Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 23 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Безъ покаянія нѣтъ спасенія.

Всѣ ли мы въ достаточной мѣрѣ уразумѣваемъ значеніе и силу этого знаменательнаго изреченія, давно ставшаго поговоркой? Всѣ ли мы, въ наше время, продолжаемъ оставаться способными къ такому, подлинно   с п а с и т е л ь н о м у   покаянію, какъ были нѣкогда способны къ нему даже самые тяжкіе грѣшники? И есть ли вообще у насъ сознаніе своей грѣховности и желаніе каяться?

Эти и подобные имъ вопросы естественно должны приходить намъ въ голову, особенно теперь, передъ наступленіемъ Великаго Поста, поскольку, живя заграницей, не утратили мы окончательно чувства церковности, поскольку не сдѣлалась намъ еще вполнѣ чуждой наша Святая Церковь и Ея спасительныя установленія.

Если ходимъ Мы въ церковь, если внимаемъ тому, что читается и поется за Богослуженіями, то не могли мы не обратить вниманія на слѣдующую богослужебную особенность. Едва только отошли высокоторжественные и радостные дни великихъ праздниковъ Рождества Христова и Богоявленія, какъ въ нашихъ храмахъ раздается уже призывъ Самого Господа, вышедшаго послѣ крещенія на Свое общественное служеніе, на проповѣдь людямъ, сидящимъ во тьмѣ и сѣни смертнѣй, обращенный и къ намъ, конечно:

«П о к а й т е с я,   ибо приблизилось Царство Небесное!» (Матѳ. 4: 17).

А спустя всего двѣ недѣли (иногда это бываетъ и раньше, а иногда и позже, въ зависимости отъ времени празднованія св. Пасхи) мы слышимъ въ храмахъ обращенный къ Богу отъ имени каждаго изъ насъ умилительно-скорбный вспль души:

«Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче»!..

Что это значитъ? И почему это дни радости, дни праздничнаго ликованія такъ скоро и какъ-то неожиданно смѣняются днями рѣшительнаго призыва къ сокрушенію о грѣхахъ — днями сѣтованія, покаянной скорби и печали?

Конечно, все это не случайно, ибо въ нашемъ дивномъ несравненномъ Богослуженіи все исполнено глубочайшаго смысла и значенія, назиданія для нашихъ душъ. Намъ внушается этимъ: мало праздновать, мало предаваться радости, ликованію и веселію, хотя бы и по поводу дѣйствительно высоко-радостныхъ Христовыхъ праздниковъ. Надо усвоить себѣ благодатные плоды этихъ праздниковъ, надо пріобщиться всей душой, всѣмъ существомъ своимъ спасительной духовной силѣ ихъ — тогда только наше празднованіе будетъ осмысленно, разумно и оправдано. Праздновать же иначе — это значитъ уподобляться легкомысленному любителю кутежей, который безумно проматываетъ, расточаетъ полученное имъ богатое наслѣдство, вмѣсто того, чтобы извлечь изъ него дѣйствительную пользу для себя. О такомъ именно   б е з п л о д н о м ъ   празднованіи и сказалъ Господь еще въ Ветхомъ Завѣтѣ устами пророка: «Новомѣсячія ваши и праздники ваши ненавидитъ душа Моя» (Ис. 1, 14).

Вотъ почему Св. Церковь, давъ намъ вкусить пира вѣры, давъ намъ насладиться торжествомъ великихъ событій, тотчасъ же послѣ этого усиленно зоветъ насъ къ   п о к а я н і ю,   ибо только черезъ покаяніе можемъ мы пріобщиться спасительной силѣ великихъ событій, воспоминаемыхъ въ дни праздниковъ Росждества Христова и Богоявленія.

«Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное!» Господь уже пришелъ: мы видѣли своимъ мысленнымъ благоговѣйнымъ взоромъ, какъ Онъ родился отъ Дѣвы въ убогомъ вертепѣ, мы видѣли, какъ Онъ крестился въ водахъ Іорданскихъ, чтобы сокрушить главу древняго змія и омыть насъ банею пакибытія, облачивъ въ одежду нетлѣнія. Все это сдѣлано Господомъ, «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія»: Онъ приблизилъ къ намъ, грѣшнымъ, Свое Небесное Царство, сдѣлалъ намъ доступнымъ входъ въ него. Что же требуется съ нашей стороны, дабы войти въ него?

П о к а я н і е.

«Покайтеся!» зоветъ къ намъ Господь, то-есть   п е р е м ѣ н и т е с ь,   станьте другими по сравненію съ тѣмъ, чѣмъ вы были до сихъ поръ, измѣните кореннымъ образомъ къ лучшему не только вашъ внѣшній образъ жизни, ваше поведеніе, но и все ваше внутреннее настроеніе: ваши мысли, ваши чувства, ваши вкусы, ваши стремленія — обновитесь духовно! Каждый вступающій въ предѣлы какого-либо земного царства или государства, тѣмъ самымъ обязуется исполнять законы этого государства, безъ чего онъ не сможетъ получить разрѣшенія жить въ немъ. Если законы этого государства идутъ вразрѣзъ съ его обычаями и привычками, то онъ долженъ передѣлать себя, заставить себя отказаться отъ этихъ привычекъ и обычаевъ, — точно такъ же и всякій желающій вступить въ Царство Небесное долженъ заставить себя отказаться отъ всего того, что противно законамъ Небеснаго Царства, искоренить свои прежніе грѣховные привычки и обычаи и добровольно подчинить себя всѣмъ требованіямъ Закона Божія.

Въ этомъ именно и состоитъ то покаяніе безъ котораго нѣтъ спасенія. «Покаяніе есть возобновленіе крещенія», говоритъ великій проповѣдникъ покаянной подвижнической жизни преподобный Іоаннъ Лѣствичникъ: «Покаяніе есть обѣщаніе Богу новаго житія. Покаяніе есть примиреніе съ Господомъ посредствомъ добрыхъ дѣлъ, противоположныхъ прежнимъ грѣхамъ. Покаяніе есть очищеніе совѣсти». (Слово 5). «Покаяніе есть второе возрожденіе отъ Бога», говоритъ другой великій наставникъ покаянія преп. Исаакъ Сиринъ. Иными словами: покаявшійся — это какъ бы вновь родившійся, ставшій какъ бы другимъ, новымъ человѣкомъ, неспособнымъ вести прежнюю грѣховную жизнь и рѣшившимся вести жизнь добродѣтельную, во всемъ согласную съ Закономъ Божіимъ.

Увы! многіе въ наше время не только сдѣлали себя неспособными къ такому покаянію, но далеки даже и отъ правильнаго понятія о покаяніи. Едва ли не большинство современныхъ христіанъ искренно думаютъ, что «покаяться» это значитъ — придти на исповѣдь къ священнику и, пересказавъ ему свои грѣхи, выслушать разрѣшительную молитву, чтобы потомъ, выйдя изъ церкви, вновь продолжать свою былую безстыдную и безстрашную грѣховную жизнь, почти безъ всякаго зазрѣнія совѣсти или всячески оправдывая себя. А нѣкоторые даже и грѣховъ своихъ не называютъ, а просто молча слушаютъ священника и считаютъ себя въ правѣ получить отъ него разрѣшеніе грѣховъ своихъ, въ коихъ и не каялись. Немало есть среди насъ упрямыхъ неразумныхъ людей, коснѣющихъ въ своихъ грѣховныхъ привычкахъ, которые на всѣ призывы къ подлинному покаянію, требующему исправленія жизни, упорно твердятъ одно: «Нѣтъ ужъ, оставьте! мнѣ не приходится передѣлывать себя: каковъ я родился, таковъ и умру!» А нѣкоторые, въ оправданіе своего окамененнаго нечувствія (какъ именуетъ такое губительное состояніе св. Церковь) осмѣливаются даже возводить кощунственную хулу на Самого Бога. «Такимъ меня Богъ создалъ», говоритъ они, дерзко перелагая вину своей грѣховности на Бога и показывая тѣмъ свое полное невѣжество — отсутствіе самыхъ элементарныхъ знаній истинъ своей вѣры, такъ ясно и понятно учащей насъ о первородномъ грѣхѣ, о наслѣдственности грѣховной порчѣ и объ искупленіи насъ отъ этой гнетущей силы грѣха крестными страданіями Воплотившагося Сына Божія.

Но, можетъ быть, и въ самомъ дѣлѣ такое полное перерожденіе закоснѣвшаго уже въ грѣховной жизни человѣка невозможно? Да! «Человѣкамъ это невозможно, но не Богу: ибо все возможно Богу» (Марк. 10, 27). И мы знаемъ, что сила благодати Божіей, привлекаемой искренними слезами покаянія, творила великія и дивныя чудеса полнаго внутренняго перерожденія душъ, казалось бы, даже безнадежно погрязшихъ въ глубочайшей силѣ грѣха людей. Сколько поразительныхъ, примѣровъ такого покаяннаго обновленія мы находимъ въ житіяхъ святыхъ, повѣствующихъ намъ о томъ, какъ многіе великіе грѣшники и грѣшницы становились великими ангелоподобными праведниками и праведницами.

А привлечь къ себѣ эту всесильную возрождающую благодать Божію зависитъ всецѣло отъ насъ — стоитъ только захотѣть.

Но въ этомъ-то и бѣда современнаго человѣка, что нѣтъ у него этого желанія, не хочетъ онъ каяться, не чувствуетъ онъ нужды въ этой возрождающей благодати Божіей. Онъ доволенъ собой, и не видитъ, въ чемъ ему надо каяться. А если и приходитъ еще на исповѣдь къ свяшеннику, то лишь по привычкѣ, по установившейся традиціи. Приходитъ — и молчитъ, и ждетъ, пока священникъ прочтетъ надъ нимъ разрѣшеніе отъ грѣховъ, губительности которыхъ для себя онъ не чувствуетъ и къ которымъ самъ онъ, даже если и признаетъ ихъ грѣхами, относится въ высшей степени снисходительно. «Грѣшенъ всѣми   о б ы ч н ы м и   человѣческими грѣхами», такъ нерѣдко говорятъ на исповѣди многіе, считая при этомъ, что самая эта «обычность» для людей ихъ грѣховъ даетъ имъ полное драво на ихъ извиненіе, легкое ихъ отпущеніе, безъ всякихъ трудовъ, безъ всякихъ усилій воли надъ собой, направленныхъ къ коренному измѣненію всей своей жизни и всего своего внутренняго настроенія. Мы не говоримъ уже о томъ, что все большее и большее количество людей въ наше время начинаютъ считать вообще излишней для себя исповѣдь и совсѣмъ не бываютъ у таковой.

Откуда это все болѣе и болѣе утверждающееся въ людяхъ окамененное нечувствіе?

Оно есть естественное слѣдствіе все усиливающагося обуянія людей духомъ той сатанинской гордыни, уврачевать которую Своимъ Божественнымъ смиреніемъ и приходилъ на землю «смирившій Себя до смерти, смерти же крестныя» Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Въ процессѣ попущеннаго Богомъ «отступленія» (2 Ѳессал.), руководимаго въ мірѣ слугами и предтечами грядущаго Антихриста, современный человѣкъ все дальше и дальше отходитъ отъ истиннаго ученія Церкви, забываетъ Своего Творца и Промыслителя Бога и, въ самоупоеніи своими «культурными достиженіями», самого себя начинаетъ считать какъ бы богомъ, все принося въ жертву самому себѣ — своимъ прихотямъ, своимъ грѣховнымъ вожделѣніямъ, своимъ порочнымъ страстямъ. Вмѣсто того, чтобы воздать славу Богу за носимый имъ образъ Божій, за всѣ силы и способности, которыя дѣлаютъ его царемъ твари, господиномъ этой созданной Богомъ и премудро устроенной Имъ природы, человѣкъ, отходящій отъ Церкви, надмевается всѣмъ этимъ, идя все тѣмъ же путемъ діавольскаго обольщенія, которому подпавъ палъ залюбовавшійся своими совершенствами Денница и нарушили заповѣдь Божію прельщенные въ раю зміемъ наши прародители.

Эгоизмъ, самопревозношеніе, самолюбіе, самолюбованіе, самодовольство, самохвальство, самооправданіе, иногда самое безстыдное, во всѣхъ своихъ страстяхъ и порокахъ, проистекающее изъ крѣпко укоренившейся въ сердцахъ бѣсовской гордыни — вотъ чѣмъ характеризуются господствующія настроенія современнаго человѣчества, увлеченнаго въ процессъ «отступленія». «Зачѣмъ мнѣ каяться и передѣлывать себя, когда я и такъ хорошъ, во всякомъ случаѣ, лучше многихъ другихъ», такъ, если не говорятъ вслухъ, то думаютъ про себя многіе современные лже-христіане, обнаруживая этимъ то фарисейское настроеніе души, которое такъ рѣшительно обличаетъ св. Церковь передъ наступленіемъ Великаго Поста, призывая насъ «смирить себя воздыханіями мытаря». Безконечно трудно бываетъ теперь положеніе христіанскаго пастыря, которому весьма многіе пасомые отказываютъ даже въ его естественномъ правѣ «обличать, запрещать, увѣщевать» (2 Тим. 4, 2), злобствуютъ и негодуютъ на него, когда онъ, повинуясь своему пастырскому долгу, указываетъ имъ на ихъ грѣхи — нарушенія заповѣдей Божіихъ и установленій Церкви. А многіе доходятъ даже до такой дерзости, что требуютъ отъ пастыря похвалы и возвеличенія за совершаемыя ими беззаконія. Горе тому пастырю, который снижаеть свое богодарованное пастырское достоинство до такого человѣкоугодничества, губя этимъ и свою паству и самого себя! (см. Ис. 5, 20 и Іез. 33, 7-9).

Вотъ вновь наступаетъ Великій Постъ — время, нарочито установленное Церковью для покаянія, для очищенія нашихъ душъ отъ загнѣздившейся въ нихъ грѣховной скверны, для исправленія нашей жизни, для благодатнаго возрожденія. Используемъ это «время благопріятное»: задумаемся надъ отвратительной силою гнуснаго грѣха, неизбѣжно влекущаго насъ въ погибель, сознаемъ себя блудными сынами, поспѣшимъ въ храмы Божіи, благо, они еще открыты, и Богослуженіе въ нихъ пока невозбранно совершается, съ глубокимъ вниманіемъ отнесемся къ наставленіямъ и поученіямъ Церкви, призывающимъ насъ къ покаянію и принесемъ искреннее раскаяніе во всѣхъ своихъ грѣхахъ передъ Богомъ поставленнымъ духовникомъ, съ твердой рѣшимостью не повторять ихъ болѣе.

Такъ-то, братіе! Будемъ помнить, что «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодѣи, ни малакіи, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злорѣчивые, ни хищники — Царства Божія не наслѣдуютъ» (1 Кор. 6, 9-10). Всѣхъ упорствующихъ въ этихъ и подобныхъ симъ грѣхахъ ожидаетъ неизбѣжная, страшная, вѣчная погибель, ибо   б е з ъ   п о к а я н і я   н ѣ т ъ   с п а с е н і я.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 90-95.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0