Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Свѣтъ Разума.

Глубокая тьма покрывала землю. Все погружено было въ сонъ, повсюду царствовала тишина; одни пастухи бодрствовали въ полѣ. И вдругъ разверзлись небеса, неизреченный свѣтъ осіялъ землю, явились безчисленныя сонмы ангельскихъ ликовъ и послышалось дивное пѣніе невѣдомой доселѣ людямъ неслыханно-прекрасной пѣсни: «Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!»

Такой же непроницаемой тьмой, какъ темна была Виѳлеемская ночь, окутано было тогда въ нравственномъ смыслѣ и все человѣчество. Зло на землѣ достигло своего крайняго напряженія. Жизнь безъ Бога, безъ Его разумныхъ и спасительныхъ законовъ, привела людей къ тому, что они, опошлившись и развратившись, по слову Писанія, приложились скотомъ несмысленнымъ и уподобились имъ. И развѣ могла жизнь для тѣла, жизнь для желудка, жизнь безъ всякихъ возвышенныхъ стремленій, развѣ могла она имѣть какую-либо разумную цѣль? И она, дѣйствительно, потеряла всякій смыслъ, утративъ свое содержаніе и сдѣлавшись пустой и ненужной. Въ то же время безмѣрно разросшійся животный эгоизмъ породилъ страшную вражду и ненависть между людьми. Вѣра въ языческихъ боговъ была окончательно подорвана. Интеллигенція считала боговъ вымысломъ народной фантазіи, сами жрецы не могли сдерживаться отъ смѣха, совершая языческіе обряды. О прежнихъ доблестяхъ древняго греко-римскаго міра не было и помину: все свелось къ грубому корыстолюбію, роскоши, изнѣженности и плотоугодію. Не было порока, не было самаго гнуснаго преступленія, которые не совершались бы дерзко и открыто всѣми на каждомъ шагу и повсюду. Такими чертами рисуютъ тогдашнее состояніе человѣчества современные ему писатели. Лучшіе люди того времени буквально задыхались въ этой ужасающей атмосферѣ безвѣрія и нравственнаго растлѣнія и громогласно заявляли, что дальше такъ жить нельзя, что нѣтъ спасенія человѣчеству, если самъ Богъ не сойдетъ на землю и не избавитъ людей отъ явно-надвигающейся страшной катастрофы. А для многихъ единственно разумнымъ выходомъ изъ мучительнаго гнетущаго состоянія представлялось насильственное прекращеніе жизни путемъ самоубійства. Люди съ очевидностью должны были сознать свое полное безсиліе — устроить хотя сколько-нибудь сносную жизнь безъ Бога. Замѣчательно въ этомъ отношеніи признаніе знаменитаго философа языческой древности Платона, который писалъ, что не быть на землѣ порядку, если только Самъ Богъ, сокрывшись подъ образомъ человѣка, не разъяснитъ намъ и наши отношенія къ Нему и наши взаимныя обязанности другъ ко другу.

И вотъ, когда эта жуткая тьма зловѣщимъ мракомъ охватила все человѣчество, уже начавшее отчаиваться въ своемъ спасеніи, наступила «кончина лѣта» (Гал. 4, 4) — отъ вѣчности предопредѣленные Богомъ времена и сроки. Совершилась  «в е л і я   б л а г о ч е с т і я   т а й н а»   (1 Тим. 3, 16) —  «П о с л а   Б о г ъ   С ы н а   С в о е г о   Е д и н о р о д н а г о»:   «Б о г ъ   я в и с я   в о   п л о т и»   и   «с ъ   ч е л о в ѣ к и   п о ж и в ѣ».  Ярко возсіявшая Виѳлеемская звѣзда и дивное ангельское пѣніе возвѣстили людямъ восходъ Солнца Правды, которое озарило весь міръ Своимъ Божественнымъ Свѣтомъ, разогнавъ эту зловѣщую тьму. Самъ Единородный Сынъ Божій сошелъ на землю и сталъ Человѣкомъ,   н е   п е р е с т а в а я   б ы т ь   Б о г о м ъ.   Онъ далъ намъ  «с в ѣ т ъ   и   р а з у м ъ,   д а   п о з н а е м ъ   Б о г а   И с т и н н а г о   и   д а   б у д е м ъ   в ъ   И с т и н н ѣ м ъ   С ы н ѣ   Е г о   І и с у с ѣ   Х р и с т ѣ»   (1 Іоан. 5, 20); Онъ принесъ на землю тотъ вожделѣнный сладкій миръ, по которому такъ изстрадалась душа человѣческая, не умѣя и не зная, гдѣ и какъ его найти. Онъ пришелъ примирить человѣка съ Богомъ и «благовѣстить миръ намъ, дальнимъ и ближнимъ» (Ефес. 2, 17), примиривъ насъ другъ съ другомъ и со своей собственной совѣстью. Отселѣ этотъ   м и р ъ   сдѣлался кореннымъ отличительнымъ признакомъ каждаго истиннаго христіанина, сдѣлавшагося во Христѣ подлинно   н о в о ю   т в а р ь ю,  его неотъемлемымъ кровнымъ достояніемъ. Это —   «м и р ъ,   п р е в о с х о д я й   в с я к ъ   у м ъ»   (Флп. 4, 7), который «превыше всякаго ума», превыше всякаго человѣческаго постиженія и разумѣнія, ибо это   м и р ъ  —  с в е р х ъ е с т е с т в е н н ы й,   б л а г о да т н ы й,   б о ж е с т в е н н ы й,   наполняющей душу несказаннымъ блаженствомъ: это и есть то Царствіе Божіе, основать которое среди людей пришелъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ и которое, по слову Его,   «в н у т р ь   н а с ъ   е с т ь»   (Лук. 17, 21).

Поскольку вѣра Христова проникала въ души людей, постольку миръ этотъ становился достояніемъ жизни. Чѣмъ ближе подходили люди ко Христу, чѣмъ искреннѣе и горячѣе вѣровали въ Него и чѣмъ больше старались осуществлять въ жизни Его благіе завѣты, — тѣмъ болѣе полнымъ въ совершеннымъ миромъ они наслаждались.

Но что мы видимъ теперь?

Человѣчество вновь безумствуетъ. То, что происходитъ міре теперь, такъ живо напоминаетъ намъ картину жизни на землѣ передъ Рождествомъ Христовымъ. То же безвѣріе, тотъ же развратъ, тѣ же скотскіе идеалы, эгоизмъ, взаимный вражда и ненависть, та же утрата смысла жизни, у большинства людей.

Но не хуже ли все это, по сравненію съ тѣмъ, что было тогда?

Вѣдь тогда человѣчество было языческимъ: оно не вѣдало Христа Спасителя и Его возвышеннаго ученія, было погружено въ глубокую религіозную и нравственную тьму. А теперь? — Теперь все это происходитъ съ человѣчествомъ христіанскимъ, или, по крайней мѣрѣ, съ человѣчествомъ, слышавшимъ евангельскую проповѣдь, узнавшимъ Христа, знакомымъ съ Его Божественнымъ ученіемъ. Какого же невѣроятнаго напряженія должна была достигнуть сила зла, дабы такое человѣчество оторвать отъ Христа и ввергнуть въ такую ужасающую бездну не только безвѣрія, но и отчаяннаго, подлинно сатанинскаго богоборчества и страшнаго нравственнаго растлѣнія? Не къ современному ли человѣчеству надлежитъ отнести грозныя предостерегающія слова посланія св. Апостола Павла къ Евреямъ:   «З е м л я,   п и в ш а я   м н о г о к р а т н о   с х о д я щ і й   н а   н е е   д о ж д ь...   и   п р о и з в о д я щ а я   т е р н і я   и   в о л ч ц ы  —  н е г о д н а   и   б л и з к а   к ъ   п р о к л я т і ю,   к о т о р а г о   к о н е ц ъ  —  с о ж ж е н і е»   (Евр. 6, 7-8).

Но теперь уже не придетъ Христосъ спасти насъ. Онъ пришелъ для этого лишь однажды и разъ навсегда указалъ намъ вѣчные и неизмѣнные пути ко спасенію. Кто не желаетъ имъ слѣдовать, тотъ пусть самъ и пеняетъ на себя за свою погибель. Никакого счастливаго тысячелѣтняго царства на землѣ, о которомъ ложно учатъ сектанты,   н е   б у д е т ъ.   Т а к о е   у ч е н і е   п р о т и в н о   С л о в у   Б о ж і ю   и   р ѣ ш и т е л ь н о   о т в е р г н у т о   Ц е р к о в ь ю.

Теперь придетъ Христосъ вторично уже не спасать міръ, но судить міру всему —  «с у д и т и   ж и в ы м ъ   и   м е р т в ы м ъ».

Первый разъ приходилъ Онъ въ уничиженіи, давая намъ примѣръ смиренія, а теперь придетъ Онъ  «в о   С л а в ѣ   С в о е й   и   в с и   с в я т і и   А н г е л и   с ъ   Н и м ъ»   (Матѳ. 25, 31). Это будетъ уже не благостное снисхожденіе Божіе къ несчастнымъ отчаявшимся людямъ, но   С т р а ш н ы й   С у д ъ   н а д ъ   б е з з а к о н н ы м и   г о р д е ц а м и,   в ѣ д а ю щ и м и   Бога и безумно, заносчиво отметающими святые завѣты Его. И если первые христіане, празднуя Первое Пришествіе Христово въ міръ, всегда возносились мыслію къ славному и страшному Второму Его Пришествію, напряженно ожидая его, то тѣмъ болѣе естественно и даже необходимо помышлять о немъ намъ, современнымъ христіанамъ, каждодневно наблюдающимъ признаки приближенія его, указанные въ Евангеліи. Вся наша жизнь на земли должна быть не чѣмъ инымъ, какъ самой тщательной подготовкой къ этому великому и славному «дню Господню» (Дѣян. 2, 21). Знаетъ это врагъ вселукавый, врагъ человѣческаго спасенія, и всячески старается погасить въ насъ это спасительное помышленіе. Какихъ-какихъ только доводовъ и благовидныхъ предлоговъ и соображеній не приводить онъ, лишь бы отклонить современныхъ христіанъ отъ мысли о Второмъ Пришествіи Христовомъ. И успѣваетъ въ этомъ. Многіе нынѣ говорятъ объ этомъ — страшно сказать! — съ усмѣшкой, и даже духовныя лица нерѣдко избѣгаютъ разговоровъ на эту тему. Да! крѣпко приковалъ врагъ мысли и чувства современныхъ людей къ землѣ, и не хотятъ они думать о вѣчности. Не самый ли вѣрный это признакъ близости Втораго Пришествія? Вспомнимъ только слова Христовы: «Какъ было во дни Ноя, такъ будетъ и въ пришествіе Сына Человѣческаго: ибо какъ во дни передъ потопомъ ѣли, пили, женились и выходили замужъ до того дня, какъ вошелъ Ной въ ковчегъ, и не думали, пока не пришелъ потопъ и не истребилъ всѣхъ, — такъ будетъ и пришествіе Сына Человѣческаго» (Матѳ. 24, 37-39).

Да бѣжитъ далеко отъ насъ такое пагубное настроеніе легкомыслія и безпечности! Свѣтло и радостно празднуя Первое Пришествіе Христово въ міръ, будемъ такъ же свѣтло и радостно ожидать Его Втораго Пришествія, жить этимъ ожиданіемъ, какъ жили имъ христіане первыхъ вѣковъ. А для того, чтобы оно было для насъ воистину радостнымъ и открыло бы намъ входъ къ блаженной вѣчности, посвятимъ все остающееся время нашей земной жизни трудамъ покаянія и усиленному приготовленію себя къ тому, чтобы достойно «предстать предъ Сына Человѣческаго» (Лук. 21, 36) и дать «добрый отвѣтъ на Страшномъ Судищи Христовомъ» (просит. ект.).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 86-89.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0