Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 36.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Крестъ Христовъ — наше знамя.

Недѣля Крестопоклонная! Сколько глубокаго смысла и умилительной назидательности въ этомъ обычаѣ Церкви выносить крестъ для поклоненія какъ разъ въ серединѣ Великаго Поста. Прекрасно разъясняется это въ нашихъ богослужебныхъ чтеніяхъ и пѣснопѣніяхъ. Крестъ выносится съ особою торжественностью на середину храма для того, чтобы поднять нашъ духъ, воодушевить насъ къ дальнѣйшему прохожденію подвига постнаго, напомнить намъ, что всѣ мы, христіане — крестоносцы, и что, если мы желаемъ не напрасно носить имя Христовыхъ послѣдователей, то должны въ жизни своей уподобляться Христу крестоношеніемъ и самораспятіемъ.

Если мы постимся добросовѣстно, то-есть ничего скоромнаго не ѣдимъ, стараемся вообще ѣсть меньше и рѣже, въ разнаго рода удовольствіяхъ и развлеченіяхъ себѣ отказываемъ, съ своими грѣховными склонностями и привычками рѣшительно боремся, — то мы не можемъ не почувствовать нѣкотораго переутомленія, нѣкотораго упадка силъ отъ необычнаго напряженія воли и тѣлеснаго ослабленія. И вотъ, при мысли о томъ, что поприще поста пройдено нами только наполовину, кое-у-кого невольно можетъ вырваться вздохъ ропотливости и малодушія: «тяжко, не по силамъ это — когда же конецъ?»

Для того, чтобы ободрить насъ и подкрѣпить нашу волю и духъ къ дальнѣйшему пощенію, Святая Церковь и устраиваетъ намъ утѣшеніе духовное — торжественно выноситъ для поклоненія Крестъ Господень.

«Вамъ тяжело, вы ропщете», какъ бы такъ говоритъ она этимъ: «а каково было Господу страдать за васъ на этомъ крестѣ? Или страданія Его были меньше вашихъ? Однако, Онъ все терпѣлъ, дабы васъ спасти. Потерпите же теперь и вы, ради Него и во Имя Его! Тѣмъ болѣе, что это терпѣніе ваше и не Ему и никому другому, а лично вамъ самимъ нужно, лично для васъ самихь полезно и спасительно. Взирая на этотъ крестъ, вспомните про Его великую любовь къ вамъ, которую проявилъ Онъ, добровольно предавъ Себя на такую позорную и мучительную смерть, вашего ради спасенія, и — воспряньте духомъ! Эта любовь Его и чудодѣйственная сила крестная поддержитъ и укрѣпитъ ваши силы и поможетъ вамъ до конца совершить, во славу Его, вашъ постный подвигъ и приведетъ васъ чрезъ пучину поста къ великой радости свѣтоноснаго дня Его преславнаго Воскресенія».

Вотъ почему св. крестъ и сравнивается въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ недѣли Крестопоклонной и въ такъ называемомъ «синаксаріи» (объяснительномъ чтеніи) съ «древомъ жизни», бывшемъ посреди рая, съ «благосѣннолиственнымъ древомъ», подъ сѣнью котораго находятъ прохладу и отдохновеніе путники, утомленные долгимъ и изнурительнымъ путемъ, съ древомъ, усладившимъ горькія воды источника Мерры во время сорокалѣтняго странствованія евреевъ въ пустинѣ по пути въ Обѣтованную Землю, и, наконецъ, со скипетромъ и знаменемъ побѣдоноснаго царя, появленіе которыхъ предшествуютъ приходу самого царя.

Иными словами, крестъ Христовъ, износимый въ Недѣлю Крестопоклонную на середину храма, это — Знамя наше, которое обычно выносится на поляхъ сраженій въ трудныя минуты для того, чтобы возбудить въ воинахъ бодрость духа и мужество для продолженія борьбы съ врагомъ и окончательной побѣды надъ нимъ. Взирая на свое славное знамя, воины невольно воодушевляются, ощущаютъ приливъ новыхъ силъ и подъемъ духа, бросаются на врага и побѣждаютъ его.

И мы, христіане, — воины Христовы, а Великій Постъ есть поприще брани съ врагомъ нашего спасенія — діаволомъ. Главный источникъ нашего воодушевленія въ этой невидимой, духовной брани — Крестъ Христовъ, славное знаменіе побѣды нашего Божественнаго Искупителя надъ властью ада и смерти, знаменіе нашего спасенія, знаменіе неизреченной Любви Божественной къ падшему человѣческому роду. Древомъ крестнымъ «смертное жало и адова побѣда прогнася» — Распятый на немъ Спасъ нашъ «предсталъ, вопія сущымъ во адѣ: внидите паки въ рай!» (Кондакъ). Поэтому св. Церковь и призываетъ насъ: «Пріидите, вѣрніи, животворящему древу поклонимся, на немже Христосъ Царь славы волею руцѣ распростеръ, вознесе насъ на первое блаженство... Пріидите, вѣрніи, древу поклонимся, имже сподобихомся невидимыхъ врагъ сокрушити главы»... (стихира на поклоненіе кресту).

Вотъ потому-то и мы, христіане, воины Христовы, взирая на св. крестъ, поклоняясь ему и лобызая его, испытываемъ особый приливъ новыхъ духовныхъ силъ, забываемъ всѣ трудности уже перенесеннаго постнаго подвига, — «задняя забывая», по Апостолу (Флп. 3, 13), «въ предняя простираемся» и дѣлаемся способными на дальнѣйшіе духовные подвиги для окончательной побѣды надъ грѣхомъ и достиженія «почести вышняго званія Божія о Христѣ Іисусѣ» (Флп. 3, 14).

Но что такое, собственно, Великій Постъ?

И развѣ только Великимъ Постомъ должны вести мы невидимую брань съ врагомъ нашего спасенія, а въ другое время — отдаваться ему въ плѣнъ?

Думать такъ — было бы крайнимъ неразуміемъ.

Великій Постъ, приводящій насъ къ свѣтлой радости Воскресенія Христова, есть какъ бы символъ всего теченія истинно-христіанской жизни, а вмѣстѣ съ тѣмъ — и ежегодное упражненіе въ подвигѣ этой жизни и ежегодное напоминаніе о томъ, какъ долженъ жить христіанинъ и какова конечная цѣль его жизни.

Жизнь истиннаго христіанина есть ни на одинъ мигъ непрекращающаяся борьба со своими грѣховными страстями и похотями, которая по своей тяжести, болѣзненности уподобляется крестоношенію и самораспятію. Вотъ почему св. Апостолъ говоритъ: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 6, 24). Въ этой непрестанной борьбѣ со страстьми и похотьми и состоитъ та «невидимая брань» съ врагомъ нашего спасенія, которая должна составлять главное содержаніе нашей земной жизни. Но какъ Христово крестоношеніе и распятіе привело къ свѣтлой несказанной радости Его преславнаго Воскресенія, такъ и наше крестоношеніе и самораспятіе, если будемъ законно подвизаться, приведетъ насъ къ воскресенію изъ мертвыхъ и къ вѣчной нетлѣнной Пасхѣ въ свѣтлыхъ чертогахъ райскихъ.

Итакъ, каждый истинный христіанинъ есть подвижникъ. Безъ подвига нѣтъ и не можеть быть подлинной христіанской жизни. Этого подвига ждетъ отъ Своихъ послѣдователей Самъ Подвигоположникъ-Христосъ, говорящій: «подвизайтеся внити сквозѣ тѣсная врата» (Лук. 13, 24), ибо «широки врата и пространенъ путь, ведущіе въ пагубу, и многіе идутъ ими; потому что тѣсны врата и узокъ путь, ведущіе въ жизнь, и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его» (Матѳ. 7, 13-14). А Апостолъ Павелъ говоритъ: «подвизаяйся отъ всѣхъ воздержится» (1 Кор. 10, 25) и самъ о себѣ тутъ же свидѣтельствуетъ: «умерщвляю тѣло мое и порабощаю» (1 Кор. 10, 27), тѣмъ самымъ указывая, что подвигъ жизни христіанской состоитъ въ воздержаніи — въ умерщвленіи и порабощеніи плоти своей. А это какъ разъ и есть то, къ чему особенно призываетъ насъ Церковь Великимъ Постомъ, но что вмѣстѣ съ тѣмъ является обязательнымъ для каждаго истиннаго христіанина въ теченіе всей его жизни.

Для такихъ христіанъ подвижниковъ Крестъ Христовъ и является ободряющимъ и вдохновляющимъ знаменемъ, въ которомъ они, на протяженіи всей своей жизни, почерпаютъ неистощимый запасъ благодатныхъ силъ. Крестъ Христовъ — ихъ единственная радость и похвала, и они ничего другого не желаютъ даже знать, повторяя съ Апостоломъ: «мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа, Имже мнѣ міръ распяся, и азъ міру» (Гал. 6, 14). Прекрасно объясняетъ эти слова преп. Авва Дороѳей: «когда человѣкъ отрекается отъ міра, тогда распинается ему міръ... когда же, освободившись отъ внѣшнихъ вещей, онъ подвизается и противъ самыхъ услажденій, или противъ своихъ пожеланій и умертвитъ свои страсти, тогда и самъ онъ распинается міру». Это отреченіе отъ міра, въ извѣстномъ смыслѣ, обязательно для всѣхъ христіанъ, а отнюдь не для однихъ монаховъ, какъ нѣкоторые ошибочно думаютъ, ибо иначе не говорилъ бы Апостолъ: «дружба съ міромъ есть вражда противъ Бога» (Іак. 4, 4) и не увѣщевалъ бы насъ: «не любите міра, ни того, что въ мірѣ» (1 Іоан. 2, 15). Это потому, что «все что въ мірѣ: похотъ плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Іоан. 2, 16) и «весь міръ лежитъ во злѣ» (1 Іоан. 5, 19). Какъ ясно видимъ мы это особенно въ нынѣшнее время!

И вотъ, несмотря на столь опредѣленное ученіе Слова Божія, несмотря на весь многовѣковый явно-аскетическій строй церковной жизни, такъ ясно выраженный и въ канонахъ Церкви, и въ богослужебномъ чинопослѣдованіи, и въ святоотеческихъ твореніяхъ и въ житіяхъ святыхъ, въ послѣднее время въ нѣдрахъ самой нашей Православной Церкви все больше и больше «возстаютъ люди, которые говорятъ превратно» (Дѣян. 20, 30). Пуская въ ходъ всевозможные пріемы нечестной діалектики, пользуясь доводами туманной философіи и пустого обольщенія, «по стихіямъ міра, а не по Христу» (отъ чего предостерегаетъ Апостолъ въ Колос. 2, 8), они прельщаютъ многихъ своими вкрадчивыми словами, пытаясь убѣждать всѣхъ, будто прежній аскетическій строй нашей Церкви «устарѣлъ», «отсталъ отъ жизни», далеко, молъ, ушедшей впередъ, и что всѣ прежнія каноническія правила и предписанія Церкви о постѣ и воздержаніи въ настоящее время подлежатъ отмѣнѣ. Эта зараза, поражающая самое существо Св. Православія въ его ученіи о подвигѣ, какъ необходимомъ средствѣ спасенія, настолько глубоко проникла въ наши церковные круги, что вылилась въ цѣлое движеніе, получившее названіе «Живой Церкви», или «обновленчества», а въ 20-ыхъ годахъ мы слышали даже съ высоты одной изъ нашихъ патріаршихъ каѳедръ призывъ къ 8-ому вселенскому собору, который упразднилъ бы всѣ эти стѣснительныя для плоти, воюющей на духъ, каноническія правила и ввелъ бы рядъ реформъ, въ числѣ коихъ откровенно назывались: женатый епископатъ, второбрачіе духовенства, упраздненіе монашества, упраздненіе постовъ, и разрѣшеніе для духовенства имѣть вполнѣ свѣтскій внѣшній обликъ и вести свѣтскій образъ жизни, ничѣмъ не отличаясь отъ мірянъ. И хотя эти реформы до сихъ поръ формально еще не проведены, многіе насквозь пропитаны ихъ разлагающимъ духомъ, а нѣкоторые, безъ стыда и зазрѣнія совѣсти, явочнымъ порядкомъ проводятъ ихъ въ своей жизни.

Что можно сказать о такихъ «развратителяхъ истины» и какъ смотрѣть на нихъ намъ, ревнующимъ о чистотѣ Православія?

Это — «враги креста Христова; ихъ конецъ — погибель, ихъ богъ — чрево, и слава ихъ въ срамѣ» (Флп. 3, 18-19), которому они безстрашно и безстыдно предаются, не помышляя о будущемъ судѣ и вѣчномъ воздаяніи, очевидно потому, что просто не вѣруютъ «въ жизнь будущаго вѣка», какъ подобаетъ христіанамъ.

«Они мыслятъ о земномъ» (Флп. 3, 19), а намъ заповѣдано: «горняя мудрствуйте, а не земная» (Кол. 3, 2), потому что «мудрованіе плотское есть смерть... закону бо Божію не покаряется» и «живущіе по плоти Богу угодить не могутъ» — удѣлъ такихъ — неизбѣжная вѣчная погибель (Рим. 8, 5-13).

Всѣмъ ревнующимъ о подлинномъ христіанскомъ благочестіи надо, какъ огня, бояться этихъ современныхъ лжеучителей и не имѣть съ ними никакого общенія, ибо они довѣряющихся имъ лишаютъ надежды вѣчнаго спасенія. И въ этомъ отношеніи, они ничуть не лучше, а скорѣе даже хуже многихъ древнихъ еретиковъ, лжеученія которыхъ были болѣе явными и очевидными.

Считаемъ долгомъ оговориться, что мы имѣемъ здѣсь въ виду не личныя слабости и немощи, которыя легко (была бы на то добрая воля!) врачуются покаяніемъ, а именно распространяемую этими лжеучителями идеологію, которая направлена на ниспроверженіе основъ православно-христіанской аскетики.

Такъ — въ личной жизни современнаго человѣка, иногда еще носящаго, по инерціи, имя христіанина. Но то же мы наблюдаемъ и въ общественной жизни. И здѣсь — полное пренебреженіе крестомъ Христовымъ, какъ единственнымъ спасительнымъ знаменемъ, подъ которымъ всѣ мы должны были бы объединиться, чтобы строить подлинно-разумную и осмысленную (а не скотскую) общественную жизнь на здоровыхъ христіанскихъ началахъ. Сколько сейчасъ у насъ всевозможнахъ организацій, объединеній и политическихъ партій, для которыхъ Креста Христова какъ-будто совсѣмъ не существуетъ. Мало того: о крестѣ Христовомъ и о связанной съ нимъ православно-христіанской аскетической идеологіи здѣсь и вспоминать не хотятъ, какъ-будто это вовсе чуждая и даже какая-то враждебная современному человѣческому обществу сфера. И если, напримѣръ, въ такой организаціи кто-либо подыметъ голосъ о томъ, что нельзя за общественнымъ обѣдомъ въ постные дни подавать скоромныя блюда или устраивать постомъ увеселенія, то на такого посмотрятъ, если не всѣ, то большинство, какъ на какого-то чудака или «отжившаго» человѣка.

Точно также и Россію думаютъ спасать у насъ, большей частью, одними своими собственными силами, конкурируя другъ передъ другомъ въ выработкѣ наилучшихъ, какъ имъ кажется, политическихъ программъ, гдѣ Вѣрѣ и Церкви дается въ лучшемъ случаѣ лишь какое-то «почетное» мѣсто, а всѣ надежды возлагаются на какіе-угодно чисто-земные факторы, но не на единственно-спасительную силу Животворящаго Креста Христова. И нѣтъ мысли о томъ, что Россію постигла такая страшная катастрофа за богоотступничество, за то, что русскіе люди оставили Крестъ Христовъ и пошли подъ антихристово знамя безбожія и разврата, разнузданныхъ страстей и похотей, попранія всѣхъ священныхъ установленій Церкви и всяческаго духовнаго самочинія и безчинія. Нѣтъ сознанія того, что не спасемъ мы Россіи «балами» и «вечерами», а что для такого великаго дѣла — намъ всѣмъ необходимо прежде всего нравственно очиститься и не о увеселеніяхъ и развлеченіяхъ думать, а о приближеніи къ Богу, оцерковленіи своей жизни, покаянномъ возрожденіи.

О, еслибы поняли всѣ русскіе люди, чтó служитъ ко спасенію ихъ и Родины нашей! Рѣшительно оставили бы они тогда всякое своеуміе, своекорыстіе и самолюбіе, отказались бы отъ рабскаго служенія своимъ грѣховнымъ страстямъ и похотямъ, попирая Законъ Божій и уставы Святой Церкви, прекратили бы тогда свои взаимные распри и раздоры — объединились бы всѣ вмѣстѣ въ одной существенно необходимой «организаціи» — Церкви Христовой и составили бы одну для всѣхъ спасительную «партію» — Честнаго Животворящаго Креста Господня. И тогда явили бы мы собою такую несокрушимую мощь и силу, что и всѣхъ враговъ своихъ видимыхъ и невидимыхъ посрамили бы, и Россію бы давно спасли, и врата жизни вѣчной для себя отверзли.

Не пора ли, наконецъ, хотя предъ лицомъ грядущихъ бѣдствій, всѣмъ намъ образумиться и поспѣшить подъ знамя Креста Господня? Вотъ теперь — Великій Постъ, «время благопріятное», «время покаянія» — «отложимъ дѣла тьмы и облечемся во оружія свѣта!» (стихира при началѣ поста) и, слѣдуя призыву Святой Церкви всѣмъ сердцемъ возопіемъ ко Кресту Господню, какъ бы къ живому существу: (ибо въ немъ сокрыта животворящая сила Господня):

«Кресте всечестне, освяти наши души и тѣлеса силою твоею, и отъ всякаго вреда сопротивныхъ соблюди неврежденны, благочестно поклоняющихся тебѣ!» (Стихира недѣли Крестопоклонной).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 96-102.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0