила еси, Богородице».

Эту великую истину всегда ощущали на себѣ православные русскіе люди, неустанно призывавшіе Богоматерь въ своихъ молитвахъ. И дѣйствительно — едва ли какой-нибудь другой народъ такъ часто, такъ живо и ярко испытывалъ въ исторіи своей всесильный покровъ надъ собой и дивное заступничество Божіей Матери. Безчисленное множество чудотворныхъ иконъ Ея, явленныхъ во всѣхъ концахъ Земли Русской, и неисчислимое количество чудесъ, отъ нихъ источавшихся, а, въ особенности, поразительные случаи неожиданной помощи всему русскому народу въ цѣломъ, въ самые критическіе моменты его историческаго бытія, убѣдительно свидѣтельствуютъ объ этомъ.

Потому-то и чтилъ такъ православный русскій народъ «Заступницу усердную рода христіанскаго», и Отечество свое съ благодарною любовью именовалъ «Домомъ Пресвятыя Богородицы», строя въ честь Ея многочисленные храмы по всему лицу Земли Русской. А особенно почиталъ русскій человѣкъ какъ разъ нынѣшній великій праздникъ Успенія, вѣрно ощущая своимъ сердцемъ, что именно благодаря событію, воспоминаемому сегодня, Пречистая Матерь Божія стала такъ близка и дорага намъ, сдѣлавшись «неусыпающею» молитвенницею за насъ и «въ предстательствахъ непреложнымъ упованіемъ», какъ поетъ Церковь.

Недаромъ въ самомъ сердцѣ державной Руси — въ первопрестольномъ градѣ Москвѣ, по завѣту великаго печальника Русской Земли св. митрополита Петра, еще издревле былъ воздвигнутъ величественный храмъ въ честь Успенія Пресвятыя Богородицы — эта «святая святыхъ» народа русскаго, — гдѣ вѣнчались на царство цари русскіе и возводились на престолъ первосвятители Церкви Русской.

Не случайно и первоначальное духовное средоточіе Русской Земли — очагъ духовнаго просвѣщенія всей Руси Кіевской, каковымъ безспорно является Кіево-Печерская Успенская Лавра, посвященъ тому же великому празднику.

Нельзя не отмѣтить, что и самый крайній оплотъ русскаго Православія — мощная цитадель его въ борьбѣ противъ насѣдавшаго на него латинства — Почаевская Успенская Лавра, гдѣ подвизался великій борецъ за Православіе преподобный Іовъ, Игуменъ и Чудотворецъ Почаевскій, была также посвящена празднику Успенія.

Знаменательно, наконецъ, что центральнымъ праздникомъ подъяремной Руси, на склонахъ Карпатскихъ горъ, праздникомъ, собиравшимъ всегда, до самаго послѣдняго времени наибольшее количество богомольцевъ, было также Успеніе Пресвятыя Богородицы, въ честь котораго была сооружена главнѣйшая святыня карпаторусскаго народа — прославленный монастырь на Чернечьей Горѣ близъ Мукачева, служившій нѣкогда резиденціей православныхъ епископовъ Мукачевскихъ «и всея Угорскія Руси».

Утѣшительный и радостный это праздникъ! И недаромъ называютъ его нѣкоторые «Второй Пасхой» или «Богородичной Пасхой». Вѣдь Пречистое Тѣло Матери Божіей, какъ гласитъ обще-церковное преданіе, уже на третій день послѣ погребенія, было воскрешено Божественною силою и нетлѣннымъ взято въ райскія обители. Уснувъ временнымъ сномъ смерти, Пречистая Матерь Божія не только «не оставила міра», но наоборотъ — стала еще ближе намъ, ибо сдѣлалась всесильной Ходатаицей за насъ передъ престоломъ Божіимъ, поистинѣ «въ молитвахъ неусыпающей».

По словамъ великаго отца Церкви преп. Іоанна Дамаскина, Богоматерь покаряется общему закону смерти для того, чтобы «тѣло черезъ смерть, какъ бы чрезъ огонь въ горнилѣ, подобно злату, очистившись отъ всего мрачнаго и отъ грубой тяжести бренія возстало изъ гроба нетлѣннымъ, чистымъ и озареннымъ свѣтомъ безсмертія».

Въ этомъ-то и заключается для насъ великое утѣшеніе сегодняшняго праздника. Смерть перестаетъ быть страшной, если ей подверглась Сама Матерь Подателя жизни. Нынѣшній праздникъ убѣждаетъ насъ въ томъ, что смерть не представляетъ собою ничего безнадежно-ужаснаго: она есть лишь необходимый переходный моментъ въ жизни каждаго человѣка-христіанина, который надо пережить, чтобы сподобиться затѣмъ   ж и з н и   в ѣ ч н о й.   Для истиннаго христіанина смерть не болѣе, какъ   «у с п е н і е»,   то-есть временный сонъ, вслѣдъ за которымъ ожидаетъ его сладкое и радостное пробужденіе.

Слѣдуетъ ли въ такомъ случаѣ   б о я т ь с я   с м е р т и?

Конечно, нѣтъ! Что можетъ быть страшнаго въ смерти, если умерла даже Сама Матерь Божія?

Но почему въ такомъ случаѣ многіе, даже святые, боялись смерти, и почему заповѣдуется намъ св. Церковью имѣть «страхъ смертный» и молиться о дарованіи «памяти смертной»? Почему говоритъ Слово Божіе, что «смерть грѣшниковъ люта»? (Псал. 33, 22).

Сила этого послѣдняго изреченія, конечно, въ словѣ   «г р ѣ ш н и к о в ъ».   Не сама по себѣ смерть люта, а грѣхи наши дѣлаютъ ее для насъ   л ю т о й.

Грѣховъ и слѣдуетъ бояться, а не смерти.

Грѣхи и есть дѣйствительно самое большое и отвратительное зло нашей человѣческой жизни. Они уродуютъ и коверкаютъ нашу земную жизнь, созданную Богомъ для радости и благоденствія и дѣлаютъ страшнымъ для насъ переходъ въ вѣчность, уготовляя намъ тамъ лютыя нескончаемыя муки.

Но у современныхъ людей все извращено: они уже не боятся грѣховъ, а боятся только смерти, желая здѣсь пожить по-дольше и изобрѣтая всевозможныя средства для того, чтобы продлить свою земную жизнь.

Это потому, что самое понятіе грѣха теперь уже вытравлено у нихъ изъ сознанія. Грѣха для большинства современныхъ людей уже какъ бы не существуетъ, а одновременно вытравляется и живая вѣра въ будущую жизнь.

Какъ могло дойти до этого — особенно у христіанъ?

Причиной этого является тотъ незримый, но для чуткаго вѣрующаго сердца ясно ощутимый процессъ, который все усиливается въ мірѣ.

Это — все болѣе и болѣе нагло вздымающееся на вѣру Христову дѣйствіе «Тайны Беззаконія» (2 Сол. 2, 7-8). На нашихъ глазахъ, и притомъ со стремительной поспѣшностью, создаются въ мірѣ все новыя и новыя условія, благопріятствующія ея безпрепятственному раскрытію и расширенію ея среди людей.

Нужно быть духовно-слѣпымъ или самому быть втянутымъ въ этотъ процессъ, чтобы его не замѣчать. Или вѣрнѣе... дѣлать видъ, что его не замѣчаешь!

Вѣдь вся личная, семейная, общественная и политико-государственная жизнь современныхъ людей настолько уже отравлена этимъ дѣйствіемъ «Тайны беззаконія», этимъ смертоноснымъ ядомъ Апостасіи, или Отступленія (2 Сол. 2, 3), что современные люди, большею частью, легко и безъ зазрѣнія совѣсти грѣшатъ, не считаясь съ Закономъ Божіимъ, и даже позволяя себѣ дерзко критиковать Церковь Христову и попирать ея спасительныя установленія.

Только поэтому и могъ выступить у насъ со своими отвратительно-кощунственными нападками на Св. Церковь и имѣть нѣкоторый успѣхъ Левъ Толстой, котораго уже за одно его гнуснѣйшее издѣвательство надъ великимъ Таинствомъ Причащенія Тѣла и Крови Христовой (въ романѣ «Воскресеніе») болѣе чѣмъ естественно было предать отлученію отъ Церкви, чего до сихъ поръ не можетъ понять наша отступническая интеллигенція, готовящаяся въ этомъ году торжественно праздновать его пятидесятилѣтній юбилей (со дня его безпокаянной смерти).

Но самое страшное это то, что Отступленіе вошло уже внутрь нашей Церкви. Вызвавъ пагубный расколъ въ Христіанской Церкви одинадцатаго столѣтія, а затѣмъ полное отпаденіе отъ истинной вѣры и Церкви множества всевозможныхъ протестантскихъ и сектантскихъ обществъ, начиная съ шестнадцатаго вѣка, Отступленіе во всю свою ширь развернулось въ нынѣшнемъ «прогрессивномъ» двадцатомъ вѣкѣ и стремится теперь «взорвать» изнутри нашу Православную Церковь.

Въ самомъ дѣлѣ, развѣ не отступленіе отъ Христа — признаніе «властью отъ Бога» той власти, которая   г л а в н о й   своей задачей ставитъ вполнѣ   с о з н а т е л ь н у ю   борьбу за искорененіе вѣры Христовой въ сердцахъ людей, выраженіе благодарности этой власти за ея мнимую заботу о духовныхъ нуждахъ вѣрующихъ, активное сотрудничество съ нею въ ея стремленіи къ міровому господству, поддержка ея силою своего духовнаго авторитета?

Развѣ не отступленіе отъ Христа — хулить новомучениковъ Россійскихъ, кровь свою пролившихъ за Христа и за Его Святую Церковь, называя ихъ «пособниками чернаго дѣла», и не стыдиться стоять «на вытяжку» въ почетномъ караулѣ у гроба лютаго гонителя Христовой вѣры?

Развѣ не отступленіе отъ Христа — «относиться съ полнымъ братскимъ уваженіемъ» къ такимъ «іерархамъ», «ни въ чемъ ихъ не упрекая» и, слѣдовательно, вполнѣ солидаризируясь съ ними?

Объ этомъ мы прочтемъ еще ниже.

Развѣ не отступленіе отъ Христа — близкое дружественное, а иногда даже молитвенное, вплоть до совмѣстнаго «причащенія», взаимообщеніе съ отступниками отъ истинной вѣры и Церкви, вопреки ясному и совершенно-категорическому наставленію св. Апостола Павла: «Еретика, послѣ перваго и втораго вразумленія, отвращайся» (Тит. 3, 10)?

Развѣ не отступленіе отъ Христа — тѣсное сближеніе съ тѣми, которые позволяютъ себѣ гнусно хулить Его Пречистую Матерь, совмѣстные собранія и съѣздь съ ними и провозглашеніе якобы возникающей такимъ путемъ «третьей космогоніи» или какой-то «новой эры» въ христіанствѣ?

Развѣ не отступленіе отъ Христа — перетолкованіе и даже литературное искаженіе текста священныхъ книгъ Слова Божія, подъ предлогомъ мнимой необходимости «новаго перевода», въ явное угожденіе отступникамъ отъ истинной вѣры Христовой? или устраненіе изъ текста священныхъ книгъ всѣхъ тѣхъ мѣстъ, которыя непріятны врагамъ Христовымъ, съ извращеніемъ истины?

Развѣ не отступленіе отъ Христа — пожертвовавъ истинной Церковью, стремиться создать изъ всѣхъ безчисленныхъ вѣроисповѣдныхъ отступническихъ обществъ какую-то новую «церковь» — «interchurch», на мѣсто той единой истинной Церкви, которую основалъ Самъ Христосъ, сказавъ: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18)?

Вотъ какъ далеко зашло Отступленіе уже въ нѣдрахъ самой нашей Православной Церкви! Какъ можно всего этого ужаса не видѣть, не замѣчать, не понимать и даже насмѣшливо издѣваться надъ тѣми, которые во всемъ этомъ не могутъ не чувствовать зловоннаго дыханія приближающагося Антихриста?

Вѣдь тѣ, кто все это дѣлаютъ, ясно показываютъ, что они нисколько не дорожатъ истинной вѣрой — Св. Православіемъ, что они помышляютъ только о своемъ земномъ благосостояніи, о земныхъ выгодахъ, о земной карьерѣ, и, что слѣдовательно, истинной вѣры у нихъ вообще   н ѣ т ъ,   а есть только одна ея   в и д и м о с т ь.   А это, какъ прекрасно толкуетъ нашъ великій богословъ и глубокій наставникъ духовной жизни святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ, и есть   О т с т у п л е н і е.   (Толкованіе на 2 посл. св. ап. Павла къ Солунянамъ — стр. 492).

Но что будетъ съ ними   т а м ъ   — въ ожидающей всѣхъ насъ будущей жизни?

Помышляютъ ли они объ этомъ, когда выступаютъ публично съ проповѣдью неправды, когда позволяютъ себѣ лживыя, лукавыя и безотвѣтственныя утвержденія на разнаго рода «конференціяхъ» и «совѣщаніяхъ» и на страницахъ газетъ, творящихъ втихомолку все то же дѣло антихристово, путемъ явныхъ и косвенныхъ нападковъ на истинную вѣру и Церковь Христову?

Горько плачетъ объ этомъ, все расширяющемся отступленіи отъ вѣры въ Ея Божественнаго Сына, Пречистая Матерь Божія, а тѣ, кому прежде всего надлежало бы понять значеніе этого плача и ужаснуться своихъ дѣяній, не хотятъ понимать и не вразумляются. Ибо слишкомъ далеко зарвались они и больше боятся смерти, нежели грѣха, забывая слова Христовы: «Не бойтеся убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убить; а бойтесь болѣе Того, Кто можетъ и душу и тѣло погубить въ гееннѣ» (Матѳ. 10, 28).

И хотя всѣ грѣхи страшны, и всѣхъ грѣховъ надо бояться, но   б о л ѣ е  всего въ наше время надо бояться столь прельстительнаго для многихъ и ставшаго какъ бы   м о д н ы м ъ  грѣха   А п о с т а с і и.   Многіе въ нынѣшнее время словно бравируютъ этимъ грѣхомъ, увлекая за собой другихъ и проявляя поразительную безпечность и легкомысліе, какъ-будто ничто имъ не угрожаетъ. И это даже несмотря на столь явную угрозу гибели, нависшую надъ міромъ, въ результатѣ страшной силы разрушительныхъ изобрѣтеній послѣдняго времени.

И это тоже характерное знаменіе времени! Ибо «егда рекутъ   м и р ъ   и утвержденіе, тогда   в н е з а п у   нападетъ на нихъ всегубительство... и не имутъ избѣжати» (1 Сол. 5, 3).

Но мы, пока не захватила насъ волна Апостасіи, все же — «сыны свѣта», а не «сыны ночи, или тьмы», по выраженію Апостола, а потому «не будемъ спать, какъ и прочіе, но будемъ бодрствовать и трезвиться» (1 Сол. 5, 4-6), чтобы не дать себя завлечь въ этотъ губительный процессъ.

Будемъ бояться грѣха и отвѣтственности за него, но не будемъ бояться смерти, ибо все равно, рано или поздно, смерть для насъ неизбѣжна, если вратами ея прошла Сама Матерь Источника Жизни Вѣчной.

Будемъ усердно и горячо молить Пречистую Матерь Божію, во успеніи Своемъ насъ не оставляющую и слезы за насъ проливающую, да спасетъ насъ отъ вѣка сего развращеннаго (Дѣян. 2, 40).

Пресвятая Богородице, помогай намъ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 398-403.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0