Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 16 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Съ нами Богъ!

Всяческая днесь радости исполняются, Христосъ родися въ Виѳлеемѣ.

Какъ величественно и торжественно звучитъ на всенощномъ бдѣніи подъ праздникъ Рождества Христова древнее пророчество св. Исаіи: «Съ нами Богъ, разумѣйте языцы, и покоряйтеся, яко съ нами Богъ!» Сколько самой возвышенной и свѣтлой радости, сколько самой твердой и ничѣмъ непоколебимой надежды на милость и помощь Божію внушаетъ оно намъ, странствующимъ въ невѣрной и измѣнчивой земной юдоли — юдоли грѣха, печали и слезъ.

Какой это чудный праздникъ — день Рождества Христова! какое дивное торжество! Уста смыкаются предъ священнымъ безмолвіемъ Виѳлеемской ночи, сердце въ тишинѣ внемлетъ ангельскому пѣнію:

«С л а в а   в ъ   в ы ш н и х ъ   Б о г у,   и   н а   з е м л и   м и р ъ,   в ъ   ч е л о в ѣ ц ѣ х ъ   б л а г о в о л е н і е!»

«Нынѣ не время поученій», говоритъ отечественный нашъ подвижникъ и витія святитель Ѳеофанъ: «нынѣ не время поученій, но время славословій; нынѣ не время наставленій, но время благодареній». И къ этому-то и зоветъ насъ Церковь.

«Х р и с т о с ъ   р а ж д а е т с я  —  с л а в и т е!»  взываетъ она:  «Х р и с т о с ъ   с ъ   н е б е с ъ  —  с р я щ и т е!   Х р и с т о с ъ   н а   з е м л и  —  в о з н о с и т е с я!   П о й т е   Г о с п о д е в и   в с я   з е м л я,   и   в е с е л і е м ъ   в о с п о й т е   л ю д і е,   я к о   п р о с л а в и с я».

Что еще къ этому можно прибавить? Развѣ можно выразить чувство радости и ликованія сильнѣе, чѣмъ оно выражено въ этихъ немногихъ, но столь много говорящихъ сердцу вѣрующаго словахъ? Сколько пламенной вѣры и горячаго вдохновенія слышно въ этихъ словахъ, какая неотразимо-влекущая сила мощнаго призыва ко Христу заключается въ нихъ!

Да и въ самомъ дѣлѣ: какъ не радоваться, какъ не ликовать намъ въ этотъ преславный день Рождества Христова? Вѣдь въ этотъ день совершилось то, чего тысячелѣтіями ожидало погрязшее во грѣхахъ, страстяхъ и порокахъ, уже отчаявшееся въ своемъ спасеніи человѣчество, измученное враждой и отсутствіемъ высокихъ и осмысленныхъ интересовъ и цѣлей въ жизни. Сладостной мечтой объ этомъ днѣ сознательно или безсознательно только жили и дышали на протяженіи болѣе пяти тысячъ лѣтъ всѣ лучшіе представители человѣчества до Христа — ветхозавѣтные праведники и пророки, и славные мудрецы языческаго міра, вѣрившіе въ то, что только пришествіе въ міръ Сына Божія сможетъ облегчить человѣку путь добродѣтельной жизни, избавить его отъ тяготѣющаго надъ нимъ чувства какой-то мучительной обреченности, водворитъ на землѣ миръ, принесетъ общее счастіе и новую блаженную жизнь.

И вотъ оно — совершилось. Совершилась  «в е л и к а я   б л а г о ч е с т і я   т а й н а:   Б о г ъ   я в и л с я   в о   п л о т и»  и поселился между людьми, ставъ истиннымъ человѣкомъ, но не переставая въ то же время быть Богомъ.

С ъ   н а м и   Б о г ъ!

Онъ явился на землю для того, чтобы дѣйствительно даровать намъ эту новую блаженную жизнь, чтобы научить насъ, какъ ее достигнуть и, что особенно важно, дать намъ необходимыя силы къ ея достиженію. Взошло  «С о л н ц е   П р а в д ы»  и озарило весь міръ Своимъ Божественнымъ свѣтомъ. Оно дало намъ  «С в ѣ т ъ   и   р а з у м ъ,   д а   п о з н а е м ъ   Б о г а   и с т и н н а г о   и   д а   б у д е м ъ   в ъ   и с т и н н ѣ м ъ   С ы н ѣ   Е г о   І и с у с ѣ   Х р и с т ѣ»  (1 Іоан. 5, 20).

И теперь, послѣ всего того, что было намъ дано и сдѣлано для насъ Воплотившимся и явившимся на землю Сыномъ Божіимъ, если не видимъ мы среди современныхъ людей райской жизни, если не возносится постоянно среди насъ слава въ вышнихъ Богу, если нѣтъ на землѣ прочнаго мира и въ человѣкахъ благоволенія, то кто въ этомъ виновенъ?

Виновата въ этомъ только одна наша упорная, злая, коснеющая въ порокахъ и преступленіяхъ человѣческая воля, отвращающаяся отъ своего Спасителя, — воля, которая не имѣетъ для себя уже никакихъ оправданій и которая понесетъ страшную кару, страшное возмездіе во Второе славное Пришествіе Христово, когда Христосъ явится, какъ Мздовоздаятель, «судити живымъ и мертвымъ».

Какъ не убояться намъ этого? какъ не вострепетать при помышленіи о приближеніи къ намъ этого страшнаго дня суднаго?

Убоимся же этого! Но убоимся не вѣчнаго огня и страшныхъ мукъ, какъ презрѣнные рабы, не сотворившіе воли господина своего, а убоимся лучше своей черной неблагодарности Богу, своей безчувственности къ Его безчисленнымъ благодѣяніямъ, убоимся, какъ сыны, лишенія Отчей любви, убоимся оскорбить безмѣрную, несказанную любовь Божественную къ намъ, окаяннымъ грѣшникамъ. Сознаемъ наше высокое сыновнее достоинство, дарованное намъ Богомъ. Вѣдь мы —  с ы н ы   Е г о  по благодати, какъ подчеркивается это въ замѣчательномъ Апостольскомъ чтеніи, пріуроченномъ къ празднику Рождества Христова.  М ы  —  с ы н ы   Б о ж і и   и   н а с л ѣ д н и к и  Іисусъ Христомъ (Гал. 4, 7).

А для того, чтобы быть достойными того великаго наслѣдства, которое уготовалъ Онъ намъ во Царствіи Своемъ, возьмемъ примѣръ съ Него — примѣръ  с м и р е н і я   и   п о с л у ш а н і я.  Когда въ предвѣчномъ совѣтѣ Божіемъ было рѣшено спасти человѣка чрезъ воплощеніе и крестныя муки Сына Божія, Сынъ Божій не отрекался этого, не прекословилъ, но тотчасъ же изрекъ:  «С е   и д у,   е ж е   с о т в о р и т и   в о л ю   Т в о ю,   Б о ж е»  (Евр. 10, 9).

Вотъ каково было Его сыновнее послушаніе! И чего-чего только не перетерпѣлъ Онъ, Всемогущій Богъ, равночестный и сопрестольный Богу Отцу, лишь бы только исполнить велю Отца Своего Небеснаго. Какъ безгранично умалилъ и уничижилъ Онъ Себя, сойдя во утробу Дѣвы и родившись отъ Нея безпомощнымъ младенцемъ! Какое безмѣрное смиреніе показалъ Онъ, Творецъ вселенной, обладатель всѣхъ сокровищъ міра, Которому съ трепетомъ предстоятъ ангельскія силы, положившись въ убогихъ ясляхъ въ мрачной подземной пещерѣ и повившись пеленами!

И все это Онъ сдѣлалъ для насъ, единственно по несказанной любви Своей къ намъ, чтобы насъ обогатить, насъ осчастливить, сдѣлать вѣчно-блаженными.

Что же мы?

Неужели не стыдно, не грѣшно оставаться намъ безчувственными къ такой любви?

Но чѣмъ мы можемъ отблагодарить Его?

Возьмемъ примѣръ съ Него, убогаго Младенца, лежащаго «въ скотіихъ яслехъ».

Научимся отъ Него всецѣлой преданности волѣ Божіей, научимся Божественному  с м и р е н і ю,  этому вѣнцу добродѣтелей, предадимъ себя съ полной  п о к о р н о с т ь ю  въ руцѣ Его, дабы могъ Онъ на Страшномъ Судѣ Своемъ сказать о насъ Отцу Своему Небесному:  «С е   А з ъ   и   д ѣ т и,   я ж е   М и   д а л ъ   е с т ь   Б о г ъ»  (Евр. 2, 13).

С ъ   н а м и   Б о г ъ,  братіе. Потщимся же и мы, несмотря ни на что, не прельщаясь никакими соблазнами и искушеніями временнаго и скоропреходящаго міра сего тлѣннаго,  б ы т ь   с ъ   Н и м ъ.  Въ этомъ единственный вѣрный залогъ нашего счастія, нашего благополучія не только въ этой временной, но и  в ъ   в ѣ ч н о й,  ожидающей неизбѣжно всѣхъ насъ жизни. Не станемъ скрываться и убѣгать отъ Него, какъ нѣкогда согрѣшившій Адамъ въ раю, но наоборотъ — смѣло и радостно пойдемъ къ Нему, мысленно припадемъ къ Божественнымъ стопамъ Его и, поклонившись Ему, какъ нѣкогда волхвы, отъ глубины сердца возопіемъ:

«Рождейся отъ Дѣвы, Боже, помилуй насъ!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 323-326.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0