Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Свято-Троицкая Духовная семинарія — ея значеніе, цѣли и задачи.
— Слово Ректора Семинаріи Архим. Аверкія. —

Ваше Высокопреосвященство, Всечестные отцы и братіе, дорогіе гости!

Сегодня наша Св. Троицкая Духовная Селинарія торжественно празднуетъ окончаніе четвертаго учебнаго года со дня своего основанія. И въ этотъ радостный для насъ день я, какъ новозначенный ректоръ, считаю своимъ сыновнимъ долгомъ въ первую очередь привѣтствовать Васъ, Высокопреосвященнѣйшій Владыко, какъ основателя Семинаріи. Мы знаемъ, что наша Семинарія это — Ваше любимое дѣтище и ясно представляемъ себѣ, какую радость должны Вы испытывать, видя, какъ наша Семинарія, съ каждымъ годомъ растетъ и крѣпнетъ, восходя отъ силы въ силу. Привѣтствую съ общимъ нашимъ торжествомъ всѣхъ отцовъ и господъ преподавателей Семинаріи, а также и дорогихъ нашихъ учащихся. Въ особенности же почитаю своимъ долгомъ привѣтствовать сегодня о.о. тростистовъ, съ Всечестнымъ о. архимандритомъ Пантелеимономъ во-главѣ, которому, какъ строителю монастыря, наша Семинарія обязана прочной матеріальной базой, необходимой для ея существованія. Привѣтствую и всѣхъ дорогихъ нашихъ гостей, которые собрались здѣсь для того, чтобы раздѣлить съ нами наше торжество.

Въ нынѣшній торжественный день я считаю весьма благовременнымъ и общеполезнымъ — обрисовать значеніе, цѣли и задачи нашей Семинаріи, какъ они представляются намъ въ свѣтѣ Слова Божія, ученія Святыхъ Отцовъ, свидѣтельствъ Исторіи Церкви и требованій окружающей насъ современной жизни.

Запомнимъ прежде всего, что наша Св. Троицкая Семинарія это единственное духовно-учебное заведеніе въ нашей Русской Зарубежной Церкви.

Но нужна ли она?

Не излишняя ли это роскошь для насъ имѣть Семинарію?

Вѣдь и безъ окончанія Семинаріи у нась часто рукополагаютъ теперь новыхъ священниковъ. Дѣйствительно ли такъ необходимо кандидатамъ священства имѣть духовное образованіе?

Ясный и исчерпывающій отвѣтъ даетъ намъ на этотъ вопросъ прежде всего Слово Божіе. Самъ Господь Іисусъ Христосъ неоднократно говоритъ о Себѣ въ Евангеліи, что Онъ есть «Свѣтъ міру». Св. Ап. и Евангелистъ Іоаннъ Богословъ называетъ Его «Свѣтомъ Истиннымъ, просвѣщающимъ всякаго человѣка, грядущаго въ міръ». И Онъ дѣйствительно, какъ мы видимъ въ Евангеліи, пришелъ именно для того, чтобы «просвѣтить во тьмѣ сѣдящихъ».

Что же дѣлалъ Онъ для этого просвѣщенія въ теченіе всѣхъ, болѣе, чѣмъ трехъ лѣтъ Своего общественнаго служенія?

Онъ училъ. На это указываетъ намъ самое имя Его, съ которымъ обращались къ Нему люди: «Равви!», что значитъ: «Учитель». Онъ училъ — ходилъ и училъ: «училъ» по синагогамъ Галилеи, училъ каждодневно, когда бывалъ въ Іудеѣ, во храмѣ, училъ по домамъ, училъ на улицахъ, училъ въ пустыняхъ. Вспомнимъ, какъ томимые духовнымъ гладомъ послѣдовали за Нимъ въ пустыню сначала 5000 людей, а потомъ, нѣсколько позже — 4000, и Онъ, напитавъ ихъ пищей духовной Божественнаго Своего ученія, чудесно напиталъ ихъ потомъ, какъ бы въ награду за ихъ ревность, и пищей тѣлесной. Господь былъ «Учитель» — послѣдователи Его назывались «учениками». Отсюда ясно, что христіанство, принесенное на землю Воплотившимся Сыномъ Божіимъ, есть прежде всего и въ первую очередь —  у ч е н і е.   Ему надо   у ч и т ь с я.   Безъ того, чтобы научиться этому Божественному Ученію, нельзя и стать христіаниномъ, нельзя и жить по-христіански.

Поэтому понятно, что и избранныхъ учениковъ Своихъ Божественный Учитель послалъ тахже   у ч и т ь.   «Шедше научите вся языки», такую заповѣдь далъ Онъ имъ передъ Своимъ вознесеніемъ на небо: «учаще ихъ блюсти вся, елика заповѣдахъ вамъ».

Чему бы ученики Господа могли учить людей, еслибы они сами прежде того не были научены? — Существуетъ ходячее мнѣніе, что Апостолы были люди простые, неученые. Такое утвержденіе справедливо только отчасти — постольку, поскольку Апостолы дѣйствительно не окончили никакой школы, никакой духовной семинаріи или академіи. Но развѣ можно забыть и не принимать во вниманіе того, что вѣдь ихъ больше трехъ лѣтъ училъ Самъ Господь, Божественный Учитель, Воплотившійся Сынъ Божій? Наука, полученная ими отъ Господа, развѣ не выше всякой, другой школьной науки? Какъ же можно называть ихъ людьми неучеными? Каждый изъ насъ развѣ не промѣнялъ бы со всей охотою и горячностью образованіе, полученное въ семинаріи или въ академіи, на то, чтобы учиться у Самого Господа, подобно Апостоламъ? Но увы! это теперь для насъ невозможно, а потому мы съ радостью должны использовать всякую возможность получить духовное образованіе хотя бы въ нашихъ духовныхъ школахъ, ибо и въ нихъ преподается то же Божественное ученіе, которое проповѣдывалъ, живя на землѣ, Самъ нашъ Божественный Учитель.

Враги образованія обыкновенно любятъ утверждать, что для проповѣдниковъ Слова Божія довольно благодатнаго озаренія отъ Духа Святаго, и весь успѣхъ Апостольской проповѣди объясняютъ исключительно тѣмъ, что на Апостоловъ въ день Пятидесятницы сошелъ Духъ Святый. Совершенно несомнѣнно то, что безъ сошествія Духа Святаго Апостолы не были бы тѣмъ, чѣмъ они стали, — вдохновенными и неустрашимыми благовѣстниками евангельскаго ученія по всей вселенной. Недаромъ день Пятидесятницы и называютъ «днемъ рожденія Церкви Христовой». Но вмѣстѣ съ тѣмъ неправильно думать, будто Духъ Святый Самъ Собой сообщаетъ человѣку какія-то совершенно новыя для него знанія, можетъ замѣнить недостающее ему образованіе. Конечно, въ первые вѣка христіанства бывали и чрезвычайные дары Святаго Духа, какъ напр. даръ языковъ и др., но, какъ правило, благодать Святаго Духа лишь одухотворяетъ человѣка, возвышаетъ естественныя силы и способности человѣка надъ ихъ естественными границами, — она «немощная врачуетъ и оскудѣвающая восполняетъ». По словамъ Самого Господа Іисуса Христа Духъ Святый обѣщанъ былъ Апостоламъ не для того, чтобы сообщить имъ какія-то совершенно новыя знанія и свѣдѣнія, а для того, чтобы «воспомянуть» имъ все то, чему Самъ Господь училъ ихъ во время Своей земной жизни и чего они безъ помощи Духа Святаго не въ силахъ были вполнѣ уразумѣть и усвоить.

Что же говоритъ Слово Божіе объ ученикахъ и Апостолахъ Господа? Чѣмъ они занимались въ первую очередь? Книга Дѣяній Святыхъ Апостоловъ, а затѣмъ и ихъ посланія свидѣтельствуютъ намъ, что они, исполняя въ точности повелѣніе Своего Божественнаго Учителя, прежде всего   у ч и л и.   Учили такъ же, какъ это дѣлалъ Самъ Господь, учили во храмѣ, учили въ синагогахъ, учили въ домахъ и на распутіяхъ дорогъ. Уча людей, великій Апостолъ языковъ Павелъ прошелъ насквозь всю тогдашнюю культурную Европу, побывавъ даже въ знаненитомъ аѳинсконъ ареопагѣ, состязаясь съ философами языческой древности, чѣмъ показалъ свою разностороннюю ученость, которая не мало способствовала успѣху его проповѣди. Изъ пастырскихъ посланій его мы убѣждаемся, что и преемникамъ своимъ Епископамъ и Пресвитерамъ св. Апостолы оставили ту же заповѣдь —  у ч и т ь   людей истинамъ христіанской вѣры.

Итакъ, для того, чтобы стать христіаниномъ, необходимо   у ч и т ь с я.   Тѣмъ болѣе необходимо   у ч и т ь с я   и   м н о г о   у ч и т ь с я   тому, кто хочетъ стать пастыремъ для того, чтобы   у ч и т ь   другихъ. И вотъ читая и изучая творенія великихъ Отцовъ Церкви, мы видимъ, какое громадное значеніе придавали они необходимости образованія для готовящагося стать пастыремъ. Сейчасъ нѣтъ у насъ времени, чтобы подробно говорить на эту тему. Мы приведемъ здѣсь только нѣкоторыя изреченія Отцевъ, которыхъ наша св. Церковь именуетъ Великими Вселенскими Учителями и Святителями, не находя въ своихъ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ достаточно словъ, чтобы достойно восхвалить ихъ.

Вотъ, напр., какого мнѣнія держался относительно образованія св. Василій Великій, Архіепископъ Кесаріи Каппадокійской, авторъ «Шестоднева» и многихъ другихъ замѣчательныхъ твореній, краснорѣчиво свидѣтельствующихъ о его многосторонней образованности. «Не должно унижать образованія», говоритъ онъ въ своемъ похвальномъ словѣ своему другу и сподвижнику св. Григорію Богослову, «какъ разсуждаютъ объ этомъ нѣкоторые: напротивъ, надобно признать глупыми и невѣжественными тѣхъ, кто, держась такого мнѣнія, желали бы всѣхъ видѣть подобными себѣ и избѣжать обличенія въ невѣжествѣ».

А вотъ и мнѣніе самого св. Григорія Богослова, котораго св. Церковь за его глубокое проникновеніе въ тайны нашей св. вѣры именуетъ «умомъ кранѣйшимъ». Говоря о необходимости самой серьезной подготовки кандидатовъ священства, онъ высказывалъ слѣдующую мысль: «Положимъ, иной непороченъ и взошелъ на верхъ добродѣтели: все еще я не вижу, какимъ запасшись знаніемъ, на какую понадѣявшись силу, отважится онъ на такое начальство. Ибо править человѣкомъ, самымъ хитрымъ и измѣнчивымъ животнымъ, по моему мнѣнію, дѣйствительно есть искусство изъ искусствъ и наука изъ наукъ. Брать на себя трудъ учить другихъ, пока самъ еще не научился достаточно, по моему мнѣнію, свойственно только людямъ крайне неразумнымъ и дерзкимъ». «Большое невѣжество такъ думать!» Тѣмъ, кто ссылался на простоту Апостоловъ св. Григорій говорилъ, что они находились «подъ особеннымъ дѣйствіемъ благодати». Съ горечью говорилъ онъ о скоропалительныхъ рукоположеніяхъ неподготовленныхъ къ своему высокому и отвѣтственному служенію священниковъ: «Мы сразу создаемъ священниковъ и повелѣваемъ имъ быть мудрыми, хотя они не владѣютъ никакою мудростью».

Особенно сильно говоритъ о необходимости самаго тщательнаго и разносторонняго образованія для желающаго принять на себя великій и многотрудный подвигъ священства въ своихъ замѣчательныхъ, поистинѣ классическихъ «Шести словахъ о священствѣ» «златословесная ластовица», какъ умиленно-любовно именуетъ его наша св. Церковь, великій столпъ и наставникъ благочестія св. Іоаннъ Златоустъ. Приписывая особенный успѣхъ проповѣди св. Апостола Павла его глубокой богословской учености и риторскому искусству, въ лучшемъ смыслѣ этого слова, св. Златоустъ, заключаетъ: «Какимъ образомъ кто-либо, оставаясь невѣждою, будетъ обличать противниковъ вѣры и заграждать имъ уста? Мы сами обезображиваемъ священство, поручая его людямъ вовсе неопытнымъ, которые на ввѣренный имъ народъ навлекаютъ множество золъ».

Великій отецъ западной Церкви св. Амвросій Медіоланскій, принявшій санъ Епископа неожиданно для самого себя и не готовившійся поэтому къ этому отвѣтственному служенію, хотя и имѣвшій блестящее свѣтское образованіе, остро почувствовалъ, какъ необходимо богословское образованіе добросовѣстно относящемуся къ своимъ обязанностямъ пастырю. Всю жизнь онъ потомъ усиленно работалъ надъ своимъ собственнымъ духовнымъ самообразованіемъ и былъ, вслѣдствіе этого, чрезвычайно строгъ ко всѣмъ ищущимъ священства, (какъ мы это видимъ изъ его замѣчательнаго творенія: «De officiis ministrorum»), требуя отъ нихъ самой тщательной подготовки.

Столь же строгимъ и требовательнымъ былъ въ этомъ отношеніи и другой великій западной Церкви св. Григорій Двоесловъ, Папа Римскій, какъ это видно изъ его знаменитаго «Пастырскаго Правила».

Всѣ эти великіе отцы Церкви, какъ и многіе другіе, которыхъ мы здѣсь за краткостью времени не упоминаемъ, сами отличались высокой образованностью. Будучи воспитаны еще съ дѣтскихъ лѣтъ въ своихъ семьяхъ въ строго-христіанскомъ духѣ, они не чуждались и тогдашняго, еще языческаго, свѣтскаго образованія, учась въ лучшихъ философскихъ школахъ того времени и у знаменитыхъ риторовъ, къ каковымъ надо отнести, напр., учителя св. Іоанна Златоуста языческаго ритора Ливанія, мечтавшаго даже сдѣлать св. Іоанна своимъ преемникомъ.

Исторія Церкви ярко и выразительно свидѣтельствуетъ о томъ, какую поистинѣ великую и неоцѣнимую услугу вѣрѣ христіанской, въ дѣлѣ ея торжества надъ разными заблужденіями и лжеученіями, оказали именно эти многоученые и всесторонне образованные витіи церковные — великіе святители и учители, подлинные столпы Церкви, столпы Православія, основанія и утвержденія вѣры нашей, какъ благодарно именуетъ ихъ наша св. Церковь въ своихъ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ.

Такъ было на протяженіи ряда вѣковъ. Наше время требуетъ не меньшей, а, можетъ быть, даже еще большей подготовки со стороны желающаго стать пастыремъ. Какъ будетъ современный пастырь бороться противъ все растущаго и дерзко подымающаго голову безбожія и матеріализма, противъ все болѣе и болѣе размножающихся сектъ, нагло искажающихъ великія и святыя истины христіанства, безъ серьезной богословской подготовки, безъ основательнаго всесторонняго образованія?

Но при этомъ, что особенно важно и что особенно необходимо твердо помнить: это образованіе не должно быть чисто-внѣшнимъ, формальнымъ, схоластическимъ и раціоналистическимъ, но непремѣнно должно соединяться съ соотвѣтствующимъ воспитаніемъ   с е р д ц а   и   в о л и   въ духѣ подлиннаго христіанскаго благочестія. Внѣшнее образованіе и внутренняя работа надъ воспитаніемъ сердца и воли должны идти параллельно. А это мы и имѣемъ, къ счастью, въ нашемъ Св. Троицкомъ монастырѣ, что для насъ особенно дорого.

Наша Семинарія совершенно особаго типа. Она не похожа на тѣ семинаріи, которыя были прежде у насъ въ Россіи. Воспитанники ея живутъ въ монастырѣ и подчиняются всѣмъ требованіямъ строго-аскетическаго монастырскаго режима, наравнѣ со всѣми монахами. Это отнюдь не значитъ, что мы всѣхъ поступающихъ къ намъ въ Семинарію принуждаемъ къ принятію монашества. Каждый оканчивающій Семинарію самъ свободно избираетъ для себя путь своей дальнѣйшей жизни, своего служенія Богу и Церкви: путь монашества или путь служенія въ міру. Но всѣ кандидаты священства, какой бы путь жизни и служенія для себя они ни избрали потомъ, по нашему глубокому убѣжденію, должны пройти курсъ монашескаго воспитанія ума, воли и сердца.

По мудрому разъясненію великаго отца Церкви св. Іоанна Златоуста, міряне отличаются отъ монаховъ только тѣмъ, что имъ позволена супружеская жизнь. Но въ самомъ по себѣ духѣ подлиннаго христіанскаго благочестія нѣтъ и не можетъ быть никакой разницы между мірянами и монахами.

Развѣ Божественный Учитель нашъ Христосъ принесъ одно ученіе для монаховъ, а другое — для мірянъ?

Развѣ евангельское ученіе имѣетъ обязательную силу и значеніе не для всѣхъ христіанъ одинаково, какъ для мірянъ, такъ и для монаховъ?

Только люди; чуждые подлиннаго евангельскаго духа, духа Христова, пытаются провести непереходимую черту между мірянами и монахами. Между тѣмъ, если чего недостаетъ современнымъ мірянамъ для того, чтобы они были истинными христіанами, а не именовались только таковыми, то это именно воспитанія въ подлинно-христіанскомъ — монашескомъ духѣ. А болѣе всего недостаетъ этого современнымъ пастырямъ, все болѣе и болѣе омірщающимся и начинающимъ сливаться съ міромъ симъ, во злѣ лежащимъ, вмѣсто того, чтобы возводить его отъ тьмы грѣховной къ свѣту Христову, въ чемъ именно и должно состоять назначеніе подлиннаго пастыря.

Какъ свидѣтельствуетъ безпристрастная исторія, монастыри и монашество на протяженіи вѣковъ были опорою Церкви. Кто спасалъ Церковь въ эпоху страшныхъ потрясеній, переживаемыхъ ею отъ нападенія всякаго рода еретиковъ и лжеучителей, какъ не ученые монахи, которые выработали ясно формулированное догматическое ученіе Церкви и дали ея устройству твердыя каноническія обоснованія?

До самаго послѣдняго времени, когда началось у насъ подъ вліяніемъ занесенныхъ къ намъ пагубныхъ плодовъ эпохи такъ называемаго «Возрожденія», или гуманизма, обмірщеніе жизни, «секуляризація», или въ сущности постепенный отходъ отъ Церкви и отъ Божественныхъ завѣтовъ Христовыхъ, монастыри были очагами и свѣточами подлиннаго духовнаго просвѣщенія. Духовное образованіе, наряду съ главнымъ дѣланіемъ монаха — «умнымъ дѣланіемъ», или непрестанной умно-сердечной молитвой, вмѣнялось каждому монаху съ самаго начала возникновенія монастырей. Такъ, извѣстно, что еще основатель и отецъ общежительнаго монашества преп. Пахомій Великій отъ каждаго поступавшаго въ его монастырь требовалъ изученія на память всего Новаго Завѣта и Псалтири. Главнымъ послушаніемъ монаховъ во всѣ времена было списываніе книгъ, благодаря чему только и сохранились до нашего времени цѣннѣйшія творенія великихъ отцовъ Церкви и духовныхъ наставниковъ христіанскаго подвижничества. При монастыряхъ устраивались школы, а со времени изобрѣтенія книгопечатанія стали печататься книги.

Пользуясь многовѣковыми уроками, которые даетъ намъ Исторія Христіанской Церкви, мы считаемъ, что наша главная цѣль — подготовка просвѣщенныхъ пастырей для Русской Зарубежной Церкви — наилучшимъ образомъ можетъ быть достигнута именно благодаря тому, что наша Семинарія помѣщается въ строгомъ общежительномъ монастырѣ и учащіеся въ ней воспитываются въ монашескомъ духѣ путемъ соотвѣтствующаго образованія ума, воспитанія сердца и закала воли въ ежедневныхъ монастырскихъ послушаніяхъ.

Все меньше и меньше остается лицъ, получившихъ духовное образованіе въ Россіи: они постепенно уходятъ отъ насъ въ иной, лучшій міръ. Мало остается лицъ, окончившихъ семинаріи и богословскія факультеты въ братскихъ славянскихъ странахъ Югославіи и Болгаріи, которыя теперь для насъ закрыты. Тѣмъ яснѣе становится великое значеніе для всей Русской Зарубежной Церкви нашего единственнаго духовно-учебнаго заведенія — Свято-Троицкой Духовноя Семинаріи. На нее ложится великая и отвѣтственная задача — подготовить   с м ѣ н у   отходящимъ.

Но главная задача нашей Семинаріи это — подготовка кадровъ ученаго монашества. Безъ таковыхъ у Церкви нѣтъ будущаго, ибо въ ученомъ монашествѣ главная опора Церкви.

Вотъ почему всѣ мы должны цѣнить нашу Семинарію, дорожить ею, беречь и хранить ее всячески, какъ зѣницу ока. Мы должны принять всѣ зависящія отъ насъ мѣры, приложить всѣ наши старанія, чтобы поднять ее во всѣхъ отношеніяхъ на максимальную высоту, дабы она могла съ успѣхомъ выполнять свое высокое и отвѣтственное назначеніе. Нашъ общій долгъ помнить, что отъ Свято-Троицкой Духовной Семинаріи, какъ единственнаго нашего духовно-учебнаго заведенія, въ значительной мѣрѣ зависитъ будущее нашей Русской Зарубежной Церкви, нашего многострадальнаго русскаго народа, въ разсѣяніи сущаго, и самой нашей родины, которая такъ будетъ нуждаться въ истинныхъ достодолжно подготовленныхъ пастыряхъ, если Богъ сподобитъ насъ на нее вернуться; мало того, рѣшусь сказать это съ дерзновеніемъ — зависитъ будущее всего человѣчества, поскольку судьбы его, какъ это становится теперь совершенно ясно, самымъ тѣснымъ образомъ фактически и таинственно-мистически связаны съ судьбами нашей родины.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 7-15.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0