Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 19 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Христіанство есть подвигъ крестоношенія.

Въ томъ, что христіанство есть подвигъ крестоношенія, со всею очевидностью убѣждаетъ насъ Самъ Божественный Крестоносецъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Когла св. Апостолъ Петръ, еще не просвѣщенный благодатью Святаго Духа и руководившійся чисто человѣческими чувствами, пытался отклонить Его отъ крестнаго подвига, Господь «воспретилъ ему, сказавъ: отойди отъ Меня, сатана, потому что ты думаешь не о томъ, что Божіе, но что человѣческое» (Марк. 8, 31-33). Подозвавъ вслѣдъ за тѣмъ народъ съ учениками Своими, Господь изрекъ знаменательныя слова, которыя стали основоположительными для каждаго, желающаго искренно идти путемъ христіанской жизни: «иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ» (Марк. 8, 34). «Если ты возьмешь крестъ и пойдешь за Христомъ», спрашиваетъ одинъ изъ выдающихся нашихъ святителей-проповѣдниковъ, «то куда ты придешь? — Очевидно, туда, куда шелъ, взявъ крестъ, Онъ Самъ, слѣдовательно, на Голгоѳу, на страданія, на распятіе». Такъ и понимали всегда эти слова всѣ истинные христіане, начиная отъ ближайшихъ учениковъ Господа — святыхъ Апостоловъ.

Изъ книги Дѣяній Апостольскихъ мы узнаемъ, что этотъ крестъ страданій за Христа, съ полнымъ самоотверженіемъ, начали нести св. Апостолы вскорѣ же послѣ сошествія на нихъ Святаго Духа. Когда они, за свою мужественную проповѣдь о Христѣ, были посажены, по распоряженію синедріона, въ темницу, а затѣмъ подвергнуты избіенію, они радовались, «что за имя Господа Іисуса удостоились принять безчестіе» (Дѣян. 5, 41). А сколько претерпѣлъ страданій за свою проповѣдь св. Апостолъ Петръ, а затѣмъ, по повѣствованію той же книги Дѣяній св. Апостолъ Павелъ, который самъ говоритъ о себѣ, что онъ «былъ въ трудахъ, безмѣрно въ ранахъ, болѣе въ темницахъ и многократно при смерти. Отъ Іудеевъ пять разъ дано было мнѣ по сорока ударовъ безъ одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпѣлъ кораблекрушеніе, ночь и день пробылъ во глубинѣ морской: много разъ былъ въ путешествіяхъ, въ опасностяхъ на рѣкахъ, въ опасностяхъ отъ разбойниковъ, въ опасностяхъ отъ единоплеменниковъ, въ опасностяхъ отъ язычниковъ, въ опасностяхъ въ городѣ, въ опасностяхъ въ пустынѣ, въ опасностяхъ на морѣ, въ опасностяхъ между лжебратіями, въ трудѣ и въ изнуреніи, часто въ бдѣніи, въ голодѣ и жаждѣ, часто въ постѣ, на стужѣ и въ наготѣ» (2 Кор. 11, 23-27)! Въ концѣ концовъ, оба этихъ великихъ первоверховныхъ Апостола окончили свою земную жизнь мученичествомъ за Христа. Мученическимъ подвигомъ завершили свою жизнь и всѣ почти остальные Апостолы.

Посланія Апостольскія и, среди нихъ, особенно 14 посланій св. Апостола Павла, которыя, по важности своего содержанія, справедливо именуются многими «вторымъ Евангеліемъ», также характеризуютъ христіанскую жизнь, какъ подвигъ крестоношенія, и учатъ насъ тому же, чему учили новообращенныхъ христіанъ во время своего перваго благовѣстническаго путешествія по Малой Азіи св. Апостолы Павелъ и Варнава, именно, что «многими скорбьми подобаетъ намъ внити въ Царствіе Божіе» (Дѣян. 14, 22). Какъ рѣзко осуждаетъ св. Ап. Іаковъ, Братъ Іосподень, тѣхъ христіанъ, которые хотятъ роскошествовать и наслаждаться, и наоборотъ — ублажаетъ тѣхъ, которые съ терпѣніемъ и смиреніемъ переносятъ скорби. Въ примѣръ злостраданія онъ предлагаетъ взять пророковъ, «которые говорили именемъ Господнимъ», и праведнаго Іова (Іак. 5, 1-11). Дружбу съ міромъ, то-есть желаніе, избѣгая скорбей, жить въ страстныхъ удовольствіяхъ и наслажденіяхъ, онъ называетъ «враждой противъ Бога» (Іак. 4, 4). Св. Ап, Петръ ублажаетъ христіанъ, которые, дѣлая добро, и страдая, терпятъ, говоря, что это «угодно Богу» (1 Петр. 2, 20) и даже прямо говоритъ, что Христосъ, пострадавшій за насъ, намъ оставилъ «Образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его» (1 Петр. 2, 21). «Если и страдаете за правду, то вы блаженны», говоритъ онъ далѣе (3, 14), ибо это страданіе сближаетъ насъ со Христомъ, пострадавшимъ за грѣхи наши (3, 17-18), и приноситъ намъ великую духовную пользу: «Христу пострадавшу за ны плотью, и вы въ ту же мысль вооружитеся: зане пострадавый плотію преста отъ грѣха» (4, 1). Здѣсь мы видимъ уже прямой призывъ уподобляться нашему Спасителю въ крестоношеніи и самораспятіи, ибо это освобождаетъ насъ отъ тяготіющей надъ нами власти грѣха и помогаетъ намъ жить по волѣ Божіей. Всѣ авторитетные толкователи новозавѣтныхъ священныхъ книгъ видятъ въ этихъ словахъ св. Ап. Петра основаніе для христіанскаго аскетизма. «Эти слова», объясняетъ Еп. Михаилъ, «можно перефразировать такъ: вы, христіане, сораспялись со Христомъ въ страданіяхъ и умерли съ Нимъ въ крещеніи и слѣдовательно умерли для грѣха, ибо умершій свободенъ отъ грѣха, пересталъ грѣшить; пострадавшій плотію, какъ и Христосъ пострадалъ плотію, и умершій съ Нимъ въ крещеніи, пересталъ грѣшить и долженъ уже жить по волѣ Божіей, а не человѣческимъ похотямъ» (Соборныя посланія Св. Апостоловъ съ предисловіями и подр. объясн. примѣчаніями Еп. Михаила стр. 203). Возлюбленный ученикъ Господа Іисуса Христа св. Іоаннъ Богословъ рѣшительно предостерегаетъ христіанъ отъ любви къ міру сему, говоря, что «все, что въ мірѣ: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Іоан. 2, 15-16) и «что весь міръ лежитъ во злѣ» (5, 19), а потому «кто любитъ міръ, въ томъ нѣтъ любви Отчей» (2, 15). И эти слова являются прочнымъ основаніемъ для христіанскаго аскетизма, требующаго отреченія отъ наслажденія грѣховными благами міра, а потому и неизбѣжно связаннаго со скорбями, подобными скорбямъ крестоношенія для поврежденной грѣхомъ страстной природы человѣка. Многократно въ цѣломъ рядѣ своихъ посланій говоритъ объ этомъ крестоношеніи, необходимомъ для достиженія христіанскаго совершенства, св. Апостолъ Павелъ, котораго, только по недоразумѣнію, считаютъ основоположникомъ своего лжеученія объ оправданіи одною вѣрою, безъ добрыхъ дѣлъ, протестанты, а за ними и всѣ многочисленные сектанты, отвергающіе аскетизмъ. Чѣмъ инымъ, кахъ не увѣщаніемъ къ аскетическому подвигу крестоношенія являются столь выразительно звучащія слова св. Ап. Павла: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24)? Слѣдоватедьно, тѣ, которые отвергаютъ путь крестоношенія, не считаютъ нужнымъ распинать плоть свою со страстьми и похотьми и считаютъ аскетизмъ несущественнымъ въ христіанствѣ, тѣ и не Христовы, тѣ не христіане, хотя бы и называли себя таковыми. И это вполнѣ понятно и строго логично, ибо по словамъ того же св. Ап. Павла: «плоть желаетъ противнаго духу, а духъ противнаго плоти: они другъ другу противятся, такъ что вы не то дѣлаете, что хотѣли бы» (Гал. 5, 17). Поступающіе же по плоти «Царствія Божія не наслѣдятъ» (5, 21). Замѣчательно сильно говоритъ св. Ап. Павелъ объ этой крайней развращенности человѣческой природы, настоятельно требующей подвига самораспятія, въ своемъ посланіи къ Римлянамъ: «не еже бо хощу, сіе творю, но еже ненавижду, то содѣваю» (7, 15) — «добраго, котораго хочу, не дѣлаю, а злое, котораго не хочу, дѣлаю». «Окаяненъ азъ человѣкъ! Кто мя избавитъ отъ тѣла смерти сея?» (7, 19-24). И вотъ потому то, что «живущіе по плоти Богу угодить не могутъ» (Рим. 8, 8), ибо «мудрованіе плотское смерть есть» и «вражда на Бога: закону бо Божію не покаряется, ниже бо можетъ» (8, 6-7), великій Апостолъ языковъ говоритъ о себѣ, что онъ не только другимъ заповѣдуетъ этотъ путь подвига крестоношенія и самораспятія, какъ совершенно необходимый для христіанина въ его неустанной борьбѣ со страстьми и похотьми, но и самъ идетъ тѣмъ же путемъ: «умерщвляю тѣло мое и порабощаю, да не како инымъ проповѣдуя, самъ неключимъ буду» (1 Кор. 9, 27). Въ восьмой главѣ св. Ап. Павелъ горячо призываетъ всѣхъ христіанъ къ этому пути крестоношенія, который одинъ только можетъ сдѣлать насъ «дѣтьми и наслѣдниками Божіими и сонаслѣдниками Христу»: «если только съ Нимъ страдаемъ, чтобы съ Нимъ и прославиться» (ст. 17). Христіане не должны бояться этихъ страданій, ибо они — ничто, по сравненію съ тою славою, которая ожидаетъ ихъ въ будущей жизни: «недостойны страсти нынѣшняго времене къ хотящей славѣ явитися въ насъ» (ст. 18), то-есть: «нынѣшнія временныя страданія ничего не стóятъ въ сравненіи съ тою славою, которая откроется въ насъ».

Можно было бы привести и еще множество мѣстъ изъ Слова Божія, которыя самымъ убѣдительнымъ образомъ свидѣтельствуютъ, что христіанство естъ крестоношеніе, подвигъ самораспятія, состоящій въ неустанной «невидимой брани» — никогда не прекращающейся въ душѣ христіанина борьбѣ съ грѣховными страстьми и похотьми до полнаго ихъ искорененія и насажденія противоположныхъ этимъ страстямъ и похотямъ христіанскихъ добродѣтелей, которыя перечисляетъ св. Ап. Павелъ, напримѣръ, въ посланіи къ Галатамъ (5, 22-23), называя ихъ «плодами духа». Это — любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе. Думаемъ, однако, что и приведенныхъ мѣстъ вполнѣ достаточно, чтобы опровергнуть ложныя мнѣнія тѣхъ, которые иначе хотятъ понимать христіанство.

Если мы обратимся теперь къ Священному Преданію нашей Церкви, къ постановленіямъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, къ Богослужебнымъ книгамъ, къ святоотеческимъ твореніямъ и къ житіямъ св. мучениковъ, преподобныхъ, святителей и прочихъ св. угодниковъ Божіихъ, то и тутъ мы найдемъ, буквально на каждомъ шагу, рѣшительное подтвержденіе истинности замѣчательнаго изреченія великаго подвижника и наставника духовной жизни преподобнаго и богоноснаго отца нашего Исаака Сирина: «Путь Божій есть ежедневный крестъ. Никто не восходитъ на небо, живя прохладно. О пути же прохладномъ знаемъ, гдѣ онъ оканчивается» ( Творенія стр. 158).

Какъ строги наши каноническія правила! Какой строгости жизни, подлиннаго подвига крестоношенія требуютъ они не только отъ епископовъ, клириковъ и монаховъ, но и отъ мірянъ! А развѣ могли бы такія правила явиться въ свѣтъ, если бы не было въ тѣ благословенныя времена и соотвѣтствующей строгости жизни среди христіанъ? Это только теперь, когда устои подлинно христіанской жизни расшатаны до основанія, многіе находятъ эти правила «устарѣвшими» и требуютъ ихъ измѣненія или даже полнаго упраздненія. Но «устарѣли» не правила, а современные «христіане», вновь воскресившіе въ себѣ во всей своей силѣ «ветхаго человѣка», вмѣсто «новаго, созданнаго по Богу въ правдѣ и въ преподобіи истины» (Ефес. 4, 22-24), въ котораго облекаются всѣ освящаемые таинствами Церкви истинные христіане. Въ самомъ дѣлѣ! Возьмемъ, напримѣръ, такое правило, какъ 69-е правило Святыхъ Апостоловъ: «Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, или иподіаконъ, или чтецъ, или пѣвецъ, не постится во святую четыредесятницу предъ Пасхою, или въ среду, или въ пятокъ, кромѣ препятствія отъ немощи тѣлесныя: да будетъ изверженъ. Аще же мірянинъ: да будетъ отлученъ». Если современные «христіане» не находятъ нужнымъ считаться съ этимъ правиломъ, значитъ ли это, что оно «устарѣло» и подлежитъ отмѣнѣ? Вѣдь тогда придется признать «устарѣвшими» и слова Христовы: «сей родъ (родъ бѣсовскій) не исходитъ токмо молитвою и постомъ» (Матѳ. 17, 21)! Между тѣмъ мы видимъ теперь сколь справедливы эти слова и какъ правъ былъ Преосвящ. Епископъ Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ, говорившій: «Можно ли думать, что гдѣ нѣтъ поста и молитвы, тамъ уже и бѣсъ? Можно!» («Мысли на каждый день года» стр. 245). Развѣ не находится въ состояніи подлиннаго бѣснованія соврененное мнимо-христіанское человѣчество, самонадѣянно отвергнувшее единственно-вѣрное оружіе противъ темной бѣсовской силы — молитву и постъ? Развѣ не подлинное бѣснованіе все то, что дѣлается вотъ уже больше 36-ти лѣтъ на нашей несчастной родинѣ? Развѣ не самое настоящее бѣснованіе породило неслыханную еще въ исторіи человѣчества по своимъ ужасамъ и жестокости вторую міровую войну съ ея воздушными бомбардировками, а теперь готовитъ еще болѣе страшную третью міровую войну? Кто отвергаетъ подвигъ молитвы и поста, тотъ и неспособенъ творить ничего, кромѣ зла, и все его мнимое добро, если оно у него и есть, на самомъ дѣлѣ вовсе не добро, а то же зло, потому что, по словамъ Христовымъ: «Не можетъ древо зло плоды добры творити»: «собираютъ ли съ терновника виноградъ, или съ репейника смоквы?» (Матѳ. 7, 18. 16). «Берегитесь», говоритъ поэтому Христосъ Спаситель, «лжепророковъ, которые приходятъ къ вамъ въ овечьей одеждѣ, а внутри суть волки хищные» (Матѳ. 7, 15).

Увы! Эти лжепророки, отвергающіе значеніе подвига молитвы и поста въ христіанствѣ, и учащіе христіанъ не отвергаться міра, лежащаго во злѣ съ его страстями и похотями, но любить этотъ міръ, вопреки ясному ученію Слова Божія и Святыхъ Отцевъ, глубоко внѣдрились въ современное христіанское общество и имѣютъ уже въ немъ немалый успѣхъ. И это, конечно, неудивительно, ибо что можетъ быть прельстительнѣе мысли о ненужности подвига крестоношенія и о легкости спасенія безъ всякихъ трудовъ и подвиговъ?! Всего печальнѣе, что такіе лжепророки умножаются теперь во всѣхъ православныхъ помѣстныхъ церквахъ, выдвигаются на руководящія должности и высшіе церковные посты и, производя раздѣленія и расколы въ своей собственной православной средѣ, ратуютъ за «экуменическое» сближеніе и единеніе съ болѣе близкими имъ по духу протестантами и сектантами, причемъ не стыдятся даже публично дѣлать заявленія въ родѣ того, что «для сближенія съ протестантами намъ надо отбросить монашескій аскетизмъ Православія». Воочію исполняются такимъ образомъ слова великаго Апостола о томъ, что «въ послѣднія времена отступятъ нѣцыи отъ здравыя вѣры, внемлющи духовомъ лестчимъ» (1 Тим. 4, 1).

Это уже явное отступленіе, явная измѣна св. Православію. Ибо одно дѣло, когда человѣкъ грѣшитъ по немощи естества своего, и затѣмъ кается, оплакиваетъ грѣхъ свой, а совѣмъ другое, — когда онъ, грѣша нераскаянно, тщится найти принципіальное обоснованіе своего грѣха и изобрѣтаетъ даже цѣлое міровоззрѣніе, оправдывающее его грѣхъ. Вотъ это-то самое міровоззрѣніе, не желающее видѣть въ христіанствѣ подвига крестоношенія, подвига борьбы со своими страстями и похотями, все болѣе и болѣе дерзко поднимаетъ свою голову. Оно увлекаетъ многихъ современныхъ слабодушныхъ и теплохладныхъ христіанъ на широкій и пространный путь — путь погибели, по словамъ Христовымъ. Оно страшнѣе и зловреднѣе древнихъ ересей, осужденныхъ Церковью на Вселенскихъ Соборахъ, ибо лицемѣрно скрываетъ себя подъ «овчими одеждами» мнимо-христіанской любви, и хитросплетенными льстивыми извращеніями поражаетъ ближе всего касающійся насъ христіанскій догматъ — ученіе о нашемъ спасеніи черезъ послѣдованіе за Христомъ путемъ крестоношенія и самораспятія.

«Блюдите» же, братіе, «како опасно хóдите!» ибо по-истинѣ «дніе лукави суть» нынѣ, болѣе, чѣмъ когда-либо прежде (Ефес. 5, 15-16). Какъ нѣкогда сатана попытался использовать безкорыстныя чувства Петра, чтобы отклонить Самого Господа Іисуса Христа отъ спасительнаго для людей крестнаго подвига (Матѳ. 16, 21-23), такъ и теперь тотъ же сатана пытается черезъ далеко не безкорыстныхъ своеумниковъ отвлечь современныхъ христіанъ отъ единственно-спасительнаго пути — подражанія Подвигоположнику Христу въ крестоношеніи и самораспятіи. Наблюдая дѣятельность этихъ лжеучителей и видя плоды ихъ трудовъ, мы можемъ съ увѣренностью сказать, что это несомнѣнно — наемные слуги враговъ нашей святой вѣры и Церкви, ставящихъ своей задачей извнутри разложить нашу Церковь и такимъ образомъ разрушить ее. Этого мы не боимся, ибо знаемъ обѣтованіе Божественнаго Основателя Церкви, что «врата адова не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18), но за себя, за ближнихъ своихъ мы должны бояться, какъ бы не поддаться намъ сатанинскому искушенію и не отпасть отъ единенія съ истинною Церковью, проповѣдующей единственно-спасительный путь, заповѣданный намъ Словомъ Божіимъ — путь крестоношенія.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 41-47.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0